Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом как инструмент устойчивого развития экономики Украины'

Бухгалтерский учет экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом как инструмент устойчивого развития экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирейцева А.В.

В связи с перестройкой экономики Украины в направлении достижения устойчивого развития появилась необходимость разработки инструментария по оценке экологически безопасного, устойчивого развития государства и его регионов, формирования управленческих решений, необходимых для реализации его принципов. Действенным инструментом улучшения состояния атмосферного воздуха и представления необходимой информации для управления этим процессом, а также для повышения экологической безопасности на макроуровне является организация бухгалтерского учета экологической деятельности на предприятиях. Недостаточное внимание к экологическим обязательствам по операциям с атмосферным воздухом существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового состояния предприятий, а также отражается на объективности и экологической эффективности принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом как инструмент устойчивого развития экономики Украины»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.221:504.03

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОПЕРАЦИЯМ С АТМОСФЕРНЫМ ВОЗДУХОМ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ*

А. В. КИРЕЙЦЕВА,

старший преподаватель кафедры экологии E-mail: paliy_anna_82@mail.ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В связи с перестройкой экономики Украины в направлении достижения устойчивого развития появилась необходимость разработки инструментария по оценке экологически безопасного, устойчивого развития государства и его регионов, формирования управленческих решений, необходимых для реализации его принципов. Действенным инструментом улучшения состояния атмосферного воздуха и представления необходимой информации для управления этим процессом, а также для повышения экологической безопасности на макроуровне является организация бухгалтерского учета экологической деятельности на предприятиях. Недостаточное внимание к экологическим обязательствам по операциям с атмосферным воздухом существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового состояния предприятий, а также отражается на объективности и экологической эффективности принятия управленческих решений.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете, Украина.

Ключевые слова: устойчивое развитие, загрязнение атмосферного воздуха, бухгалтерский учет экологических обязательств, экологические обязательства.

Одним из объектов бухгалтерского учета, который обеспечивает формирование информации о влиянии предприятия на состояние атмосферного воздуха, являются экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом.

Экологические обязательства в практике ведения бухгалтерского учета специально не выделяются. Сегодня предприятия должны подавать информацию об экологических обязательствах в составе экологических расходов в соответствии со следующими нормативными документами:

- Инструкция по заполнению формы государственного статистического наблюдения N° 1 -экологические расходы «Расходы на охрану окружающей природной среды и экологические

54

МЕЖДУНАРОДНЫЙ бухгалтерским учет

платежи», утвержденная приказом Госкомстата Украины от 11.11.2010 № 452;

- Перечень видов деятельности, относящихся к природоохранным мероприятиям, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины от 17.09.1996 № 1147;

- Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности от 02.02.2001 № 47.

В указанных документах приводится информация об экологических обязательствах перед государством в виде суммы уплаты экологического налога, штрафов и других обязательных платежей по экологической деятельности предприятия, а также по расчетам с другими учреждениями, оказывающими экологические услуги (расчеты с лабораториями по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

Именно включение экологических обязательств в состав экологических расходов предприятия в настоящее время является одним из спорных вопросов. Считаем, что величины экологического налога за допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ и за размещение отходов и штрафные санкции за сверхнормативные выбросы, сбросы зависят от эффективности экологической деятельности предприятия, что в свою очередь можно считать побудительным мотивом для ее улучшения. Поэтому экологический налог не должен включаться в состав экологических издержек.

По данным Госкомстата Украины [15], в 2011 г. сумма уплаты экологического налога за выбросы в атмосферный воздух составила 1 437,0 млн грн., а сумма штрафных санкций за нарушение экологического законодательства - 118,278 млн грн., что можно считать значительными показателями, которые требуют регулирования на уровне предприятия. Недостаточное внимание к экологическим обязательствам существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового состояния предприятия, а также отражается на объективности и эффективности принятия управленческих решений. Исходя из изложенного, целью проведенного исследования стала разработка организационно-методических положений по бухгалтерскому учету экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом на

основе сформированного определения их понятия и построенной классификации, что позволит формировать исчерпывающую и достоверную информацию с целью экологоориентированного управления предприятием.

Исследованию экологических обязательств посвящены труды таких украинских ученых, как И. В. Замула, О. Н. Кондратюк, Л. Г. Мельник, а также ученых из других стран - Р. Адамса, А. Алберини, А. Верхейжа, Е. В. Ильичевой, Л. А. Насакиной, В. Ф. Палия, К. С. Саенко, М. Фауре. В составе экологических расходов предприятия экологические обязательства в виде уплаты экологического налога, штрафов и т. п. в своих трудах рассматривали украинские ученые И. В. Бешуля, Е. Н. Кондратюк, И. М. Синякевич, О. Н. Сухина, Я. Я. Яндигаров и ученые из других стран - К. Друри, О. В. Морозова.

Общие проблемы организации и методики бухгалтерского учета экологических обязательств промышленных предприятий неоднократно поднимались в научных трудах, но отдельные аспекты остаются дискуссионными или требуют дополнительных исследований. В частности, это касается разработки организационно-методических положений по бухгалтерскому учету экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом.

Понятие «экологические обязательства» является новым для украинской практики, а его трактовка вообще отсутствует. Согласно Закону Украины от 16.07.1999 № 996-Х1У «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [8], а также Положению (стандарту) бухгалтерского учета (П (С) БУ) 1 «Общие требования к финансовой отчетности» [11] и П (С) БУ 2 «Баланс» [12], обязательства - это задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себя экономические выгоды. Согласно П(С)БУ 11 «Обязательства» [13] обязательства признаются, когда их оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие их погашения. Установлено, что на международном и национальном уровнях на сегодня не разработаны стандарты бухгалтерского

учета, в которые включено понятие «экологические обязательства».

В своей работе [16] В. Ф. Палий и В. В. Палий под экологическими обязательствами понимают обязательства, возникающие у предприятий в отношении правительства, местной власти или третьих лиц за нанесение определенного ущерба среде, или как условные обязательства, связанные с экологической обстановкой.

Понятие «экологические обязательства» С. М. Бычкова и М. Ю. Егоров определяют как следствие экологического характера, обусловленное воздействием предприятий на окружающую среду, что может иметь существенное влияние на их финансовое состояние [1]. Того же мнения в своих трудах придерживаются В. Базилевич и. Д. Вальтер [2].

На международном уровне вопросами определения и оценки экологических обязательств, их отражения в учете и отчетности занимаются такие ведущие организации, как SEC, FASB, AICPA (в США), ASB и SCAEW (в Великобритании), CICA (в Канаде). По результатам исследований материалов Конференции ООН по торговле и развитию в 1989 и в 1990 гг. многие предприятия подтвердили наличие экологических обязательств, но не смогли дать денежную оценку таким обязательствам для отражения их на счетах бухгалтерского учета. Вследствие этого Канадским институтом аудиторов было отмечено, что могут возникнуть значительные условные обязательства, некоторые из которых могут быть не учтены и не отражены в отчетах [18].

Считаем, что экологические обязательства предприятия - это отдельный объект бухгалтерского учета, и их составляющей являются экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом. Предлагаем под экологическими обязательствами в бухгалтерском учете понимать реальные обязательства, которые могут возникнуть по отношению к государству в виде суммы уплаты экологического налога, штрафов и других обязательных платежей по экологической деятельности предприятия, к другим учреждениям в виде расчетов за предоставление экологических услуг, а также к третьим лицам в виде условных обязательств за негативное воздействие на окружающую среду.

Важным условием построения бухгалтерского учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом является разработка их классификации. В результате проведенного исследования предложено классифицировать экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом по происхождению на условные и реальные (см. рисунок).

Условные экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом возникают на основании того, что предприятие в будущем будет вынуждено осуществлять экологические мероприятия из-за осуществляемого сегодня загрязнения атмосферного воздуха. Отражение в системе бухгалтерского учета условных экологических обязательств невозможно в связи с тем, что условные экологические обязательства трудно поддаются подсчету [4].

С этим нельзя не согласиться, так как при организации и ведении бухгалтерского учета условных экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом в теории и на практике могут возникнуть следующие основные проблемы:

- невозможность определения реальной опасности от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для окружающей природной среды и здоровья населения, которое проживает вблизи предприятия. Это связано с тем, что опасность от воздействия того или иного вещества может проявиться много лет спустя в связи с накопительной способностью загрязняющих веществ;

- невозможность определения реального уровня загрязнения территорий и возможных мер по его ликвидации, что связано с трудностями в определении и установлении источников выбросов загрязняющих веществ;

- сложности с определением размера расходов на меры по исправлению опасной экологической ситуации, что связано с трудностью определения реального загрязнения атмосферного воздуха;

- невозможность распределения расходов на меры по исправлению опасной экологической ситуации между предприятиями-загрязнителями;

- отсутствие надлежащего нормативного регулирования. На это указывает тот факт,

Экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом

По происхождению

Реальные г \

По назначению

Условные

По охране атмосферного воздуха

По предотвращению изменений климата

Обязательства по платежам за осуществление основной деятельности

Обязательства по платежам за несоблюдение норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха

Обязательства по платежам за определенные действия предприятия по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух

Долгосрочные обязательства по экологическому лизингу

Классификация экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

что почти все нормативы в области охраны атмосферного воздуха не пересматривались более 20 лет.

Итак, учитывая перечисленные причины, отразить условные обязательства в бухгалтерском учете предприятия на сегодня невозможно.

Реальные экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом возникают на основании осуществления реальных платежей. С целью формирования достоверных учетных данных о размерах, направлении и видах реальных экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом, на основе которых должны составляться ежегодные и промежуточные отчеты, необходимо распределять такие обязательства по назначению:

- на охрану атмосферного воздуха;

- на предотвращение изменения климата. Таким образом, к реальным экологическим

обязательствам по операциям с атмосферным воздухом для отражения их в бухгалтерском учете можно отнести:

- обязательства по платежам за осуществление основной деятельности в виде уплаты экологического налога за объемы и виды загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения (предприятие, цех, агрегат, установка и т. д.);

- обязательства по платежам за несоблюдение норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха, что влечет за собой уплату штрафов и средств по искам за загрязнение атмосферного воздуха;

- обязательства по платежам за определенные действия предприятия по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух (расчеты с учреждениями, оказывающими экологические услуги, расчеты с лабораториями по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух);

- долгосрочные обязательства по экологическому лизингу (инвестиции предприятия в экологически безопасные, ресурсосберегающие технологии).

Обязательства по уплате общегосударственного экологического налога имеют наибольший удельный вес в составе экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом. По данным Госкомстата Украины [15], сумма уплаты экологического налога за выбросы стационарными источниками загрязнения в 2011 г. составила 87,3 % от общей суммы предъявленного экологического налога за загрязнение атмосферного воздуха, что связано с выбросами большого количества загрязняющих веществ от технологического оборудования предприятий. Но в отчетности предприятий невозможно выделить величину экологического налога из суммы расчетов с бюджетом в виде налогов (сборов).

В соответствии с положениями Налогового кодекса Украины (НК Украины) объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками [7].

При наличии у субъекта хозяйствования стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха необходимо:

- получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Разрешение). Вместе с тем на практике в случае расчета суммы налога без получения Разрешения у субъектов хозяйствования возникают определенные трудности, так как в Разрешении указываются источники выбросов с перечнем загрязняющих веществ, которые поступают в атмосферный воздух в зависимости от особенностей технологического процесса;

- при использовании стационарных источников загрязнения до получения Разрешения самостоятельно рассчитать суммы экологического налога. В соответствии с п. 249.3 НК Украины сумма экологического налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно без применения принципа нарастающего итога, ежеквартально, исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога (независимо от того, получено ли Разрешение) по формуле

П = УМ Н ,

в с / I п 7 ' 7=1

где Пв с - сумма налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения; п - количество загрязняющих веществ в соответствии с данными Разрешения; / - загрязняющее вещество от источника выброса;

М. - фактический объем выбросов 7-го загрязняющего вещества, т;

Нп, - ставка налога в текущем году за 1 т 7-го загрязняющего вещества, грн. [7]; - подать отчет по экологическому налогу в территориальный орган Государственной налоговой службы и уплатить рассчитанную сумму налога в бюджет. С целью выполнения обязательств по реализации положений Киотского протокола перечень загрязняющих веществ в НК Украины увеличен за счет двуокиси углерода (СО2), ставка налога для которого составляет на первом этапе. 0,2 грн. /т, что позволит увеличить поступления в бюджет страны почти на 60 млн грн. ежегодно и стимулировать субъектов хозяйствования к сокращению выбросов парниковых газов [3]. Кроме того, как отмечает В. В. Горобец [3], в случае невыполнения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в установленный срок введен коэффициент к ставкам налога 1,2, который в случае дальнейшего невыполнения будет расти ежегодно на 20 %.

Однако в состав инструментов налоговой системы входит и предоставление налоговых льгот для предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с внедрением малоотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий; вложением средств в развитие «зеленого производства», что обусловливает необходимость ведения бухгалтерского учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом [7].

Обязательства по платежам за несоблюдение норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха, которые влекут за собой уплату штрафов и средств по искам за загрязнение атмосферного воздуха, имеют также существенную долю в системе платежей. В соответствии с

подп. 250.2.1 НК Украины налогоплательщики составляют налоговую декларацию за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения по установленной форме. Ее подают в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы Госналогслужбы Украины и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации. Согласно подп. 120.1 НК Украины непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) влечет наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1 020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление [7].

Кроме штрафов за несвоевременное представление или ошибочное заполнение налоговой декларации у предприятия могут возникнуть обязательства по уплате убытков за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух [6], а также за последствия загрязнения перед рабочими или населением, которые могут обратиться с исками в суд.

Обязательства по платежам за определенные действия предприятия по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух. В результате хозяйственной деятельности возникает необходимость в осуществлении тех или иных мероприятий по контролю, уменьшению или обезвреживанию воздействия предприятия на атмосферный воздух. Довольно часто ресурсов предприятия недостаточно, чтобы осуществлять такие мероприятия самостоятельно, поэтому на рынке услуг появилось множество организаций и лабораторий, в которых можно заказать соответствующие услуги или исследования. Все это связано с образованием целой системы расчетов с другими учреждениями, оказывающими экологические услуги, а также расчетов с подрядчиками и поставщиками за услуги по уменьшению выбросов, в результате чего возникают соответствующие обязательства.

Долгосрочные обязательства по экологическому лизингу. Бухгалтерский учет лизинговых операций осуществляется в соответствии с. П(С)БУ 14 «Аренда», согласно п. 4 которого финансовой арендой признается аренда, которая предусматривает передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом [14].

Довольно часто в практике ведения бухгалтерского учета лизинг и аренду отождествляют, что связано с наличием следующих общих черт:

- аренда и лизинг - это предоставление физическим или юридическим лицом во временное пользование имущества другому физическому или юридическому лицу за определенную плату на определенный срок;

- по видам аренда может быть операционной (оперативной), которая базируется на условиях срочности, платности и возврата, и финансовой - аренда, которая предусматривает передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом [10]. Лизинг также может быть оперативным, в результате которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект на срок, который меньше срока, за который амортизируется 90 % стоимости объекта лизинга, и финансовым, в результате которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект на срок, меньший срока, за который амортизируется 60 % стоимости объекта лизинга [9].

Но лизинг имеет следующие специфические черты:

- более узкий круг объектов лизинга (в отличие от аренды в лизинг не могут передаваться земельные участки и природные комплексы);

- обязательность использования переданных в лизинг объектов исключительно для предпринимательских целей;

- шире круг субъектов лизинга за счет участия третьего лица (лизингодатель, лизингополучатель, продавец).

Это свидетельствует о необходимости разграничения двух указанных понятий. Лизинг имеет более сложную основу, построенную на принци-

пах инвестиционной и арендной деятельности, имеет свойства кредитной сделки, т. е. в нем реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли-продажи и последующей сдачи в аренду.

Для субъектов хозяйствования объектом экологического лизинга в части операций с атмосферным воздухом могут быть:

- малоотходные и ресурсосберегающие технологии;

- очистное оборудование и установки, которые позволят уменьшить или вообще нейтрализовать поступления в атмосферный воздух загрязняющих веществ и парниковых газов. Экономическая эффективность лизинга по

сравнению с приобретением оборудования за счет собственных средств или использованием кредитных ресурсов проявляется благодаря следующим основным факторам:

- льготный порядок налогообложения (получение налоговой льготы, а также финансовая поддержка со стороны государственного и местных фондов охраны окружающей природной среды, средств местных бюджетов, помощи зарубежных стран);

- ускоренная амортизация оборудования, приобретаемого через лизинг, включение лизинговых платежей в себестоимость.

В результате применения преимуществ экологического лизинга может быть обеспечена финансовая реализуемость некоторых проектов для тех случаев, когда это не достигается посредством других схем. Так, для инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов созданы специальные международные и национальные фонды. Общий объем обязательств заинтересованных инвесторов по финансированию проектов в рамках этих фондов оценивается сегодня в 760 млн грн. [5]. Но отсутствие необходимого законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета экологических обязательств, достаточной информации для инвесторов (как украинских, так и зарубежных), а также слабый рынок украинского кредитного капитала сдерживают развитие экологического лизинга в Украине.

С целью формирования достоверной информации о состоянии обязательств, связанных с ох-

раной атмосферного воздуха и предотвращением изменений климата, необходимо усовершенствовать организацию и методику соответствующего бухгалтерского учета. Так, в настоящем исследовании разработан состав аналитических счетов и предложены виды первичных документов для отображения экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом для целей их бухгалтерского учета с отражением их особенностей (табл. 1).

Предлагаем для целей бухгалтерского учета экологические обязательства по операциям с атмосферным воздухом группировать на бухгалтерских счетах по видам обязательств. В зависимости от предложенных видов экологические обязательства целесообразно отражать на следующих счетах согласно Плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций Украины (далее - План счетов):

- 53 «Долгосрочные обязательства по аренде»;

- 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- 64 «Расчеты по налогам и платежам»;

- 68 «Расчеты по прочим операциям»;

- 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

Объекты аналитического учета зависят от

направления назначения экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом, т. е. учитывается, на что направлены следующие обязательства: на охрану атмосферного воздуха или на предотвращение последствий изменений климата.

Приведем перечень возможных хозяйственных операций в соответствии с направлениями экологической деятельности, используя предложенные счета бухгалтерского учета, которые корреспондируют с другими счетами в зависимости от содержания хозяйственной операции, состоявшейся согласно действующему в Украине Плану счетов [17] (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, недостаточное внимание к экологическим обязательствам существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового состояния предприятий, а также отражается на объективности и экологической эффективности принятия управленческих решений. Одной из важных задач

m

*

Ь

<

x

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

7Z

<

Л m

Таблица 1

Отражение экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом на счетах бухгалтерского учета (классификация по происхождению)

о»

Виды экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом Первичный документ Счета бухгалтерского учета

Синтетический счет Субсчет Аналитический счет

I порядка II порядка III порядка

1. Охрана атмосферного воздуха

Уплата экологического налога за объемы и виды загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения (предприятие, цех, агрегат, установка и т.д.) Расчет суммы экологического налога, взимаемого за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками 64 «Расчеты по налогам и платежам» 641 «Расчеты по налогам» 6419 «Экологический налог» 64191 «Суммауплаты за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения» 641911 «Уплата за объемы и виды загрязняющих веществ, которые не являются парниковыми газами»

Уплата штрафов и средств по искам по несоблюдению норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха Расчет суммы экологического налога, взимаемого за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками 94 «Прочие расходы операционной деятельности» 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» 9481 «За несоблюдение норм экологического законодательства» 94811 «Штрафы и средства по искам за несоблюдение норм законодательства по вопросам охраны апшосферного воздша» -

Обязательства по расчетам на оплату услуг сторонних предприятий и организаций на охрану атмосферного воздуха Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом 68 «Расчеты по прочим операциям» 685 «Расчеты с другими кредиторами» 6851 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касаю-щимся основной деятельности» По названиям сторонних организаций -

Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги по охране атмосферного воздуха Договор, контракт на выполнение работ, счет за выполненные услуги. Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 639 «Расчеты за экологические услуги» 6391 «Услуги по охране атмосферного воздуха» В разрезе стран За каждым отдельным поставщиком и подрядчиком

Долгосрочные обязательства по экологическому лизингу активов по охране атмосферного воздуха Договор аренды (финансового лизинга). Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом 53 «Долгосрочные обязательства по аренде» 531 «Долгосрочные обязательства по финансовой аренде» 5319 «Экологический лизинг» 53191 «Приобретение активов с целью охраны апшосферного воздуха» По каждому лизингодателю

W ш

■о

«<

а\

х

о э

н

00 W

о

NJ

NJ О

о

Окончание табл. 1

гп

*

Ь

<

х

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

<

Л т

Уплата экологического налога за объемы парниковых газов (в пересчете на СО^), поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения (предприятие, цех, агрегат, установка и т. д.)

Уплата штрафов за несоблюдение обязательств по уменьшению количества выбросов парниковых газов

Виды экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

Первичный документ

Счета бухгалтерского учета

Синтетический счет

Субсчет

Аналитический счет

I порядка

II порядка

III порядка

2. Предотвращение последствий изменений климата

Обязательства по расчетам на оплату услуг сторонних предприятий и организаций на предотвращение изменений климата

Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги по предотвращению изменений климата

Долгосрочные обязательства по экологическому лизингу активов по предотвращению изменений климата

Расчет суммы экологического налога, взимаемого за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

Расчет суммы экологического налога, взимаемого за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

Договор на выполнение работ; счет за выполненные услуги.

Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

Договор, контракт на выполнение работ; счет за выполненные услуги Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

Договор аренды (финансового лизинга) Сводная ведомость учета экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

64 «Расчеты по налогам и платежам»

94 «Прочие расходы операционной деятельности»

68 «Расчеты по прочим операциям»

63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

53 «Долгосрочные обязательства по аренде»

641 «Расчеты по налогам»

948 «Признанные штрафы, пени, неустойки

685 «Расчеты с другими кредиторами»

639 «Расчеты за экологические услуги»

531 «Долгосрочные обязательства по финансовой аренде»

6419 «Экологический налог»

64191 «Суммауплаты за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения»

9481

«За несоблюдение норм экологического законодательства»

6852 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касающимся вспомогательных производств»

6392 «Услуги по предотвращению последствий изменений климата»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5319 «Экологи-

ческий лизинг»

94812 «Штрафы за несоблюдение обязательств по уменьшению количества парниковых газов»

По названиям сторонних организаций

В разрезе стран

53192 «Приобретение активов по предотвращению изменений климата»

641912 «Уплата за объемы парниковых газов (в пересчете на

со2)»

За каждым отдельным поставщиком и подрядчиком

По каждому лизингодателю

и ш

■о

«<

о

А £

X

Ее

о э

н

00

и о

N

N О

m

*

Ь

<

x

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

7Z

<

Л m

Таблица 2

Предложенные корреспонденции счетов по учету экологических обязательств по операциям с атмосферным воздухом

Ы и

•а

<

а\

х

о э

н

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Первичный документ

Начислена сумма экологического налога за объемы и виды загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения

23 «Производство»

6419 «Экологический налог»

Налоговая декларация

Начислена сумма уплаты штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации

94811 «Штрафы и средства по искам за несоблюдение норм законодательства по вопросам охраны атмосферного воздуха»

6429 «Расчеты по обязательным экологическим платежам»

Акт налоговой службы Украины

Акцептован счет сторонних организаций за услуги по осуществлению контроля за эксплуатацией локальных очистных сооружений и приборов, контролирующих состояние атмосферного воздуха

23112 «Расходы, связанные с осуществлением контроля эксплуатации локальных очистных сооружений и приборов, контролирующих состояние атмосферного воздуха»

6851 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касающимся основной деятель-

Акт о приеме выполненных работ (предоставленных услуг)

Акцептован счет сторонних организаций за услуги по осуществлению контроля за эксплуатацией других очистных сооружений и приборов, контролирующих состояние атмосферного воздуха

23212 «Расходы, связанные с осуществлением контроля за эксплуатацией других очистных сооружений и приборов, контролирующих состояние атмосферного воздуха»

6852 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касающимся вспомогательных производств»

Акт о приеме выполненных работ (предоставленных услуг)

Акцептован счет на оплату услуг в проведении инвентаризации источников выбросов

949111 «Расходы на проведение работ по инвентаризации источников выбросов»

6851 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касающимся основной деятельности», 6852 «Расчеты с прочими кредиторами по операциям, касающимся вспомогательных производств»

Акт о приеме выполненных работ (предоставленных услуг)

Оприходованы от поставщика циклоны и фильтры, не требующие монтажа и наладки

1511 «Расходы на создание новых локальных очистных сооружений в основных цехах с целью охраны атмосферного воздуха»

6391 «Услуги по охране атмосферного воздуха»

Счет-фактура

Оприходованы от поставщика дожигатель топлива, требующий монтажа и наладки

1515 «Расходы на создание других новых очистных сооружений с целью предотвращения изменений климата»

6392 «Услуги по предотвращению изменений климата»

Счет-фактура

00 W

о

NJ

NJ О

Получено оборудование, необходимое для монтажа линии бескоксового получения стали, как объект экологического лизинга

1514 «Расходы на внедрение малоотход-

ных технологии»

53191 «Приобретение активов с целью охраны атмосферного воздуха»

Договор лизинга

О» Ы

Получено оборудование, необходимое для монтажа линии энергосберегающей технологии, как объект экологического лизинга

1518 «Расходы на внедрение энергосбере-

гающих технологии»

53192 «Приобретение активов по предотвращению последствий изменений климата»

Договор лизинга

на пути к международному сотрудничеству для обеспечения устойчивого развития экономики страны является разработка методики и организация бухгалтерского учета экологических обязательств, что обеспечит формирование необходимой информации об экологической деятельности предприятия для удовлетворения потребностей пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем, что реализация изложенных выше предложений позволит значительно увеличить объем учетных работ на предприятии, при этом значительно уменьшить трудоемкость получения информации об экологических обязательствах по операциям с атмосферным воздухом, поскольку отпадет необходимость в выборке и перегруппировке данных первичного и аналитического учета.

Список литературы

1. Бычкова С. М., Егоров М. Ю. Роль и значение экологического учета и аудита в рыночной экономике // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 9. С.20-23.

2. Глоссарий зеленого бизнеса: укр. -нем. -рус. -англ. / науч. ред. В. Базилевич, Д. Вальтер. Киев: Знания, 2010. 518 с.

3. Горобец В. В. Новый экологический налог в Украине [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. rusnauka. com.

4. Замула И. В. Бухгалтерский учет экологической деятельности в обеспечении устойчивого развития: монография. Житомир: ЖГТУ, 2010. 440с.

5. Кирейцева А. В. Сущность и классификация экологических расходов по операциям с атмосферным воздухом // Вестник ЖГТУ. Сер.: Экономические науки. 2012. № 3 (61). С. 65.

6. Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух // приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 10.12.2008 № 639. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon3 .rada. gov.ua/laws/show/z0048-09.

7. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI (ред. от 01.01.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/ show/2755-17.

8. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: Закон Украины от 16.07.1999 № 996-XIV [Электронный ресурс] // Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. № 40. URL: http://zakon2.rada. gov. ua/laws/show/996-14.

9. О лизинге: Закон Украины от 11.12.2003 № 1381 -IV с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon2.rada. gov. ua/laws/show/1381-15.

10. Об аренде государственного и коммунального имущества: Закон Украины от 10. 04.1992 № 2269-12 с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon4.rada. gov. ua/laws/show/2269-12.

11. Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности»: приказ Минфина Украины от 07.02.2013 № 73 [Электронный ресурс] // Ведомости Верховной Рады Украины. URL: http://zakon 1 .rada.gov.ua/laws/show/z0336-13.

12. Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 «Баланс»: приказ Минфина Украины от 31.03.1999 № 87 с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ z0396-99.

13. Об утверждении Национального по -ложения (стандарта) бухгалтерского учета 11 «Обязательства»: приказ Минфина Украины от 31.01.2000 № 20 с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL: http://zakon1.rada. gov. ua/laws/show/z0085-00.

14. Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 «Аренда»: приказ Минфина Украины от 28.07.2000 № 181 с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon2.rada. gov. ua/laws/show/z0487-00.

15. Официальный сайт Госкомстата Украины. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ukrstat. gov.ua/.

16. Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет: учеб. пособие. М., 1998. Ч. 2. 347 с.

17. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций // приказ Минфина Украины от 09.12.2011 № 1591. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/.

18. Экологический учет для предприятий // Конференция ООН по торговле и развитию / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.