Научная статья на тему 'Об экспортном потенциале высшего образования лесного профиля'

Об экспортном потенциале высшего образования лесного профиля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕСНОЙ ПРОФИЛЬ / EXPORT POSSIBILITIES / HIGH EDUCATION / FOREST PROFILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалаев В. С.

Шалаев В.С. ОБ ЭКСПОР ТНО М ПОТЕН ЦИА ЛЕ ВЫСШЕГО ОБРА ЗОВАНИ Я ЛЕСНО ГО ПРО ФИЛЯ. Приводятся цели, задачи и направления повышения экспортного потенциала высшего образования лесного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shalaev V.S. ABOUT EXPORT POSSIBILITIES OF HI GH EDUCATION WITH FOREST PROFI LE. The paper presents aims, tasks and directions of increasing of export possibilities of high education with forest profile.

Текст научной работы на тему «Об экспортном потенциале высшего образования лесного профиля»

ЭКОНОМИКА

счет слияний и поглощений часто приводил к тому, что под управлением одного корпоративного центра оказывались бизнес-единицы, разнородные с точки зрения систем управления, уровня автоматизации, квалификации топ-менеджеров и т.д. Такая структура лесной корпорации обуславливает необходимость адаптации решений корпоративного центра к каждой бизнес-единице, что негативно сказывается на трудоемкости и скорости принятия управленческих решений. Процесс унификации систем управления бизнес-единиц - одна из важнейших задач лесных корпораций, решение которой займет не один год.

Недостаточная степень автоматизации бизнес-единиц негативно сказывается на скорости и качестве предоставления бизнес-единицами управленческой и финансовой информации в корпоративный центр. Информация может предоставляться неполной, в разных форматах, содержать ошибки и неточности. Корпоративный центр вынужден тратить дополнительное время на проверку, уточнение, консолидацию данных, чего можно было бы избежать при большей автоматизации процессов бизнес-единиц.

Изменение роли корпоративного центра

В ближайшие время лесные ВИС планируют усилить роль корпоративного центра. В этом проявляется отличие российских лесных корпораций от западных компаний, в которых, напротив, наблюдается тенденция к разукрупнению корпоративных центров и делегированию полномочий бизнес-единицам.

Причины изменения роли корпоративного центра

Чаще всего изменение роли корпоративного центра обусловлено ускоренным развитием лесной ВиС и задачей повышения конкурентоспособности бизнес-единиц.

Можно сделать вывод, что именно в решении этой задачи заключается основная роль корпоративного центра, и для ее реализации в нем будут происходить необходимые изменения.

Задачи ускорения развития лесной корпорации и повышения конкурентоспособности бизнес-единиц в большей степени характерны для диверсифицированных лесных ВИС.

изменение роли корпоративного центра связано с изменением стратегии лесной ВиС бизнес-единиц. Новые стратегические задачи, стоящие перед бизнес-единицами, требуют пересмотра роли корпоративного центра. Существенной предпосылкой для пересмотра роли корпоративного центра являются планы по привлечению инвестиций и инноваций. Это представляется достаточно логичным, поскольку привлечение финансирования, как правило, осуществляется самим корпоративным центром.

На роль корпоративного центра влияет рост конкуренции в отрасли, а также необходимость снижения затрат на его содержание.

А в целом предстоящие изменения потребуют перестройки всей корпоративной культуры в лесных ВИС и станут инвестициями в будущее.

об экспортном потенциале высшего образования лесного профиля

В.С. ШАЛАЕВ, проф., проректор по международным связямМГУЛ, д-р техн. наук

В настоящее время образование является одним из основных факторов развития общества. Естественно при этом, что и рынок международного образования весьма динамично развивается. Его объем превышает 100 млрд долл. США, до 5 млн иностранцев ежегодно выезжают за рубеж с различными

shalaev@mgul. ac. ru

образовательными целями. Наибольший объем образовательных услуг (более 60 млрд долл. США) иностранным гражданам оказывается в рамках высшей школы. При этом основные доходы от обучения иностранных студентов получают США (20 млрд долл.), Великобритания (свыше 10 млрд долл.), Авс-

56

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

тралия, Франция, Германия. На долю этих пяти стран приходится и около 60 % мирового контингента иностранных студентов. Поэтому в США экспорт высшего образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии - четвертой экспортной отраслью [1, 2].

В табл. 1 приведены данные по странам с наиболее крупными контингентами иностранных студентов в 2004 г. [3]. И хотя Россия входит в число 10 ведущих стран мира по обучению иностранных граждан, она имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений национальных высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет иностранных граждан, обучающихся заочно, а также на вечерних отделениях, экстернатом и т.д. существенно не изменяет почти аутсайдерского положения России на международном рынке образовательных услуг. При этом доля Российской Федерации на международном рынке образования имеет тенденцию к снижению. Хотя 18 октября 2002 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным одобрена «Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», которая определяет цель, задачу и направления решения проблем конкурентоспособности экспортно-

го потенциала, в том числе и высшего образования: «Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление интеграции в СНГ».

Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего, для государств-участников СНГ является реализация геополитических и социальноэкономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

Стратегической задачей государственной политики в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как для России, так и для иностранных партнеров...».

Таблица 1

Наиболее крупные контингенты иностранных студентов по странам обучения в 2004 году (Составлено по: Global Educational Digest 2006. Comparing educational statistics around the world, p. 130-131 и данным национальных министерств образования)

Страны Число иностранных граждан, обучающихся в национальных вузах и колледжах по программам третичного уровня, тыс.человек Доля иностранцев в составе всех обучающихся по программам третичного уровня, %

1. США 572,5 3,4

2. Великобритания 300,1 13,4

3. Германия 260,3 12,5

4. Франция 237,6 11,0

5. Австралия* 199,3 17,0

6. Япония 117,9 2,7

7. Китай** 110,0 0,6

8. Россия 75,8 0,9

9. Канада** 70,0 3,8

10. ЮАР** 52,7 7,2

* По данным ОЭСР

** По данным национальных министерств образования соответствующих стран

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

57

ЭКОНОМИКА

Вышеприведенные положения в конечном итоге применимы и при решении проблем усиления, развития экспортного потенциала высшего образования лесного профиля.

В настоящее время в нашей стране в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лесного дела бакалавров, специалистов и магистров, кандидатов и докторов наук готовят 60 высших учебных заведений. Среди них такие известнейшие в России и за рубежом вузы, как Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия (СПГЛТА), Сибирский государственный технологический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА), Марийский государственный технический университет (МГТУ), Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), Архангельский государственный технический университет (АГТУ), в настоящее время Северный (Арктический) федеральный университет.

В первую очередь в этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. По состоянию на 01.04.2008 г. общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляло около 30,4 тыс. человек, в том числе 16,8 тыс. по очной форме обучения, 13 тыс. по заочной форме обучения, 380 студентов по очно-заочной форме обучения. Ежегодный прием в вузы по лесным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования достигает 7 тыс. человек [4].

Россия, интегрируясь в международное образовательное пространство, участвует в реализации положений Болонской декларации о создании единого образовательного пространства Европы, наращивает экспорт образовательных услуг.

Однако наши вузы, ведущие высшие учебные заведения лесного профиля, еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах, имея существенные резер-

вы в увеличении экспортного потенциала лесного высшего образования. Впрочем, последнее относится и вообще к российскому образованию: суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и т.д. составили 1,1 млрд долл. США.

На долю России приходится примерно 1 % ежегодных доходов на мировом рынке образовательных услуг, что заметно меньше нашей доли в населении или в экономике мира [2]. При этом, например, среди 10 вузов лесного профиля (табл. 2) с более чем 100 тысячами студентов, обучается на контрактной основе не более одного процента иностранных граждан.

А в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 (далее Программой), доля иностранных учащихся в системе высшего профессионального образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, должна была достигнуть к 2010 г. 1,8%.

Это весьма непростая задача. До распада Советского Союза в вузах РСФСР на дневных отделениях обучалось 7,7 % мирового контингента иностранных студентов. Получить российский диплом о высшем образовании считалось престижным. По прошествии почти 20 лет доля иностранных студентов, обучающихся в России по очной форме, сократилась до 3,2 %, т.е. более чем в два раза [6]. Речь идет прежде всего о качестве и престижности российского образования и международном признании российских дипломов не только на уровне национальных министерств образования, но и на уровне работодателей. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, увеличения объемов и форм экспорта образовательных услуг.

58

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Показатели экспортного потенциала вузов лесного профиля по годам

Наименование вуза 2003 2005 2007

Общее количество студентов, чел Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел. Общее количество студентов, чел Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел. Общее количество студентов, чел Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел.

Архангельский го сударственный технический университет 13852 4 13407 31 12710 45

Братский го сударственный университет 10308 0 10783 2 9941 6

Брянская государственная инженерно-тех- нологическая академия 5414 79 5941 243 5973 431

Воронежская государственная лесотехническая академия 5617 0 6099 42 6226 41

Марийский го сударственный технический университет 11099 5 11791 7 12169 3

Московский го сударственный университет леса 11702 95 11807 130 11907 167

Санкт-Петербург- ская го сударственная лесотехническая академия 15662 35 16476 60 15720 74

Санкт-Петербург- ский государственный технологический университет растительных полимеров 4536 5 5041 30 4801 12

Сибирский государственный технологический университет 15906 10 15953 8 14743 12

Уральский государственный лесотехнический университет 10018 29 10577 26 10083 14

Итого 104114 262 107875 579 104273 805

Примечание: Показатели таблицы взяты по отчетным данным, представленным для определения соответствующего рейтинга вуза.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

59

ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Количественные показатели, характеризующие экспортный потенциал лесных вузов

(составлено по отчетным данным вузов)

Наименование вуза Показатели в 2005/2006 академическом году Показатели в 2007/2008 академическом году

Численность очно обучавшихся иностранных граждан В том числе на контрактной основе Совокупная оплата в год, рублей Численность заочно обучавшихся иностранных граждан Численность очно обучавшихся иностранных граждан В том числе , на контрактной основе, Совокупная оплата в год, рублей Численность заочно обучавшихся иностранных граждан

Архангельский го сударственный технический университет 72 63 2 385 750 нет данных 73 71 3 165 500 8

Братский го сударственный университет 5 1 27 450 нет данных 4 2 73 700 6

Брянская го сударственная инженернотехнологическая академия 7 3 56 190 414 6 3 78 090 626

Воронежская го сударственная лесотехническая академия 77 73 2 240 400 нет данных 93 59 2 051 000 3

Марийский го сударственный технический университет 3 0 0 2 1 1 36 350 2

Московский го сударственный университет леса 120 117 4719330 2 189 158 7 256 600 56

Санкт- Петербургская го сударственная лесотехническая академия 88 43 1 845 450 17 73 25 1 596 500 26

Санкт- Петербургский го сударственный университет растительных полимеров нет данных 12 10 667 000 8

Сибирский го сударственный технологический университет 6 1 28 000 2 11 нет Данных

Уральский го сударственный лесотехнический университет 20 7 315 000 2 15 и 489 307 4

60

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

И если в настоящее время наблюдается определенное увеличение количества иностранных студентов в России (их число уже превысило 100 тыс. чел. на очной форме обучения и около 50 тыс. чел. на заочной форме), то темпы прироста в последние годы несколько отстают от темпов увеличения мирового контингента иностранных студентов, особенно для основной, очной формы обучения. Это в конечном итоге усиливает проблемы увеличения экспортного потенциала высшего образования лесного профиля. В табл. 3 приведены показатели, характеризующие экспортный потенциал 10 вузов, работающих в области лесного дела, и соответствующие доходы от обучения на контрактной основе иностранных граждан [5, 6].

Необходимо отметить прежде всего очную форму обучения: здесь лишь в Московском государственном университете леса число обучавшихся иностранных граждан устойчиво превышает 100 человек, в АГТУ, ВГЛТА, СПГЛТА этот показатель также достаточно значим. В 6 из 10 выбранных вузов этот показатель не превышает 10-20 человек, т.е. обучение иностранных граждан в этих вузах носит характер скорее исключения. Говорить в этом случае о целенаправленной системной работе по развитию сферы образовательных услуг не приходится.

Заочная форма обучения. Необходимо отметить, что в последние годы в нашей стране опережающими темпами увеличивается количество обучающихся по программам высшего образования (по заочной форме) иностранных граждан (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Здесь весьма показателен пример Брянской государственной инженерно-технологической академии, которая, при весьма незначительном числе студентов-иностранцев очной формы обучения, за несколько последних лет довела численность заочно обучающихся студентов - иностранных граждан - до 620 человек. Аналогичные показатели для других вузов, кроме Московского государственного университета леса с показателем в 56 человек, вряд ли могут служить ориентиром.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. Главная идея документа - создание единого образовательного пространства Европы. В этом случае, не теряя лучших традиций и достижений российского высшего профессионального образования, следует в первую очередь интенсифицировать реализацию поставленных Болонской декларацией целей. А в интенсивности решения основных целей декларации лежит успех рассматриваемой задачи: усиления привлекательности, конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования в целом и, в частности, высшего образования лесного профиля. Среди них.

Введение двухступенчатого обучения, т.е. введение бакалавриата и магистратуры, наряду с подготовкой специалистов.

Введение кредитной системы, когда обучение студентов ведется не в рамках заранее спланированного курса, а по гибкой программе, составленной учащимся, обеспечивает ему существенно большую свободу выбора и академической мобильности. Набрав определенное количество «кредитов», можно сдать зачет или, например, перейти на другой факультет, продолжить обучение в более сильном по выбранному направлению вузе.

Контроль качества образования,

обеспечиваемый через независимые от правительств и международных организаций соответствующие аккредитационные агентства, когда оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники.

развитие мобильности не только учащихся, но и преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом и повышения качества образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечение трудоустройства выпускников. Ориентация высших учебных заведений на конечный результат, когда знания выпускников могут и должны быть применимы и практически использованы в любой стране Европы, да и не только. Для обеспечения признания квалификаций планируется

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

61

ЭКОНОМИКА

повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.

Усиление интеграции науки и образования, которая в конечном итоге определяет новаторский, инновационный уровень, а соответственно уровень престижности и привлекательности вуза.

Возможности обучения в течение всей жизни, т.е. опять же количественный и качественный спектр предлагаемых вузом и аккредитованных независимыми агентствами программ дополнительного профессионального образования.

Кстати, практически все вышеприведенные цели получили свое подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве, 1-2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам их работы Московской декларации [7].

В настоящее время основной формой экспортной деятельности российских вузов является обучение иностранных граждан на своей территории, так как эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий. Все это позволяет отметить перечень основных характеристик этой образовательной услуги, которые следует развивать, совершенствовать в опережающем режиме. Среди них:

- качество и содержание образовательного процесса;

- вступительные требования;

- имидж вуза;

- качество и ассортимент дополнительных услуг;

- уровень и качество административного обслуживания;

- безопасность (что особенно актуально в последнее время);

- наличие соотечественников;

- цена образовательной и сопутствующих услуг;

- стоимость и уровень комфортности проживания;

- возможности компенсации затрат;

- возможность трудоустройства после окончания обучения;

- простота получения визы;

- количественные ограничения самого

вуза;

- «языковой» уровень подготовленности преподавательского корпуса;

- параметры внешней макросреды и некоторые другие.

Все они в той или иной мере в тактическом и стратегическом плане определяют уровень экспорта образовательных услуг и, в том числе, для вузов лесного профиля.

Весьма показательны в этом случае пожелания иностранных студентов, высказанные в ходе социологического исследования в 2005 г. [1], которые характерны и для лесных вузов. Их также возможно рассматривать в качестве направлений деятельности вузов при развитии экспортного потенциала. При этом указывается на необходимость:

- улучшить условия проживания в общежитиях, строить новые общежития (27,0 %);

- обеспечить безопасность жизни и учебы иностранных студентов (13,4 %);

- меньше бюрократии (5,3 %);

- давать больше практики, улучшить практические занятия (4,7 %);

- улучшить обучение русскому языку (4,3 %);

- повысить профессиональный уровень преподавателей (3,9 %);

- улучшить содержание образования, сделать его более современным, в соответствии с научно-техническим прогрессом, вовлекать иностранных студентов в научную работу (3,9 %);

- улучшить обеспечение новыми современными учебниками, учебными материалами (3,8 %);

- помогать в проведении досуга (3,8 %);

- использовать в учебном процессе больше компьютеров (2,6 %);

- упростить получение виз, давать многократные визы, облегчить регистрацию иностранных студентов (2,1 %);

- улучшить работу иностранных деканатов, делать более удобным для студентов учебное расписание (1,9 %);

62

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

- давать возможность иностранным студентам работать (подрабатывать) во время учебы (1,9 %);

- создавать условия для занятий спортом, организовывать спортивные мероприятия (1,9 %).

- использовать в обучении английский язык (1,8 %);

- снизить стоимость оплаты за проживание в общежитии (1,8 %);

- снизить оплату за обучение, в том числе ввести бесплатные курсы русского языка (1,7 %).

Среди других пожеланий: боль-

ше интересоваться жизнью иностранных студентов, больше давать информации об иностранцах в России, лучше финансировать вузы, увеличить количество бюджетных мест в общежитиях для иностранцев, создавать учебные группы из студентов примерно с одним уровнем знаний, добиться широкого международного признания российских дипломов.

Библиографический список

1. Арефьев, А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев.

- М.: Центр социального прогнозирования, 2007.

- 700 с.

2. Арефьев, А.Л. Тенденции экспорта российского образования / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 240 с.

3. Арефьев, А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 700 с.

4. Обливин, А.Н. Подготовка кадров для лесного комплекса России и перспективы развития лесного образования / А.Н. Обливин, В.Г. Санаев // Известия Международной академии наук высшей школы. - 2009. - № 1(47). - С. 9-15.

5. Экспорт образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007. - 256 с.

6. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 2 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2009. - 356 с.

7. Встреча министров образования государств-членов Группы восьми, Москва, 1-2 июня 2006 г. Московская Декларация, http://www.mon.gov.ru

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.