Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности дорожного движения как основа предупреждения дорожно- транспортных преступлений'

Обеспечение безопасности дорожного движения как основа предупреждения дорожно- транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / TRAFFIC SAFETY / ROAD AND TRANSPORT CRIMES / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромашихин И. В.

Рассматривается современная ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также факторы, снижающие эффективность предупреждения дорожно-транспортных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC SAFETY AS A BASIS OF THE PREVENTION OF ROAD AND TRANSPORT CRIMES

In the clause the modern situation in the sphere of traffic safety and the factors reducing efficiency of the prevention of road and transport crimes are considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности дорожного движения как основа предупреждения дорожно- транспортных преступлений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И.В. РОМАШИХИН,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: romashihin2000@ram bler.ru

Аннотация. Рассматривается современная ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также факторы, снижающие эффективность предупреждения дорожно-транспортных преступлений.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные преступления, предупреждение преступлений.

TRAFFIC SAFETY AS A BASIS OF THE PREVENTION OF ROAD AND TRANSPORT CRIMES

I.V. ROMASHIHIN,

postgraduate of criminology chair of Moscow university of MIA Russia

Annotation. In the clause the modern situation in the sphere of traffic safety and the factors reducing efficiency of the prevention of road and transport crimes are considered.

Keywords: traffic safety, road and transport crimes, crime prevention.

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России, так как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы тысячи человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Специалисты оценивают его в 2,2—2,6% валового внутреннего продукта страны1.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пеше-

хода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое — водитель, не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% всех происше-

1 Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: мо-ногр. // под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ствий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны, можно сказать, что она остается весьма напряженной. Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2010 г. произошло 199 431 ДТП, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения.

Сложившееся положение дел усугубляется тем, что 11 845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этого 1954 (-15,4%) человек погибли, а 17 280 (-4,6%) получили ранения. Следует подчеркнуть, что 70% — это лица трудоспособного возраста, и можно рассчитать, что обществу причиняется колоссальный убыток в сумме, превышающей 200 млрд руб. в год2.

Кроме того, в 2010 г. на 1,5% увеличилось количество ДТП с участием детей — 20 262 случая, в результате 898 (-1,8%) детей погибли, а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения.

Еще более критическая ситуация складывается на дорогах в городах-мегаполисах. На их долю приходится практически три четверти (73%) всех ДТП. Так, например, в Москве в 2010 г. зафиксировано 11 757 аварий (-5,5%), унесших жизни 763 человек. При этом в Московской области общее количество ДТП меньше — 10 659 аварий, но общая тяжесть последствий выше почти втрое — в этих авариях погибли 1844 человека.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области произошло 10 853 аварии, в которых погибли 965 человек.

Связано это и с высокими темпами автомобилизации, и с несоответствием в 2—3 раза улично-дорожной сети города фактической интенсивности транспортных потоков, и с низким техническим состоянием транспортных средств. Но в значительной степени положение с аварийностью все-таки определяется уровнем подготовки участников дорожного движения (в первую очередь водителей) и их отношением к необходимости соблюдения действующих правил. Как показывают исследования, качество подготовки водителей остается низким — каждый третий кандидат (35,9%) не сдает квалификационный экзамен с первого раза.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние восемь лет количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются:

1) постоянно возрастающий мобильностью населения;

2) уменьшением перевозок общественным транспортом и увеличением перевозок личным транспортом;

3) нарастающий диспропорцией между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Так, современный уровень обеспечения автомобилями в мегаполисах уже превысил 200 шт. на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60—100 шт. на 1 тыс. жителей3.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще4.

Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, коорди-

2 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 399.

3 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.» // Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100; СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

4 Там же.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

нации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.

Сформировавшаяся система обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.

Кроме того, неэффективным является использование реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, на-

правленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в мегаполисах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.

В свою очередь, система организации прибытия на место ДТП и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, также неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55% общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.

Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения в целях формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.

Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:

♦ высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 г. ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 38—40 тыс. человек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тыс.;

♦ значительной долей людей наиболее актив-

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ного трудоспособного возраста (26—40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;

♦ продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в мегаполисах;

♦ низким уровнем безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения»5 от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ безопасность дорожного движения определяется как состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно административно-политическое управление, осуществляется в том числе в объеме своей компетенции Министерством внутренних дел Российской Федерации. Решение задач, поставленных перед МВД

России в указанной сфере, осуществляется через деятельность структурных подразделений с помощью правовых и организационных средств, реализация которых направлена на укрепление правопорядка и обеспечение безопасности в области дорожного движения. Следует отметить, что во многом поставленные перед МВД России задачи по обеспечению безопасности дорожного движения реализуются через органы внутренних дел.

Все эти обстоятельства, требующие специального изучения, а также рассмотрение комплекса криминологических решений, направленных на повышение эффективности противодействия дорожно-транспортным преступлениям органами внутренних дел, обусловливают актуальность проблемы предупреждения органами внутренних дел дорожно-транспортных преступлений и минимизацию их социальных последствий.

5 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРИКОСНОВЕННОСТИ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ ОТ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Л.А. РУДОЙ,

соискатель кафедры уголовного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: batkolina@mail.ru

Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор Л. Д. Гаухман

Аннотация. Предпринята попытка отграничить соучастие в преступлении (пособничество — ч. 5 ст. 33 УК РФ) от прикосновенности к преступлению (укрывательства преступления — ст. 316 УК РФ) с учетом объективного фактора, который выражается в том, что при наличии соучастия в преступлении обязательно образуется причинная связь между действием пособника и действием исполнителя преступления, а при прикосновенности в форме укрывательства она отсутствует, и субъективного фактора, который выражается в наличиеи виновной связи и соответственно ее отсутствии при прикосновенности к преступлению.

Ключевые слова: прикосновенность к преступлению, соучастие в преступлении, укрывательство, пособничество.

SEPARATION OF THE INVOLVEMENT IN THE CRIME FROM THE CRIMINAL COMPLICITY IN THE RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION

L.A. RUDOI,

associate University of Moscow Russian Interior Ministry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.