Научная статья на тему 'Модель профессионального становления специалиста на довузовском этапе непрерывного аэрокосмического образования'

Модель профессионального становления специалиста на довузовском этапе непрерывного аэрокосмического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольга В. В., Трифонова В. В.

Поэтапно рассмотрено психологическое сопровождение в Аэрокосмической школе на этапе довузовской подготовки. Приведены результаты исследований по определению влияния модели этапа довузовской подготовки на профессиональное становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель профессионального становления специалиста на довузовском этапе непрерывного аэрокосмического образования»

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ НЕПРЕРЫВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Кольга, В.В. Трифонова СибГАУ, г, Красноярск

Поэтапно рассмотрено психологическое сопровождение в Аэрокосмической школе на этапе довузовской подготовки. Приведены результаты исследований по определению влияния модели этапа довузовской подготовки на профессиональное становление личности.

Проблема профессионального становления личности специалиста аэрокосмической отрасли неразрывно связана с многоуровневым аэрокосмическим образованием.

В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:

1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности;

2) внутриличностные.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является несоответствия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.

Создание внутренних потенций профессионального развития специалиста - результат активного взаимодействия личности с социальнопрофессиональными группами и средствами труда. Результатом деятельности является не только создание материальных и духовных ценностей, а также и развитие личности. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации [1].

Ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

Кроме того, на профессиональное становление влияют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентации и т. п.

Определим становление специалиста как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых качеств и их интеграцию, готовность к постоянному росту, поиск оптимальных приемов качественного и твор-

ческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Образование, специальные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Именно поэтому очень важно формировать ведущие качества будущих специалистов в подростковом возрасте [2].

Многолетняя практика убедительно показала, что, начиная с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70 %) предпочитают углубленно изучать предметы для дальнейшей специализации. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведённых в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в

8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учёбу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно около 75 % учащихся в конце 9-го класса уже выбрали возможную сферу профессиональной деятельности, более уверены в своих силах, и считают себя профессионально определившимися.

Дифференцированный подход в школе, как правило, не учитывает тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого будущего студента, не учитывается он и при поступлении в ВУЗ.

Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышле-

ния и деятельности и новыми условиями жизни общества.

Объективная необходимость перехода к непрерывному образованию и адекватному управлению им исходит из противоречия между возрастающим объёмом необходимых человеку знаний и умений и ограниченными возможностями для овладения ими.

Смысл непрерывности заключается в постоянном удовлетворении потребностей личности и общества, адаптивном управлении образовательной средой и предоставлении каждой личности возможностей реализации собственной системы получения образования.

Перспективное развитие Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) связано с реализацией стратегии диверсификации, заключающейся в разработке новых видов образовательных услуг дм новых целевых групп потребителей. Образовательное пространство спроектировано в вузе с учетом изменившихся тенденций в области технического образования в сторону мобильной многопрофильной подготовки инженеров, которые в постиндустриальном обществе должны быть способны не только качественно выполнять свои профессиональные обязанности, но и активно выстраивать индивидуальную карьерную траекторию, постоянно обогащая свой образовательный ресурс [3,4].

В связи с этим в Сибирском государственном аэрокосмическом университете в течение последних лет действует система непрерывного многоуровневого образования.

Так как спрос на профессиональное высшее образование формируется уже на школьной скамье, вполне оправдано стремление вуза охватить аудиторию потенциальных абитуриентов и студентов. Необходимость формирования специальной методической, кадровой, материально-технической, информационной и РЫ-базы довузовского образования обусловила создание в структуре СибГАУ системы довузовской подготовки. В её функции входит анализ, планирование, организация и контроль за следующими стратегическими направлениями:

- дополнительное довузовское образование;

- начальная профессиональная подготовка;

- подготовка абитуриентов.

Подобное распределение по отдельным потребительским сегментам создает оптимальный набор условий для эффективной мотивации будущих студентов к продолжению обучения в данном вузе. Кроме того, уже на этом этапе академия начинает формирование конкурентоспособного на рынке труда выпускника.

Каждая из траекторий довузовского образования в СибГАУ по-своему уникальна и обладает большим потенциалом развития, благодаря использованию накопленного опыта и внедрению педагогических, научных инноваций.

Мультиледдеринговая образовательная модель (МОМ) - модель профильного образования, созданная в соответствии с условиями непрерывного аэрокосмического образования, призвана решить отдельные аспекты проблемы свободного профессионального самоопределения и самореализации личности специалиста отрасли на довузовском этапе.

Мультиледдеренговая образовательная модель (МОМ) выстроена на принципах индивидуально-личностного похода к ребенку, безусловного соотнесения его образовательных потребностей с личностными возможностями и ограничениями в системе индивидуальных ценностей и предпочтений. Модель построена таким образом, что в процессе своего профессионального обучения подросток имеет возможность частично пройти все стадии на пути профессионального становления своей личности, начиная со стадии оптации и заканчивая стадией мастерства. При этом каждый учащийся формирует свой индивидуальный образовательный маршрут. Необходимо отметить, что описываемая модель предназначена для подготовки специалистов аэрокосмической отрасли, а условия создаваемые в процессе обучения служат для максимально полного профессионального самоопределения подростков - будущих студентов - специалистов именно этой области. Основным условием МОМ является то, что ученик самостоятельно планирует собственную учебную нагрузку, выбирая учебное направление и структурируя соотношение обязательных предметов (4-6 часов в день) и практически неограниченное количество предметов по выбору внутри направления. При этом возможным и оправданным считается изменение учеником направления, исходя из его индивидуальных образовательных и психофизиологических возможностей и ограничений.

На протяжении последних лет МОМ находит своё применение в стенах Аэрокосмической школы (АКШ) города Красноярска. Это профильное муниципальное образовательное учреждение системы дополнительного образования, с четырехлетним циклом обучения (8-11 классы) по направлениям: аэрокосмическая техника, радиоэлектроника, экономика, технические науки. Образовательная деятельность АКШ характеризуется гибкими, мобильными методами корректировки содержания профильной подготовки школьников 14-18 лет в соответствии с социальным заказом (государство, общество) и заказом целевой аудитории (творческой одаренной молодежи, родителей, средней и высшей школы, работодателей). Акцент образовательного процесса в АКШ делается не только на новых знаниях, технологиях, но и на формировании нового видения мира, своих возможностей в нем, на формировании несколько иных стереотипов поведения, создании максимальных возможностей для самоактуализации учащегося.

Стратегия ее развития проектируется по трем модулям: учебно-развивающий (направления,), научно-исследовательский (творческие мастерские), локально-развивающий (Международный Космический Лагерь (МКЛ)).

Педагоги и психологи Аэрокосмической школы создают такие психолого-педагогические условия, чтобы за 4 года обучения учащиеся смогли адаптироваться к требованиям вуза, понять и начать реализовывать возможности высшего образования.

Условия созданные в стенах АКШ обеспечивают активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, что способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению, в частности, определению по специальностям аэрокосмической отрасли.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в АКШ является научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках соответствующего мастер-модуля образовательного пространства. Появление такого мастер-модуля в пространстве АКШ продиктовано особенностями инженерного образования, а именно необходимостью погружения учащихся в замкнутый цикл научного исследования: разработка идеи, доконструкторская и технологическая проработка, реализация, апробация и оценка результата. Достигнутый уровень компетенции руководителей творческих мастерских позволяет учащимся выполнять работы на научном уровне и достигать высоких результатов.

Отсутствие социального опыта в подростковом возрасте, который бы позволил адекватно реагировать и преодолевать сложности, с дальнейшим профессиональным самоопределением, обусловливает необходимость психологическом сопровождении будущего специалиста на протяжении всего процесса профильного обучения. Психологическое сопровождение мы рассматриваем как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Психологическая служба является органическим компонентом системы непрерывного образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании будущих специалистов их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся задатков, способностей, интересов и склонностей (см. рис. 1).

Психологическая служба призвана обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития, их реализацию в обучении и воспитании. Работа на довузовском этапе аэрокосмического образования имеет свою специфику, требует повышенного внимания к изучению личностных особен-

ностей учащихся, формированию устойчивого интереса к наукам технического профиля. Работа психологов, педагогов и вся структура МОМ направлена на формирование личности подростков, посредством развития различных психологических компонентов: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других; самостоятельности и автономности, мотивации самоактуализации и самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации к обучению как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

Организация психологической службы (ОПС) МОМ ставит перед собой следующие задачи:

- психологическое измерение и оценка развития детей;

- помощь в обеспечении развития здоровой личности: психологическое просвещение детей, родителей, учителей; создание индивидуальных программ;

- помощь в выборе предметов, которые наиболее интересуют ребёнка, к которым есть особая предрасположенность; помощь при составлении индивидуальных программ;

- профориентация, рекомендации по поступлению в учебные учреждения.

Важнейшим принципом психологического сопровождения учащихся АШК выступает признание права субъекта образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия.

Решение задач психологического сопровождения АКШ соотносится с этапами профессионального обучения и воспитания: адаптации, интенсификации и идентификации.

На этапе адаптации (8 класс) учащиеся различных школ Красноярска включаются в профес-сионально-образовательный процесс АКШ, осваивают новую социальную роль, так как попадают в условия «взрослой» самостоятельной жизни, где выбор зависит только от них самих, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая деятельность - учебно-познавательная существенно отличается от прежней.

Психологическое сопровождение заключается в оказании подросткам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. На этом этапе используется комбинация технологий психологического сопровождения учащихся:

1) диагностика готовности к учебнопознавательной деятельности, мотивов учения;

2) помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;

3) психологическая поддержка подростков в преодолении трудностей самостоятельного образования в условиях МОМ и установлении комфортных взаимоотношений с ровесниками и педагогами;

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2

—►

.Є,

І! 1

1

—►

—*

С'іита пп«

- углубленная диагностика

- псіїхолого-педагогичєское просвещенно

• )>азроботка сіраттш сопровождения

• '‘сборка” статуса

ШКОЛЬНИКА

II. Этап адаптации 9 класс

■ обшая развивающая работа

- развитие общих и специальных способностей

- коррекция и консультирование школьников

III. Этап идентификации 10 класс

Сі Я.-ІІІЯ профессиональной ІІОДІЯТОИКИ _________

индивидуальное консулы іфование формирование профессиональной направленности групповая и индивидуальная работа _____

IV. Этап идентификации I] класс

адаптационное профконсуаьтмромшпс

формирование пр<х]>сссіюнальной

идентификации

фтгшшшя диагностика уровня

профессиональной» самоопределения

учащегося

справочно-информационное

просвещение

Стадия мастерства

Рис. 1. Модель психологического сопровождения специалиста аэрокосмической отрасли на этапе довузовской подготовки

Э

ев

1

с

>>

&

о

и

ж

1&1

в

&

1

СЗ

&

Кольга В.В., Трифонова В.В. Модель профессионального становления специалиста _________________________________________________________________________________________________________________________________________на довузовском этапе непрерывного аэрокосмического образования

4) консультирование учащихся по вопросам трудностей подросткового возраста;

5) консультирование учащихся, разочаровавшихся в выбранном направлении обучения. Психологическими критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде МОМ, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе интенсификации (9-10 классы) происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности. Ведущая деятельность - научнопознавательная. Психологическое сопровождение сводится к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи, поддержки в решении коммуникативных проблем со сверстниками и педагогами. К технологиям сопровождения относятся развивающая диагностика, психологическое консультирование, коррекция личностного интеллектуального профиля.

Психологическими критериями продуктивности этого этапа становления обучаемого являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование, оптимистическая социальная позиция.

На завершающем этапе профессионального образования в АКШ, этапе идентификации (11 класс), важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей учебной и практической деятельности, выбранной специальности аэрокосмического профиля.

Психологическое сопровождение заключается в финишной диагностике уровня профессионального самоопределения учащихся 11 класса АКШ по специальностям аэрокосмической отрасли.

Психологические критерии успешного прохождения этого этапа - отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной и личностной самопрезентации.

Проведенное нами лонгитюдное исследование, направленное на определение влияния муль-тиледдеринговой образовательной модели на профессиональное становление личности подростков, привело к подтверждению гипотезы о том, что предложенная модель профессионального образования в значительной степени влияет на самоопределение школьников в выборе специальности. Отметим, что данное исследование проводилось в течение всего цикла обучения подростков, что составляет четыре года и проводилось в пять этапов.

На первом этапе исследования были выявлены мотивы, которые способствовали подросткам принять решение прийти в АКШ. Большинство учеников (76,3 %) рассматривают АКШ как место, где есть возможность попробовать себя в той или иной деятельности, получить хорошее образова-

ние, получить профессиональную подготовку, обрести новые возможности для общения, а так же возможность поступить в вуз. Данные результаты были использованы при прогнозировании возникновения определённых трудностей, связанных с процессом выбора отдельно взятого школьника, а так же возможного отсева.

Второй этап был направлен на определение готовности учащихся 8 класса к дополнительному профильному образованию в АКШ. Попав в новые социальные условия, подросток испытывает эмоциональное напряжение. Из-за этого у многих школьников возрастают напряжённость и тревожность, препятствующие успешному обучению. Диагностика коммуникативных, личностных, интеллектуальных особенностей, а также профессиональных интересов позволила моделировать траекторию индивидуального развития подростка в новых условиях образования и разработать стратегии сопровождения каждого подростка. В целом исследованием отмечено преобладание у школьников личностных качеств (67 %), способствующих преодолению трудностей, связанных с образовательным процессом по мультиледдеринговой образовательной модели, и свидетельствующих о психологической подготовленности к профессиональному самоопределению.

Третий этап исследования позволил определить уровень адаптированности к условиям мультиледдеринговой модели учащихся, перешедших в

9-й класс. Сравнивая результаты диагностики предыдущего этапа, мы пришли к выводу, что уровень коммуникативных способностей увеличился в среднем на 48 %, уровень тревожности снизился на 34 %.

Полученные результаты по показателям опросника «Адаптивность» (рис. 2) подтверждают, что у исследуемых подростков адаптивные способности находятся на довольно высоком уровне. Свидетельством тому являются выявленные респонденты с низким показателем по шкале «Адаптивные способности». Так, у 9-го класса 11 % от числа всех опрошенных имеют низкий уровень адаптации. Анализ результатов показал, что 18 % респондентов в 9-м классе обладают низкой нервно-психической устойчивостью. Как мы уже отмечали, причиной этому, скорее всего, послужило высокое нервное напряжение, связанное с нетрадиционным учебным процессом АКШ. Вероятнее всего, эти учащиеся примут решение прекратить своё обучение в АКШ, что в свою очередь позволит им попробовать себя в другой профессиональной среде.

Шкала «Коммуникативные особенности» еще раз подтверждает, что в исследуемых классах у подростков развитие данных умений находится на высоком уровне.

По шкале «Моральная нормативность», мы получили данные, указывающие на то, что в 9-м классе примерно 16 % опрошенных имеют низкие показатели. Однако у большинства из них выявлена средняя

степень выраженности моральной нормативности В целом, по итогам исследования, можно гово-

(73 %) и 11 % имеют показатели выше среднего. рить о достаточной степени сформированности

Результаты этого теста показывают удовлетвори- адаптационных способностей учащихся 9-х

тельную моральную нормативность учащихся. классов АКШ.

Адаптивные способности Нервно-психологическая

Низкий устойчивость

Коммуникативные

способности

Низкий

0%

Моральные нормы

Рис. 2. Показатели опросника «Адаптивность»

Можно отметить также, что знание индивидуальных особенностей подростков, на основе которых строится система адаптационных способностей, позволит сделать процесс адаптации в условиях мультиледдеринговой образовательной модели ровным и психологически комфортным.

На четвертом этапе определялся уровень профессионального самоопределения учеников

10-11-х классов по специальностям аэрокосмической отрасли. К концу 11-го класса АКШ ребята способны сделать осознанный профессиональный выбор. 98,3 % определились с будущей профессиональной ориентации своего обучения, причём

71,73 % из них выбрали техническое образование, связанное с аэрокосмической отраслью. При этом сделанный выбор не идёт вразрез с областью интересов учащихся, они уверены в своих силах, в своём профессиональном пред-назначении, основная деятельность их направлена на развитие и повышение компетенции в выбранной отрасли и будущей профессии.

На завершающем этапе исследования влияния мультиледдеринговой образовательной модели на профессиональное становление личности подростков сквозной анализ динамики изменения показателей на довузовском этапе (рис. 3) позволяет сделать следующие выводы:

X щ

<в с

э г

0 ь

1 я

£ П

О И О *

Ф О О С

И

Ф X

я- ®

я

м

5

Класс

♦..Уровень

тревожности

•11 Коммуникативные способности

А Уровень

агрессивности

—X—Проф.

направленность соответствует ■"■Ж™ Профессионально самоопределились

Рис. 3. Динамика изменения показателей на довузовском этапе

- условия обучения МОМ позволяют учащимся определить и развить свою профессиональную направленность;

- условия обучения МОМ способствуют снижению уровня тревожности и уровня агрессивности учащихся;

- в условиях МОМ повышается уровень коммуникативных способностей учащихся.

Как следствие: довузовский этап аэрокосмического образования способствует профессиональному самоопределению учащихся АКШ. 98,3 % профессионально самоопределились в отрасли аэрокосмического образования.

Таким образом, модель профессионального развития личности в рамках педагогических интегрированной системы аэрокосмического образования на этапе довузовской подготовки способствует формированию конкурентоспособного специалиста отрасли и его самосовершенствованию.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург, 1998.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996. - С. 418-425.

3. Кольга В. В. Опыт реализации модели образовательной интеграции в Сибирском государственном аэрокосмическом университете //Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуров-него образования. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. -С. 18-20.

4. Кольга В.В. Организация научно-

исследовательской деятельности на

довузовском этапе непрерывного аэро-

космического образования// Вестник ЮУрГУ. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, № 6(6), 2004.

С 70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.