Научная статья на тему 'О конкурентоспособности экспортного потенциала высшего лесного образования'

О конкурентоспособности экспортного потенциала высшего лесного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETITIVENESS / EXPORT POSSIBILITIES / FOREST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев B. C.

Шалаев В.С. О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО ЛЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приводятся некоторые статистические данные, цели, задачи и направления развития конкурентоспособности экспортного потенциала высшего лесного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shalaev V.S. ABOUT COMPETITIVENESS OF EXPORT POSSIBILITIES OF HIGH FOREST EDUCATION. The paper presents some statistical data, aims, tasks and directions of development of export possibilities of high forest education.

Текст научной работы на тему «О конкурентоспособности экспортного потенциала высшего лесного образования»

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

возных дорог) и воспроизводство лесов, как правило, должны производиться за счет лесного дохода (лесной ренты).

5. Экономически целесообразно планомерно осваивать крупные лесные массивы по конкурсу, на котором должна в первую очередь выявляться способность претендентов рационально использовать древесное сырье, строить дороги и решать местные социальные проблемы.

6. Малый бизнес в лесу допустим при условии, когда государство (лесовладелец) строит лесовозные дороги и восстанавливает лес на вырубках, продавая насаждения в рубку на аукционах.

7. Плата за ресурсы должна определяться региональными органами управления лесами повыдельно на основе анализа рынка круглого леса и отводимых в рубку ресурсов. Лесная рента должна максимально аккумулироваться в региональных бюджетах и рационально перераспределяться между лесопользователями.

Если промышленность в упадке, развивается слабо и хаотично, то и все попытки усовершенствовать лесоуправление бесплодны.

Таким образом, для разработки долгосрочной стратегии рационального лесопользования необходим пересмотр концептуальных основ системы лесного хозяйства с выделением самостоятельных базовых составляющих: лесоустройство, лесная экономика, лесное планирование, лесоуправление.

библиографический список

1. Минпромторг России. «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» - М., 2008.

2. Марченко, Д. Экономика лесоводства как собая специальная дисциплина / Д. Марченко. - М.: Наука, 1916.

3. Орлов, М.М. Лесоустройство. Элементы лесного хозяйства. Т I. / М.М. Орлов. - М.: Лесная пром-сть, 2006.

4. Починков, С.В. Концепция сырьевого обеспечения развития российского ЛПК на период 20082020 гг. [http://www.wood.ru/ru/loa688.html]

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСшЕГО ЛЕСНОГО ОБрАзОВАНИЯ

B.C. ШАЛАЕВ, проф. МГУЛ, д-р техн. наук

Достаточно очевидно, что в настоящее время образование является одним из основных факторов развития общества. Естественно при этом, что и рынок международного образования весьма динамично развивается. Его объем превышает 100 млрд долл. США, до 5 млн иностранцев ежегодно выезжают за рубеж с различными образовательными целями. Наибольший объем образовательных услуг (более 60 млрд долл. США) иностранным гражданам оказывается в рамках высшей школы. При этом основные доходы от обучения иностранных студентов получают США (20 млрд долл.), Великобритания (свыше 10 млрд долл.), Австралия, Франция, Германия. На долю этих пяти стран приходится и около 60 % мирового контингента иностранных студентов. Поэтому в США экспорт высшего

shalaev@mgul.ac.ru

образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии

- четвертой экспортной отраслью [1, 2].

В 2006 г. в США обучалось 535 тыс. иностранных студентов, в Великобритании

- 275 тыс., Германии - 255 тыс. [3]. К сожалению, Россия имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений национальных высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет иностранных граждан, обучающихся заочно, на вечерних отделениях, экстерном и т.д., существенно не изменяет почти аутсайдерского положения России на международном рынке образовательных услуг. При этом доля Российской Федерации на международном рынке образования имеет тенденцию к снижению. Хотя 18 октября 2002 г. Президентом Российской

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

147

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

Федерации В.В. Путиным одобрена «Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», которая определяет цель, задачу и направления решения проблем конкурентоспособности экспортного потенциала, в том числе и высшего образования: «Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление интеграции в СНГ».

Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего, для государств-участников СНГ является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

Стратегической задачей государственной политики в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как для России, так и для иностранных партнеров.

В качестве приоритетных определены следующие направления государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях:

- подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. Использование кадрового потенциала зару-

бежных специалистов-выпускников российских вузов для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами;

- усиление роли России как престижного образовательного центра в Содружестве независимых государств;

- обеспечение для граждан государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда ЕЭС;

- расширение доступа соотечественников к получению образования в российских учебных заведениях;

- расширение изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;

- предоставление зарубежным странам государственных стипендий для подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников в вузах Российской Федерации;

- содействие расширению экспорта услуг образовательных учреждений для привлечения дополнительных финансовых и материальных средств на развитие отечественной системы образования;

- взаимодействие российских министерств и ведомств, предприятий и организаций с целью подготовки и переподготовки кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, и в частности учебных заведений;

- развитие системы признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе, сети российских служб экспертизы документов об образовании для их нострификации и легализации;

- кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных образовательных учреждений;

- исследование влияния процессов глобализации на образование в мире, изуче-

148

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

ние концептуальных и организационных основ Болонского процесса с целью подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России;

- адаптация российских образовательных учреждений к работе на мировом рынке образовательных услуг путем изучения и экспериментального внедрения систем образовательных кредитов, участия в международной аккредитации образовательных программ;

- информационная, научно-методическая и организационная поддержка создания образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских учебных заведениях и научных центрах с учетом спроса на зарубежных рынках образования и труда;

- учебно-методическое сопровождение изучения и преподавания русского языка в российских и зарубежных учебных заведениях;

- поддержка функционирования русского языка в государствах-участниках СНГ;

- проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;

- развитие и совершенствование государственного учета и контроля качества подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях;

- обеспечение повышения уровня и качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и т. п.);

- содействие функционированию за рубежом филиалов, структурных подразделений российских образовательных учреждений, совместных учебных заведений, осуществляющих обучение по российским образовательным программам с выдачей российских документов об образовании и консорциумов университетов, например, Сетевой открытый университет СНГ;

- нормативно-правовая и организационная поддержка программ открытого образования российских университетов для иностранных граждан;

- создание условий, способствующих эффективному использованию передовых образовательных технологий и опыта для экспорта российских образовательных услуг;

- развитие и совершенствование предвузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке;

- формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;

- проведение международных образовательных выставок-ярмарок, олимпиад по русскому языку и по другим предметам для студентов и школьников зарубежных стран, и, прежде всего, государств-участников СНГ;

- совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, а также вопросов трудоустройства и стажировок на время их обучения в российских вузах;

- создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России;

- обеспечение безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, охраны их здоровья, содействие социальному партнерству российских граждан и иностранных учащихся;

- активизация взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств в области подготовки специалистов, способных эффективно противостоять терроризму, транснациональной преступности и другим угрозам XXI века;

- обеспечение мер по предотвращению ущерба национальной безопасности России при предоставлении образовательных услуг гражданам зарубежных стран...».

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

149

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

Вышеприведенные положения в конечном итоге применимы и при решении проблем усиления, развития экспортного потенциала высшего лесного образования.

В настоящее время в нашей стране в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лесного дела бакалавров, специалистов и магистров, кандидатов и докторов наук готовят 60 высших учебных заведений. Среди них такие известнейшие в России и за рубежом вузы, как Московский государственный университет леса (МГУЛ), Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет (СПГЛТУ), Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ), Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА), Марийский государственный технический университет (МарГТУ), Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), Северный (Арктический) федеральный университет (ранее - Архангельский государственный технический университет).

В первую очередь в этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. По состоянию на 01.04.2008 г. общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляло около 30,4 тыс. человек, в том числе 16,8 тыс. по очной форме обучения, 13 тыс. по заочной форме обучения, 380 студентов по очно-заочной форме обучения. Ежегодный прием в вузы по лесным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования достигает 7 тыс. человек [4].

Россия, интегрируясь в международное образовательное пространство, участвует в реализации положений Болонской декларации о создании единого образовательного пространства Европы, наращивает экспорт образовательных услуг.

Однако наши вузы, ведущие высшие учебные заведения лесного профиля, еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах, имея существенные резервы в увеличении экспортного потенциала лесного

высшего образования. Впрочем, последнее относится и вообще к российскому образованию: суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и т.д. составили 1,1 млрд долл. США.

На долю России приходится примерно 1 % ежегодных доходов на мировом рынке образовательных услуг [2], численность учащихся в высших учебных заведениях составляет 1,65 % от общей их численности [5], что заметно меньше нашей доли в населении или в экономике мира. При этом, например, среди 10 вузов лесного профиля с более чем 100 тысячами студентов, обучается около одного процента иностранных граждан.

А в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России (Москва, август 2008г.), доля иностранных студентов, обучающихся в России, к 2020г. должна быть не менее 5 % от общего числа студентов.

Это весьма непростая задача. До распада Советского Союза в вузах РСФСР на дневных отделениях обучалось 7,7 % мирового контингента иностранных студентов. Получить российский диплом о высшем образовании считалось престижным. По прошествии почти 20 лет доля иностранных студентов, обучающихся в России по очной форме, сократилась до 3 %, т.е. более чем в два с половиной раза [6-8]. Речь идет прежде всего о качестве и престижности российского образования и международном признании российских дипломов не только на уровне национальных министерств образования, но и на уровне работодателей. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, увеличения объемов и форм экспорта образовательных услуг.

И если в настоящее время наблюдается определенное увеличение количества иностранных студентов в России (их число уже превысило 108 тыс. чел. на очной фор-

150

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

ме обучения и около 67 тыс. чел. на заочной форме), то темпы прироста в последние годы несколько отстают от темпов увеличения мирового контингента иностранных студентов, особенно для основной, очной формы обучения. Это в конечном итоге усиливает проблемы увеличения экспортного потенциала высшего образования лесного профиля. В таблице приведены показатели, характеризующие экспортный потенциал 10 вузов, работающих в области лесного дела [6-8].

Необходимо отметить прежде всего очную форму обучения: здесь лишь в четырех вузах число обучавшихся иностранных граждан превышает 100 человек, и этот показатель достаточно значим. В 6 из 10 выбранных вузов этот показатель не превышает 10-20 человек, т.е. обучение иностранных граждан в этих вузах носит характер скорее исключения. Говорить в этом случае о целенаправленной системной работе по развитию сферы образовательных услуг не приходится.

Заочная форма обучения. Необходимо отметить, что в последние годы в нашей стране опережающими темпами увеличивается количество обучающихся по программам высшего образования (по заочной форме) иностранных граждан (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Здесь весьма показателен пример Брянской государственной инженерно-технологической академии, которая, при весьма незначительном числе студен-тов-иностранцев очной формы обучения, за несколько последних лет довела численность заочно обучающихся студентов - иностранных граждан - до 518 человек. Аналогичные показатели для других вузов, кроме Московского государственного университета леса с показателем в 69 человек, вряд ли могут служить ориентиром. Хотя по некоторым оценкам это направление ухудшает структуру контингента обучающихся иностранных студентов.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. Главная идея документа - создание единого образовательного пространства Европы. В этом случае, не теряя лучших традиций и достижений российского высшего профессионального образования, следует интенсифицировать реализацию

поставленных Болонской декларацией целей. А в интенсивности решения основных целей декларации лежит успех рассматриваемой задачи: усиления привлекательности, конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования в целом и, в частности, высшего лесного образования. Среди них.

Введение двухступенчатого обучения, т.е. введение бакалавриата и магистратуры, наряду с подготовкой специалистов.

Введение кредитной системы, когда обучение студентов ведется не в рамках заранее спланированного курса, а по гибкой программе, составленной учащимся, обеспечивает ему существенно большую свободу выбора и академической мобильности. Набрав определенное количество «кредитов», можно сдать зачет или, например, перейти на другой факультет, продолжить обучение в более сильном по выбранному направлению вузе.

Контроль качества образования, обеспечиваемый через независимые от правительств и международных организаций соответствующие аккредитационные агентства, когда оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники.

развитие мобильности не только учащихся, но и преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом и повышения качества образования;

Обеспечение трудоустройства выпускников. Ориентация высших учебных заведений на конечный результат, когда знания выпускников могут и должны быть применимы и практически использованы в любой стране Европы, да и не только. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.

усиление интеграции науки и образования, которая в конечном итоге определяет новаторский, инновационный уровень, а соответственно уровень престижности и привлекательности вуза.

Возможности обучения в течение всей жизни, т.е. опять же количественный и

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

151

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

Таблица

Количественные показатели, характеризующие экспортный потенциал лесных вузов

Наименование вуза Общее число иностранных учащихся по годам

в 2005/2006 академическом году, человек в 2007/2008 академическом году, человек в 2009/2010 академическом году, человек

очная форма обучения очно-заочная форма обучения

Северный (Арктический) федеральный университет (ранее - АГТУ) 72 81 121 1

Братский государственный университет 5 10 1 6

Брянская государственная инженерно-технологическая академия 421 632 11 518

Воронежская государственная лесотехническая академия 77 96 250 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марийский государственный технический университет 5 3 1 4

Московский государственный университет леса 122 245 196 69

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия(в наст.время- университет) 105 99 156 47

Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров нет данных 20 18 6

Сибирский государственный технологический университет 8 11 12 1

Уральский государственный лесотехнический университет 22 19 14 1

Примечание: Показатели таблицы взяты из отчетных данных вузов

качественный спектр предлагаемых вузом и аккредитованных независимыми агентствами программ дополнительного профессионального образования.

Кстати, практически все вышеприведенные цели получили подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве, 1-2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам их работы Московской декларации [9].

В настоящее время основной формой экспортной образовательной деятельности российских вузов является обучение иностранных граждан на своей территории, так как эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий. Все это позволяет отметить перечень основных характеристик этой образовательной услуги, которые следует развивать,

совершенствовать в опережающем режиме. Среди них:

- качество и содержание образовательного процесса;

- вступительные требования;

- имидж вуза;

- качество и ассортимент дополнительных услуг;

- уровень и качество административного обслуживания;

- безопасность (что особенно актуально в последнее время);

- наличие соотечественников;

- цена образовательной и сопутствующих услуг;

- стоимость и уровень комфортности проживания;

- возможности компенсации затрат;

- возможность трудоустройства после окончания обучения;

- простота получения визы;

152

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА

- количественные ограничения самого

вуза;

- «языковой» уровень подготовленности преподавательского корпуса;

- параметры внешней макро среды и некоторые другие.

Все они в той или иной мере в тактическом и стратегическом плане определяют уровень экспорта образовательных услуг и, в том числе, для вузов лесного профиля.

Весьма показательны в этом случае пожелания иностранных студентов, высказанные в ходе социологического исследования в 2005 г. [1], которые характерны и для лесных вузов. Их также возможно рассматривать в качестве направлений деятельности вузов при развитии экспортного потенциала. При этом указывается на необходимость:

- улучшить условия проживания в общежитиях, строить новые общежития (27,0 %);

- обеспечить безопасность жизни и учебы иностранных студентов (13,4 %);

- уменьшить бюрократию (5,3 %);

- давать больше практики, улучшить практические занятия (4,7 %);

- улучшить обучение русскому языку (4,3 %);

- повысить профессиональный уровень преподавателей (3,9 %);

- улучшить содержание образования, сделать его более современным, в соответствии с научно-техническим прогрессом, вовлекать иностранных студентов в научную работу (3,9 %);

- улучшить обеспечение новыми современными учебниками, учебными материалами (3,8 %);

- помогать в проведении досуга (3,8 %);

- использовать в учебном процессе больше компьютеров (2,6 %);

- упростить получение виз, давать многократные визы, облегчить регистрацию иностранных студентов (2,1 %);

- улучшить работу иностранных деканатов, делать более удобным для студентов учебное расписание (1,9 %);

- давать возможность иностранным студентам работать (подрабатывать) во время учебы (1,9 %);

- создавать условия для занятий спортом, организовывать спортивные мероприятия (1,9 %);

- использовать в обучении английский язык (1,8 %);

- снизить стоимость оплаты за проживание в общежитии (1,8 %);

- снизить оплату за обучение, в том числе ввести бесплатные курсы русского языка (1,7 %).

Среди других пожеланий: боль-

ше интересоваться жизнью иностранных студентов, больше давать информации об иностранцах в России, лучше финансировать вузы, увеличить количество бюджетных мест в общежитиях для иностранцев, создавать учебные группы из студентов примерно с одним уровнем знаний, добиться широкого международного признания российских дипломов.

библиографический список

1. Арефьев, А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 700 с.

2. Арефьев, А.Л. Тенденции экспорта российского образования / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 240 с.

3. Global Education Direct. Comparing Education Statistics across the World 2006. Институт статистики ЮНЕСКО, Париж. URL: http://www.uis.unesco. org/TEMPLATE/pdf/ged/2006/GED2006.pdf

4. Обливин, А.Н. Подготовка кадров для лесного комплекса России и перспективы развития лесного образования / А.Н. Обливин, В.Г. Санаев // Известия Международной академии наук высшей школы. - 2009. - № 1(47). - С. 9-15.

5. Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. - 492 с.

6. Экспорт образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007. - 256 с.

7. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 2 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2009. - 356 с.

8. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 357 с.

9. Встреча министров образования государств-членов Группы восьми, Москва, 1-2 июня 2006 г. Московская Декларация, http://www.rnon.gov.ru

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.