Научная статья на тему 'Об эффективности инструментов стимулирования инвестиционной активности в российских регионах (на примере Ульяновской области)'

Об эффективности инструментов стимулирования инвестиционной активности в российских регионах (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева О.В.

В статье раскрываются особенности использования различных инструментов и мер по стимулированию инвестиционной активности и привлечению инвестиций в регионы РФ. На примере Ульяновской области проводится анализ эффективности применения этих инструментов и методов. Приведены результаты опроса инвесторов, направленного на выявление наиболее действенных способов стимулирования инвестиционной активности. Отмечено, что важную роль играют как административные и налоговые меры поддержки, так и обеспечение инвестиционных проектов необходимой инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективности инструментов стимулирования инвестиционной активности в российских регионах (на примере Ульяновской области)»

Инвестиционный потенциал

УДК 330.332

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

активности в российских регионах

(на примере Ульяновской области)*

О.В. КИСЕЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления E-mail: kiseleva_o@rambler.ru Ульяновский государственный университет

В статье раскрываются особенности использования различных инструментов и мер по стимулированию инвестиционной активности и привлечению инвестиций в регионы РФ. На примере Ульяновской области проводится анализ эффективности применения этих инструментов и методов. Приведены результаты опроса инвесторов, направленного на выявление наиболее действенных способов стимулирования инвестиционной активности. Отмечено, что важную роль играют как административные и налоговые меры поддержки, так и обеспечение инвестиционных проектов необходимой инфраструктурой.

Ключевые слова: стимулирование инвестиционной активности, инвестиционная привлекательность регионов, факторы инвестиционной привлекательности, инструменты инвестиционной политики

Региональная инвестиционная политика имеет свою специфику, которая состоит в наличии более узкого круга доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности, что обусловлено законодательством РФ, а также в подчиненности

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ. Проект № 14-14-73004.

инвестиционной политике федерального уровня. Данная подчиненность особенно прослеживается в сфере законодательного регулирования. Кроме того, регионы, как правило, имеют ограниченные финансовые ресурсы и зависимы от федерального бюджета. Поэтому региональным властям приходится применять эффективные методы привлечения инвестиций и более полно использовать различные методы регулирования инвестиционной деятельности.

Необходимость развития инвестиций обусловливает активную законотворческую деятельность субъектов РФ в области регулирования инвестиционной деятельности. Это позволяет:

— создавать привлекательные условия для инвесторов;

— обеспечивать оперативное принятие решений по инвестиционным проектам;

— реализовывать конкурентные преимущества региона.

Активность инвестиционной деятельности, в первую очередь, зависит от инвестиционной привлекательности территории, которая складывается из объективной возможности (инвестиционный потенциал) и условий деятельности инвестора (инвестиционные риски).

Инвестиционную привлекательность региона можно охарактеризовать как совокупность различных факторов — политических, экономических, законодательных, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и др., предопределяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования [3]. При этом природные и инфраструктурные факторы определяют потенциал, а экономические, социальные, политические, законодательные факторы относятся к рискам инвестирования. Таким образом, если считать инвестиционную привлекательность региона системой или сочетанием различных объективных факторов, средств, возможностей, которые обусловливают в совокупности инвестиционную активность на данной территории [5], то возникает необходимость исследования этих факторов, средств и возможностей, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов и активность инвесторов на их территории.

Формы, методы и приемы активизации инвестиционной деятельности в российских регионах в целом соответствуют мировой практике и состоят из достаточно схожего комплекса мер по привлечению инвесторов. Несмотря на прилагаемые усилия, субъекты Российской Федерации еще не реализовали в полной мере своего потенциала, но планомерное создание более благоприятных условий для инвестирования повышает роль регионов в развитии инновационного, промышленного и технологического потенциала РФ. Рост инвестиционной привлекательности и формирование благоприятного инвестиционного климата требуют от руководства регионов разработки и реализации комплекса разнообразных действий, взаимно согласованных во времени. Как показывает практика, разработка, внедрение и реализация мероприятий по привлечению инвестиций в развитие экономики региона при грамотном исполнении могут быть очень эффективными.

Чтобы выстроить инвестиционную политику региона, следует определить:

— что должно лежать в ее основе;

— на что возможно оказать влияние в целях повышения инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

Но сначала требуется выделить те факторы, которые являются привлекательными для инвесторов на данной территории.

Автор попытался рассмотреть все эти проблемы на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).

Анализ принятых регионами Приволжского федерального округа нормативных актов свидетельствует о том, что их инвестиционная политика развивается, прежде всего, в рамках федерального законодательства — по линии их совершенствования в пределах компетенции региональных властей.

Большинство субъектов ПФО использует финансовые и нефинансовые инструменты инвестиционной политики, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски. К мерам финансовой поддержки и налогового стимулирования инвесторов относятся:

— налоговые льготы;

— компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов.

Однако исследования показывают, что ни в одном регионе Приволжского федерального округа не применяется такая мера финансовой поддержки инвесторов, как предоставление инвестиционного налогового кредита. В качестве нефинансового инструмента стимулирования инвестиционной активности используется помощь в виде государственной поддержки при разработке и реализации приоритетных, наиболее значимых для региона инвестиционных проектов.

В регионах ПФО:

— активно создаются технопарки, бизнес-инкубаторы;

—действуют особые экономические зоны, многофункциональные центры и координационные советы по инвестиционной политике при органах государственной власти и местного самоуправления [1].

На региональном уровне вопросы стимулирования инвесторов и предоставления им различных форм поддержки разрабатываются более глубоко, чем на федеральном уровне. Это свидетельствует о заинтересованности региональных властей в притоке инвестиционного капитала. Однако реальная практика показывает, что для вкладывающих средства в российские регионы инвесторов более важными, чем предоставляемые налоговые и неналоговые льготы и региональные гарантии, являются:

— стабильность правовых и хозяйственных условий деятельности;

— прозрачность экономических процессов в регионах.

Именно это и определяет надежность вложений.

Об инвестиционной активности на территории и о ее привлекательности для инвесторов свидетельствуют показатели динамики объемов инвестиций в регион. Также важно учитывать доверие инвесторов и их восприятие региона с точки зрения возможностей и конкурентных преимуществ.

По темпам роста инвестиций в основной капитал Ульяновская область является одним из лидеров в Приволжском федеральном округе. Здесь за 2007-2011 гг. данный показатель вырос на 90%, а по итогам 2012 г. область привлекла 73 млрд руб. инвестиций. При этом, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Ульяновской области, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 117,3%. За пять лет объем инвестиций в область вырос более, чем в 2 раза: с 35 млрд руб. в 2007 г. до 73 млрд по итогам 2012 г. В настоящее время в реестре областных инвестиционных проектов — более 100 проектов. Еще около 700 проектов — в реестрах муниципальных образований. При этом активность частных инвесторов растет: доля частных инвестиций в их общем объеме составила 84%, или 61,6 млрд руб. Крупными и средними предприятиями привлечено 41,8 млрд руб.

К числу организаций, осуществляющих наиболее крупные вложения, относятся:

— общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскшифер»;

— открытое акционерное общество «Аэрокомпозит»;

— открытое акционерное общество «АКМЭ-инжиниринг»;

— Федеральное медико-биологическое агентство;

— общество с ограниченной ответственностью «Ульяновский комбинат строительных материалов»;

— общество с ограниченной ответственностью «Таката Петри РУС»;

— открытое акционерное общество «Витязь»;

— общество с ограниченной ответственностью «Центр-прогресс» и др.

На территории области в 2012 г. приступили к работе 5 новых предприятий, было подписано 10 инвестиционных соглашений на сумму 40 млрд руб. В числе наиболее значимых инвесторов такие компании, как Шэффлер Групп, Пилкинггтон Глас, Джокей Бетайлигунгсгезелльтшафт ГМБХ, ПМ

«Пакаджинг», Молочный комбинат «Воронежский». [2].

Реализация комплекса мер по привлечению инвестиций в регион позволила г. Ульяновску в 2012 г. занять первое место среди российских городов в рейтинге Всемирного банка Doing business in Russia (доклад «Ведение бизнеса в России — 2012» подготовлен Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией). Этот рейтинг содержит сравнительный анализ регулирования предпринимательской деятельности в 30 городах РФ. Изучение его данных показывает, что зарегистрировать свою компанию, получить разрешения на строительство, подключиться к электросетям и зарегистрировать право собственности в г. Ульяновске значительно проще, чем в других исследованных городах.

По данным территориального отделения Рос-стата по Ульяновской области, в 2013 г. темпы роста инвестиций в основной капитал замедлились и составили лишь 100,3% по отношению к 2012 г. Это позволяет сделать вывод о спаде инвестиционной активности и снижении эффективности проводимой в регионе инвестиционной политики. Однако и в 2013 г. в область удалось привлечь 15 крупных инвесторов, общий объем вливаний в проекты которых превышает 23 млрд руб., а количество предполагаемых новых рабочих мест достигает порядка 3 900.

По мнению автора, очень важно понять, насколько эффективна политика, проводимая в сфере привлечения инвестиций с точки зрения самих инвесторов в Ульяновской области, узнать их мнение и составить реальное представление о том, в чем заключается инвестиционная привлекательность региона. Для этого среди инвесторов Ульяновской области был проведен опрос. Он был обращен, в первую очередь, к инициаторам инвестиционных проектов, включенных в областной реестр.

В опросе приняли участие 44 организации, 34% из которых расположены в г. Ульяновске, остальные — в районах области. Было охвачено шесть основных сфер:

— производство строительных материалов — 12,7% от числа опрошенных;

— агропромышленный комплекс — 9,21%;

— машиностроение — 6,14%;

— авиастроение — 4,9%;

— легкая промышленность — 4,9%;

— коммерческая недвижимость и строительство — 3,7%.

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

:

Да

5%

2%

52%

41%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: довольны ли вы инвестиционным климатом в Ульяновской области?

Ухудшается

Улучшается

Остается стабильным

5%

27%

68%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: как изменяется в регионе инвестиционный климат за последние пять лет?

В том числе потому, что уже начали инвестировать

Да, готовы

0%

20%

40%

60%

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: готовы ли вы в дальнейшем реализовывать инвестиционные проекты на территории Ульяновской области?

Согласно результатам проведенного исследования, большинство инвесторов на вопрос — довольны ли вы инвестиционным климатом в Ульяновской области? — ответило положительно:

— 52% — скорее да, чем нет;

— 41% — да.

При этом выяснилось, что не довольны инвестиционным климатом лишь 5% участников опроса

(рис. 1). Это позволяет сделать вывод о том, что инвестиционная политика, которая выстраивается региональными органами государственной власти, является достаточно эффективной и формирует положительное мнение инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, по мнению 68% респондентов, инвестиционный климат в регионе остается стабильным, 27% отметили тенденцию к улучшению и лишь 5% считают, что инвестиционный климат ухудшается (рис. 2).

Большинство инвесторов (93%) утверждают, что готовы и в дальнейшем осуществлять инвестиции на территории региона. Но стоит обратить внимание на то, что 75% опрошенных из этого же числа продолжат инвестиции в регион только из-за необходимости закончить уже начатый проект (рис. 3). Это говорит о том, что многие инвесторы не готовы вкладывать средства в строительство новых производственных мощностей, создание рабочих мест на территории региона и лишь из-за необходимости выполнения принятых ранее обязательств продолжают реализацию начатых проектов.

Распределение ответов на вопрос: как вы считаете, работа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области способствует эффективной реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области? — выглядит следующим образом (рис. 4):

— 84% участников ответили, что работа исполнительных органов государственной власти скорее способствует эффективной реализации на территории Ульяновской области инвестиционных проектов, чем препятствует этому;

— 11% участников ответили, что скорее нет, чем да;

70%

80%

75%

80%

93%

100%

Препятствует

Скорее препятствует

Способствует

5%

11%

84%

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: как вы считаете, работа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области способствует эффективной реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области?

Создание промышленных зон

Статус особо значимого инвестпроекта

Статус приоритетного инвестпроекта

Снижение административных

7%

16%

20% 25% 30% 35% 40%

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: какие, на ваш взгляд, меры, принимаемые правительством Ульяновской области, являются наиболее эффективными с точки зрения привлечения инвесторов?

Наличие природных ресурсов

Наличие и рост потребительского рынка

Высокая рентабельность вложений

7%

25%

68%

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: что явилось ключевым фактором при решении вопроса об инвестировании в регион?

— 5% считают, что работа региональных властей создает барьеры при реализации проектов в регионе.

Наиболее эффективными из принимаемых мер по привлечению инвестиций в регион, по

мнению опрошенных инвесторов, являются:

— снижение административных барьеров — 40%;

— применение статусов приоритетного и особо значимого инвестиционного проекта — 16 и 9% соответственно;

— создание промышленных зон и наличие статуса резидента промышленных зон — 7% (рис. 5).

По мнению 68% респондентов, ключевым фактором при решении вопроса об инвестировании для них служит высокая рентабельность вложений. Это вполне логично, ведь любого инвестора в первую очередь интересует эффективность его капиталовложений. Наличие и рост потребительского рынка (25%) и наличие природных ресурсов (7%) являются приоритетными для меньшего количества опрошенных (рис. 6).

Интересно, что 55% опрошенных считают главным конкурентным преимуществом Ульяновской области перед другими регионами наличие льготных налоговых режимов, а 23% инвесторов ориентируются на низкий уровень оплаты труда работников. 11% респондентов уверены, что наличие природных ресурсов — это и есть основное преимущество региона перед конкурентами. Столько же участников исследования отметили положительным моментом наличие свободных промышленных площадок (рис. 7).

Среди негативных факторов для инвестиционного климата 73% респондентов отметили недостаточно развитую инфраструктуру. Инфраструктурный фактор является знаковой составляющей инвестиционного потенциала. И по этой позиции Ульяновская область имеет низкую инвестиционную привлекательность: она занимает 35-е место по инфраструктурной составляющей в недавно вышедшем рейтинге инвестиционной привлекательности регионов (рейтинговое агентство «Эксперт»). Поэтому руководством области наме-

Наличие свободных промышленных площадок

Наличие природных ресурсов Низкий уровень оплаты труда

Наличие льготных налоговых режимов

11%

11%

23%

55%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: что вы считаете главным конкурентным преимуществом Ульяновской области?

Нейтральное

Положительное

Негативное

18%

25%

0%

10%

20%

30%

40%

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: какое влияние на реализацию вашего инвестиционного процесса оказало вступление России в ВТО?

чен курс на развитие инфраструктуры и создание наиболее благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов.

Проведенный опрос показал, что новостные сюжеты, показанные по телевидению за последние 12

Создание подготовленных площадок промышленных зон

Решение инфраструктурных вопросов

Создание новых инструментов льготирования бизнеса

мес., не повлияли на мнение 82% инвесторов об инвестиционном климате в Ульяновской области. Это говорит о том, что информацию о регионе и проводимой в нем инвестиционной политике инвесторы черпают из других источников.

Негативное влияние вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ощущают 57% из числа опрошенных инвесторов, положительное — 25%. 18% инвесторов, принявших участие в опросе, считают участие РФ в ВТО нейтральным для своего бизнеса (рис. 8). На взгляд автора, такое разделение мнений связано с тем, что обязанности России как члена данной международной организации по-разному оказывают влияние на различные секторы экономики. Вместе с тем эксперты отмечают, что до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос о социально-экономическом эффекте от вступления нашей страны в ВТО. Однако результаты проведенного исследования говорят о негативном влиянии данного процесса на деятельность большинства инвесторов.

Инвесторам хотелось бы, чтобы в будущем были реализованы следующие меры поддержки со стороны правительства Ульяновской области (рис. 9):

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: какие меры поддержки со стороны правительства. Ульяновской области хотелось бы увидеть в дальнейшем?

50%

57%

60%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

— создание новых инструментов льготирования бизнеса, поскольку существующие инструменты во многом исчерпали свой потенциал, — 55% опрошенных;

— решение инфраструктурных проблем — 27% опрошенных;

— подготовка площадок промышленных зон для создания производства — 18% опрошенных.

Проведенное исследование показало, что инвестиционная привлекательность региона является одним из решающих критериев выбора инвестором территории для реализации инвестиционного проекта. При этом инвестор обращает внимание не только на наличие административной и налоговой поддержки. Наиболее острым остается вопрос обеспечения инвестиционных проектов необходимой инфраструктурой.

В целом мнение инвесторов об инвестиционном климате в регионе формируется по ряду факторов — природных, инфраструктурных, экономических, социальных, политических, законодательных и др. [4]. Поэтому для создания положительного

имиджа региона необходимо комплексно подходить к созданию благоприятных условий для инвестирования.

Список литературы

1. Киселева О.В. Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа // Российское предпринимательство. 2013. № 15. С. 23-32.

2. Привлечение инвестиций — лишь первый этап в развитии региона. URL: http://nashidengi73. ru/stroyinform/10-stroymform/679-privlechenie-investiziy-Hsh-pervyy-etap-v-razvitii-regiona .

3 . Понин А. С. Управление процессом привлечения инвестиций в регионе. М.: РАГС. 2000.

4 . Сукиасян А.А. Методика оценки инвестиционного климата региона (на примере Республики Башкортостан). URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ images/File/2012/31/Suqiasyan.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. М.: ИНФРА-М. 2008.

Finance and credit Investment potential

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

EFFECTIVE INSTRUMENTS TO PROMOTE INVESTMENT ACTIVITY

IN RUSSIAN REGIONS (THE CASE OF THE ULYANOVSK REGION)

Ol'ga V. KISELEVA

Abstract

The article describes the specifics of using various tools and techniques to promote investment activity and attract investment in the Russian regions Analyzing the case of the Ulyanovsk region, the author examines the effectiveness of using these tools and techniques . The author also provides the findings of the investor survey, which is aimed at identifying the most powerful ways to stimulate investment activity The article notes an important role of both the administrative and fiscal support measures and ensuring necessary infrastructure for investment project support

Keywords: promotion, stimulation, investment, activity, attractiveness, regions, policy, tools

References

1. Kiseleva O.V. Instrumenty stimulirovaniya in-vestitsionnoi aktivnosti na primere regionov Privolzh-skogo federal'nogo okruga [Instruments for stimulating investment activity: the case of the Volga Federal District]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian business, 2013, no. 15, pp. 23-32.

2 . Privlechenie investitsii — lish' pervyi etap v razvitii regiona [Attracting investment is only the first stage of regional development]. Available at: http:// nashidengi73 .ru/stroyinform/10-stroyinform/679-priv-lechenie-investiziy-lish-pervyy-etap-v-razvitii-regiona (In Russ.)

3 . Ponin A . S . Upravlenie protsessom privlecheniya investitsii v regione [Managing the process of invest-

ment attraction in a region]. Moscow, RAGS Publ., 2000.

4 . Sukiasyan A .A . Metodika otsenki investitsion-nogo klimata regiona (na primere Respubliki Bashkortostan) [Regional investment climate assessment technique (the case of the Republic of Bashkortostan)]. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/images/ File/2012/31/Suqiasyan.pdf. (In Russ.)

5. Upravlenie investitsionnoi deyatel'nost'yu v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Managing investment activity in the regions of the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008.

Ol'ga V. KISELEVA

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation kiseleva_o@rambler.ru

Acknowledgments

The article is supported by the Russian Foundation for Humanities. Project ID No. 14-14-73004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.