Научная статья на тему 'Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых Fringillidae в зимний период'

Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых Fringillidae в зимний период Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
99
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Носков Г. А.

Второе издание. Первая публикация в 1970 г. Носков Г.А. 1970. Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых в зимний период //Материалы 7-й Прибалт, орнитол. конф. Рига, 1: 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых Fringillidae в зимний период»

чем в зарослях таволги, где кормились птицы весной (высота >60 см). Последнее обстоятельство важно для понимания требований самцов к свойствам токовой площадки.

Аналогичные работы были проведены также на Карельском перешейке. В мае 2002 г. там обследованы 4 потенциально пригодных для гнездования дупеля места. В одном из них 22 мая были встречены кормившиеся птицы, а ночью там был обнаружен ток из 10-15 дупелей.

Таким образом, скандинавско-прибалтийская методика поиска токов дупеля была успешно апробирована в Ленинградской области.

Литература

Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных

территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Aunins А. 2000. Results of great snipe (Gallinago media) survey in Latvia in 1999 IIOMPO. Newsletter 21: 39-47.

Kalas J.A., Fiske Р., Hoglund J. 1997. Food supply and breeding occurences: the West-European

population of the lekking great snipe (Aves) HJ. Biogeo. 24 : 213-221. Kalas J.A. 2000. The great snipe: survey and monitoring methods II OMPO. Newsletter 21: 25-31. Kuresoo A., Luigujoe L. 2000. Great snipe (Gallinago media) project in Estonia: survey and pre-liminary result II OMPO. Newsletter 21: 33-39.

Ю СЯ

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 264: 571-574

Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых Fringillidae в зимний период

Г.А.Носков

Второе издание. Первая публикация в 1970*

Материалом для данного сообщения послужили результаты визуальных наблюдений в Ленинградской области в 1956-1969 годах, данные повторных отловов окольцованных птиц, а также эксперименты с прикормкой, выполненные на птицах кочующих видов в осеннее, зимнее и весеннее время. Прикормка проводилась с использованием манных птиц по специально разработанной методике (Носков 1965).

Сравнивая особенности миграций кочующих и перелётных видов, не раз обращалось внимание на близость расположения мест зимовок кочующих птиц, на сильные вариации сроков пролёта в зависимости от кормовых и погодных условий, на непостоянство мест зимовок кочевников. Ещё одной, на наш взгляд, чрезвычайно важной стороной кочёвок, обусловливающей возможность зимовки птиц в высоких и умеренных широтах, явля-

* Носков Г.А. 1970. Об особенностях миграционного поведения кочующих видов вьюрковых в зимний период ЦМатериалы 7-й Прибалт, орнитол. конф. Рига, 1: 61-64.

Рус. орнитол. журн. 2004 Экспресс-выпуск № 264

ется длительный период их осеннего миграционного состояния. В результате такие мигранты, как чечётки АсапМБ Ааттеа, чижи Бртт зртт, снегири РуггНи1а руггНи1а, щеглы СаМиеШ сагс1иеШ, зеленушки СМот сЫопб, коноплянки АсаШМБ саппаЫпа, часто мигрируют не только в осенние месяцы, но и на протяжении большей части зимы. Такие перемещения приводят к тому, что период зимней оседлости, характерный для многих перелётных птиц, у мигрантов с кочующим типом перемещений в одни годы полностью отсутствует, а в другие сильно сокращён и передвинут на конец зимы и начало весны.

Известно, что начало осенних передвижений многих кочующих видов в значительной степени зависит от обилия корма в районах гнездования. В годы урожая семян берёзы и ольхи задерживается осенняя миграция чечёток и чижей, а в годы урожая рябины — снегирей и щуров Ршсо1а еписка-Юг. Напротив, в годы, бедные кормами, отмечается ранний осенний отлёт кочующих видов из районов гнездования, и уже в августе-сентябре они покидают высокие широты. Таким образом, передвижение в начале осенней миграции (август, сентябрь, начало октября) у перечисленных птиц, в отличие от дальних мигрантов, контролируется кормовыми условиями. Именно за счёт различий в дальности осенних перемещений в одни годы они оказываются к началу зимы в более южных, а в другие — в более северных районах.

Конец октября, ноябрь, декабрь характеризуется наступлением обязательных зимних передвижений с очень высокой миграционной подвижностью. Особо следует обратить внимание на то, что эти зимние передвижения из-за непостоянства осенних перемещений у кочующих видов могут проходить то в более северных, то в более южных районах, и наблюдатель, находящийся в одной точке, не всегда может регистрировать их. В этот период наличие корма не может приостановить их миграцию. Об этом свидетельствуют не только наблюдения за птицами в природе, но и результаты экспериментов, поставленных в декабре 1968 года с целью сравнения территориального поведения чечёток и чижей с зябликами РпщШа сое1еЫ и юрками ¥. топИ/пщШа.

В вольеру, находящуюся в сосновом лесу паркового типа, 15 ноября 1968 были помещены 20 зябликов, 10 юрков, 17 чечёток и 6 чижей. Эти птицы на протяжении месяца находились в вольере, где в неограниченном количестве получали корм. Зима 1968/1969 годов была малокормной, и к концу ноября чижи и чечётки полностью исчезли из северной половины Ленинградской области. Поэтому оставшиеся в вольере птицы не могли видеть и слышать особей своего вида. Осмотр птиц 15 декабря показал, что все они находятся в хорошем состоянии и имеют очень большие жировые запасы. Линька у всех особей окончилась. В предрассветные и ранние утренние часы у чижей и чечёток сохранялось миграционное беспокойство. В это время они бывали очень активны, крикливы, летали по вольере, подвешиваясь к стенкам и не спускались к кормушкам.

17 декабря вольера была открыта и всем птицам была предоставлена возможность покинуть её. 18 декабря у вольеры оставались все зяблики и юрки, 5 чечёток и ни одного чижа, которые сразу же покинули место прикормки. К 20 декабря в вольере и около неё держались только зяблики и

юрки. Большую часть времени они проводили на близстоящих деревьях, но кормиться прилетали в вольеру. 22 декабря мы прекратили кормить и этих птиц, что привело к гибели 3 особей и сильному истощению оставшихся зябликов и юрков. Однако птицы не покинули это место в поисках корма. 25 декабря опыты были прекращены, а все оставшиеся в живых зяблики и юрки были отловлены и снова помещены в вольеру.

Сравнение поведения зябликов и юрков с поведением чечёток и чижей наглядно показывает разницу в территориальном поведении этих птиц в зимнее время. Даже обильный корм, всегда имевшийся в вольере, и практически полное его отсутствие в окружающей местности не смогли задержать чижей и чечёток в районе прикормки. Наблюдения у вольеры за выпущенными птицами показали, что в утреннее время сразу же после рассвета несколько чечёток собиралось в стайку и улетало от места наблюдения. Зяблики же и юрки утром, напротив, спускались к вольере и кормились около 30-40 мин. Это лишний раз свидетельствует о сохранении у чечёток утреннего пика миграционной активности, характерного для этого вида.

Во второй половине января и в феврале подвижность кочующих видов заметно ослабевает и снова начинает зависеть главным образом от наличия или отсутствия корма. Важно подчеркнуть, что при истощении кормовых запасов в том или ином месте птицы передвигаются в поисках нового источника корма, т.е. способность к премещению у них сохраняется. В это время чижи, чечётки, снегири легко прикармливаются на специально организованных кормушках и в зависимости от наличия или отсутствия кормов больший или меньший промежуток времени могут проводить на них (см. таблицу).

Результаты повторных отловов на месте искусственных прикормок окольцованных снегирей Pyrrhula pyrrhula и чечёток Acanthis flammea

Повторные отловы Месяцы

на кормушках VIII IX X XI XII 1 II III IV

Через 1-3 сут — — — 1/0 — — — — 3/2

Через 3-5 сут _______ 5/2 2/1

Через 5-10 сут — — — 0/1 — — 1/0 1/0 3/2

Через 10 и более суток — 0/2 — — — 5*/0 0/1 6/0 1/1

В период весеннего пролёта, в отличие от осеннего времени, снегири, чечётки, чижи и зеленушки с помощью манных птиц и прикормки легко могут быть приостановлены на 2-3 и даже 5-10 дней у кормного места, после чего они продолжают миграцию.

Такое сохранение способности к передвижениям у кочующих видов в зимний период, на наш взгляд, может рассматриваться как адаптация к зимовке в высоких широтах с очень изменчивыми кормовыми условиями. Эта подвижность даёт возможность птицам перемещаться на большие расстояния в поисках кормных мест и использовать временные источники корма. Наиболее ярко выражен этот тип перемещений у кочующих видов вьюрковых Рпг^ИПёае, и его следует рассматривать как приспособление к

существованию на протяжении круглого года в условиях высоких и умеренных широт.

Литература

Носков Г. А. 1965. Опыт использования манных птиц при полевых орнитологических исследованиях НВестн. Ленингр. ун-та 3: 147-150.

ОЗ

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 264: 574-575

Большой кроншнеп Numenius arquata на севере таёжной зоны Архангельской области

П.Н.Амосов, Н.И.Асоскова

Второе издание. Первая публикация в 2001*

Большой кроншнеп Numenius arquata — недостаточно изученный вид Архангельской области. В литературе имеются в основном материалы по распространению и оценке численности этого вида (Никольский 1885; Рыкова 1986; Амосов 1999).

Наши наблюдения свидетельствуют о приуроченности большого кроншнепа к открытым биотопам вдоль русел крупных рек, разного рода обширным болотам, а в последние годы — биотопам, преобразованным хозяйственной деятельностью человека: мелиорированным сенокосным лугам, реже пастбищам и пашням. В связи с этим определённый интерес представляет изучение особенностей биологии вида в этих угодьях. С этой целью нами в 1995-2000 годах были обследованы поселения большого кроншнепа в биотопах, преобразованных человеком: на острове Уемский в Приморском районе и на левом берегу Северной Двины в пригороде Архангельска. Ландшафты первого участка — мелиорированные сенокосные луга и поля, занятые пропашными культурами, второго — сенокосные луга.

На обследованных участках N. arquata гнездится небольшими рыхлыми колониями вместе с другими наземногнездящимися птицами: сизой чайкой Larus canus, утками, средним кроншнепом Numenius phaeopus и другими куликами. Общее число гнездящихся пар в обследованных колониях колебалось от 5 до 15, расстояние между гнёздами составляло 200-300 м. Гнёзда очень доступны для человека и часто находились недалеко от дорог и троп. Птицы довольно терпимо относились к присутствию людей, додпуская человека на 5 и менее метров.

На местах гнездования большие кроншнепы появляются в конце апреля-начале мая, когда на лугах ещё лежит снег. В это время они придерживают-

* Амосов П.Н., Асоскова Н.И. 2001. Особенности биологии большого кроншнепа на севере таёжной зоны Архангельской области ЦАктуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.