Научная статья на тему 'Об опыте построения системы профессионального становления'

Об опыте построения системы профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРИЗВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашкин Евгений Геннадьевич, Бушуева Марина Евгеньевна

В статье рассматривается необходимость и возможность создания современной программы профессионального становления, основой которой является непрерывное сопровождение учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Программа выстроена системно - профориентация и профессиональная карьера в ней выступают как составные части единого комплекса. Её цель - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; обогатить их представления о профессиональном мире; сформировать готовность к трудностям и умения преодолевать их на основе саморефлексии при активном участии взрослых - психолого-педагогическом сопровождении как в школе, так и в вузе, вплоть до интеграции в мир труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашкин Евгений Геннадьевич, Бушуева Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте построения системы профессионального становления»

УДК 37.06

Е.Г. Ивашкин, М.Е. Бушуева ОБ ОПЫТЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье рассматривается необходимость и возможность создания современной программы профессионального становления, основой которой является непрерывное сопровождение учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального.

Программа выстроена системно - профориентация и профессиональная карьера в ней выступают как составные части единого комплекса. Её цель - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; обогатить их представления о профессиональном мире; сформировать готовность к трудностям и умения преодолевать их на основе саморефлексии при активном участии взрослых - психолого-педагогическом сопровождении как в школе, так и в вузе, вплоть до интеграции в мир труда.

Ключевые слова: самоопределение, призвание, жизненный путь, система профессионального ориентирования.

Будущее нашей страны - современное студенчество. Именно на его плечи через пят-надцать-двадцать лет ляжет вся ответственность за происходящие в мире, стране и обществе преобразования. Важно, чтобы эти преобразования были во благо, направлены на создание мира, в котором хочется жить, а потому заниматься ими должны люди подготовленные, ответственные и творческие. Предвосхищать ход развития общества и его членов, более других общественных институтов, обязана система образования. Она не имеет права обходить стороной проблему изменчивости мира, старения знаний, стереотипов мышления и действия, устаревания привычных форм, методов, приёмов трудовой деятельности, способов её организации и т.д. Уже сейчас ясно, как высока степень и скорость изменения предметного и социального окружения человека. Интеллектуальные технологии производят в современном обществе преобразования, сравнимые по масштабам и значимости с теми, которые были связаны с развитием машинного производства. Чем выше темпы изменений в мире, тем выше требования к системе образования. В этом смысле она должна обладать не только даром предвидения, но и быть институтом будущего. Чтобы воспитать завтрашних лидеров, важно уже сегодня увидеть людей с соответствующим потенциалом и создавать среду - в школах, вузах, на рабочих местах, - где каждый может развивать свой творческий потенциал и может быть уверен в том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься для того, чтобы открыть свое призвание.

Центральной проблемой в период юности является выбор профессии и продвижение в профессиональной сфере. Важнейшей потребностью становится реальная перспектива приобщения к той или иной сфере трудовой деятельности. Однако у молодого человека в этот период возникает неопределённость его социального положения и ожиданий, которые он испытывает. Этот период нередко сопряжён с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если рассматривать юность на пересечении психоаналитического и социологического подходов, как это делает Э. Эрик-сон, то эту пору жизни можно определить как период физической зрелости и социальной незрелости. Если в детстве роли для ребёнка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и юноша сам должен ответить на вопросы: «Кто

Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».

я?» и «Каков мой дальнейший путь?» Причём одни имеют хорошую способность прогнозировать и планировать будущее - легко представляют себе картины будущего, демонстрируют как правило, уверенность в себе, в своих качествах, твёрдость характера, приспособленность к социуму, хорошие целеволевые характеристики и образовательный уровень. Другие затрудняются в представлении будущего, образы его нечёткие, туманные [1].

И те, и другие, в результате ограниченности опыта, часто представляют действительность в искажённом виде. Принятие решений в отношении своего будущего основываются на оценке не реальной, а надуманной ситуации. Часто для молодых людей сложность заключается в том, что истинно взрослые решения и выбор надо делать не между высоким идеалом и прозой жизни, а между вещами, одинаково далёкими от идеала. Задача взрослых в этот период - обеспечивать юношам постепенно возрастающую свободу выбора и действий, в рамках правил и норм социума, и поощрение всякого проявления зрелого поведения. Указывая возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего ещё и демонстрирует юноше, что кто-то о нём заботится. Юность - период стресса и психологических проблем, на этом сходятся представители различных теоретических направлений. Все изменения, происходящие в этот период, в целом соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Познание себя в окружающем мире и есть та главная задача, которую решает молодёжь на пути во взрослую жизнь.

Помочь в решении этой задачи на предтрудовом этапе может и должна образовательная система. И если в школе у учащегося ещё есть поддержка в виде учителей, родителей, школьных психологов, то при переходе в вуз, он остаётся один на один со своими проблемами. Это ещё не взрослый человек, это всё ещё юноша в поиске себя. Именно поэтому задача вуза - организация системы профессионального ориентирования - особой сферы деятельности, включающей хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении информационные и методические ресурсы. Система оказания помощи в профессиональном, карьерном развитии может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Система профессионального ориентирования

Степень изменения отношения к профессии Конкретные цели проводимой работы Формы реализации

Осознание Знание * 1 Благожелательное _____ отношение 1 ^ Предпочтение Убеждение Выбор Предоставление информации о мире профессий и необходимых компетенциях Создание положительных отношений и чувств к определённой деятельности Стимулирование и сохранение намерений развития Диагностика интересов, способностей, мотивации, черт характера «Профессиональные пробы», стажировки, выставки и др. СМИ, посещение предприятий, встречи с работниками и др. Конкурсы работ, участие в конференциях, производственные практики, гранты предприятий

Из таблицы видно, как происходит постепенный переход от осознания необходимости профессионального выбора к самому выбору через целенаправленную систему помощи. В возрасте 17-18 лет индивид уже способен оценивать себя с точки зрения внутренних стан-

дартов и представлений о собственном счастье и благополучии. Поэтому предоставление ему информации о мире профессий, который ждёт его в будущем, может и должно сопровождаться предоставлением ему информации о нём самом, его способностях и возможностях их реализации. В результате диагностики он получает информацию о своём нынешнем потенциале и возможности его развития для того, чтобы найти своё призвание в дальнейшем. Другие процессы являются лишь сопровождающими, углубляя самоопределение и самоидентификацию.

В 2010 году в НГТУ была принята программа профессионального становления, в которой предусматривается необходимость непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном росте, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Она основана на компетентностном подходе, выстроена системно - в ней профориентация и профессиональная карьера рассматриваются как составные части единого комплекса. Программа охватывает подростковый, старший школьный возрасты, период студенчества, рассчитана на молодёжь с 13 до 20 лет. Она включает два направления - собственно профессиональное ориентирование и карьерное проектирование. Её цель - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; обогатить их представления о профессиональном мире; сформировать готовность к трудностям и умения преодолевать их на основе саморефлексии при активном участии взрослых - психолого-педагогическом сопровождении как в школе, так и в вузе, вплоть до интеграции в мир труда. В содержательной части программы - знакомство с миром профессий, путями их получения, а главное, познание учащимися себя - своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей.

Методическое обеспечение программы осуществляется, прежде всего, через информирование'. экскурсии (как реальные, так и виртуальные) на предприятия и в организации для знакомства с профессиями и работа с полученной информацией - участие во всевозможных выставках, конкурсах, показ фильмов о профессиях и подготовке к ним в учреждениях профессионального образования. Кроме того, в Кадровом центре вуза сконцентрирована дополнительная информация - данные о профессиях, о предприятиях города и области, требованиях работодателей к специалистам; работает система помощи: анализ компетенций, составление резюме. Большое значение в Программе придаётся диагностическому методу [2]. Для его реализации нужен инструмент оценивания. Такие инструменты существуют, но какой бы из них не был выбран, он должен быть психометрически обоснован, т.е. оценивать то, что должен оценивать, и основываться на объективных количественных показателях. В отсутствие объективного инструмента, служащего отправной точкой, с самого начала вся система оказалась бы нежизнеспособной. Без стопроцентно надёжных данных не удастся изучить взаимосвязь между оцениваемыми качествами и дальнейшей работой. Из множества современных диагностических программ был выбран отечественный компьютеризированный диагностический комплекс «Профориентатор», выявляющий интересы, способности и личностные качества учащихся средних и старших классов школы, который в 2003 году получил официальное признание на уровне Министерства Образования Российской Федерации. В работе со студентами используется психодиагностическая методика (батарея тестов) «Профкарьера». Этот диагностический комплекс позволяет оценить профессионально-важные качества студентов и сориентировать их на те должностные позиции и отрасли, где они будут наиболее востребованы и успешны.

Многоступенчатая диагностика позволяет всесторонне посмотреть на юношу. Во-первых, в блоке тестов предусмотрена диагностика интересов у школьников, а у студентов -диагностика карьерных интересов, жизненных установок и ценностей. Зона интереса - это главное в призвании для каждого. Если ребенку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Во-вторых, комплекс методик определяет структуру интеллекта человека, сильные/слабые стороны, общий уровень интеллектуальной

Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».

работоспособности. Интеллект здесь не рассматривается с точки зрения академических способностей. Важно его разнообразие - один из фундаментальных принципов, позволяющих найти свое призвание. Именно это необходимо показать и донести до учащегося. В-третьих, проводится диагностика личностных качеств и трудовой мотивации (у студентов). Определяются склонности к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера. Программа профессионального становления - наукоемкая инновационная услуга. В её методическом обеспечении предусмотрено также консультирование психолога, беседа и рекомендации. Консультирование позволяет индивиду понять свою мотивацию, свои потребности, возможности, компетенции. Консультации могут проводиться как индивидуально, так и в присутствии родителей. В практике консультирования часто используются рекомендации. Они помогают выстроить представление о проблеме и принять решение относительно учебного и профессионального выбора. Организация познания учащимися самих себя предполагает помощь в построении ими позитивного образа себя, ознакомление со способами действий и принятия решения [3].

Принципы непрерывности и согласованности в действиях всех участников процесса профессионального становления являются главными при реализации Программы. Это подразумевает создание необходимых условий для развития у молодёжи умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира, возможных путях подготовки к избранной профессии в стенах школы и вуза, необходимость скоординированной совместной работы образовательных учреждений, различных партнеров по внешкольной, вневузовской работе, а также родителей. Таким образом, обеспечивается единство действий всех субъектов профессиональной ориентации. Помимо диагностики, профориентационного и карьерного консультирования, программа предполагает развивающие тренинги, групповые лекции и обсуждения, а также активную работу с НК-департаментами компаний-работодателей.

Программа реализуется четвёртый год и уже показала значительные результаты. Особенно они заметны в работе с профильными школами города и области и студентами вуза. В школах, на ранних этапах (7 класс) начинается изучение личности учащегося, определении его способностей, склонностей, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Важная роль при этом отводится тестам, результаты которых известны родителям и психологам школы. Как результат диагностической и информационной поддержки рекомендуется направление профильного обучения [4]:

1) физико-математическое;

2) социально-экономическое;

3) естественнонаучное;

4) лингвистическое;

5) технологическое;

6) гуманитарное.

С учётом этой информации, родители, ученики, совместно с учителями и руководством школы могут выбрать обучение профильного характера, предполагающее дифференциацию учащихся по учебным направлениям, секциям и профилям. Это способствует сближению учебной и профессиональной ориентации, где последняя предстает как стратегия профессионального будущего учащегося, а учебная - как его тактика. При переходе в старшие классы (к концу 9 класса), после очередного тестирования и консультирования с психологом, учащийся (с родителями) должен определить свой дальнейший учебный путь: оставаться в общеобразовательном классе или специализированном, с углублённым изучением отдельных предметов, возможно, будет выбрано обучение в профессиональном лицее или колледже. Со своей стороны, вуз предлагает учащимся выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям: углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки. Работа вуза на этом этапе сконцентрирована на информировании учащихся о

различных учебных направлениях, профилях, профессиях, к которым они готовятся. Главные компетенции, которые должны быть сформированы в этом процессе: представлять профессии, классифицировать по основным принципам деятельности, уметь выделить главные задачи профессии, используемые средства, различать способы овладения профессией. В целом, работа сосредоточена на уточнении профессиональных предпочтений учащихся и самопознании с тем, чтобы избежать возможных ошибок в дальнейшем, так как поступление в вуз и выбор направления обучения, как свидетельствует практика, не у всех студентов бывает взвешенным и осознанным. Допускается, как правило, четыре типа ошибок: выбор профессии модной, имиджевой, денежной или династической. В ходе профессионального обучения у молодого человека могут возникнуть сомнения в правильности выбора, иногда свидетельством этому выступают неуспехи в учёбе. На этом этапе опять важна помощь взрослых и образовательного учреждения, поэтому Программа профессионального становления активно продолжается в вузе. Её основное назначение - выявление компетенций, способностей, мотивации учащихся вузов для прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития. В случае необходимости выстраивается программа индивидуального развития, с помощью неё можно повысить уровень некоторых компетенций, развить профессионально-важные качества. Кроме того, в Программу профессионального становления включена работа с предприятиями. По их запросу проводится профессиональное тестирование с целью оценки и развития стажёров как кандидатов на различные позиции в компании, для выделения наиболее приемлемых на те или иные позиции.

Построение такой системы профессионального ориентирования, как показывает наш опыт, способствует лучшему осознанию молодым человеком самого себя в контексте настоящего и будущего рынка труда.

Библиографический список

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. —

СПб.: Алетейя, 2001. С.110-126.

2. Шмелев, А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения

компьютеризированного тестирования [Текст] / А.Г. Шмелёв, А.Г. Серебряков //

Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 4-16.

3. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт [Текст] / А.Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. С.

107-119, 188-202.

4. Ивашкин, Е.Г. Роль университета в подготовке молодёжи к профессиональному становлению

[Текст] / Е.Г. Ивашкин, М.Е. Бушуева // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.