Научная статья на тему 'Объекты бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом: опыт Украины'

Объекты бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом: опыт Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОХОДЫ / КВОТЫ НА ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замула И.В., Кирейцева А.В.

Законодательство Украины содержит информацию рекомендательного характера по охране атмосферного воздуха. Одним из инструментов для осуществления указанных рекомендаций является бухгалтерский учет операций с атмосферным воздухом, что позволит на уровне субъекта хозяйствования владеть информацией для управления выбросами предприятия, обеспечивать очистку и обезвреживание вредных веществ, повысить эффективность производства, получать дополнительный доход от продажи избыточных квот, на уровне государства осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объекты бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом: опыт Украины»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.221:504.03

ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО ОПЕРАЦИЯМ С АТМОСФЕРНЫМ ВОЗДУХОМ: ОПЫТ УКРАИНЫ*

И. В. ЗАМУЛА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа и статистики E-mail: Irina-Zamula@yandex. ru

А. В. КИРЕЙЦЕВА,

старший преподаватель кафедры экологии E-mail: paliy_anna_82@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

Законодательство Украины содержит информацию рекомендательного характера по охране атмосферного воздуха. Одним из инструментов для осуществления указанных рекомендаций является бухгалтерский учет операций с атмосферным воздухом, что позволит на уровне субъекта хозяйствования владеть информацией для управления выбросами предприятия, обеспечивать очистку и обезвреживание вредных веществ, повысить эффективность производства, получать дополнительный доход от продажи избыточных квот, на уровне государства - осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха, объекты бухгалтерского учета, экологические расходы, экологические обязательства, экологические доходы, квоты на выбросы парниковых газов, устойчивое развитие.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

Высокий уровень загрязнения воздуха остается важной проблемой для Украины. Годовая концентрация пыли, окислов азота, формальдегида, диоксида серы и других веществ во многих городах превышает установленные нормативы. По состоянию на 2011 г. в атмосферу страны поступило 4,4 млн т загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения (рис. 1). Это на 53,7 % меньше, чем в 1990 г. за счет значительного сокращения объемов производства, но на 5,5 % больше, чем в 2010 г.

Анализ данных показал, что наблюдается тенденция роста объемов выбросов загрязняющих веществ. Основными загрязнителями воздуха страны были предприятия - производители электроэнергии, газа и воды (39 %), предприятия перерабатывающей и добывающей промышленности (соответственно 33 и 21 % вредных выбросов). Плотность выбросов от стационарных источников

10 000 9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

Рис. 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в Украине за 1990-2011 гг. [4]

загрязнения в расчете на 1 км2 территории страны составила 7,2 т вредных веществ, а на одного человека - 95,7 кг, вредное воздействие которых определяется в соответствии с предельно допустимой концентрацией каждого загрязняющего вещества в определенном объеме атмосферного воздуха.

Украина занимает 19-е место по наибольшему количеству выбросов парниковых газов. Выбросы парниковых газов в Украине значительно снизились после 1990 г. (базовый год) в связи с упадком экономической активности в этот период. Однако в дальнейшем выбросы парниковых газов начали снова расти, и в настоящее время Украина продолжает оставаться одной из стран, где уровень выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта среди стран Содружества Независимых Государств является наибольшим и составляет 6,3 кг углекислого газа (в России - 4,8 кг) [3]. Ведение статистического учета выбросов углекислого газа предприятиями Украины было начато после ратификации Киотского протокола в 2004 г. Динамика выбросов углекислого газа за 2004-2011 гг. приведена на рис. 2.

Так, количество углекислого газа в атмосферном воздухе в 2011 г. достигло 202,2 млн т, что на 19 % больше по сравнению с данными 2010 г. По данным Межправительственной комиссии по изменению климата, если не стремиться к уменьшению выбросов парниковых газов, основным из которых является углекислый газ, то к 2100 г. их уровень составит от 650 до 970 млн т, что повлечет повышение средней температуры на 6°С по сравнению

с уровнем 1990 г. и приведет к катастрофическим последствиям глобального характера.

Такая ситуация обусловлена следующими факторами:

- невыполнением предприятиями-загрязнителями в установленные сроки мероприятий по снижению объемов выбросов до нормативного уровня;

- низкими темпами внедрения современных технологий очистки выбросов;

- отсутствием эффективной очистки выбросов предприятий от газообразных примесей.

Устранение влияния каждого из перечисленных факторов зависит от действий управленческого персонала, а соответственно, и от его осведомленности. Организация бухгалтерского учета операций, связанных с атмосферным воздухом на предприятиях, является действенным инструментом улучшения состояния атмосферного воздуха с целью предоставления необходимой информации для управления им, а также для повышения экологической безопасности на макроуровне.

Бухгалтерский учет операций с атмосферным воздухом в своих работах исследовала российская ученая Е. В. Ильичева, наработки которой содержатся в организации торговли квотами в рамках Киотского протокола и разработке методологии оценки, организации и ведения учета сертификатов сокращения выбросов углекислого газа.

Формированием новых объектов бухгалтерского учета, связанных с экологической деятель-

250 200

150 100

50 0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Динамика выбросов углекислого газа стационарными источниками загрязнения в Украине за 2004-2011гг [4]

ностью, занимались такие украинские ученые, как А. А. Божченко, Ф. Ф. Ефимова, Н. А. Голуб, Н. М. Малюга, В. А. Межерин, Л. Г. Мельник, В. З. Папинко, Н. Е. Потапенко и др. Однако вопросы формирования объектов бухгалтерского учета операций по охране атмосферного воздуха требуют дополнительного исследования.

Целью исследований являются определение и формирование объектов бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха требует от Украины действенных мер по ее решению. Для обеспечения охраны и использования атмосферного воздуха в 1992 г. в Украине был принят закон Украины «Об охране атмосферного воздуха», направленный на:

- сохранение и восстановление естественного состояния атмосферного воздуха;

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности;

- обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного влияния атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую среду [7].

Законом Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются экологические нормы, правила, требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения и обеспечения экологической безопасности.

Согласно закону Украины «Об охране атмосферного воздуха» предприятия, учреждения и организации различных форм собственности, деятельность которых связана с воздействием на атмосферный воздух, должны принимать соответствующие меры с целью уменьшения вредного химического, физического, биологического и другого влияния на атмосферный воздух, оказывать влияние на атмосферный воздух в пределах разрешений на выбросы загрязняющих веществ, осуществлять контроль за объемами и составом загрязняющих веществ, платить вовремя и в полном объеме экологический налог, обеспечивать эффективную и бесперебойную работу очистного оборудования, сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой, а также проводить работу по уменьшению выбросов парниковых газов.

Однако на сегодняшний момент положения закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» украинскими предприятиями не выполняются. По мнению авторов, это связано с отсутствием действенной системы бухгалтерского учета и контроля за операциями с атмосферным воздухом.

Согласно ст. 31 закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» государственному учету подлежат:

- объекты, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха;

- виды и объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

- виды и степени влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.

Субъекты хозяйствования получают указанные показатели по результатам учета влияния своей деятельности на атмосферный воздух и раскрывают в статистической отчетности. Также для управления важна информация о расходах на охрану атмосферного воздуха, которая формируется в системе бухгалтерского учета.

По мнению авторов, с помощью бухгалтерского учета субъекты хозяйствования могут уменьшать негативное воздействие своей деятельности на атмосферный воздух, что положительно повлияет на результаты их хозяйствования с экологической точки зрения и на экологическое состояние страны в целом.

Учетное обеспечение реализации основных положений закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» приведено в табл. 1.

Проведенный анализ показал, что для выполнения основных положений закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» необходимо отображать в бухгалтерском учете операции, связанные с атмосферным воздухом, а также его охраной от загрязнения, сформировать организацию и методику бухгалтерского учета таких операций, определить порядок формирования и раскрытия информации о загрязнении атмосферного воздуха в отчетности предприятия.

С целью поиска путей стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы вредного антропогенного воздействия на климат в целом,

Таблица 1

Влияние основных положений закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» на бухгалтерский учет

№ п/п Положение закона Учетное обеспечение

1 Субъектами охраны и права пользования атмосферным воздухом являются предприятия Закрепление операций с атмосферным воздухом как объекта бухгалтерского учета

2 Осуществление субъектами организационно-хозяйственных, технических и других мероприятий по обеспечению выполнения требований, предусмотренных стандартами и нормативами экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ и т. п. Раскрытие информации о загрязнении атмосферного воздуха. Закрепление операций по охране атмосферного воздуха как объекта бухгалтерского учета

3 Осуществление субъектами производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в процессе их хозяйственной и иной деятельности, если она оказывает вредное влияние на состояние атмосферного воздуха Раскрытие информации о загрязнении атмосферного воздуха

4 Принятие субъектами мер по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и влияния физических факторов Методика бухгалтерского учета расходов на охрану атмосферного воздуха. Раскрытие информации о загрязнении атмосферного воздуха

5 Своевременная и в полном объеме уплата субъектами экологического налога Раскрытие информации о загрязнении атмосферного воздуха

6 Обеспечение субъектами бесперебойной эффективной работы и поддержка в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней влияния физических и биологических факторов Методика учета расходов на очистку выбросов в атмосферный воздух

7 Осуществление субъектами контроля за объемами и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями физического воздействия и ведения их постоянного учета Определение порядка формирования информации о загрязнении атмосферного воздуха

в 1992 г. на конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде в Рио-де-Жанейро 155 государств, в том числе и Украина, подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата [2]. Украина ратифицировала указанную конвенцию 25.10.1996 и в соответствии с процедурами ООН должна выполнять ее требования. Учетное обеспечение реализации основных требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата приведены в табл. 2.

Для обеспечения выполнения требований этой конвенции в бухгалтерском учете необходимо отражать операции с атмосферным воздухом и формировать информацию о влиянии деятельности предприятия на состояние атмосферного воздуха.

Рассмотрев отчет по устойчивому развитию корпорации «Оболонь» за 2010-2011 гг., авторы установили, что информация об атмосферном воздухе подается в описательной форме с указанием

основных загрязнителей атмосферного воздуха (тепловая станция, элеватор и автотранспорт) и решенных проблем по уменьшению выбросов (установка очистного оборудования, установка для улавливания тепловых газов, перевод парка грузовых автомобилей с газа и топлива на электричество) [1]. Но такая информация является общей, и сделать выводы о вредности влияния предприятия на состояние атмосферного воздуха невозможно. Это связано с отсутствием ведения бухгалтерского учета операций, связанных с воздействием на атмосферный воздух, что и делает невозможным предоставление полной информации о мерах по охране атмосферного воздуха.

Таким образом, раскрытие информации о загрязнении и очистке атмосферного воздуха с целью удовлетворения информационных потребностей внутренних и внешних пользователей может быть реализовано через отражение в бухгалтерском учете операций с атмосферным воздухом.

Таблица 2

Влияние на бухгалтерский учет основных требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата

№ п/п Требование согласно Рамочной конвенции Учетное обеспечение

1 Предоставление информации об антропогенных выбросах для базовых лет Раскрытие информации о расходах на очистку атмосферного воздуха от парниковых газов

2 Предоставление реестров своих антропогенных выбросов по источникам и удаление с помощью очистных сооружений

3 Предоставление информации относительно деталей национальной политики и мер, принятых с начала базового года, которые привели к уменьшению выбросов парниковых газов

В своих трудах Е. В. Ильичева большое внимание уделяет формированию новых объектов бухгалтерского учета для обеспечения выполнения требований Киотского протокола и выделяет такие объекты, как:

- экологические обязательства по выбросам парниковых газов;

- экологические затраты на уменьшение выбросов парниковых газов;

- квоты на выбросы парниковых газов;

- сертификаты сокращения выбросов;

- экологический фонд.

В Украине отсутствуют методология и методика отражения в системе бухгалтерского учета операций с атмосферным воздухом как объекта бухгалтерского учета.

Проведя анализ последних наработок по формированию объектов учета экологической деятельности, авторами был предложен перечень объектов по операциям с атмосферным воздухом, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете (рис. 3).

В результате исследований выделены четыре объекта бухгалтерского учета, которые обеспечат формирование информации об операциях с атмосферным воздухом предприятия.

Экологические расходы по операциям с атмосферным воздухом. Экологическая деятельность предприятия связана с соответствующими расходами, которые влияют на экономические показатели работы предприятия. По данным Госкомстата Украины [4], ежегодно в Украине возрастают общие расходы на охрану атмосферного воздуха (рис. 4).

Так, в 2011 г. общая сумма расходов на охрану атмосферного воздуха составила 4 010,8 млн грн., что на 38,8 % превышает уровень 2010 г. (2 454,8

млн грн.) и на 42,4 % - уровень 2009 г. (2 308 млн грн.).

С целью охраны атмосферного воздуха и климата предприятия осуществили 486 мероприятий, на которые было потрачено 587,4 млн грн. В результате анализа статистических данных было установлено, что основным источником финансирования охраны атмосферного воздуха являются средства субъектов хозяйствования. Так, в 2011 г. на капитальные инвестиции было потрачено:

- собственных средств предприятий - 66,6 %;

- средств государственного и местных бюджетов - 9,8 % (из них средств государственных и местных фондов охраны окружающей среды -5,0 %).

На текущие расходы было потрачено:

- собственных средств предприятий - 96,3 %;

- средств государственного и местных бюджетов - 3,6 % (из них средств государственных и местных фондов охраны окружающей среды -0,5 %);

- из других источников финансирования (банковские кредиты, инвестиции и т. д.) - 23,6 и 0,1 % соответственно.

Сумма таких расходов у большинства предприятий существенна, но в настоящий момент бухгалтерский учет расходов по операциям с атмосферным воздухом не ведется, что приводит к отсутствию достоверных учетных данных о размерах, направлениях и видах расходов на охрану атмосферного воздуха предприятий.

Экономически развитые страны стараются не экономить на расходах, связанных с охраной природы, но и у них возникают проблемы по отражению экологических расходов в системе бухгалтерского учета и отчетности. Ситуация усугубляется еще и тем, что поступление загрязняющих веществ в

Рис. 3. Объекты бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом

атмосферный воздух в результате деятельности субъектов хозяйствования за счет трансграничного переноса может охватыватьболылое пространство. Например, оксиды серы могут переноситься потоками воздуха нарасстояние до 1000 км и содержаться в атмосферном воздухе до5суток.Такимобр&юм, оксвды серы, превращаясь в кислоты, попа-д£шэт в почвуи повершюстныеводы в виде слабых растворов серной и сернистой кислот, что приводит к загрязнению территорий других регионов и госу- на охрану атмосферного воздуха предприятия дарств. Кислотные дожди в свою очередь являются является актуальным вопросом и одним из путей проблемой глобального характера. достижения глобальных целей стран мира.

Таким образом, разработка классификации Экологические обязательства по операци-

и методики бухгалтере кого отраккния расходов ям с атмосферным воздухом. Согласно закону

5000 г

4000

т

| . 3000 о I * £

£

та

а. га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> и

2000 1000 0

1 1

2009 2010 2011

Рис. 4. Динамика расходов на охрану атмосферного воздуха за2009-2011 гг.

Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязательства - это задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды [6].

Экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом могут возникать при:

- осуществлении основной деятельности (оплата экологического налога по операциям с атмосферным воздухом);

- несоблюдении норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха, что влечет за собой уплату штрафов и исков;

- определенных действиях предприятия по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух (расчеты с учреждениями, которые предоставляют экологические услуги, расчеты с лабораториями по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

По данным Госкомстата Украины в 2011 г., сумма уплаты экологического налога за выбросы в атмосферный воздух составила 1 438,0 млн грн., а сумма штрафных санкций за нарушение экологического законодательства составила 132,78 млн грн., что является значительными показателями и требует управления на уровне предприятия [4].

Следовательно, необходимо разработать направления построения аналитического учета, что позволит формировать информацию об экологических обязательствах по операциям с атмосферным воздухом с целью эффективного управления предприятием.

Экологические доходы от операций с атмосферным воздухом. По мнению авторов, источниками экологических доходов от операций с атмосферным воздухом являются:

- финансовые поступления на охрану атмосферного воздуха (средства из государственного и местного бюджетов, средства государственного и местных фондов охраны окружающей среды);

- средства от продажи продукции, которая образовалась при очистке отходящих газов;

- средства от экономии сырья и природных ресурсов за счет внедрения малоотходных технологий, которые уменьшают выбросы в атмосферный воздух.

Экологические доходы как объект бухгалтерского учета менее очевидны, чем расходы, что связано с вероятностным, по мнению владельцев капитала, характером получения таких доходов. Другими словами, экологические расходы не совпадают во времени с экологическими доходами. Разрыв между указанными событиями значителен. Это приводит к отсутствию заинтересованности предприятий в экологической деятельности. Еще одна причина приведенного утверждения - это отсутствие мгновенного экологического ущерба, т. е. предприятие получает в текущем периоде прибыль и результатами своей деятельности формирует сложную экологическую, а следовательно, и экономическую ситуацию в стране и мире в целом. А расходы на устранение экологического ущерба зачастую значительно превышают прибыль, полученную от загрязнения атмосферного воздуха. Такая ситуация возникает при отсутствии экосоз-нания владельцев и работников предприятий.

Так, экологические доходы от операций с атмосферным воздухом значительно отличаются от других видов доходов в связи со сложностью их идентификации. Исключением являются доходы от продажи продукции, которая образовалась при очистке отходящих газов. В зависимости от вида экономической деятельности предприятия возможно использование методов улавливания вредных веществ при очистке газовых смесей для получения удобрений, кислот, серы и других ценных химических продуктов. Например, с помощью жидкофазного каталитического метода окисления диоксида серы в абсорбер, который орошается водным раствором солей железа или марганца, подается загрязненный диоксидом серы воздух. При поглощении раствором диоксидов серы из загрязненного воздуха образуется 20 %-ная серная кислота, которая содержит ионы железа или марганца. Она может быть использована в сельском хозяйстве как мелиоратор солонцов с содовым засолением.

При организации бухгалтерского учета таких видов продукции важными являются определение порядка их оценки, так как они образуются параллельно с выходом основной продукции или оказанием услуг, а также разработка методики их отражения в бухгалтерском учете.

Квоты на выбросы парниковых газов. В 1997 г. в Киото (Япония) был подписан Киотский прото-

кол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в котором предусматривается контроль за выбросами парниковых газов, поступающих от предприятий-загрязнителей. В 2004 г. Верховная Рада Украины приняла закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

Принятие Киотского протокола имеет большое значение не только как инструмент решения проблемы изменения климата, но и как один из механизмов роста экономики страны, так как он способствует модернизации основных фондов, стимулирует внедрение современных экологически чистых технологий, способствует повышению эффективности использования энергии и снижения энергоемкости производства, что на стадии внедрения предусматривает значительные капиталовложения.

В ноябре 1998 г. в Буэнос-Айресе состоялась конференция, на которой был рассмотрен вопрос о торговле квотами на выбросы парниковых газов. Страны получили квоты на выбросы, которыми они могут распоряжаться по собственному усмотрению: использовать для покрытия собственных выбросов, продавать или покупать. Эта схема является очень практичной, так как отдельные компании могут выбрасывать больше, чем определено квотой, только при условии, если они найдут другую компанию, которая выбрасывает меньше своей квоты и хочет продать свою избыточную квоту.

Важным является соблюдение следующего баланса:

Выбросы + Продажа - Покупка = Квота страны.

Исходя из вышеизложенного, еще одним важным объектом бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом являются квоты на выбросы парниковых газов. Возможность продажи и покупки свидетельствует о том, что квоты соответствуют категории «Запасы». В Положении (стандарте) бухгалтерского учета 9 «Запасы» под запасами следует понимать активы, содержащиеся для продажи при условиях обычной хозяйственной деятельности [5]. Запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

Установлено, что средства, полученные от торговли квотами, должны направляться на при-

обретение активов (оборотных и внеоборотных), погашение кредитов, модернизацию (реконструкцию) оборудования для уменьшения выбросов в атмосферу, финансирование экологических мероприятий (через целевые государственные фонды). По мнению авторов, квоты - это товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи. Такой же позиции придерживается Е. В. Ильичева.

Таким образом, еще одной важной задачей на пути к международному сотрудничеству для обеспечения устойчивого развития экономики является разработка организации и методики бухгалтерского учета квот на выбросы парниковых газов и операций с ними.

Выводы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения, особенно поступление с выбросами в атмосферный воздух парниковых газов, приобрела глобальный характер. Охрана атмосферного воздуха для обеспечения устойчивого развития экономики занимает одно из приоритетных мест в программных документах. Все это обуславливает необходимость поиска новых экономических инструментов в области охраны атмосферного воздуха, так как функционирование существующих инструментов не дает полной, достоверной, сопоставимой информации обо всех аспектах отрицательного воздействия промышленных предприятий на атмосферный воздух.

В результате исследований было выделено четыре объекта бухгалтерского учета по операциям с атмосферным воздухом, которые обеспечат формирование необходимой информации субъектами хозяйствования, такие как: экологические расходы, экологические обязательства, экологические доходы по операциям с атмосферным воздухом и квоты на выбросы парниковых газов.

Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что именно расходы и обязательства, обусловленные операциями с атмосферным воздухом, становятся настолько важными, что недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового состояния предприятий, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности. Это отражается на объективности и эффективнос-

ти принятия управленческих решений, формирующих экологическую способность субъектов, что может значительно изменять уровень риска, инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и в целом имидж предприятия.

Список литературы

1. Звгг 3i сталого розвитку корпорацп «Оболонь» 30 роив устху за 2010-2011 рр. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www.obolon.ua/rus.

2. Мик1евич М. М. Свропейське право нав-колишнього середовища: [навчальний пошбник] / М. М. Миюевич, Н. I. Андрусевич, Т. О. Будякова. Львiв, 2004. 256 с.

3. Нащональна доповщь Украши «Цш Розвитку тисячолiття: Укра1'на-2010». [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. undp. org. ua/ files/ua_53509MDGS_UKRAINE2010_UKR. pdf.

4. Офщшний сайт Держкомстату Укра1ни [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www. ukrstat. gov. ua.

5. Положення (стандарт) бухгалтерського облшу 9 «Запаси» № 246 вщ 20.10.1999 зi змi-нами та доповненнями [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://buhgalter911 .com/Res/PSBO/ PSBO9.aspx.

6. Про бухгалтерський облiк та фiнансову звггшсть в Украш: Закон Укра1ни вщ 16.07.1999 № 996-XIV зi змшами та доповненнями [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www. zakon2.rada. gov. ua/laws/show/996-14.

7. Про охорону атмосферного повiтря: Закон Укра1ни вщ 16.10.1992 № 2707-XII зi змшами та доповненнями [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www. zakon2.rada. gov. ua/laws/ show/2707-12.

27.09.2012 г. в гостинице «Нептун» (Санкт-Петербург) состоится Конференция по МСФО

Научный информационный партнёр - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Будет представлена информация о технических вопросах и проблемах, связанных с применением МСФО в России и странах СНГ, в том числе:

• новости Совета по международным стандартам финансовой отчетности: продвижение к принятию новых и изменению имеющихся стандартов, планы по развитию;

• российские финансы: что необходимо учесть в применении МСФО;

• технические аспекты: новое в финансовых инструментах.

На технической секции будут рассмотрены основные проекты изменений стандартов:

- признание выручки;

- аренда для арендодателей;

- аренда для арендополучателей;

- мифы о стоимостной оценке в финансовой отчетности (первоначальная, справедливая, амортизированная, остаточная, справедливая «за вычетом затрат на продажу», ликвидационная и др.);

- изменение концептуальных основ МСФО;

- развитие комплекта стандартов МСФО для малого и среднего бизнеса.

Секции по специальным темам предоставят уникальную возможность обсудить в деталях вопросы, связанные с первым применением международных стандартов и с применением недавно принятых новых МСФО, которые становятся обязательными к применению с 01 января 2013 г.:

- «Первое применение МСФО». Секция предоставит компаниям, впервые применяющим МСФО, возможность обсудить специфические вопросы, возникающие в связи с первым их применением; -«Внедрение недавно принятых МСФО». Секция сфокусирована на детальном обсуждении вопросов, связанных с влиянием на финансовую отчетность недавно принятых МСФО;

- МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (Consolidated Financial Statements). Раскрытие информации о сальдировании финансовых активов и финансовых обязательств (Offsetting Financial Assets and Financial Liabilities), являющихся изменениями к МСФО (IFRS) 7, а также МСФО (IFRS) 12 - раскрытие информации об инвестициях в другие компании (Disclosure of Interests in Other Entities);

- МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости (Fair Value Measurement).

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону +7 812 703-30-08 либо E-mail: conference@ipp.spb.ru, smoderov@ipp.spb.ru,

а также на сайты www.ifrs.su и www.ifrs-audit.ru

Ч^ Сергей Модеров У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.