Научная статья на тему 'О видах стоимости машин, оборудования и транспортных средств в оценочной деятельности'

О видах стоимости машин, оборудования и транспортных средств в оценочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / МАШИНЫ / ОБОРУДОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буткова Оксана Владимировна, Бутков Роман Иванович

В статье дана классификация видов стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Приведена краткая характеристика и отличительные признаки видов стоимости, принятых в оценочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О видах стоимости машин, оборудования и транспортных средств в оценочной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 657.6 (075.8):629.113 (083.75)

Буткова Оксана Владимировна

канд. экон. наук, доцент Азово-Черноморский инженерный институт -филиал ФГБОУ ВО «ДГАУ г. Зерноград, РФ E-mail: [email protected] Бутков Роман Иванович ассистент

Азово-Черноморский инженерный институт -филиал ФГБОУ ВО «ДГАУ г. Зерноград, РФ E-mail: [email protected]

О ВИДАХ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье дана классификация видов стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Приведена краткая характеристика и отличительные признаки видов стоимости, принятых в оценочной деятельности.

Ключевые слова

Стоимость, машины, оборудование, транспортные средства, оценочная деятельность.

Современное состояние автомобильного парка России характеризуется преобладанием автомобилей в возрасте старше 7 лет и неуклонным ростом таких автомобилей.

На сегодняшний день стоимость новых автомобилей в России довольно высока, и недоступна для широких слоев населения страны. Такая ситуация на автомобильном рынке привела к развитию вторичного рынка автомобилей, предполагающего продажу и покупку подержанных автомобилей. Для эффективного функционирования вторичного рынка автомобилей необходимы услуги независимого оценщика, который должен внимательно исследовать автомобиль, и оценить не только его действительное техническое состояние, но и реальную стоимость с учетом износа, необходимости ремонта, замены узлов и агрегатов, деталей [1, с. 94--95].

Цели оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, как и виды их стоимости, могут быть различными: инвестирование, переоценка объектов основных средств, страхование, ликвидация, залог, утилизация.

Специальными принципами оценки стоимости машин, механизмов, оборудования и транспорта являются детальный осмотр объектов, обязательная оценка технического состояния, систематический анализ прайс-листов заводов-изготовителей. С учетом конкретного задания, цели оценки могут быть определены различные виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств.

Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств может быть определена, исходя из затратного, сравнительного и доходного подходов. При оценке движимого имущества особое внимание обращается на степень его износа. Как правило, расходы на устранение износа превышают прирост полезности и стоимости движимого имущества. Так как автотранспортные средства представляют собой продукцию массового производства, потребляемую в значительных количествах, то основной подход к оценке их стоимости - сравнительный. Он опирается на сопоставление цен покупки и продажи, сложившихся в данный момент на товарных рынках автотранспортных средств.

Расчет стоимости машин и оборудования - это основной предмет оценочной деятельности эксперта-оценщика. В отличие от цены конкретной сделки расчетная (определенная) стоимость объекта оценки не является исторической, является расчетной величиной и может рассматриваться:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

1) как нижняя граница - это остаточная восстановительная стоимость;

2) как верхний интервал границы - обоснованная рыночная стоимость. Другим показателем верхней границы стоимости объекта может служить стоимость, полученная методом доходного подхода [2].

На конкурентном рынке продавец стремится продать свой объект дороже, а покупатель купить дешевле, чем нижняя и верхняя границы оценки. В среднестатистическом случае итогом торгов станет некое компромиссное решение - это фактическая (рыночная) цена сделки, которая может быть отражена в оценке стоимости машин, получаемой методом сравнения продаж. На стоимость машин и оборудования влияют имущественные права. В практике оценки различают, как правило, два типа стоимости: стоимость в обмене; стоимость в пользовании [3].

Кроме рыночной стоимости в оценочной деятельности машин, оборудования и транспортных средств используют стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, то есть стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно образующихся на рынке товаров.

Существуют также стоимости: инвестиционная, ликвидационная, утилизационная, для целей налогообложения.

Неисполнение требования, что процесс продажи должен быть осуществлен в течение достаточно длительного времени, приводит к понятию «ликвидационная стоимость». Ликвидационная стоимость (или стоимость при вынужденной продаже) - денежная сумма, которая может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

Ликвидационная стоимость подразделяется на 3 подвида:

- упорядоченная ликвидационная стоимость;

- принудительная ликвидационная стоимость;

- ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия.

Различия между этими подвидами в сроках проведения. Так, упорядоченная (планомерная) ликвидация (Orderly Liguidation Value) проводится в определенный, достаточно разумный период. Считается, что он должен составлять 1,5 - 2 года. Он включает время подготовки активов к продаже, доведения информации о продаже до потенциальных покупателей, обдумывание последними вопроса приобретения, аккумулирование финансовых средств на покупку и т.д.

При принудительной (ускоренной) ликвидации (Forced Liguidation Value) активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно. Понятно, что вследствие этого активы банкрота будут проданы по цене значительно ниже рыночной, чем при упорядоченной ликвидации. Обычный срок продажи при принудительной ликвидации составляет шесть, в крайнем случае, девять месяцев.

Третий вид ликвидационной стоимости - стоимость прекращения существования активов (утилизационная стоимость - Salvage Value). В этом случае стоимость имущества рассматривается как совокупность материалов, содержащихся в нем, без дополнительного ремонта. Проданная для утилизации собственность может быть перестроена, отремонтирована или модернизирована, быть источником запасных частей, лома, сырьем для вторичной переработки (стоимость скрапа).

Таким образом, чем короче срок, тем более отличается стоимость от рыночной.

Оценка ликвидационной стоимости производится по принятым алгоритмам затратного или рыночного подходов и корректируется в сторону уменьшения в связи с ускоренной распродажей с помощью коэффициентов Ki, K2 и т.д., значения которых зависят не только от вида оцениваемой стоимости, но и от типа имущества [4, с. 152].

Конкретизация отдельных участников рынка приводит к понятию инвестиционной стоимости. Инвестиционная стоимость - это стоимость собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования. В отличие от рыночной стоимости, определяемой мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором. Основными причинами различия могут быть оценка будущей прибыльности, представление о степени риска, сочетаемость с другими объектами, принадлежащими

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

владельцу или контролируемыми им. Инвестиционную стоимость можно определить с помощью алгоритмов доходного подхода.

В заключение отметим, что на практике не следует ожидать совпадения результатов расчета стоимости имущества с ценой продажи. Такое совпадение является, скорее, случайностью, чем закономерностью. Представляется, что отклонение цены продажи от расчетной величины стоимости имущества в ту или другую сторону менее чем на 15% свидетельствует о достаточном качестве отчета по оценке.

Специальная стоимость - это стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативно-правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки.

Кроме этих видов стоимостей существует таможенная стоимость - это стоимость импортируемых объектов, используемая для начисления таможенной пошлины, сборов и других таможенных платежей. Состав таможенной стоимости и методы ее расчета определяются таможенным законодательством РФ. В целом расчетная цена на импортную технику включает в себя: таможенную стоимость; суммы акцизов (по подакцизным товарам); сборы за таможенное оформление; прочие накладные расходы по импорту (без уплаченного НДС).

Логично округлять результаты расчета стоимости имущества до практически обоснованного значения, учитывая, что «рынок» как экономическая категория относится к классу сложных систем, в каждой из которых невозможно учесть и отразить в расчетах все взаимоотношения между ее элементами.

Таким образом, оцениваемая стоимость машин и оборудования - это показатель прогнозный и дает ту денежную сумму, которую вероятно заплатит покупатель при их покупке при определенных условиях. Список использованной литературы:

1. Butkova O., Butkov R. Methods of calculation of physical wear of the car Technical sciences: modem issues and development prospects 3rd International Conference. 2015. C. 94-100.

2. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств / А.П. Ковалев, А.А. Кушель, В.С. Хомяков, Ю.В. Андрианов, Б.Е. Лужанский, И.В. Королев, С.М. Чемерикин. - М.: Интерреклама, 2003. - 448 с.

3. Андрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств: монография / Ю.В. Андрианов. - М.: Дело, 2006. -410 с.

4. Буткова О.В., Бутков Р.И. Применение затратного подхода в определении остаточной стоимости автомобиля // Новая наука: от идеи к результату. 2016. №6-1(90). С.150-153.

© Буткова О.В., Бутков Р.И., 2017

УДК 338.45

Ваниян Артур Армикович,

магистрант 2 курса кафедры экономики предприятия, Демчук Олег Владимирович, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Эффективное использование всех видов ресурсов, в том числе и производственного капитала предприятия, как одного из элементов материально-вещественных факторов производства, способствует росту фондоотдачи и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.