Научная статья на тему 'Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа'

Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / PRIVOLZHSKY FEDERAL DISTRICT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL INVESTMENT POLICY / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / STIMULATING INVESTMENT INSTRUMENTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / EFFICIENCY OF INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ольга Владимировна

На примере регионов Приволжского федерального округа анализируются механизмы стимулирования инвестиционной активности, проводится анализ темпов роста инвестиций в регионах ПФО за 2007–2011 гг., рассматривается опыт регионов ПФО в привлечении инвесторов и росте инвестиционной привлекательности регионов. Основным результатом анализа является вывод о необходимости принятия мер, направленных на реальную поддержку инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The instruments of investment activity stimulation on the example of the regions of Privolzhsky Federal District

The analysis of mechanisms of investment activity stimulation analysis on the example of Privolzhsky Federal District is conducted, herein also provided the analysis of the rates of growth in investments in the regions of Privolzhsky Federal district in 2007-2011, the experience of the regions of Privolzhsky Federal District in attracting investors and the investment attractiveness increase of the regions is discussed. The main result of the analysis is the conclusion about the necessity of taking measures aimed at real support to investors.

Текст научной работы на тему «Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа»

инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов приволжского федерального

округа

_Аннотация

На примере регионов Приволжского федерального округа анализируются механизмы стимулирования инвестиционной активности, проводится анализ темпов роста инвестиций в регионах ПФО за 2007-2011гг., рассматривается опыт регионов ПФО в привлечении инвесторов и росте инвестиционной привлекательности регионов. Основным результатом анализа является вывод о необходимости принятия мер, направленных на реальную поддержку инвесторов.

Ключевые слова: Приволжский федеральный округ, инвестиции, инвестиционная активность, региональная инвестиционная политика, инструменты стимулирования инвестиций, инвестиционная привлекательность регионов, эффективность инвестиционной политики

Многие российские регионы накопили богатый опыт в области формирования инвестиционной политики, создания правовой базы регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования инвестиционной активности. Принятие нормативных актов на региональном уровне, регулирующих инвестиционную деятельность, способствует созданию максимально комфортных условий для инвесторов, принятию оперативных решений по инвестиционным проектам, реализации конкурентных преимуществ региона.

Киселева

Ольга Владимировна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет kiseleva o@rambler.ru

яулщ, н

ст

гит ф

главной целью _проводимой

привлечение

инвестиций

в экономику

регионов

Формы и методы стимулирования инвесторов

Формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами в целом соответствуют мировой практике и содержат практически идентичный комплекс мер по привлечению инвесторов. Однако результаты развития инвестиционной активности в российских регионах существенно варьируются, что свидетельствует о различной эффективности, проводимой в регионах инвестиционной политики и используемых инструментов. Анализу эффективности различных инструментов стимулирования инвестиционной активности предлагается посвятить данное исследование.

Изучение нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность на региональном уровне, показывает, что инвестиционная политика регионов формируется по принципу дополнения системного улучшения в пределах полномочий егиональных органов власти федеральных зако-ов. Региональные нормативные акты предусматривают предоставление гарантий равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; предоставление налоговых льгот по различным налогам, оступающим в региональный и местные бюджеты, ормирование и использование залоговых фонов, обеспечение гарантий по предоставленным отечественным и иностранным инвесторам кредитам.

Главной целью проводимой региональной инвестиционной политики в последнее время является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых. К мерам финансовой поддержки инвесторов и их налогового стимулирования относятся налоговые льготы, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.

В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных про-

ектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т.д.

Анализ используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности

На основе анализа используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности, закрепленных законодательно в регионах Приволжского федерального округа, выявим результативность используемых инструментов инвестиционной политики. Для оценки результативности проводимой инвестиционной политики рассмотрим показатели роста объема инвестиций в основной капитал за период 2007-2011 гг. В таблице отражены законодательно закрепленные инструменты стимулирования инвестиционной активности и темпы роста инвестиций в основной капитал 2011 г. к уровню 2007 г. регионов Приволжского федерального округа [1,3].

Как видно из таблицы, регионы, максимально использующие различные инструменты стимулирования инвестиционной активности, имеют наибольший прирост инвестиций в основной капитал за последние 5 лет. К таким регионам относятся республика Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область. С другой стороны, самые низкие темпы роста инвестиций в основной капитал показывает Кировская область, однако она также использует наибольший набор инструментов инвестиционной политики. К лидерам по темпам роста инвестиций в основной капитал за последние 5 лет относятся Саратовская область, Республика Мордовия, которые среди инструментов стимулирования инвестиционной активности используют далеко не весь их набор. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в разработке региональной инвестиционной политики важно не столько количество предоставляемых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сколько их эффективность.

в качестве

инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы

и реализации инвестиционных проектов____

Таблица

Законодательно закрепленные инструменты стимулирования инвестиционной активности

Инструменты инвестиционной политики Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская республика Чувашская республика Пермский Край Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область

Финансовые

налоговые льготы + + + + + + + + + + + + +

компенсация процентной ставки по кредиту + + + + + + + + + +

Нефинансовые

законодательство о государственно-частном партнерстве + + + + + + + + + +

действие специализированных органов по улучшению инвестиционного климата + + + + + + + + +

оказание инвесторам организационно-методической помощи + + + + + + + + + +

разработка инвестиционных региональных программ + + + + + + + + + + + +

законодательная поддержка иностранных инвесторов + + + +

закон об инновационной деятельности + +

создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры, техно-парковых зон, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов + + + + + + + +

Темп роста инвестиций в основной капитал 2011 г. к 2007 г., % 124,9 155,6 176,6 183,8 137,0 149,2 131,5 100,9 ,2 СО 147,6 143,1 156,8 177,3 190,0

Оказать максимальную поддержку инвестиционным проектам в виде различных финансовых и нефинансовых мер, максимально учитывающих интересы инвесторов и снижающих инвестиционные риски, стремится большинство регионов Приволжского федерального округа.

Практически все регионы ПФО, кроме Удмуртской Республики, предоставляют налоговые льготы инвесторам. Частичную компенсацию процентной ставки применяют большинство субъектов ПФО, кроме Чувашской и Удмуртской Республики, Самарской и Саратовской областей. Возможность использования инвестиционного налогового кредита не применяет на данный момент ни один регион округа.

Налоговое стимулирование инвестиций

Высокую эффективность для региональной экономики имеет налоговое стимулирование инвестиций. При использовании данного инструмента наблюдается два эффекта: возврат налоговых льгот в виде привлеченных в регион инвестиций и в виде дополнительных налоговых поступлений, прежде всего, по НДФЛ в связи с созданием новых рабочих мест при реализации инвестиционных проектов, т.е. наблюдается бюджетный эффект. Говоря об инвестиционной отдаче, отметим, что в среднем на каждый рубль налоговых льгот приходится 6 рублей инвестированных в экономику средств. По регионам ПФО ситуация несколько отличается: наибольшая инвестиционная отдача наблюдается в Республике Татарстан и в Нижегородской области -34,3 рубля и 21,7 рубля соответственно; наименьшая инвестиционная отдача - в Республике Мордовия и в Оренбургской области [1].

Ограничительный характер налогового стимулирования является отличительной чертой в большинстве регионов ПФО, поскольку система налоговых льгот и финансовых преференций предусмотрена для проектов, имеющих статус приоритетного. Для присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного, он должен соответствовать следующим условиям: быть реализованным в стратегически важных для региона отраслях, иметь относительно большие объемы инвестиций и сравнительно короткие сроки окупаемости, иметь следствием положительный бюджетный и социальный эффект. Последнее означает, что инвесторы, претендующие на присвоение проекту статуса приоритетного, берут обязательства по величине отчисляемых налогов в региональный и местный бюджеты и по количеству создаваемых рабочих мест. Данные обя-

оказать

поддержку

инвестиционным проектам

в регионах

Приволжского федерального округа

по объему

финансовой

помощи является

механизм частичной

компенсации

процентной ставки

/уш и

_ о]

гивн н

зательства, конечно, повышают инвестиционные риски. Ограничительной мерой зачастую также является требование о создании инвестором головного офиса организации в регионе, это имеет следствием рост инвестиционных затрат, либо может не соответствовать корпоративной политике, что также может быть оценено инвесторами в качестве дополнительного риска. Тем не менее, такие меры стимулирования активно работают в Чувашской Республике, Республике Мордовия, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областях.

Среди обозначенных инструментов финансовой поддержки, как было уже отмечено, наибольшее распространение в регионах ПФО получил механизм предоставления налоговых льгот по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет области. В основном, инвесторам предоставляются нало-овые льготы по налогу на прибыль и по налогу на мущество организаций. Так, например, в общем объеме финансовой поддержки в 2011 г. доля таких налоговых льгот составила 47,2% [1]. В большинстве случаев налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять-во-емь лет на основании инвестиционного соглаше-ия с администрацией региона. При этом для рези-ентов особых экономических зон льготы могут быть предоставлены на более длительный период. В Приволжском федеральном округе практически не используется альтернативный налоговым льготам вид поддержки - субсидирование за счет региональных бюджетов реализации инвестиционных проектов. Этот инструмент стимулирования инвестиционной активности является, с финансовой точки зрения, эквивалентным предоставлению льгот, при этом можно обозначить даже некоторые преимущества. Отметим, что субсидирование реализации инвестиционных проектов является более прозрачным и в этом случае решается задача увязки размера предоставляемой поддержки с заявленными целями проекта. Причинами неиспользования данного инструмента финансовой поддержки можно назвать существующий порядок налогообложения, предполагающий обложение налогами, получение финансовой помощи от государства, а также наложенные

-

российское предпринимательство,№ 15 (237)/август 2013

бюджетным законодательством ограничения на прямое финансирование. Такой механизм субсидирования инвестиционных проектов существует в Ульяновской области, но в практике не было случая, чтобы инвесторы обращались за его использованием. В целях дальнейшего развития и распространения в практике данного инструмента финансовой поддержки инвесторов необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. В регионах Приволжского федерального округа следующим после налоговых льгот по объему финансовой помощи является механизм частичной компенсации процентной ставки. Наиболее активно данный инструмент государственной поддержки используется в Республике Башкортостан, Марий Эл и Оренбургской области.

В Приволжском федеральном округе достаточное распространение также получил механизм предоставления государственных гарантий, например в Оренбургской области и Республике Марий Эл. Ряд регионов реализует принципы государственно-частного партнерства.

Опыт создания региональных инвестиционных фондов

Анализируя опыт активизации инвестиционных процессов в ПФО, весьма интересным представляется опыт создания региональных инвестиционных фондов. Например, в Республике Мордовия создан Закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»; в Саратовской области -Региональный венчурный фонд в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, пайщиками этого фонда являются ОАО «ВТБ» и некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области», руководство фондом осуществляет Управляющая компания «ВТБ Капитал управление активами», в функции которой входит рассмотрение и отбор проектов к финансированию. Как мы видим, законодательство играет существенную роль в привлечении инвестиционных ресурсов

...законодательство играет существенную роль в привлечении инвестиционных ресурсов в регион

инвестиционной привлекательности региона_

___необходимы

_не просто

декларативные

_заявления различных

_гарантий на бумаге,

_а конкретные

_и эффективные

_меры поддержки

_инвесторов

гущр

гит м

в регион и увеличении инвестиционной привлекательности региона. Следует отметить, что проблема заключается не в том, насколько и как разнообразны используемые инструменты, а какие меры и инструменты инвестиционной политики будут работать более эффективно, насколько они учитывают специфику регионов, насколько они соответствуют интересам и ожиданиям инвесторов. Изучение используемых в ПФО инструментов региональной инвестиционной политики позволяет сделать вывод о более глубокой разработке на региональном уровне вопросов стимулирования инвесторов, предоставления им различных мер финансовой и нефинансовой поддержки. Это свидетельствует о заинтересованности региональных властей к притоку инвестиционного капитала. Однако реальная практика показывает, что более важными для вкладывающих средства в российские регионы инвесторов являются не предоставляемые налоговые и неналоговые льготы и региональные гарантии, а стабильность правовых и хозяйственных условий деятельности, прозрачность экономических процессов в регионах, что и определяет надежность вложений.

Выводы

ногие российские регионы уже сформировали истемную и последовательную инвестиционную олитику, законодательно закрепили принципы и условия ее проведения с одной стороны. С другой стороны, в некоторых регионов пока не происходит качественного перелома в инвестиционной активности, то есть не наблюдается масштабного притока инвестиций. Развертывается довольно напряженная конкурентная борьба за инвесторов между регионами, власти стараются предоставлять все новые льготы, гарантии и другие преимущества. Это очередной раз доказывает, что необходимы не просто декларативные заявления различных гарантий на бумаге, а конкретные и эффективные меры поддержки инвесторов.

Литература

1. Инвестиционный климат в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа. - URL: http://www.pfo.ru.

российское предпринимательство,№ 15 (237)/август 2013

Л"

2. Официальный сайт правительства Ульяновской области: - URL: http:/www.ulgov.ru

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru.

4. Кобозев О.В. Экспертный и статистический методы оценки инвестиционной привлекательности региона // Российское предпринимательство. -2011. - № 2 Вып. 1 (177). - с. 151-155. - http://www. creativeconomy.ru/articles/11385/.

5. Мальщукова О.М. Проблемы разработки инвестиционной политики предприятия // Вопросы инновационной экономики. - 2011. - № 4 (4). - с. 29-38. - http://www.creativeconomy.ru/articles/14510/.

Olga V. Kiseleva

Cand. of Economic Sci., Associate Professor of Economic Analysis and Public Administration Department, Ulyanovsk State University

The instruments of investment activity stimulation on the example of the regions of Privolzhsky Federal District

_Abstract

The analysis of mechanisms of investment activity stimulation analysis on the example of Privolzhsky Federal District is conducted, herein also provided the analysis of the rates of growth in investments in the regions of Privolzhsky Federal district in 2007-2011, the experience of the regions of Privolzhsky Federal District in attracting investors and the investment attractiveness increase of the regions is discussed. The main result of the analysis is the conclusion about the necessity of taking measures aimed at real support to investors.

Key words: Privolzhsky Federal District, investments, investment activity, regional investment policy, stimulating investment instruments, investment attractiveness of regions, efficiency of investment policy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.