Научная статья на тему 'Об особенностях Российской народной традиционной культуры и её использовании в культуроохранных технологиях социально-культурной деятельности'

Об особенностях Российской народной традиционной культуры и её использовании в культуроохранных технологиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1723
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФАКТОРЫ / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Е.И.

В статье раскрываются проблемы сохранения и возрождения народной художественной культуры. Особое внимание уделено основным тенденциям в развитии центров традиционной культуры. Дается ана-лиз понятию «традиция», а также выявляются факторы, влияющие на состояние народной художественной культуры в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Григорьева Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях Российской народной традиционной культуры и её использовании в культуроохранных технологиях социально-культурной деятельности»

cultural construction, are greatly important for the native librarianship, especially in terms of forming and unification its value presumptions. They contain confirmation of rightness of the partisans of socio-cultural approach to the definition of the library mission and also the basic vectors of further development of the Russian librarianship.

Keywords: library, value paradigm, "The Bases of the State Cultural Policy", functions, mission.

References

1. Tikhonova N. E. Dinamika normativno-tsennostnoj sistemy rossijskogo obshhestva (1995-2010 gody) [The Dynamics of the Russian Society's Rules and Values System, 1995-2010] // Obshhestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity]. 2011. No. 4. Pp. 5-19. [In Russ.].

2. Dvorkina M. A. Ot ideologii k filosofii bibliotech-nogo dela [Librarianship: from Ideology to Philosophy] // Bibliotekovedenie [Library Science]. 1994. No. 2. Pp. 51-53. [In Russ.].

3. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki: utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 [Basics of the State Cultural Policy, Dec. 24, 2014]. URL: http://base.garant.ru/70828330/#block_1000 (19.08.2016). [In Russ.].

4. Basov S., Avramova M. Bibliotechnaya politika v 2012-2017 gg. Kak vypolnyayutsya ukazaniya Prezidenta Rossii [The State Policy Toward Libraries, 2012-2017. About Implementation of the Russian Federation President's Directives] // Bibliotechnoe delo [Librarianship]. 2017. No. 8 Pp. 2-3. [In Russ.].

УДК 379.8:719

Е. И. Григорьева, доктор культурологии, профессор Российский государственный социальный университет (Москва, Россия)

grigorev_tmb@list.ru

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОССИЙСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются проблемы сохранения и возрождения народной художественной культуры. Особое внимание уделено основным тенденциям в развитии центров традиционной культуры. Дается анализ понятию «традиция», а также выявляются факторы, влияющие на состояние народной художественной культуры в России.

Ключевые слова: традиция, традиционная культура, факторы, народная художественная культура.

В современных условиях, под воздействием происходящих социальных, культурных и экономических преобразований, как никогда важной и актуальной является проблема сохранения и развития традиций самобытной народной культуры.

В России практически каждый регион имеет свои отличные от других культурные традиции. Вместе с тем, сегодняшние усилия государства по сохранению и развитию российской традиционной культуры всё ещё далеко не соответствуют степени её значимости для общества и государства.

Народная традиционная культура сопровождает народ всю его историю, а личность, через обряды, ритуалы, праздники, всю её жизнь, начиная от рождения и до похорон. Россия, с ее многогранной культурой, существует более тысячи лет, и уникальность русского народа состоит в его многона-циональности, а своеобразие культуры в её отзывчивости, притягательности и взаимообогащении для всех народов, в неё входящих.

Несмотря на то, что Россия переживала трудные периоды в своей истории, тем не менее, она всегда поднималась из небытия благодаря народной традиционной культуре с ее системой ценно-

стей, выраженной народом через многообразие художественных форм. Именно музыка, песни, танцы, окаймлённые в обряды и обычаи, взаимоотношения между людьми становились той путеводной звездой, которая помогала преодолевать любые трудности и невзгоды. Основой крепких дружественных взаимоотношений русского народа являлась традиция, которая позволяла через множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, распознавать чужеродные разрушительные тенденции современного мира и не поддаваться порокам. Академик Д. С. Лихачёв сказал, что «Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». И в этом плане Россия является уникальным примером, где в ходе ставшей многовековой традицией в государственной и общественной жизни, диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, сформировалась основанная на общих ценностях общероссийская культурная общность как синтез разных культур. Именно общероссийская культурная общность является одним из мощных

факторов, связующих разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации [1, с. 2].

Традиция эта - доброта чувств, позитивное отношение друг к другу, ответственность в работе, бодрое отношение к препятствиям и невзгодам, устойчивость и неповреждённость души при контакте со злом!

Традиции имеют отчётливо выраженный двойственный характер: с одной стороны, в них объединяется предшествующий опыт коллективной деятельности людей, с другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиция позволяет человеку быть звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее. Для русского народа традиция - это мир между народами, потому что, когда народы начинают петь вместе, орудия умолкают, и межнациональные конфликты сходят на нет [2].

Народная традиционная культура, несмотря на всевозможные усилия государства в виде разработки комплексных программ их сохранения и развития, создания центров фольклора, домов ремёсел, народных художественных коллективов всё ещё остается в состоянии разрушенности под натиском различных негативных явлений, господствующих в обществе.

Важное значение в сохранении традиций народного художественного творчества имеют научные исследования, в которых участвуют различные научно-исследовательские институты (Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурологии, Научно-исследовательский институт этнологии и антропологии Академии наук РФ, Российский институт культурного и природного наследия и другие); образовательные учреждения различного уровня и прежде всего высшие учебные заведения; Государственный Российский дом народного творчества и дома народного творчества во всех регионах страны; Государственный республиканский центр русского фольклора; Центры традиционной культуры, дома фольклора, национальные культурные центры и т. д.

Именно благодаря активной творческой позиции руководителей подобных учреждений и ведомств сегодня в России создаётся целостная многоуровневая система выявления и учёта фольклорных явлений и процессов. С целью развития традиций народного художественного творчества проводятся фестивали, смотры, конкурсы народного творчества.

Примером может служить ежегодная премия «Душа России», которая присуждается выдающим-

ся деятелям культуры, отдавшим большую часть своей жизни народному искусству и народному образованию, начиная с 2002 года. Это люди, внесшие значительный вклад в народную культуру и создавшие собственные системы передачи народных традиций - школы, мастерские, студии и др.

Нельзя не отметить Всероссийский фестиваль народного творчества «Вместе мы - Россия», который проводится во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 июня 2012 года № Пр-1820 и в соответствии с реализацией Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Проведение фестиваля призвано способствовать сохранению единого культурного пространства, взаимообогащению культур, гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, укреплению дружеских связей между народами России. В задачи фестиваля входит: сохранение и развитие преемственности всего многообразия национальных культур народов Российской Федерации; стимулирование деятельности и развитие сети коллективов народного творчества; повышение уровня исполнительского мастерства участников и расширение репертуара художественных коллективов и отдельных исполнителей на основе лучших традиций национальных культур народов России; выявление лучших коллективов различных жанров народного творчества; создание условий для широкого вовлечения населения в сферу народного творчества.

Интересно взаимодействие Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова с Московским государственным музыкальным театром фольклора «Русская песня» по созданию Учебно-творческой лаборатории для руководителей народно-певческих коллективов России, стран СНГ и дальнего зарубежья на тему «Современные формы и методы освоения музыкального фольклора». Программа работы лаборатории включает в себя: лекционно-практические занятия по комплексу смежных дисциплин (формирование репертуара, постановка голоса в народной манере, основы хоровой аранжировки, специфика работы с детским фольклорным коллективом, народный музыкальный инструментарий, традиционный и сценический костюм и др.); посещение открытых репетиций творческих коллективов театра фольклора «Русская песня»; обмен практическим опытом [3].

Народная традиционная культура - наше общее достояние, переданное нам предшествующими поколениями, составляющая суть и нашего бытия. А потому мы обязаны её постигать, хранить, воскрешая её животворную силу.

Возврат к истокам, возвращение к духовности -вот самая насущная государственная задача сегодня.

Прежде всего, потому, что духовность - это универсальное, присущее всему человечеству качество и необходимо исследовать исторические корни процессов, происходящих в сфере культуры.

Сегодня, к сожалению, уходят вглубь веков национально-культурные традиции многочисленных народов нашей страны, которые неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.

Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе этнических традиций выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства [4].

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на развитие центров народной художественной культуры оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития.

К числу основных тенденций в развитии центров традиционной культуры можно отнести:

- активацию деятельности по сохранению, возрождению и развитию региональных центров народной художественной культуры на базе учреждений культуры и образования городов Центральной России;

- повышение значимости традиционных технологий сохранения, возрождения и развития форм народной художественной культуры в главных региональных центрах народной художественной культуры Центральной России;

- возрождение и развитие различных форм народной художественной культуры за счет появления инновационных институтов, творческих лабораторий, мастер-классов, предоставляющих жителям Центральной России возможности участия и влияния на процессы развития региональных центров народной художественной культуры.

Среди факторов, влияющих на состояние народной художественной культуры, можно выделить как позитивные, так негативные.

Позитивные:

Исторически сложившиеся на протяжении веков центры развития народных художественных промыслов и ремёсел (вышивка изделий, изготовление игрушек, лаковая живопись, художественная керамика и др.).

Государственная поддержка программ, направленных на сохранение, возрождение и раз-

витие народной художественной культуры в регионах Центральной России.

Финансирование международными фондами и национально-культурными общественными организациями проектов в сфере возрождения, сохранения и развития региональных центров народной художественной культуры.

Активный рост численности центров народной художественной культуры, народных художественных промыслов и ремёсел на большей части территории России.

С учётом государственной поддержки проектов и программ сохранения, развития и использования народных художественных промыслов и ремесел, а также самой народной художественной культуры происходит развитие всей системы культурного образования региона.

Повышение конкурентоспособностей субъектов народных художественных промыслов и ремесел.

Подготовка бакалавров и магистров народной художественной культуры в ведущих вузах культуры и искусств высших учебных заведений Центральной России.

Негативные:

Стремительная глобализация, ведущая к унификации культур и нивелированию этнокультурной самобытности народов.

Низкий уровень знаний населения о культурном потенциале разнообразных форм народной художественной культуры на территории Центральной России.

Проблема обеспечения учреждений культуры разных областей России высококвалифицированными специалистами в области развития региональных центров народной художественной культуры и народных художественных промыслов и ремёсел.

Таким образом, для решения проблемы сохранения и возрождения народной художественной культуры необходимо:

- укрепление диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и национально-культурными общественными организациями в деле сохранении, возрождения и развития региональных центров народной художественной культуры на территории России;

- увеличение числа проектов и программ, направленных на развитие, сохранение и возрождение региональных центров художественной культуры на территории России;

- расширение ресурсной базы сотрудничества государственно-частного партнерства и малого предпринимательства в сфере производства и реализации изделий народных художественных промыслов и ремёсел, а также поддержки коллективов художественной самодеятельности;

- формирование в детской и молодёжной среде целостного представления об исторических и

национальных традициях празднично-обрядовой и семейно-бытовой народной культуры, приобщение к различным видам народного художественного творчества на территории Центрального Федерального округа;

- развитие образовательной деятельности учреждений культуры и искусств, направленной на просвещение населения о мерах по сохранению, возрождению и развитию народной художественной культуры России;

- привлечение внимания населения к важности вопроса сохранения и развития ведущих форм народной художественной культуры России;

- сохранение традиций, культуры и самобытности народных художественных промыслов России;

- укрепление существующей инфраструктуры отрасли культуры, содействие гастрольной деятельности театральных и концертных организаций, проведение областных конкурсов, смотров, фестивалей, праздников [5, с. 5].

Литература

1. Чернова В. Е. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях // Народная художественная культура. Смоленск, 2009. С. 2.

2. Гимназия им. С. П. Дягилева (Пермь): сайт, 2016. URL: http://www.diaghilev.perm.ru (15.12.2016 г.).

3. Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова (Москва): сайт, 2017. URL: http://www.rusfolk.ru/ (22.01.2017 г.).

4. Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 дек. 2008 г. № 267 // Кодекс, 2008. URL: http://docs.cntd.ru/document/902160920 (18.12.2016 г.).

5. Григорьева Е. И. Опыт приобщения студенческий молодежи к основам народной художественной культуры // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 12. Том 9. С. 250-254.

E. I. Grigoreva, Dr. of Cultural Sciences, Professor Russian State Social University (Moscow, Russia)

grigorev_tmb@list.ru

ABOUT THE PECULIARITIES OF THE RUSSIAN PEOPLE'S TRADITIONAL CULTURE AND ITS USING IN CULTURAL PROTECTION TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIY

The article highlights the urgency of the problem of preserving the original folk traditional culture. The efforts of the state in this direction do not correspond to its importance for society, according to the author.

An analysis to the notion of tradition is given, emphasizing the importance of preserving the traditions of scientific research conducted within the framework of various programs in research institutes, educational institutions of various levels and in state and public organizations.

At the present stage, a multi-level system for identifying and recording folklore phenomena and processes is being created. In order to develop the traditions of folk art creativity, festivals, shows, competitions are held. The article analyzes the work experience of individual institutions, for example, the State Russian House of Folk Art, the Moscow State Musical Theater of Folklore "Russian Song" and others.

The article notes and briefly characterizes the factors influencing the state and development of the centers of folk artistic culture. In this case, both positive and negative factors are distinguished from them.

The author's proposals on the solution of the problem of preservation and revival of folk art culture are given in the final part of the article, formulated in separate paragraphs, stemming from the textual part of it.

Keywords: tradition, traditional culture, factors, folk art culture.

References

1. Chernova V. E. Aktual'nye zadachi sohraneniya i razvitiya tradicij narodnoj hudozhestvennoj kul'tury v sov-remennyh usloviyah [Today's Key Aims of Preservation and Development of the Traditions of Folk Artistic Culture] // Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura [Folk Artistic Culture]. Smolensk, 2009. P. 2. [In Russ.].

2. Gimnazija im. S. P. Djagileva (Perm') [Diaghilev High School (Perm)]: site, 2016. URL: http://www.diaghilev.perm.ru (15.12.2016). [In Russ.].

3. Gosudarstvennyj Rossijskij Dom narodnogo tvor-chestva im. V. D. Polenova (Moskva) [Polenov State Russian House of Folk Art (Moscow)]: site, 2017. URL: http://www.rusfolk.ru/ (22.01.2017 r.). [In Russ.].

4. Koncepcii sohraneniya i razvitiya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov Rossijskoj Federacii na 20092015 gody // Ob utverzhdenii Koncepcii sohraneniya i razvitiya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov Rossijskoj Federacii na 2009-2015 gody. Prikaz Min. Kul'tury RF ot 17 dekabrya 2008 goda № 267. [In Russ.].

5. Ob utverzhdenii Koncepcii sohranenija i razvitija nematerial'nogo kul'turnogo nasledija narodov Rossijskoj Federacii na 2009-2015 gody: prikaz Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii ot 17 dek. 2008 g. № 267 [On the Approval of the Russian Federation's Peoples' Intangible Cultural Heritage Conservation and Development Concept for 2009-2015: Ministry of Culture of the Russian Federation Order No. 267, Dec. 17, 2008] // Kodeks [Codex], 2008. URL: http://docs.cntd.ru /document/ 902160920 (18.12.2016). [In Russ.].

6. Grigor'eva E. I. Opyt priobshcheniya studencheskij molodezhi k osnovam narodnoj hudozhestvennoj kul'tury

[The Experience of Familiarizing Young Students with the yavleniya i processy [Social and Economic Phenomenon and Basics of Folk Art Culture] // Social'no-ehkonomicheskie Processes]. 2014. No. 12. Vol. 9. P. 5. [In Russ.].

УДК 069:06

Е. А. Полякова, доктор исторических наук, доцент, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

elena2873@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ В МУЗЕЙНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

XXI СТОЛЕТИЯ

В статье рассматриваются перспективы формирования в современном музейном мире партнёрских организаций и создаваемых на их базе ресурсных центров для развития музейного мира современности. Основываясь на опыте педагогических музеев рубежа XIX-XX веков, ставших пионерами в реализации новых форм взаимодействия с различными учреждениями культуры и образования и выстроивших процесс музейной коммуникации на качественно новом уровне, автор оценивает возможность применения накопленного ими положительного и отрицательного опыта для использования в разработке и реализации стратегии развития музеев евразийского региона.

Ключевые слова: музей, партнёрские организации, ресурсные центры, музейная коммуникация, музейная стратегия.

Евразийская культура, сформированная многими народами этого региона, проявляется в разных культурных формах. Музей как образовательная форма культуры, «исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия» является «первоисточником знаний о развитии общества и природы» [1]. Это обуславливает востребованность и увеличение количества музеев различных типов, видов, профилей. Вместе с тем социальные реалии современности ставят перед музеями новые задачи, связанные с организацией новых форм межмузейной и внутримузейной коммуникации.

Стратегия развития музеев евразийского региона связана с созданием ряда музейных объединений и формированием на их основе ресурсных центров. В условиях современного общества перспективы любого музея зависят от возможности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию. Партнерские, взаимозависимые отношения в музейной сфере способны решить задачи, связанные с созданием, направлением и использованием материальных и нематериальных ресурсов.

Партнёрские организации могут быть однотипны (представлены только музеями), но для большей эффективности деятельности музея следует привлекать представителей иных сфер деятельности, таких как управленческие структуры, образовательные учреждения, общественные объединения, коммерческие фирмы, охватывая как можно более широкую территорию. Целью создания парт-

нёрских организаций является решение общих проблем, таких как расширение сферы коммуникации и состава аудитории, продвижение музейного продукта, повышение конкурентоспособности и пр. Принадлежность к партнёрской организации способствует формированию отношений взаимодополнения, обеспечивающих не только общность ресурсов, но и полученных от их использования результатов. Э. Зотова отмечает, что партнёрская организация - это «система горизонтальных связей с одним или несколькими центрами ресурсорас-пределения», состоящая из «одно- или разнотипных элементов, объединившихся для приобретения новых возможностей и решения общих проблем» [2, с. 11].

Эта стратегия не является абсолютно новой. Форма ресурсного центра была апробирована ещё педагогическими музеями второй половины XIX -первых десятилетий XX века, хотя и соответствовала уровню музейного знания того периода. Фонды многих педагогических музеев европейской части России, например, Внешкольного подвижного музея наглядных пособий, и Западной Сибири формировались за счёт объединения коллекций различных учебных заведений - приходских и городских училищ, частных гимназий, дирекций народных училищ, а также личных учительских собраний и пожертвований меценатов. Музеи выступали ресурсным центром для местного педагогического сообщества, предоставлявшего безвозмездно или за минимальную плату (на её средства осуществлялась аренда помещений) коллекции, приборы, модели, литературу и пр. местному педагогическому сообществу. Ограниченность членов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.