Научная статья на тему 'О стратегических целевых ориентирах социально-экономического развития российского общества на 2008-2020 годы'

О стратегических целевых ориентирах социально-экономического развития российского общества на 2008-2020 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегических целевых ориентирах социально-экономического развития российского общества на 2008-2020 годы»

СОЦИОЛОГИЯ

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э.

О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА 2008-2020 ГОДЫ

В 2008 году в отделе социологических исследований ИКИАТ начата разработка темы НИР "Основные направления и проблемы социально-экономического развития Республики Калмыкия в современных условиях". Обусловлено это принятием российским государством весьма амбициозного, но, на наш взгляд, столь необходимого гражданам страны стратегического плана развития общества на отдаленную перспективу Принятое решение непосредственно касается всех регионов Российской Федерации.

Вопросы методологических подходов к решению важнейших задач, механизмов достижения намеченных целей требуют как научно-обоснованного подхода к их осуществлению, так и постоянного изучения, социологического слежения за ходом происходящих процессов.

Настоящей статьей мы открываем публикацию цикла научных статей по исследуемой проблематике. В поле зрения наших наблюдений будут в основном вопросы развития социальной сферы общества в новых условиях, совершенствования социальной политики государства и региона на новом этапе развития страны.

* * *

В течение восьми последних лет экономика нашей страны росла среднегодовым темпом около 7%. Россия, в основном преодолев стадию восстановления, уверенно перешла к стадии развития, наконец, возникли предпосылки не только дальнейшего экономического роста, но и улучшения качества жизни населения. В стране появилась возможность реализации модели развития на основе расширения внутреннего спроса, а не только экспорта; формирования среднего класса.

В целом по объему ВВП (по паритету покупательной способности) в 2008 году Россия вышла на шестое место в мире.

Можно, следовательно, говорить о том, что Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая своё право находиться в группе крупнейших стран - мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. В текущем десятилетии в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Это означает, что в России к настоящему времени:

* создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности;

* достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 г.), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой;

* обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, которые к середине 2008 года составили около 600 млрд. долларов США;

* сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров;

* преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга;

* формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идёт их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.

Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Приведем некоторые показатели (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные данные о развитии России за 2000-2008 годы

С чего начинал Путин В.В. 2000 г. Что досталось Медведеву Д.А. 2008 г. Расчет

Российская Федерация

Войны, миротворческие акции Боевые действия в Чечне, контингент в Косово, Абхазии, Таджикистане Миротворческие миссии в Абхазии и Южной Осетии

Золотовалютный запас 15 млрд. долл. 490,7 млрд. долл. (на 1 марта) >в 32,7 раза

ВВП 5 трлн. 350 млрд. руб. 32 трлн. 988,6 млрд. руб. (за 2007 г.) >в 6,16 раза

Состояние бюджета Дефицит - 57,9 млрд. руб. Профицит за 2007 г. - 1 трлн. 782 млрд. руб. (5,5% ВВП)

Внешний долг 137 млрд. долл. 44,84 млрд. долл. (на 1 февраля) Сокр. в 3 раза

Инфляция за год 25,06% 11,9% Уменш. в 2,1 раза

Цена нефти (средняя экспортная) 175 долл. За 1 т 609 долл. За 1 т Возр. в 3,5 раза

Цена газа (средняя экспортная) 85,9 долл. за 1000 м3 233,7 долл. За 1000 м3 Возр. в 2,7 раза

Курс доллара 28,31 руб. 23,8 руб. (март 2008 г.)

Средняя пенсия 612,5 руб. 3682 руб. Возр. в 6 раз

Средняя заработная плата 1830 руб. 15059 руб. Возр. в 8,2 раза

Богатые 4,3% населения 7,0% Стало >в 1,6 раза

Беднейшие 29,9% населения 14,8% Стало < в 2 раза

Потребление хлеба (на человека в год) 120 кг 107,1 кг

Потребление мяса (на человека в год) 58 кг 60 кг

Источник: Аргументы и факты. -2000-2008. -№12. Расчет.

Приведенные выше и другие данные свидетельствуют о весьма значительных достижениях в экономическом развитии, решении социальных проблем в России за обозначенный период.

Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывшихся возможностей, с другой - оказалась как перед необходимостью решения остающихся острых проблем, так и перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития - это:

* усиление глобальной конкуренции;

* ожидаемая новая волна технологических изменений;

* возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

* исчерпание источников экспортно-сырьевого развития.

Таким образом, перед российским государством стоят сегодня новые вызовы и задачи, и их решение требует новых программных подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Программным документом в этом плане является разработанная Министерством экономического развития РФ "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" (далее Концепция).

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.), укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

* характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;

* стратегия - способы, направления и этапы - достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;

* цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;

* цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

* параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.

Согласно Концепции, уровень дохода и качество жизни россиян к 2020 году достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

К 2020 году в России в целом будут достигнуты следующие параметры развития.

* Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,9 тысяч долларов США в 2007 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до более чем 30 тысяч долларов в 2020 году и около 50 тысяч долларов в 2030 году.

* Повышение производительности труда в ведущих секторах экономики, определяющих национальную конкурентоспособность, в 2-5 раз и снижение энергоёмкости в среднем в 1,6-1,8 раза.

* Средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет до 72-75 лет, уровень младенческой смертности понизится в 1,3-1,4 раза.

* Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70% (2007г. - около 50%), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30м2 на человека (или около 100 м2на среднестатистическую семью).

* Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году.

* Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

* Доля среднего класса превысит половину населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе в области развития человеческого потенциала таковы:

* принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленные на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

* выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда;

* решение социальных проблем военнослужащих;

* преодоление проблемы бедности пенсионеров: минимальный уровень пенсии устанавливается с конца 2009 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионеров, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2-2,5 прожиточного минимумов пенсионеров к 2010-2017 году;

* структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

* создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства.

В таблице 2 показаны основные целедостижения в процессе выполнения поставленных стратегических задач к 2020 году в Российской Федерации.

Таблица 2

Целевые ориентиры развития российского общества к 2020 году

Что было к 2000 году С чем пришли к 2008 году Чего надо добиться к 2020 году

Террористы вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах. В Чечне был развязан террор против собственного народа. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции РФ Распад страны предотвращен, война на Северном Кавказе остановлена. Чечня стала полноценным субъектом Федерации. Региональная правовая база приведена в соответствие с федеральным законодательством Цель нового этапа региональной политики -обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Федерации. Равноправия, позволяющего регионам иметь ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан

Армия была фактически деморализована и небоеготова. Денежное довольствие военнослужащих было откровенно нищенским, выплачивалось несвоевременно. Техника стремительно устаревала. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. Будет развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих имеющимся в распоряжении других государств. Но расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны.

Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. Страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан Объем иностранных инвестиций в экономику вырос в 7 раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. - в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз В России должен сложиться один из мировых финансовых центров. В основных секторах экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост производительности труда за 12 лет

По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии - и того меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Треть граждан обнищала Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Пенсии -также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть уровень не менее 60 процентов. А может, и 70 процентов.

Обострился демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. В 2007 г. году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. И в стране родилось так много детей, сколько не рождалось за последние 15 лет Уровень смертности в России должен сократиться более чем в 1,5 раза. А средняя продолжительность жизни увеличиться к 2020 г. до 75 лет.

Системное достижение поставленных целей состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Целевые ориентиры - это достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности).

Осуществление намеченных стратегических задач означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Достижение намеченных целей осложняется нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем. Важнейшими из них, по нашему мнению, являются всё ещё сохраняющийся высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации.

В этой связи нельзя не учитывать того, что обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации трех направлений региональной политики:

- стимулирования экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

- координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и на территории каждого из них с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов России.

В целом же, согласно Концепции, государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных принципов:

скоординировать принятие на федеральном, региональном и местном уровне мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого режима;

оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации и проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой;

применение механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.

Это достигается в результате проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества.

Словом, намечены грандиозные задачи для обеспечения высокого уровня и качества жизни, благополучия, долголетия граждан. Однако жизнь рядовых россиян должна быть не только долгой, но и, главным образом, достойной и привлекательной. Достижение качественно нового образа жизни людей будет зависеть во многом и от того, какими будут сами люди, создающие это новое общество, от нравственного потенциала страны.

Подлинные и, главное, необратимые изменения в стране произойдут только в том случае, когда силы и средства будут вкладываться не только в изменения качества жизни людей, но и в изменения качества самих людей.

Таким образом, и перед обществом в целом, и перед регионами, и перед гражданами страны, и перед научным сообществом поставлены очень важные и одновременно очень непростые вопросы. Нужны научно-обоснованные механизмы реализации грандиозных задач. Научному сообществу следует, думается, глубоко осмыслить суть предстоящих целедостижений, выработать теоретические и методические подходы к исследованию происходящих в обществе перемен и их последствий для страны в целом, ее регионов, для каждого россиянина.

С целью наиболее полного, разностороннего изучения и анализа изменений социального развития региона (уровня и качества жизни, социального самочувствия и образа жизни населения республики) нами разработана следующая Система показателей для комплексной характеристики изменений уровня и качества жизни граждан, уровня инвестиций в человеческий капитал, социального расслоения в обществе.

БЛОКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Социально-демографический блок:

динамика численности населения РК; половозрастной состав населения;

показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, брачность, разводимость, миграционный процесс, характеристика мигрантов, динамика;

удельный вес городского и сельского населения в общей численности населения, динамика.

Социально-трудовой блок:

характеристика трудовых ресурсов республики (численность экономически активного населения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребность общественного производства в рабочей силе;

занятость населения - характеристика занятых в экономике по формам собственности, по видам экономической деятельности;

безработица: уровень, динамика, территориальная и социальная характеристика. Уровень жизни, динамика (сравнительные данные за последние 5 лет):

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций;

среднедушевые денежные доходы в месяц;

среднедушевые денежные расходы в месяц;

средний размер назначенных пенсий в месяц;

величина прожиточного минимума на душу населения;

численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения);

реальная начисленная заработная плата (в % к предыдущему периоду); реальный размер начисленных пенсий (в % к предыдущему периоду); структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения; распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения; распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода; покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения;

наличие потребительских товаров длительного пользования в домашних хозяйствах (бытовая техника, личный транспорт, предметы роскоши и т.д.);

пищевая и энергетическая ценность продуктов питания, потребленных в домашних хозяйствах; расходы на питание: доля в бюджете семьи;

социальная защита населения (характеристика основных показателей пенсионного обеспечения); оплата ЖКУ: динамика роста, доля в бюджете семьи; денежные сбережения населения, формы сбережений, динамика. Социальное расслоение в обществе: показатели уровня жизни населения;

коэффициент доходов (соотношение между средними уровнями денежных доходов/заработной платы 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами/заработной платой;

коэффициент Джини - степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения;

жилищные условия (наличие квартиры, дома, дачи (метраж, величина); наличие в собственности земли;

статусные различия: собственник, предприниматель, рабочий, служащий, пенсионер (инвалид), студент, учащийся.

Уровень жилищного обеспечения населения:

жилищные условия населения (обеспеченность жильем, основные показатели жилищных условий населения, жилищный фонд, благоустройство жилищного фонда, благоустройство населенных пунктов, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг); потребности населения в улучшении жилищных условий; социальное строительство: доля, объем. Социальная защита населения:

характеристика основных показателей пенсионного обеспечения;

социальные пособия (детские пособия, пособия многодетным семьям, людям, находящимся в ТЖС, инвалидам, одиноким и пожилым людям);

социальная поддержка населения органами государственной и муниципальной власти, предпринимательскими структурами.

Здоровье населения, здравоохранение:

заболеваемость населения, динамика, характеристика по основным классам болезни; смертность, ее причины;

инвалидность населения (численность, динамика, распределение по причинам инвалидности); социальная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями; показатели лечебно-профилактической помощи населению (обеспеченность медицинскими кадрами, больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оснащенность медицинских

учреждений современными техническими и лечебными средствами);

внедрение новых технологий, методов лечения, научных достижений современной медицины; самооценка гражданами здоровья по балльной шкале. Образование, культура, наука:

основные показатели по уровню образования населения (дошкольное, дневное школьное, профессиональное (государственное и негосударственное);

социальная инфраструктура образовательных учреждений; обеспеченность кадрами образовательных учреждений всех уровней; инвестиции в образование - степень реализации нацпроекта "Образование"; состояние и инфраструктура учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, учреждений культурно-досугового типа (город, село), науки;

кадровая обеспеченность и кадровый потенциал в сфере культуры, науки; инвестиции в развитие культуры, науки. Отдых, досуг, спорт как важные показатели уровня и качества жизни населения: социальная база для полноценного отдыха, занятия спортом населения республики; расходы на отдых, проведение досуга - доля в бюджете семьи;

доля населения, имеющая возможность полноценного отдыха с выездом из места проживания в отпускное/каникулярное время;

вовлеченность различных групп населения в занятия спортом; инвестиции в развитие спорта, досуговой деятельности населения. Экологическая обстановка в регионе: климатические условия региона;

экологическая обстановка в республике в целом, показатели уровня чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальные затраты на обеспечение экологической безопасности, программные документы по обеспечению экологической безопасности населения; экология и ее влияние на здоровье граждан. Социальная безопасность населения:

уровень преступности, криминогенной обстановки в регионе; правонарушения (зарегистрированные преступления, раскрываемость и т.п.). Социально-психологическое самочувствие граждан: удовлетворенность своей жизнью; уверенность в будущем; смысложизненные ценности граждан; страхи/тревожность;

толерантность/половозрастные различия;

удовлетворенность/неудовлетворенность межнациональными отношениями в регионе/местах проживания;

межконфессиональная толерантность. Смеем надеяться, что данная Система показателей может быть применима не только нами, но и исследователями, занимающимися проблемами социального развития общества и в других субъектах России, конечно, с учетом особенностей своего региона.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. См.: economy.qov.ru

2. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию. См.: www.kremlin.ru/appears/ 2008/11/05

3. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы. -М., 2008.

4. Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. -2008. -№3.

5. Аргументы и факты. -2008. -№12.

6. Российская газета. -2008. -14 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.