Научная статья на тему 'О советской власти и государственных органах, ее осуществлявших (1917—1941)'

О советской власти и государственных органах, ее осуществлявших (1917—1941) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
608
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика / Союз Советских Социалистических Республик / законодательство / нормативный правовой акт / узаконение / Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г. / Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. / Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 6 июля 1923 г. / власть / система органов государственной власти / the state / the Russian Socialist Federal Soviet Republic / the Union of Soviet Socialist Republics / legislation / normative legal act / legalization / decree of the RSFSR «On the full power of the Soviets » of October 28 / 1917 / the Constitution (Basic law) of the Russian Socialist Federal Soviet Republic of July 10 / 1918 / the Basic Law (Constitution) of the Union of Soviet Socialist Republics of July 6 / 1923 / the power / the system of public authorities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Юлия Андреевна Мышко

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно регулирования власти и государственных органов, ее осуществлявших в Советской России, высказано несколько суждений. Законодательство Советской России о власти в целом соответствовало формирующимся социалистическим общественным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Soviet Authorities and State Bodies to Implement It (1917—1941)

In the article on the basis of the analysis of legal literature and legislation concerning the regulation of power and state bodies exercising it, several judgments were made in Soviet Russia: the legislation of the Soviet Russia on the power, in General, corresponded to the forming socialist public relations; the use of the term «basic law» for the name of the normative legal act with the highest legal force is imperfect; the first and main normative legal act on the power in Soviet Russia is necessary to recognize the decree of the RSFSR «On the completeness of the power of the Soviets» of October 28, 1917.

Текст научной работы на тему «О советской власти и государственных органах, ее осуществлявших (1917—1941)»

УДК 342.24 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10004

О советской власти и государственных органах, ее осуществлявших (1917—1941)

About the Soviet Authorities and State Bodies to Implement It (1917-1941)

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук,

кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ

в области науки и техники

E-mail: professor60@mail.ru

Юлия Андреевна МЫШКО,

старший преподаватель кафедры истории и политологии Государственного университета управления

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно регулирования власти и государственных органов, ее осуществлявших в Советской России, высказано несколько суждений.

Законодательство Советской России о власти в целом соответствовало формирующимся социалистическим общественным отношениям.

Ключевые слова: государство, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Союз Советских Социалистических Республик, законодательство, нормативный правовой акт, узаконение, Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г., Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г., Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 6 июля 1923 г., власть, система органов государственной власти.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of legal literature and legislation concerning the regulation of power and state bodies exercising it, several judgments were made in Soviet Russia: the legislation of the Soviet Russia on the power, in General, corresponded to the forming socialist public relations; the use of the term «basic law» for the name of the normative legal act with the highest legal force is imperfect; the first and main normative legal act on the power in Soviet Russia is necessary to recognize the decree of the RSFSR «On the completeness of the power of the Soviets» of October 28, 1917.

Key words: the state, the Russian Socialist Federal Soviet Republic, the Union of Soviet Socialist Republics, legislation, normative legal act, legalization, decree of the RSFSR «On the full power of the Soviets» of October 28, 1917, the Constitution (Basic law) of the Russian Socialist Federal Soviet Republic of July 10, 1918, the Basic Law (Constitution) of the Union of Soviet Socialist Republics of July 6, 1923, the power, the system of public authorities.

Предмет данной статьи — советская власть и государственные органы, ее осуществлявшие, за период с 1917 по 1941 г.

Первоначально о состоянии теории.

Так, авторы-единомышленники З.М. Бурна-цева и Ф.К. Есиева обозначили советскую модель как «функциональную концентрацию» взаимодействия высших органов государственной

власти: «...на первых этапах своего развития, с 1917 по 1924 г., советская модель взаимодействия высших органов государственной власти, основанная на функциональном разделении и соподчинении государственных органов, в сочетании с такими политико-правовыми механизмами, как контроль высших законодательных (представительных) органов над исполнительны-

ми органами, строгая реализация принципа двойного подчинения, устойчивая обратная связь между государственными органами, использование разнообразных видов отчетности и информирования со стороны исполнительных органов, способствовала укреплению государственной власти и обеспечению ее единства».

Далее указанные авторы пишут: «На наш взгляд, в условиях господства диктатуры пролетариата высший орган государственной законодательной власти, наделенный полномочиями по формированию, согласованию и объединению всех элементов системы государственной власти, приобрел главенствующее положение в государственно-властном механизме, являясь непосредственным организатором совместной деятельности государственных органов»1.

О.И. Чистяков сфокусировал внимание на Конституции РСФСР: «Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства»; «Она закрепила основные принципы советской демократии, организации государственного единства, демократическую структуру государственного механизма, наиболее демократичную для своего времени избирательную систему»; «Конституция Советской России была вместе с тем законом переходного от капитализма к социализму периода, законом первого этапа истории Советского государства, государства диктатуры пролетариата. Она отмечала наличие эксплуататоров в нашей стране и ставила задачу их беспощадного подавления, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, установление социалистической организации общества.

Авторы Конституции заглядывали и дальше — они рассчитывали и на перспективу полного устранения деления общества на классы и победы социализма во всех странах (ст. 3)»; «Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии — демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве»2.

А.И. Абдрахманову удалось обнаружить «белое пятно» советской государственности — «роль Народного комиссариата внутренних дел, его ключевого подразделения — отдела местного управления»: «Таким образом, в декабре 1917 г. отдел местного управления НКВД фактически становится основным подразделением, ответ-

ственным за практическое осуществление советского строительства на губернском и уездном уровне. Обозначая перспективу, отметим, что данным отделом был внесен колоссальный вклад в структурирование Советов, обеспечение их дееспособности, налаживание массы различных административных функций»3.

Этот же автор рассмотрел «проблемы коррупции, методов противодействия этому негативному явлению в советском государственном аппарате с 1917 по 1921 г.». Он пишет: «В заключение отметим, что идеократические системы тоталитарного характера объективно обладают более высоким иммунитетом против коррупционного воздействия, нежели политические модели либерального порядка. И то, что обозначенные факторы не оградили Советскую Россию от зарождения и распространения самых разных проявлений коррупции, может послужить дополнительным предостерегающим и мобилизующим мотивом изыскания средств обеспечения экономической и общей социальной безопасности сегодняшнего общества в условиях его более низкой «антикоррупционной» защищенности»4.

И.И. Олейник раскрыл изменения «структуры и функций органов управления юстицией в Советском государстве на протяжении первых двух десятилетий его существования»: «Если говорить об институциональном аспекте управления юстицией, то в РСФСР развитие ее системы определялось прежде всего ВЦИК и республиканским СНК, а также руководящими советскими органами в автономных республиках и областях. Важную роль в разработке управленческих решений играли Всероссийские съезды деятелей советской юстиции: первый и второй съезды были проведены в 1918 г., третий — в 1920 г., четвертый — в 1922 г., пятый — в 1924 г. и последний, шестой, — в 1929 г. (в дальнейшем созывались совещания работников юстиции). Съезды прекратили созывать из-за того, что в 30-е годы XX в. при определении государственной политики в сфере юстиции уже перестало учитываться мнение местных работников. От них требовалось, по сути, лишь слепое исполнение директив руководящих инстанций»5.

Результаты научных исследований учитывались и в законодательстве.

Первым нормативным правовым актом, в котором предпринималась попытка определения содержания советской власти, необходимо признать Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г.6

28

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

В последующем принимались основные законы (конституции), в которых фактически детализировались положения Декрета РСФСР от 28 октября 1917 г.

Итак, в Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г.7 в разделе III закреплялась «конструкция Советской власти»:

«24. Всероссийский Съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики...

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

В Конституции (Основном законе) СССР от 31 января 1924 г.8 государственные органы регламентировались в главах III—IX.

В Конституции (Основном законе) СССР от 5 декабря 1936 г.9 глава II называлась «Государственное устройство».

В Конституции (Основном законе) РСФСР от 21 января 1937 г.10 в главе III определялись «высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» («Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР» — ст. 22).

Таким образом, термин «советская власть» многозначен и поэтому нуждается в обособлении в качестве самостоятельной юридической категории.

Представляется возможным сделать некоторые заключения:

1) законодательство Советской России о власти в целом соответствовало формирующимся социалистическим общественным отношениям;

2) термин «основной закон» для названия нормативного правового акта с наивысшей юридической силой представляется несовершенным;

3) первым и основным нормативным правовым актом о власти в Советской России необходимо признать Декрет РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917 г.

1 Бурнацева З.М., Есиева Ф.К. Учреждение и развитие советской модели «функциональная концентрация» взаимодействия высших органов государственной власти (1917 — 1924 гг.) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 55—60.

2 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. 2-е изд. М.: Зерцало-М, 2003.

3 Абдрахманов А.И. Возникновение и организация отдела местного управления НКВД РСФСР в начале становления советской власти (октябрь — декабрь 1917 г.) // История государства и права. 2010. № 17. С. 33—36.

4 Абдрахманов А.И. О коррупционной составляющей в организации властных отношений в Советской России в 1917 — 1921 годах // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

5 Олейник И.И. Становление и развитие органов управления советской юстицией в 1917 — 1936 гг. // История государства и права. 2009. № 22. С. 23—26.

6 СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 5.

7 СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

8 Там же. 1923. № 81. Ст. 782.

9 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. 6 декабря.

10 СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.