Научная статья на тему 'Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете'

Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INTERNATIONAL INNOVATION UNIVERSITY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / RESEARCH INSTITUTES / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / INNOVATION AND TECHNOLOGY CENTER / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / RESEARCH LABORATORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна, Якунина Инна Юрьевна

В статье рассматриваются инновационные технологии организации научно-исследовательской работы в вузе, внедренные в деятельность Международного инновационного университета, г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна, Якунина Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New technologies of organizing scientific research at the university

The article deals with the innovative technologies in the field of research work organization at the university, introduced into the Sochi International Innovative University activity.

Текст научной работы на тему «Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Яковлева-Чернышева А.Ю., Якунина И.Ю.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Международный инновационный университет вносит существенный вклад в развитие отечественной науки. В Университете выстроена целостная система организации научно-исследовательской деятельности, включающая 3 взаимосвязанных уровня: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, внедрение результатов проведенных исследований в образовательный процесс и практику хозяйственной деятельности.

Фундаментальные исследования в Университете проводятся на базе 5 научно-исследовательских институтов (развития личности, экономики предпринимательства, инновационных технологий управления, правовых исследований, электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций), в структуре которых функционируют научные лаборатории.

Научные исследования НИИ развития личности осуществляются в рамках проекта «Разработка сетевой теории и технологий развития личности в информационно-образовательном пространстве». Руководителем проекта является академик РАО, д-р пси-хол. наук, профессор Г.А. Берулава.

В структуре НИИ развития личности функционируют следующие научные лаборатории: лаборатория инновационных технологий в психологии, лаборатория инновационных исследований в области туризма и сервиса, лаборатория индивидуализации обучения.

Научные исследования НИИ экономики предпринимательства и НИИ инновационных технологий управления реализуются в рамках проекта «Инновационные технологии экономики и управления в системе предпринимательства». Руководитель проекта - д-р экон. наук, профессор А.Ю. Яковлева-Чернышева.

В рамках НИИ экономики предпринимательства действуют такие научные лаборатории, как лаборатория экономики предпринимательства, лаборатория бухгалтерского учета и анализа, лаборатория налогового консультирования.

НИИ инновационных технологий управления включает лаборатории эффективного менеджмента, государственного и муниципального управления и международных отношений.

В НИИ правовых исследований реализуется научный проект «Разработка инновационных технологий в правовой сфере». Руководителями проекта являются: канд. юрид. наук, доцент Н.В. Сплавская и канд. юрид. наук, доцент А.В. Дружинина.

В структуре НИИ правовых исследований действуют лаборатория гражданского права, лаборатория виктимологического просвещения и лаборатория семейного права.

Научные исследования НИИ электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций реализуются в рамках двух проектов:

1) «Разработка инновационной электронной образовательно-управленческой среды «Электронный университет». Руководители проекта: д-р пед. наук, профессор О.А. Зимовина и старший преподаватель В.Г. Малыш;

2) «Разработка инновационных технологий и технической сфере». Руководители проекта: канд. тех. наук Т.К. Габуния и канд. тех. наук, доцент В.П. Алексеев.

В структуре НИИ электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций работают следующие научные лаборатории: лаборатория программных разработок, лаборатория графического дизайна и лаборатория инновационных технико-технологических разработок.

В проведении исследований, осуществляемых на базе перечисленных выше научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, активно участвуют аспиранты и студенты Международного инновационного университета.

Для проведения прикладных исследований и разработок в Университете создан Инновационно-технологический центр. Основной целью его деятельности является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сфере.

В структуре Инновационно-технологического центра функционируют следующие подразделения: Центр программных разработок; Центр инновационных психолого-педагогических разработок; Патентно-лицензионный центр; Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.

Центр программных разработок осуществляет формирование инновационной электронной информационной образовательной и управленческой среды «Электронный вуз», обеспечивающей системную интеграцию традиционного и электронного образовательных пространств на всех этапах обучения и воспитания студентов. В техническом плане данная среда реализована на платформах 1С: Предприятие 8 и WEB. В разработанной конфигурации используется клиент-серверный вариант системы 1С:Предприя-тие, использующий в качестве хранилища данных Microsoft SQL Server и WEB-сервер Apache совместно с системой баз данных MySQL.

Система «Электронный вуз» представляет собой современный не имеющий аналогов образовательно-управленческий продукт, позволяющий максимально оптимизировать процессы, связанные с управлением деятельностью высших учебных заведений и организацией учебного процесса на основе теории сетевого образования. Она включает следующие основные подсистемы: «Ректорат», «Деканат», «Студент», «Тестирование», «Приемная комиссия», «Канцелярия», «Отдел кадров», «Учебный отдел», «Бухгалтерия» и ряд других.

В работе Центра программных разработок участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» и получающие

опыт создания информационных систем и баз данных, CMS систем, систем электронного обучения, используемых для поддержки образовательной и управленческой деятельности МИУ.

Центр инновационных психолого-педагогических разработок создан для разработки инновационных образовательных технологий, построенных на основе теории сетевого образования и теории гуманизации образования, реализованных в Концепции развития университета. Акцент в разработке учебно-методической документации делается на организацию самостоятельной и научно-исследовательской работы. В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения».

Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа.

Внедрение результатов исследований обеспечивает максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения, реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями.

Центр обеспечивает разработку централизованного электронного внутреннего портала, содержащего задания для самостоятельной работы, видеосопровождение ко всем темам программ и электронные информационные ресурсы.

В Патентно-лицензионном центре студенты Международного инновационного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов», «Информатика и вычислительная техника», занимаются разработкой инновационной техники и технологий.

За время деятельности Центра преподавателями, аспирантами и студентами Университета получены патенты на полезные модели: «Носилки для спасательных работ МЧС», «Большегрузный автофургон», «Многоуровневый гараж-стоянка для автомобилей», «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Гараж-ракушка»; патенты на изобретения: «Электрический очиститель диэлектрических жидкостей и газов», «Способ очистки диэлектрических средств», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на все тело человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до пояса человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до шеи человека» и другие.

Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне специализируется на разработке инновационных технологий ландшафтного дизайна в городское пространство. В работе Центра участвуют студенты Университета, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн». Студенты, занимающиеся в Центре, разработали дизайнерские проекты студенческих кафе, а также многих других объектов города. На прилегающей к Университету территории Центром создан Парк международного ландшафтного дизайна - уникальная экологическая зона с фонтанами, искусственной речкой. Декоративный сквер - прекрасный подарок вуза городу Сочи, столице Олимпийских игр 2014 года. Он

стал излюбленным местом не только студентов, но и горожан и гостей курорта.

Внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в сферу социальной жизнедеятельности общества, область техники и технологий осуществляется в рамках деятельности бизнес-инкубатора, что обеспечивает создание условий для построения профессиональной карьеры студентов Университета, приобщения их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем.

В структуре бизнес-инкубатора работают следующие подразделения: консультационные центры; Центр социально-культурного сервиса; Центр развития и самореализации личности; Центр управленческих ресурсов; Центр разработки мультимедиа и веб-ресурсов; Центр разработки масс медиа ресурсов.

В число консультационных центров входят: Центр психологического консультирования, Центр правового консультирования, Центр экономического консультирования и Центры электронного консалтинга.

Центр психологического консультирования предоставляет возможность студентам МИУ получить навыки работы психолога-консультанта. В Центре осуществляется консультирование, как студентов, так и всех желающих получить психологическую помощь. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере психологии.

Центр правового консультирования создан для оказания консультационных услуг в правовой сфере студентам, а также другим физическим лицам. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в правовой сфере.

Центр экономического консультирования создан для оказания услуг в сфере экономики предприятия, налогообложения и банковского дела, в том числе включающих консультации по бизнес-планированию, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, порядку и методике исчисления и уплаты налогов и сборов, налоговому планированию, составлению налоговых деклараций и т.п.

В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Экономика» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере экономики.

В Центре электронного консалтинга студенты имеют возможность выступить в роли консультантов для других студентов.

Круг вопросов, рассматриваемых в Центре электронного консалтинга, очень широк. Так, в настоящее время в его рамках действует ряд Электронных клубов, включающих: Электронный клуб юристов, Электронный клуб экономистов, Электронный клуб управленцев, Электронный клуб специалистов сферы сервиса, Электронный клуб ландшафтных дизайнеров, Электронный клуб по проблемам информатики, Электронный клуб по проблемам транспорта, Электронный клуб по межкультурным коммуникациям, Электронный клуб психологов.

Участие студентов в дискуссиях дает возможность для свободного выражения мнения по различным проблемным вопросам. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной темы, дают аргументированные ответы по данной проблеме, учатся диску-

тировать и отстаивать свою точку зрения, формируют навыки делового и межличностного общения, профессиональные компетенции в сфере своей будущей деятельности.

Центр социально-культурного сервиса включает гостиничный комплекс и кафе, расположенные в корпусах Университета. На их базе у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Гостиничное дело», «Туризм», «Социально-культурная деятельность», формируются реальные практические навыки в сферах гостиничного сервиса и общественного питания.

В Центре развития и самореализации личности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», имеют возможность получить практические умения и навыки по развитию личностных и поведенческих характеристик других студентов, необходимых для их успешности в профессиональной и личной сфере.

В Центре управленческих ресурсов студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», формируют профессиональные компетенции, необходимые в работе современного руководителя.

В Центре разработки мультимедиа и веб-ресурсов студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», учатся создавать реальные коммерческие сайты.

На базе Центра разработки масс медиа ресурсов студенты учатся создавать различную видеопродукцию, газету «Сочинская молодежь», журналы, издаваемые на базе Университета.

Одним из важнейших направлений деятельности Международного инновационного университета, способствующим популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования, является проведение научно-практических мероприятий международного и всероссийского уровня.

Так, в течение ряда лет на базе Международного инновационного университета организуется традиционная Международная конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире».

Целями проведения конференции являлются исследование тенденций развития современного высшего образования; определение условий совершенствования системы высшего образования с учетом специфики информационного общества; изучение направлений развития гуманитарного, экономического, юридического и технического образования в высшей школе.

Главная задача конференции - обмен опытом и достижениями в сфере развития современного высшего образования в России и за рубежом, интеграция российского образования в мировое образовательное пространство.

Литература

1. Берулава, М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2011.

2. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.

3. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - №10. - С. 21-28.

4. Инновационные технологии развития личности: научно-методическое пособие / Авторский коллектив. Под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Изд. 4-е, доп. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2014.

5. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.

6. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.

7. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности вуза: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - №1. - С. 51-58.

8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Инновационные технологии организации научно-исследовательской работы в университете // Инновационная наука. - 2015. - №5. - С. 280-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.