Научная статья на тему 'О содержании и структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (начальное образование)'

О содержании и структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (начальное образование) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БАКАЛАВР / BACHELOR / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / MOTIVATIONAL COMPONENT / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / OPERATING COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Ахмедзянова Гузель Фаяновна

В статье рассматривается профессиональная компетентность будущего бакалавра педагогического образования, призванного работать в начальной школе. Авторы отмечают, что его профессиональная компетентность должна состоять из трех компонентов: мотивационного, когнитивного и операционного. В работе раскрываются частные компетенции по каждому из представленных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Ахмедзянова Гузель Фаяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of the professional competence of future bachelors of pedagogy education (primary education)

The article examines the professional competence of prospective bachelors of pedagogical education, whose mission is to work at a primary school. The authors draw attention to the fact that the professional competence consists of three components: motivational, cognitive, and operating. The study focuses on specific competences within each of the components.

Текст научной работы на тему «О содержании и структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (начальное образование)»

Синагатуллин И.М., Ахмедзянова Г.Ф.

о содержании и структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (начальное образование)

Подготовка компетентного специалиста принадлежит к «вечным» проблемам педагогики, окончательное решение которых вряд ли возможно вследствие непрерывного развития общества, постоянной его технологизации и информатизации, смены социальных ситуаций и парадигм мышления, а также набирающей темп глобализации.

Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образовательных услуг, появляются всевозможные разновидности инновационных школ, авторских педагогических систем, во главу угла становится педагогическое проектирование и технологизация образовательных процессов, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Исследование сущности и структуры понятия «компетентность» вычленило достаточно широкий спектр его трактовок. Изучению профессиональной компетентности педагога посвящены работы многих ученых (И. Ф. Исаев, Н. в. Кузьмина, А. К. Маркова, в. А. Сластенин, А. в. Хуторской, в. д. Шадриков и др.). Очень близкой к понятию «компетентность» стоит такая категория, как «компетенция». Начальной «точкой отсчета» компетентностного подхода является понятие «образовательная компетенция», т.е. уровень развития личности будущего учителя, связанная с качественным освоением содержания образования в соответствии с нормами подготовки выпускника вуза [1,с.136]. данное понятие также применяется для обозначения «образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды» [4,с.139]. Итак, компетенция трактуется как уровень развития личности или как образовательный результат.

Компетентность часто трактуется как производное, вторичное по отношению к компетенции понятие. По мнению Г.К.Селевко, это интегральное качество лич-

ности, проявляющееся в способности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [4, с.140].

В контексте исследования профессионально-педагогической компетентности Г. А. Ларионова предлагает следующую интерпретацию: это «системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере деятельности. В более узком понимании - круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, совокупность которых отражает статус и квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные способности, обеспечивающие возможность реализации определенной деятельности» [3,с.24].

H.В. Кузьмина рассматривает профессионально-педагогическую компетентность как «свойство личности», которое включает пять элементов компетентности [4, с.90]:

I. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

5. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

Осмысление компетентности специалиста XXI века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии его интегративных и аналитических способностей. динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Сущностные признаки компетентности, проявляются в том, что она имеет деятельностный и проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее.

Таким образом, в теории педагогического образования компетентность, в самом общем приближении, рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Под компетентностью также понимается устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем: хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты.

Компетентность - категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного развития, имея ввиду уровень развития его способности выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей.

в психолого-педагогической литературе часто выделяют ключевые (базовые, универсальные) компетентности и конкретные, состоящие из знаний и умений. Первые многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они проявляются в определенных способах поведения обучаемых с учетом их познавательных способностей и психологических качеств. Подразделяют компетентности также на ключевые, базовые и специальные. Так, Г.А. Ларионова относит к ключевым компетентностям «межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в профессиональных различных сообществах. Ключевые компетентности имеют экстрафункциональный характер» [3,с.18]. Они составляют инвариантную часть профессиональной компетентности специалиста. Базовые компетентности необходимы для осуществления основных видов профессиональной деятельности специалиста, они жестко привязаны к определенной профессии или группе профессий. Они востребованы представителями сходных профессий и являются макропрофессиональными, составляя инвариантную часть базовой компетентности специалиста. Специальные компетенции помога -ют осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности. Они привязаны к определенному ее виду. Специальные компетентности составляют вариативную часть профессиональной компетентности. Разумеется, все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики. Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

в своей деятельности по подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» в Бирском филиале ФГБОУ вО «Башкирский государственный университет» мы выделяем основные компетенции,

определенные Федеральным государственным стандартом высшего образования, и частные компетенции, которые конкретно соотносятся с подготовкой специалистов, призванных работать в начальных школах.

В структурном плане профессиональная компетентность будущего учителя современной начальной школы состоит в нашем подходе из взаимосвязанных внутренними и внешними факторами и причинами мотивационного, когнитивногого и операционного компонентов [6]. В мотивационном компоненте компетенции олицетворяют ценностное отношение личности к педагогической деятельности. В когнитивном блоке компетенции тесно примыкают к знаниям, которые необходимы для успешной работы с учащимися начальных классов. Операционный блок содержит комплекс умений, необходимых современному учителю начальных классов. Все три компонента взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, формирование мотивационно-ценностного отношения невозможно только на одних эмоциях: необходим известный запас профессиональных и общеобразовательных знаний и умений. И наоборот, лишь тогда личность сможет эффективно использовать свои знания и применять известный запас умений, если у нее выработано положительное отношение к педагогической деятельности. Общие компетенции отражены в государственном стандарте. В данной статьи мы отразим частные компетенции.

Мотивационный компонент состоит из таких частных компетенций, как:

- осознание учителем начальных классов педагогической деятельности как важнейшего фактора духовного, физического и гуманитарного развития учащихся начальных классов;

- осознание того, что каждый ученик младшего школьного возраста в современном мире является уникальным продуктом влияния многих культур, поэтому педагог должен быть очень чувствительным к этнокультурным характеристикам своих учеников;

- готовность и информированность о последних достижениях в области психологии, педагогики, методики и других наук в вопросах обучения и воспитания младших школьников;

- готовность педагога к работе в начальных школах, представленными поликультурным составом обучающихся.

Когнитивный компонент включает:

- знание учителем начальных классов основ гуманитарной культуры и гуманитарно-преобразовательной деятельности в школе и за ее пределами;

- знание теоретических основ формирования у младших школьников общей культуры, основ гуманитаризации школьного образования, предполагающей насыщение контекста преподаваемых дисциплин человековедческим материалом отечественной и мировой культуры;

- способность методически грамотно и сообразно возрасту проводить отбор приемов и средств для формирования социокультурной и учебно-познавательной готовности учащихся начальной школы;

- способность методически грамотно демонстрировать межкультурные об-

разцы взаимодействия, предоставляя младшим школьникам варианты, равновоз-можные для решения ими конкретных задач (бытовых, учебно-коммуникативных и социальных).

Операционный компонент предполагает наличие таких частных компетенций, как:

- умение реализовывать задачи, формы и методы, направленные на возрождение национальных и мировых традиций, формирование правильного представления о выражении своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому и культурному прошлому своего народа и других народов, проживающих в соответствующем регионе;

- умение с правильных позиций анализировать отдельные аспекты национальной и мировой истории, вопросы краеведения и вопросы связанные с окружающим миром в целом;

- умение определять общекультурный, общеобразовательный и глобальный кругозор отдельного школьника и коллектива учащихся в целом;

- умение развивать у учащихся начальных классов межкультурную и глобальную компетентность;

- умение использовать краеведческий материал в патриотическом и интернациональном воспитании учащихся;

- умение передать детям сведения об иноязычной культуре как средстве обогащения их общекультурного кругозора. это предполагает изучение положительного опыта зарубежной культуры в целом, приобщение ребят к культурным ценностям зарубежной литературы и музыкальной классики, современной музыки, живописи и т.д.;

- умение эффективно использовать технологии обучения иностранному языку для формирования речевой компетентности младшего школьника (умения в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме);

- умение отбирать и систематизировать литературный, языковой, речевой с учетом общелингвистической и общеобразовательной готовности учащихся начальной школы.

Среди важных вопросов, которые мы ставим в ходе подготовки профессионально компетентного бакалавра, обращаем особое внимание на формирование у будущего бакалавра умений и навыков владения иностранным языком. Сегодня исторические и социокультурные обстоятельства складываются таким образом, что практически все будущие учителя отдают предпочтение изучению английского языка, который превратился в важный глобальный феномен ХХ I века [5-]. Признаки, указывающие на это, следующие: рапространенность этого языка в мире, мотивационная устремленность всевозрастающего количества людей к его изуч -ению, проникновение английского языка в активный словарь многих народов. Имеются все основания считать, что в новом тысячелетии, когда имеет место всплеск информационных технологий и во всех сферах жизнедеятельности страны происходят значительные перемены, изучение английского языка приобретает специфическое гуманитарно-психологическое значение. Для учителя начальных

классов владение английским или другим иностранным языком на соответствующем уровне откроет большие возможности для расширения обменных программ с зарубежными странами в области образования, будет способствовать расширению его профессионального и глобального кругозора. Вступив за порог школы, такой учитель сможет приобщить учащихся к необходимости более ответственного отношения к изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. №4. С.- 136-137.

2. Кузьмина Н.-В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990-176-с.

3. Ларионова Г.-А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. Челябинск, 2004-. 186с.

4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. №4. 138-144.

5. Синагатуллин И.-М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. 2013. №7. С.90-96.

6.Шайдуллина Г.Ф. Формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов // Problems and prospects of development of education in the 21-st century: achievement of personhood in professional sphere (philosophical and psycho -logy and pedagogical aspects): materials of the IV international scientififi c conference on April 10—1-1, 2014. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». P. 124-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.