Научная статья на тему 'Технологии социально-культурного воспитания культурные инициативы Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел'

Технологии социально-культурного воспитания культурные инициативы Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ФОНД РУССКОЙ НАРОДНОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИЙ И РЕМЁСЕЛ / CIVIL SOCIETY INITIATIVES IN THE SPHERE OF CULTURE / FOUNDATION OF RUSSIAN FOLK AND ORTHODOX CULTURAL TRADITIONS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рытникова Яна Таральфовна

Обобщается опыт деятельности Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел, созданного в 2013 году в Москве. Фонд строит планомерную стратегию модернизации, инноваций в области производства и распространения объектов традиционной культуры, использования современных каналов пропаганды и подачи информации, опираясь на лучшие образцы русской народной и православной культуры, традиции, ремесла, народно-художественные промыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Generalized experience of activity of Fund of Russian folk and Orthodox Cultural Traditions and Crafts, created in 2013 in Moscow. The Fund builds planned modernization, innovations in the field of production and distribution of traditional cultures, the use of modern channels of propaganda and presenting information based on the best samples of Russian folk and Orthodox culture, traditions, crafts, folk art and crafts.

Текст научной работы на тему «Технологии социально-культурного воспитания культурные инициативы Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ФОНДА РУССКОЙ НАРОДНОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ И РЕМЁСЕЛ

Яна Таральфовна РЫТНИКОВА,

кандидат философских наук,

вице-президент Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел e-mail: yana_rytnikova@mail.ru

Обобщается опыт деятельности Фонда русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел, созданного в 2013 году в Москве. Фонд строит планомерную стратегию модернизации, инноваций в области производства и распространения объектов традиционной культуры, использования современных каналов пропаганды и подачи информации, опираясь на лучшие образцы русской народной и православной культуры, традиции, ремесла, народно-художественные промыслы.

Ключевые слова: гражданское общество, инициативы в сфере культуры, Фонд русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел.

The Generalized experience of activity of Fund of Russian folk and Orthodox Cultural Traditions and Crafts, created in 2013 in Moscow. The Fund builds planned modernization, innovations in the field of production and distribution of traditional cultures, the use of modern channels of propaganda and presenting information based on the best samples of Russian folk and Orthodox culture, traditions, crafts, folk art and crafts.

Key words: civil society initiatives in the sphere of culture, Foundation of Russian folk and Orthodox Cultural Traditions and Crafts.

Фонд русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел был создан в 2013 году в Москве. Идея его создания была продиктована запросами времени, новыми тенденциями, проявившимися в структуре сознания народов не только Российской Федерации, но и многих стран мира. Данные изменения возникли в связи с реакцией на всем известный феномен глобализации. Глобализация - это искусственное стирание культурных, религиозных, этнических, экономических и политических границ на планете. Цель глобализации сводится к тому, чтобы максимально упростить мышление людей, их жизнь, работу, язык и т.д. Можно сказать,

что глобализация - это экономическая, политическая и культурная унификация. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальных культур по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Это ни хорошо и ни плохо, но это происходит. Данные процессы имеют отношение, как к русским, так и ко всем народам Российской Федерации, носителям уникальных традиций и языков, высоких нравственных устоев народного и религиозного сознания. Сегодня для нас принципиально важным является вопрос о том, какое место в этих интеграционных процессах займет Россия, какую роль она будет играть в системе «нового мирового порядка»? Впишется ли она в идеологию «сверхза-паднизма»? Или она сможет возглавить антиглобалистское движение? Программа анти-глобализма обсуждалась впервые на Всемирных социальных форумах в Порту-Алегри (2001 и 2002). Во Всемир-ном социальном форуме в Порту-Алегри в Бразилии в 2002 г. приняло участие более 70 000 человек, пред-ставлявших 4900 организаций и движений из 123 стран мира. Основные лозунги форума — «Мир не то-вар», «Иной мир возможен». Основной причиной создания антиглобалистского движения идеологи антиглобализма считают утверждение товарно-денежных отношений и рынка с его крайне жестокими правилами регулирования, подрывом моральных норм поведения человека, редукцией человека к экономическому животному. Процесс глобализации способствует также утрате национальных культурных ценностей, ценностей бытовой и утилитарной культуры, в связи с чем Фонд русской народной и православной культуры ставит перед собой цели и задачи, направленные на сохранение и модернизацию данных ценностных и культурных национальных постулатов. Задачи Фонда:

- актуализация тем быта русского народа и русских национальных традиций; организация мероприятий православной и национальной направленности, призванных способствовать воспитанию у населения России чувства любви и привязанности к своему Отечеству, уважению к своей великой истории; организация образовательных программ, семинаров и мастер-классов, способствующих усилению национального и православного самосознания; бережное сохранение предметов русского национального быта, музейная деятельность; содействие возрождению традиционных для России ремесленных технологий; производство и распространение традиционных русских товаров, имеющих как сувенирную, так и утилитарную направленность;

- пропаганда русской народной и православной культуры, традиций и ремесел как на территории РФ, так и за рубежом; пропаганда русских народных и православных кулинарных и гастрономических традиций; сотрудничество с российскими, иностранными и международными государственными, общественными, научными, коммерческими, некоммерческими и благотворительными организациями, учреждениями образования и культуры, иными учреждениями, организациями и объединениями, частными лицами в деле популяризации русской православной культуры, народных традиций и ремесел; взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими конфессиями в деле продвижения русских национальных традиций.

Опираясь на лучшие образцы русской народной и православной культуры, традиции, ремесла, народно-художественные промыслы, Фонд строит планомерную

стратегию модернизации, инноваций в области производства и распространения объектов традиционной культуры, использования современных каналов пропаганды и подачи информации.

В своей программной валдайской речи Президент РФ В.В. Путин говорил о том, как: «необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».

В рамках поставленных целей и задач Фонд русской народной и православной культуры, традиций и ремёсел планирует проведение мероприятия нового выставочного формата «Дом русского чаепития».

Русская бытовая культура может похвастаться популярной процедурой единения людей, традицией коммуникативной интеграции, как ритуал чаепития. О гармонизирующей функции ритуала не написано много. По мнению исследователя К. Касьяновой, характеризующей русский национальный характер: «Мы - ритуалисты по выбору, мы умеем манипулировать своими ритуалами, перемещая их из одной сферы в другую или вообще отказываясь от них на время, а потом и вновь возвращаясь к ним. Это показывает, что ритуалы для нас - не внешнее ограничение, наложенное культурой на индивида, а инструмент, средство, своеобразный способ упорядочивания мира. Ритуализм наш - есть именно не что иное, как наведение порядка в себе и вокруг себя». Размывание ритуальности, характерное для последних десятилетий, являющееся одним из последствий глобализации, не проходит для русского человека бесследно. М.Ю. Лотман писал: «Быт окружает нас, как воздух, заметен он только тогда, когда его не хватает или он портится». Изменение семейного, дружеского климата, отсутствие ориентации на совместное времяпрепровождение и коллективизм, на единение слов и душ характеризуют русский быт сегодня. Незнание принципов русского традиционного общения - тенденция современности. Чуткость и любовь, нравственность и доброта, понимание ближнего и теплота - вот основные ориентиры коммуникативного поведения с позиций русского национального идеала.

Наиболее полно и весомо национальный идеал реализовывался за столом, в рамках процесса чаепития. История русского чаепития насчитывает столетия. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны. Так, уже в XVI веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. В 1576 году два казачьих атамана Петров и Ялишев побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком, а также составили его описание. Они же привезли русскому царю в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим желтым чаем. Но официальная история чаепития в России ведется с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок Михаилу Федоровичу (1596 - 1645), первому царю династии Романовых, четыре пуда чайного листа. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. До этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Особой популярностью на Руси пользовался горячий травяной сбитень. В XVIII веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в XIX веке чай распространяется повсеместно. Например, уже к 1847 году в Москве насчитывалось более тысячи специализиро-

ванных чайных магазинов. Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В XVIII веке чай был в 110 раз дороже икры. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах. Таким образом, в народе чаепитие долго оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости. И только в XVIII веке чай окончательно вошел в русский быт и стал воистину национальным напитком, без которого просто невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека, а также русскую культуру в целом. Появившееся в XIX веке знаменитое выражение «чаи гонять» очень метко отображало пристрастие русских людей к чаепитию. В XIX веке появляются чисто русские заведения - чайные, которые быстро завоевали любовь простого народа. Характерной чертой чайных были длинные общие столы, за которыми было удобно вести беседу и делиться новостями. К началу XX века Россия, по праву, стала самой чаепотребляемой страной в мире.

Повсеместное употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Известно, что А.С. Пушкин любил пить чай с ромом, а в его романе «Евгений Онегин», кроме прекрасного описания чаепития в доме Лариных, мы находим легкую иронию по отношению к молодой провинциальной барышне, разливавшей чай, подобно героиням английских романов:

Смеркалось, на столе блистая, шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Над ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою По чашкам темною струёю Уже душистый чай бежал.

Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу». Любителем и ценителем чая был Николай Васильевич Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками («Записки сумасшедшего»), провинциальная помещица - с фруктовой наливкой («Мертвые души»), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями» («Шинель»). Герои русских классиков Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова постоянно пьют чай. Детальное описание того, как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: «Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару». У Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались

к столу. это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне все казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям». В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа. - Сяду себе в уголочке и все чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много - четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (...) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Перелистывая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения.

Выставочное шоу «Дом русского чаепития» пройдет в Москве зимой-весной 2015 года. Выставка, организованная в формате «В2С» в игровой форме, представит москвичам и гостям столицы все этапы формирования русской и российской чайных культур. В живописном пространстве выставки дети и взрослые будут смотреть и пробовать, учиться и веселиться, приобщаться к истокам, оттаивать душой. В границах выставочного пространства будут представлены лучшие образцы российских брендов, товаров народно-художественных промыслов и ремесел, музейные экспонаты, импортные продукты и изделия.

Посетители шоу получат самое полное представление о бытовых, гастрономических, коммуникативных традициях русского народа, а также узнают о чайных традициях народов РФ, представителей зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.