Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства'

Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1076
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРОРА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИИ / ПРОБЛЕМА НАИМЕНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА / УЗАКОНЕНИЕ / "ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ" / "РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ" / "РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / "РОССИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА" / "РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА" / "СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК" / "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" / "РОССИЯ" / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / "RUSSIAN STATE" / "RUSSIAN EMPIRE" / "THE RUSSIAN STATE" / "THE RUSSIAN REPUBLIC" / "THE RUSSIAN SOCIALIST FEDERAL SOVIET REPUBLIC" / "THE UNION OF THE SOVIET SOCIALIST REPUBLICS" / "RUSSIAN FEDERATION" / "RUSSIA" / INSTITUTE OF THE POWER OF THE PUBLIC PROSECUTOR / A KONSTITUTSIONNO-LEGAL STATUS OF RUSSIA / A STATE PROBLEM / LEGALISATION / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галузо В. Н.

Речь идет об одном из элементов конституционно-правового статуса России наименовании государства. Предложена периодизация наименования государства с 1649 г. по 2010 г.; выделено семь периодов, для каждого из которых дано собственное наименование государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF RUSSIA: THE PROBLEM OF NAMING THE STATE

In article it is a question of one of elements of a konstitutsionno-legal status of Russia a state. The author has offered a periodization of a state since 1649 on 2010 In particular, by it is allocated seven periods, for each of which own state is offered.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИИ: ПРОБЛЕМА ИМЕНОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВА

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

12.00.00 — юридические науки vgrmn@yandex. ru

Аннотация. Речь идет об одном из элементов конституционно-правового статуса России — наименовании государства. Предложена периодизация наименования государства с 1649 г. по 2010 г.; выделено семь периодов, для каждого из которых дано собственное наименование государства.

Ключевые слова: институт власти прокурора, конституционно-правовой статус России, проблема наименования государства, узаконение, «Государство Российское», «Российская Империя», «Российское Государство», «Российская Республика», «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», «Союз Советских Социалистических Республик», «Российская Федерация», «Россия», правовой нигилизм.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF RUSSIA: THE PROBLEM OF NAMING THE STATE

V.N. GALUZO,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of criminally-legal disciplines of the International law institution and economy of A.S. Griboedov

The summary. In article it is a question of one of elements of a konstitutsionno-legal status of Russia — a state. The author has offered a periodization of a state since 1649 on 2010 In particular, by it is allocated seven periods, for each of which own state is offered.

Key words: institute of the power of the public prosecutor, a konstitutsionno-legal status of Russia, a state problem, legalisation, «Russian State», «Russian empire», «the Russian State», «the Russian Republic», «the Russian Socialist Federal Soviet Republic», «the Union of the Soviet Socialist Republics», «Russian Federation», «Russia», legal nihilism.

При осуществлении историко-правового исследования законодательства России (1649—2010) с целью обнаружения закономерностей формирования института власти прокурора1 мы обратили внимание на до сих пор не решенную проблему наименования государства на различных этапах его исторического развития. Мы считаем, что данная проблема может быть решена, в первую очередь, представителями юридической науки, ибо наименование всякого государства охватывается понятием «конституционно-правовой статус государства». Для России решение данной проблемы более чем актуально, ибо Россия имеет многовековую историю (более 1000 лет). Для этого мы попытаемся дать правовое обоснование для именования государства за период с 1649 г. по 2010 г.

Итак, первоначально выделим период с 1649 г. до 22 октября 1721 г. В этот период для наименования государства в узаконениях2 использовались различные термины. Так, в Уложении «Государя, Царя и Великого Князя» Алексея Михайловича от 29 января 1649 г.3 использован термин «Московское Государство». В Именном указе «О высылке Англинских куп-

цов из России и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство Короля Карла I» от 1 июня 1649 г.4 использованы термины «Россия», «Московское Государство». В документе под названием «Договоре между Шведским и Российским Государствами, заключенный на съезде между Колывани и Юрьева в Кардисе, полномочными послами» от 21 июня 1661 г.5 использован термин «Российское Государство». В Именном указе «Об учреждении Губерний и о ро-списании к ним городов», «объявленном из Ближней Канцелярии» 18 декабря 1708 г.6, использован термин «Российское Государство». В Манифесте «О несправедливых поступках Турции против России, в нарушение постановленных между оными Державами договоров и об объявлении по сему случаю войны Оттоманской Порте» от 22 февраля 1711 г.7 использован термин «Государство Российское». В «Межевой записи» «О разграничении Российскаго Государства с Турецким», «учиненной у реки Дона между Комиссарами Ближним Стольником Степаном Колычевым

и прочими, с Турецкой стороны Ибрагимом Агою и Мегмет Еффендием» 13 июля 1714 г.8, также использован термин «Государство Российское». Термин «Российское Государство» использован и в тексте, и в наименовании Сенатского указа «О присылке из монастырей Российскаго Государства жалованных грамот» от 20 декабря 1720 г.9

Таким образом, в период с 1649 г. по 22 октября 1721 г. для именования государства использовалось несколько терминов, в том числе следующие: «Государство Российское», «Российское Государство», «Россия», «Великороссийское Государство» и др. Однако, узаконение, специально предназначенное для регулирования данного отношения (т.е. правовое обоснование для именования государства) отсутствовало (по крайней мере, нами в ПСЗ РИ не обнаружено). А поэтому и в связи с более частой употребляемостью термина «Государство Российское», мы предлагаем для именования государства в период с 1649 г. по 22 октября 1721 г. использовать только термин — «Государство Российское».

Следующий период — с 22 октября 1721 г. по 2 марта 1917 г. В этот период для именования государства необходимо использовать только термин «Российская Империя». Правовым обоснованием для подобного утверждения является следующее узаконение: «Акт поднесения Государю Императору Петру I титула Императора Всероссийскаго и наименования: Ве-ликаго и Отца Отечества» от 22 октября 1721 г.10 Это же узаконение позволяет нам высказать суждение о правомерности использования только терминов «Государь Император» и «Государыня Императрица» для именования высших представителей «Верховной» власти Российской Империи11.

Правда, следует признать, что и после 22 октября 1721 г. в узаконениях использовались иные термины (помимо термина «Российская Империя»). Так, в «Инструкции», «данной от Святейшаго Синода Московскаго Данилова монастыря строителю Иеромонаху Пафнутию, определенному Протоинкви-зитором или главным Фискалом по делам духовного ведомства во всей России» в декабре 1721 г.12, использован термин «Великороссийское Государство». В «Инструкции Киевскаго гарнизона Поручику За-лесскому будущему на Васильковском форпосте» «Об осмотре проезжающих из-за границы купецких людей» от 10 марта 1723 г.13 помимо термина «Российская Империя» использован термин «Российское Государство». В Сенатском указе «О дозволении Московским купцам Сухареву и Беляеву завести фабрику для делания красок кармина, бакана и прочих» от 13 декабря 1749 г.14, помимо термина «Российская Империя», использован термин «Россия».

Наибольшие затруднения при определении наименования государства приходятся на период с 3 марта по 26 октября 1917 г., что связано с неоднократными сменами общественно-политического строя и отсут-

ствием на сей счет специальных нормативных правовых актов.

Государство «Российская Империя» прекратила существование 2 марта 1917 г., когда было принято известное узаконение «Об отречении Государя Императора Николая II от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти»15. В этом узаконении для именования государства использованы два термина: «Государство Российское» и «Россия». Последовавшее вслед за этим узаконение «Об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского» от 3 марта 1917 г.16 примечательно тем, что здесь впервые указано на нового правообладателя «Верховной» власти — «Временное Правительство». Для именования государства в узаконении от 3 марта 1917 г. использованы два термина — «Государство Российское» и «Держава Российская». Деятельность Временного Правительства ограничивается сроком 26 октября (8 ноября) 1917 г.17, когда был принят Декрет «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства». В период существования Временного Правительства правотворческая деятельность осуществлялась достаточно активно. Принимаемые Временным Правительством нормативные правовые акты мы также предлагаем именовать узаконениями. В «постановлении» Временного Правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 г.18 для именования государства использован термин «Россия». В «постановлении» Временного Правительства «О форме присяги для лиц, вступающих в число граждан Российского Государства» от 9 июня 1917 г.19 для именования государства использованы термины: «Российское Государство», «Российская Держава», «Россия». Термин «Россия» использован и в наименовании, и в тексте узаконения «О разрешении последователям секты скопцов возвратиться из Румынии в Россию» от 31 мая 1917 г.20 Специального узаконения об именовании государства в период осуществления «Верховной» власти Временным Правительством в период с 3 марта по 26 октября 1917 г. нами не обнаружено. А поэтому представляется целесообразным в этот период для наименования государства использовать термин «Российское Государство».

Также затруднительно именование государства с 26 октября 1917 г. по 10 июля 1918 г. В соответствии с Декретом «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства», принятым Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.21, «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания»22 было образовано «Временное рабочее и крестьянское правительство», также именуемое «Советом Народных Комиссаров». В Декрете ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.23 для именования госу-

дарства использованы термины «Российская Республика» и «Россия». В «Декларации прав трудящагося и эксплуатируемаго народа» «О правах трудящаго-ся и эксплуатируемаго народа» от 6 января 1918 г.24, действовавшей до 10 июля 1918 г., для именования государства использовано несколько терминов: «Россия», «Республика Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов», «Советская Российская Республика», «Советская Рабоче-Крестьянская Республика». В Декрете СНК «О конфискации всего имущества Сестрорецкого металлического завода» от 17 января 1918 г.25 для именования государства использован термин «Российская Республика». Этот же термин использован и в Декрете СНК «О переходе в собственность Российской Республики Невского завода» от 17 января 1918 г.26 В Декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.27 для именования государства использованы термины «Республика» и «Россия».

Мы полагаем целесообразным для именования государства в период с 26 октября 1917 г. до 10 июля 1918 г. использовать термин «Российская Республика».

Особенность периода с 10 июля 1918 г. до 30 декабря 1922 г. состоит в наличии конституционно-правового обоснования наименования государства. Так, в Конституции (Основном Законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.28, поименованной «первой советской конституцией»29, в разделе первом «Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа» закреплено наименование государства — «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». Здесь же именно для именования государства нами предлагается аббревиатура «РСцФСР», не отождествляемая с аббревиатурой «РСФСР», которая используется для иного наименования государства и, по нашему мнению, не столь совершенна. Однако, и в этот период, помимо термина «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» для именования государства использовались иные термины. Так, в постановлении СНК «О Красном терроре» от 5 сентября 1918 г.30 использован термин «Советская Республика». В Декрете СНК «О введении новой орфографии» от 13 октября 1918 г.31 использован термин «Республика». Кстати, это узаконение имеет большое практическое значение, ибо позволило «осовременить» ранее использовавшуюся терминологию узаконений. Термины «Россия» и «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» использованы в постановлении VI Всероссийского Чрезвычайного Съезда Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов «О точном соблюдении законов» от 8 ноября 1918 г.32

Таким образом, для периода с 10 июля 1918 г. по 30 декабря 1922 г. для именования государства право-

мерным является использование термина «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» («РСцФСР»).

Для следующего периода (с 30 декабря 1922 г. по 12 декабря 1991 г.) также имеется конституционно-правовое обоснование именования государства. Речь идет об именовании «Союз Советских Социалистических Республик» («СССР»), впервые закрепленном в Договоре об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г.33

В последующем, Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, наряду с Декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик, был включен в Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик, принятый второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г. и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.34 В соответствии с разделом вторым «Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик» Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) (именно такая аббревиатура использована законодателем. — Авт.) совместно с Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой объединились в «одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик». Иначе говоря, отпали основания для использования термина «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» (РСцФСР» — наша аббревиатура отличается от использованной в поименованном нормативном правовом акте) в качестве наименования для государства.

Наименование государства «Союз Советских Социалистических Республик» было закреплено и в Конституции (Основном Законе) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. (ст. 1)35. В ст. 13 этого же нормативного правового акта указано, что в состав СССР входит «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (для этого наименования нами предложена иная аббревиатура — «РСФСцР»). Хотя это и не имеет конституционно-правового значения, однако укажем, что наименование одной из республик, ранее являвшейся государством, видоизменено: от Российской Социалистической Федеративной Советской Республики к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. Специального нормативного правового акта, закрепившего эту «метаморфозу» с переименованием государства нами не обнаружено.

И в последней советской конституции имеется конституционно-правовое обоснование для именования государства. Так, в соответствии со ст. 1

Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.36, закреплено следующее положение: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». В ст. 71 этого же нормативного правового акта приведен исчерпывающий перечень союзных республик, в который включена и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСцР).

Постановлением Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» от 12 декабря 1991 г.37 Союз Советских Социалистических Республик прекратил существование. Этот нормативный правовой акт является основанием для выделения еще одного, заключительного, периода — с 12 декабря 1991 г. по нынешнее время. И здесь нами обнаружены затруднения в наименовании государства. Во-первых, еще за несколько дней до 12 декабря 1991 г. в международно-правовом акте «Соглашении о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г.38 использовались термины «Российская Федерация» и «РСФСР», которые, по нашему мнению, ошибочно отождествлялись. Термин «Российская Федерация» для наименования государства был закреплен позже, а именно 25 декабря 1991 г. в Законе РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»39. Значимость этого нормативного правового акта трудно переоценить, ибо с 1649 г. и по нынешнее время это единственный нормативный правовой акт в России, который специально предназначен для регулирования наименования государства. Но и этот Закон несовершенен. В первую очередь, речь идет об отождествлении двух терминов: «Российская Федерация» и «Россия». По нашему мнению, термин «Россия» следует исключить из п. 1 Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. Также обращаем внимание и на еще одно положение Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г.: на допустимость использования тождественных терминов «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» и «РСФСР» в течение 1992 г. «в официальном делопроизводстве (бланки, печати и штампы)».

К сожалению, положение Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. автоматически перенесено и в Конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 г. и введенную в действие с 25 декабря 1993 г.40 Так, в ст. 1 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. записано: «1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны». По нашему мнению, из ст. 1 Конституции РФ от

12 декабря 1993 г., помимо термина «Россия» в ч. 1, необходимо устранить и положение ч. 2 этой же статьи. И в последующем официальном опубликовании Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.41 законодатель оставил без изменения положение о наименовании государства.

Изложенное позволяет нам генезис конституционно-правового статуса России в части наименования государства с 1649 г. по 2010 г. (всего 361 год) представить в виде семи периодов.

1) 1649 г. — 22 октября 1721 г.: наименование государства «Государство Российское».

2) 22 октября 1721 г. — 2 марта 1917 г.: наименование государства «Российская Империя».

3) 3 марта 1917 г. — 26 октября 1917 г.: наименование государства «Российское Государство».

4) 26 октября 1917 г. — 10 июля 1918 г.: наименование государства «Российская Республика».

5) 10 июля 1918 г. — 30 декабря 1922 г.: наименование государства «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» (аббревиатура «РСцФСР»).

6) 30 декабря 1922 г. — 12 декабря 1991 г.: наименование государства «Союз Советских Социалистических Республик» (аббревиатура «СССР»).

7) 12 декабря 1991 г. — 2010 г.: наименование государства «Российская Федерация» (аббревиатура «РФ»).

Относительно наименования «Россия»: оно может рассматриваться как родовое, а поэтому относится ко всем семи периодам (с 1649 г. по 2010 г.). Это также означает недопустимость использования термина «Россия» исключительно по отношению к одному из семи периодов.

В этом же контексте мы рассматриваем как неправомерное использование сопряженных терминов («единая Россия», «другая Россия», «справедливая Россия», «современная Россия» и др.). Подобная квазитерминология препятствует решению проблемы наименования государства и является лишь подтверждением широко распространившегося в Российской Федерации негативного явления — правового нигилизма.

1 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649—1913): Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007; он же: Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008; он же: Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, Закон и право, 2009.

2 Именно этот термин мы предлагаем использовать для именования всех нормативных правовых актов, которые включены в ПСЗ РИ (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9. С. 110—112).

3 См.: ПСЗ РИ-1. Т I. № 1.

4 См.: ПСЗ РИ-1. Т I. № 9.

5 См.: ПСЗ РИ-1. Т I. № 301.

6 См.: ПСЗ РИ-1. Т IV. № 2218.

7 См.: ПСЗ РИ-1. Т IV. № 2322.

8 См.: ПСЗ РИ-1. Т V. № 2834.

9 См.: ПСЗ РИ-1. Т VI. № 3693.

10 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3840.

11 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Юридические проблемы периодизации истории Российской Империи // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 146—150.

12 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3870.

13 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VII. № 4185.

14 См.: ПСЗ РИ-1. Т. XIII. № 9693.

15 См.: СУ ВП. 1917. № 54. Отдел первый. Ст. 344.

16 См.: СУ ВП. 1917. № 54. Отдел первый. Ст. 345.

17 Двойное датирование предопределено принятием еще одного узаконения — Декрета СНК «О введении западноевропейского календаря» от 26 января 1918 г. (см.: СУ РКП. 1918. № 19. Отдел первый. Ст. 289).

18 См.: СУ ВП. 1917. № 70. Отдел первый. Ст. 400.

19 См.: СУ ВП. 1917. № 189. Отдел первый. Ст. 1117.

20 См.: СУ ВП. 1917. № 211. Отдел первый. Ст. 1363.

21 См.: Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. М.: Госполитиздат, 1957. С. 20—21.

22 «Роспуск» Учредительного собрания был регламентирован в Декрете «О роспуске Учредительного Собрания», принятом в заседании ЦИК 6 января 1918 г. // СУ РКП. 1918. № 15. Отдел первый. Ст. 216.

23 См.: Декреты Советской власти. Т I. С. 71—72.

24 См.: СУ РКП. 1918. № 15. Отдел первый. Ст. 215.

25 См.: СУ РКП. 1918. № 16. Отдел первый. Ст. 235.

26 См.: СУ РКП. 1918. № 16. Отдел первый. Ст. 236.

27 См.: СУ РКП. 1918. № 18. Отдел первый. Ст. 263.

28 См.: СУ РКП. 1918. № 51. Отдел первый. Ст. 582.

29 См. об этом, например: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. С. 7—78.

30 См.: СУ РКП. 1918. № 65. Отдел первый. Ст. 710.

31 См.: СУ РКП. 1918. № 74. Отдел первый. Ст. 804.

32 См.: СУ РКП. 1918. № 90. Отдел первый. Ст. 908.

33 См.: Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922—1936): Сборник / Под ред. И.П. Трайнина. М.: ВС РСФСР, 1940. С. 19—22.

34 См.: Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922—1936). С. 41—49.

35 См.: Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922—1936). С. 179—192.

36 См.: Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

37 См.: Ведомости СНД РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

38 См.: РГ. 1991. 10 декабря.

39 См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62.

40 См.: РГ. 1993. 25 декабря.

41 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. О проблемах совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации и о роли прокурора в этом // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 11. С. 60—63.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Монография / А.В. Быков, Т.В. Кикоть-Глуходедова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 303 с. — (Серия «Научные издания для юристов»).

Проведено комплексное исследование теоретических основ построения и функционирования различных видов моделей полицейской системы современного демократического государства, дана их административно-правовая характеристика. Показаны достоинства и недостатки каждого вида полицейской системы государства: децентрализованной (фрагментарной), интегрированной (смешанной) и централизованной. Проанализированы как правовые, так и организационные основы деятельности, а также конституционный и административно-правовой статус различных элементов полицейской системы США, Великобритании, ФРГ, Австрии и Франции.

Для практических и научных работников, преподавателей, адъюнктов, слушателей и курсантов учебных заведений МВД России и всех читателей, интересующихся данной проблематикой.

Полицейская

система

современного

демократического

государства

А.В. Быков

Т.В. Кикоть-Глуходедова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.