Научная статья на тему 'Об опыте организации электронного образовательного пространства'

Об опыте организации электронного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ELECTRONIC INFORMATION SYSTEM OF THE UNIVERSITY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / E-EDUCATION SPACE / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ / THE INDIVIDUAL TRAJECTORY OF PERSONALITY THOUGHT PROCESSES / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВУЗА / THE INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / E-COMMUNICATION / MUTUAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна, Дружинина Анна Валентиновна, Беляева Екатерина Вячеславовна, Пильщикова Тамара Сергеевна

В статье рассматриваются разработанные и используемые в Международном инновационном университете новые электронные технологии обучения, обеспечивающие эффект «социального обучения». Данные технологии характеризуются открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредованы новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна, Дружинина Анна Валентиновна, Беляева Екатерина Вячеславовна, Пильщикова Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the experience of organization of electronic educational space

The article deals with the developed and used in the International Innovative University new electronic learning technologies giving the effect of «social learning.» These technologies are characterized by open information and communication space, are mediated by a new design, primarily through the support of multimedia learning tools and hypermedia.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации электронного образовательного пространства»

Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К.

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В настоящее время особое значение приобретают подходы, обеспечивающие формирование молодых специалистов в условиях новой информационной среды.

В Международном инновационном университете разработана новая сетевая концепция развития личности, в которой обучение построено на основе синтеза традиционного и электронного образовательного пространства.

Учеными Университета выявлены методологические основания, принципы и условия эффективного развития личности в виртуальном информационном пространстве, показано влияние информационного общества на продуцирование индивидуальных виртуальных миров; исследована роль феномена виртуальной реальности, под которой понимается объективная реальность, обусловленная процессами естественного или искусственного (эмотивного, информационного) замещения образа объективного мира его симуляцией или имитацией (неконстантная коммуникация), пребывание в которой сопровождается ощущением иммерсии (погружения) и возможностью существования и действования в ней [1].

В функциональном плане механизм актуализации виртуальной реальности можно представить следующим образом: сознание, находящееся под воздействием комплексной (обусловленной мультимедийностью), постоянно осуществляемой в реальном масштабе времени, синхронизированной и непрерывно обновляющейся информации и эмоций, как отражения фрагмента действительности, теряет (целенаправленно или случайно) информационную и эмоциональную связь с константной реальностью, которая замещается виртуальной.

Процесс обучения должен строиться исходя из того, что операции с компонентами виртуальной реальности потенциально идентичны операциям с реальными инструментами и предметами, а работа в среде виртуальной реальности сопровождается эффектом лёгкости, быстроты, носит акцентировано игровой характер. Исследование феномена виртуального информационного пространства позволяет сделать вывод о тесной связи с ним процессов познания, поскольку в данном случае познавательный процесс предстает как построение гипотез (сценариев, представляющих собой виртуальные формы развития объекта или субъекта познания) и их практическая проверка. Эти процессы отражают нарастающую тенденцию к восприятию реальности человеком - как реальности многомерной, реальности сценарной и вариантной, где все большее место принадлежит модельной и игровой, подвижной, пластичной и проблематичной стихии. Все эти виды или предикаты реальности весьма близки к чертам реальности виртуальной.

Переход к пониманию виртуальных электронных миров как субстанций, напрямую определяющих развитие человека, требует отказа от формирования у студентов моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реально-

сти) и введения полионтической непредельной парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей). Разработка теоретических основ обучения и воспитания с данных позиций основывалась на том, что виртуальная реальность обладает рядом специфических свойств: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [1, 2].

Новая образовательная среда должна быть ориентирована не только на развитие рационального сознания и гуманистических качеств личности, но и продуктивного, социально одобряемого поведения субъекта как в сфере профессиональных отношений, так и в сфере межличностного взаимодействия. Это, в свою очередь, предполагает необходимость формирования у студентов эффективных поведенческих, коммуникативных и эмоциональных паттернов психической активности личности, составляющих менталитет современного человека [3].

На базе данной методологической платформы в Университете разработаны и используются принципиально новые технологии обучения, обеспечивающие эффект «социального обучения». При этом распределенное обучение реализуется с помощью социальных интеракций, опосредованных компьютерной коммуникацией, предполагающей совместное участие участников в социальной практике, что трансформирует образовательную среду за рамки временных и локальных ограничений и презентует концепцию знания как результат совместной деятельности в «сообществах практики». В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения». Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа [4].

Проведение занятий с использованием новых электронных технологий как в аудиториях, оборудованных мультимедийным оборудованием, так и в компьютерном классе с применением Интернет-ресурсов.

Разработанные в Международном инновационном университете технологии обучения на базе электронного образовательного пространства опираются на решение практических проблем и, соответственно, связаны с актуализацией практического мышления. Если формально-логическое мышление есть мышление конвергентное, то

мышление практическое есть мышление дивергентное, предполагающее образование значительного количества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией. Если формально-логическое мышление, которое формируется и презентуется в процессе организованного обучения, использует в основном символическую информацию, то практическое мышление опирается в большей степени на образную информацию. Способность решать относительно новые задачи и способность автоматически обрабатывать информацию - взаимосвязаны, что свидетельствует о важности формирования в учебном процессе продуктивных когнитивных стереотипов, паттернов мыслительной деятельности. Учитывается, что стереотипы могут носить как продуктивный, так и иррациональный характер, мешающий формированию социальной и профессиональной компетентности человека.

Знание и понимание студентов своих когнитивных, коммуникативных и эмоциональных стратегий психической активности обеспечивает возможность их коррекции и учета в значимой сфере взаимоотношений. Отсутствие рефлексии по поводу сложившихся стереотипов поведения не позволяет сделать любой вид психической активности достаточно эффективным. Сегодня имеет место методологическое противоречие между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллирующими лишь к сфере рационального сознания и игнорирующими возможности формирования продуктивного поведения, опирающегося на устойчивые паттерны психической активности. [5]

В Международном инновационном университете по разработанным в нем методикам диагностируется наличие у студентов продуктивных и непродуктивных паттернов, которые в дальнейшем формируются и корректируются.

На платформах 1С: Предприятие 8 и WEB разработана совершенно новая развивающая электронная управленческо-образовательная среда «Электронный Университет», позволяющая максимально оптимизировать процессы, связанные с обеспечением профессиональной и социальной компетентности студентов и направленная на формирование у них механизмов самообучения и самовоспитания. Данная среда обеспечивает такие преимущества внутривузовского менеджмента, как: надёжное хранение данных; изоляцию файлов автоматизированной информационной системы от прямого доступа; использование совершенных механизмов транзакций и блокировок, позволяющих исключить сбои в автоматизированной информационной системе; использование преимуществ модульного построения автоматизированной информационной системы; преемственность разработки и модернизации автоматизированной информационной системы; организацию работы автоматизированной информационной системы в удаленных корпусах вуза с использованием технологий построения распределенных баз данных [7].

Инновационной формой организации самостоятельной работы студентов в МИУ являются электронные клубы по профессиям, расположенные на сайте Университета. Деятельность клубов осуществляется в режиме открытых форумов по различным профессиональным направлениям. Такой электронный образовательный центр не имеет аналогов в России и является первым подобным центром в высших учебных заведениях страны. [10, 11]

Инновационность предлагаемой электронной образовательной технологии состо-

ит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем может носить отсроченный характер, когда студент работает над проблемой в режиме самостоятельной работы достаточно длительное время и в режиме онлайн на занятии. Круг проблемных вопросов, включенных в дискуссии на форумах, охватывает практически все предметные области. Участие студентов в дискуссиях даёт возможность для свободного выражения мнения по проблемам учебных дисциплин [6, 7].

К электронному обсуждению помимо студентов привлекаются высококвалифицированные специалисты. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной проблемы, мотивируются к изучению необходимой литературы. Любой студент может предложить свои вопросы для обсуждения. В процессе участия в работе клубов студенты учатся продуцировать новые идеи и аргументировать свою точку зрения, учатся деловому общению в электронном пространстве. Электронные дискуссионные клубы помогают студентам развивать свой творческий потенциал. Данная технология особенно эффективна для тех, кто не смог раскрыть свой потенциал в сфере традиционного образовательного пространства; позволяет студенту всегда работать в своем генетически заданном темпе, в соответствии с особенностями своих когнитивных стратегий [7].

Результаты исследований по проблеме развития личности, по интеграции традиционного и электронного образовательного пространства внедрены в разработанный в Университете электронный внутренний портал, позволяющий организовать индивидуальную самостоятельную исследовательскую деятельность студента в соответствии с предпочитаемой им когнитивной мыслительной стратегией. Инновационный студенческий образовательный портал является основой функционирования полноценной самостоятельной работы студентов и главным элементом в сетевой инфраструктуре Университета и включает: видеоресурсы, задания для индивидуальной самостоятельной и исследовательской работы, электронную библиотеку [8].

В Университете разработана методика применения телекоммуникационных сетей в профильных курсах информатики, в частности, проведение телеконференций. Их сущность заключается в создании мультимедийного аудиовизуального портала для связи с удаленными вузами, в том числе зарубежными. В рамках телеконференции создается возможность обмена мнениями, знаниями, информацией со студентами других вузов

[9].

Опираясь на системно-функциональный подход, определены особенности содержания вариативных образовательных программ по информатике для студентов с различной подготовкой и интересами. Определена типология учебных программ по информатике, в которой выделены образовательные блоки и соответствующие им модули: базовый блок включает модули «Компьютерная грамотность», «Работа на компьютере»; общеразвивающий - «Редактор текстов», «Графический редактор», «Электронные таблицы»; профессионально-функциональный - модули по основам делопроизводства, издательскому делу и офисному обслуживанию [9].

Дисплейные классы Университета оснащены современным программным обеспечением. Установка программного обеспечения производится централизованно специалистами кафедры информатики по заявкам, подаваемым преподавателями. В перечень

используемого программного обеспечения входят: операционные системы: Windows 2000, Windows Xp, которые позволяют использовать сетевые ресурсы, такие как общие принтеры и дисковое пространство серверов; программы-оболочки: NC, DN, Windows Commander; утилиты группы Tools, для диагностики компьютера из комплекта Norton Utilities; программы-архиваторы: ARJ, RAR, PKZIP; антивирусные программы DrWeb, AVP; специализированное программное обеспечение: «1С: Предприятие», Project Expert, Best Office; графические редакторы Photoshop 8.0 и CorelDraw 11; системы управления базами данных FoxPro, FoxPro for Windows, Visual FoxPro; инструментальные системы - системы программирования TBasic, TPascal, Delphi, С; обучающие - контролирующие системы и другое программное обеспечение, устанавливаемое по специальным заявкам преподавателей. Для обучения основам пользования ПЭВМ используются обучающие программы: Baby Type, DemoNC, Instructor.[7]

Проведение занятий с использованием новых электронных технологий как в аудиториях, оборудованных мультимедийным оборудованием, так и в компьютерном классе с применением Интернет-ресурсов

Организация обратной связи осуществляется в МИУ с помощью разработанного банка тестовых заданий по всем предметам. При этом электронный тестовый инструментарий используется как для промежуточного, так и итогового контроля.[6]

Вся информация о результатах учебной деятельности студентов содержится в их электронных личных кабинетах на сайте Университета, которые обновляются в режиме on-line.

Кроме того, Международный инновационный университет поддерживает информацию о своей деятельности на 6 профильных сайтах.

Для оценки уровня развития информатизации в Международном инновационном университете применяются следующие критерии:

- стратегия ИТ и система показателей, характеризующих достижение целей стратегии;

- корпоративные стандарты и регламенты применения ИТ с перечнем обязательных компетенций персонала;

- консолидированная вычислительная сеть с едиными регламентами управления и

информационной безопасности;

- востребованность персоналом и студентами ИТ-ресурсов и сервисов среды;

- уровень наполнения среды информационными образовательными ресурсами;

- единая система регистрации пользователей среды и управления доступом к ресурсам;

- интеграция образовательных и административных ресурсов в единую среду;

- интеграция ИТ-ресурсов удаленных подразделений вуза;

- система мониторинга ИТ-ресурсов и сервисов. [12]

В целом, инновационные электронные образовательные технологии, разработанные и функционирующие в Международном инновационном университете:

- позволяют в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства, превратив его в образовательное;

- обеспечивают максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения;

- обеспечивают реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями;

- стимулируют взаимообучение в образовательном процессе, не локализованном в пределах образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности: научная статья / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - 0,5 п.л. - С. 6-15.

2. Берулава Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности: научная статья / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 10-16.

3. Берулава Г.А. Методологические ориентиры разработки образовательных технологий: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов междунар. на-уч.-практ. конф., 10-11 сентября 2013 г. / Под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Сочи: ФГНУ ИОТ РАО, 2013. - 0,6 пл. - С. 5-10.

4. Берулава Г.А. Информационная управленческая и образовательная среда «Электронный ВУЗ»: научно-методическое пособие / Г.А. Берулава. - Изд. 2-е, доп. - Сочи:

НОУ ВПО МИУ, 2014.

5. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий: научная статья / Г.А. Берулава, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, В.Г. Малыш, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, Л.Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С.83-89.

6. Гулянова Л.П. Внедрение инновационных электронных образовательных технологий и их результативность с точки зрения системы качества в рамках сетевой образовательной парадигмы: научная статья / Л.П. Гулянова // Гуманизация образования.

- 2012. - № 4. - С. 40-43.

7. Довгаль Л.С. Технологии формирования электронного образовательного пространства: научная статья / Л.С. Довгаль // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 49-62.

8. Довгаль, Л.С. Международный инновационный университет как центр теоретических исследований и технологических инноваций: научная статья / Л.С. Довгаль, О.В. Непша // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 98-102.

9. Довгаль, Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета: научная статья/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

- 2014. - №12. - С. 21-25.

10. Дружинина А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении: научная статья / А.В. Дружинина. // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 24-29.

11. Дружинина, А.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете: научная статья / А.В. Дружинина, Н.В. Сплавская // Вестник СевКавГТИ. - 2014.- №18. - С. 126-129.

12. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013. - 2,4 пл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.