Научная статья на тему 'О системе правовой подготовки студентов в экономическом вузе'

О системе правовой подготовки студентов в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС. / LEGAL PREPARATION / LEGAL EDUCATION / LEGAL TRAINING / ECONOMIC HIGH SCHOOL / LEGAL CULTURE / BOLOGNIAN PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валитов Ш. М., Туфетулов А. М.

Статья посвящена вопросам содержания системы правовой подготовки студентов в экономическом вузе. Рассматриваются формы и методы правовой подготовки, а также итоги образовательной и воспитательной деятельности в этом направлении на примере КГФЭИ за последние два года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About system of legal preparation of students in economic high school

Given article is devoted to questions of the maintenance of system of legal preparation of students in economic high school. In the article forms and methods of legal preparation, and also results of educational and educational activity in the system of legal preparation of students by sub department of law of Kazan government financial institute for the last 2 years are considered. The article suits teachers, methodologists, post-graduate students and all persons who are interested in questions of legal preparation of students.

Текст научной работы на тему «О системе правовой подготовки студентов в экономическом вузе»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

УДК 378

О системе правовой подготовки студентов в экономическом вузе

Валитов Ш.М.

Доктор экономических наук, профессор, ректор

Казанского государственного финансово-экономического института

Туфетулов А.М.

Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой права Казанского государственного финансово-экономического института

Статья посвящена вопросам содержания системы правовой подготовки студентов в экономическом вузе. Рассматриваются формы и методы правовой подготовки, а также итоги образовательной и воспитательной деятельности в этом направлении на примере КГФЭИ за последние два года.

Ключевые слова: правовая подготовка, правовое образование, правовое воспитание, экономический вуз, правовая культура, Болонский процесс.

Актуальность проблемы правового образования в неюридическом вузе не вызывает сомнения. Она обусловлена тем, что студенты являются, прежде всего, полноправными гражданами российского общества, принимающими непосредственное участие в правоотношениях, эффективность которых зависит от уровня развития правосознания и правовой культуры молодых людей. Будущие экономисты, менеджеры должны уметь использовать имеющийся арсенал правовых норм для защиты как собственных, так и профессиональных прав и интересов, а также иметь представление о юридической ответственности за противоправные действия.

Правовое образование будущих специалистов в экономическом вузе обладает относительной самостоятельностью задач, спецификой средств их достижения и организационных форм. Специфика обучения студентов-экономистов заключается в том, что эти студенты, имея экономические познания, нуждаются в более детальном освоении основ юриспруденции с финансово-правовой спецификой, в том числе с ознакомлением судебно-арбитражной практикой. Правовое образование будущих специа-

65

листов в экономическом вузе - это процесс формирования личности с широким диапазоном общих и профессионально ориентированных знаний, в том числе в области права, осознанным восприятием законов, способностью к правомерному поведению и активной гражданской позицией.

В Казанском государственном финансово-экономическом институте на кафедру права - основное учебное и научное подразделение, отвечающее за качество учебного процесса и научные исследования, ложится основная доля ответственности за правовое образование студенческой молодежи. Кафедра права КГФЭИ в новом её составе была образована в мае 2007 года. В настоящее время на кафедре работают 12 преподавателей. Формируя кафедру в ее новом облике, руководством института ставилась задача как усиления правовой подготовки выпускников вуза, так и углубления научно-исследовательской работы в институте в области права. Считаем, что эти цели в основном достигнуты.

Правовые кафедры высших учебных заведений многовариантны. Традиционно в СССР подготовка юристов осуществлялась в солидных государствен-

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

ных юридических учебных заведениях, оснащенных хорошими библиотеками, имеющих высококвалифицированные педагогические коллективы, свои традиции. В 80-е годы прошлого столетия, например, таких юридических вузов насчитывалось всего

56 [1].

Если кафедры в специализированных юридических государственных вузах предназначены для преподавания и проведения научных исследований по фундаментальным дисциплинам: «теории государства и права», «уголовному праву», «уголовному процессу», «гражданскому праву», «гражданскому процессу», «конституционному праву» и др., то современным правовым кафедрам неюридических вузов присуще сосредоточенность и интегрированность преподавательских функции по целому ряду учебных правовых дисциплин.

Мы согласны с мнением профессора М.К. Треу-шникова, что на юридических факультетах непрофильных вузов или в негосударственных учебных заведениях можно встретить самые экзотические и разнообразные сочетания преподаваемых на кафедрах учебных дисциплин [1, с. 15]. Действительно, как справедливо отмечает известный правовед, чтобы руководить такой кафедрой на высоком педагогическом и научном уровне нужно иметь большую эрудицию и начитанность в области права, однако с другой стороны, право приобретает комплексный характер, появляются новые конгломераты отраслей права. На наш взгляд, необходим комплексный подход, чтобы уйти от узкоотраслевых явлений, поскольку на стыке отраслей права всегда возникает масса проблем, вопросов, в том числе и у экономистов. Вот почему право в экономическом вузе требует комплексного подхода и комплексного изучения. Поэтому мы в рамках учебного процесса сосредоточились именно на тех дисциплинах, которые имеют особое значение для будущего экономиста, пытаемся осуществить более глубокую интеграцию правовых и экономических знаний, теории и практики.

Этому способствуют и то обстоятельство, что все преподаватели кафедры являются практикующими юристами, работающими в различных отраслях народного хозяйства, имеют опыт работы в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Привлечение к преподаванию юристов-практиков позволяет студентам лучше ощутить правовую действительность, более глубоко вникнуть в понимание юридических норм. Кроме того, четыре преподавателя кафедры имеют как юридическое, так и экономическое образование, что также положительно сказывается на качестве правовой подготовки студен-тов-экономистов. На сегодняшний день за кафедрой закреплено 20 дисциплин. Из них 3 дисциплины относятся к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, 5 - к циклу общепрофессиональных дисциплин, 11 - к циклу спе-

циальных дисциплин и дисциплин специализации, 6 дисциплин направления магистерских программ. Учебно-методические комплексы по дисциплинам соответствуют требованиям ГОС ВПО второго поколения по направлениям и специальностям института. Программы дисциплин учитывают последние изменения в законодательстве РФ.

Преподнесение учебного материала студентам обеспечивается кафедрой на основе принципа системности знаний. Только системный подход к методике преподавания этой учебной дисциплины позволит обеспечить хорошее усвоение содержания права всеми выпускниками независимо от специализации. Системность знаний обеспечивается по нескольким направлениям.

Во-первых, при изложении правового материала учитываются категории, которые преподавались или будут преподаваться студентам на всем протяжении получения ими экономического образования. Например, при изложении вопросов предмета и метода отрасли права, понятийного аппарата необходимо обращение к институтам, изучаемым в рамках экономических дисциплин.

Во-вторых, одной из основных задач преподавания права является привитие студентам навыков самостоятельности в освоении новелл законодательства. Для того, чтобы поддерживать свою квалификацию, выпускнику необходимо постоянно следить за обновлением правового массива.

В институте студентам предоставляется возможность на семинарских и индивидуальных занятиях решать поставленные задачи с помощью информационных справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс». 285 студентов прошли обучение по работе с информационными справочно-правовыми системами, организованное сотрудниками кафедры и специалистами компаний «Гарант» и «КонсультантПлюс». 246 студентам выданы соответствующие сертификаты. Полученные знания способствуют изучению не только правовых, но и экономических дисциплин. Руководством института много делается в этом направлении. Решение этой задачи требует увеличения расходов на приобретение учебной и научной литературы, в том числе представленной в электронной форме, а также расширения возможности доступа студентов и слушателей к таким электронным правовым системам как «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п. Имеется возможность (и она в полной мере реализуется) использования технических средств обучения. Лекции по курсу «Правоведение» проводятся с использованием электронных презентаций. Это облегчает задачу обучения для студентов и преподавания для специалистов. Правовые источники в большинстве своем стали общедоступными, нет нужды специального воспроизведения их содержания на лекциях и семинарах.

66

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

В-третьих, повышение качества правового образования в современных условиях считается возможным только на основе активизации процессов обучения с целью трансформации правосознания путем использования инновационных подходов в учебной деятельности. Научить студента анализировать и толковать законы можно путем различных традиционных методологических приемов, широко используемых преподавателями нашей кафедры: написание правовых заключений; подготовка проектов обращений в соответствующие органы, а также решений последних; поиск ответов на задачи со ссылками на конкретные статьи. Все эти приемы позволят будущим экономистам и менеджерам научиться самостоятельно осваивать новеллы законодательства. Студента нужно научить ориентироваться в подходах к теоретическим конструкциям права, правильно делать акценты, избирательно подходить к приобретению литературы и ознакомлению с ней.

Повышается ответственность и роль преподавателя. Преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. Видный российский юрист К.П. Победоносцев (1827-1907 гг.) предлагал реальный способ повышения знаний, умений и навыков студентов: «То напряжение ума, которое мы принуждены делать для того, чтобы передать с точностью и ясностью, что прочитано или слышано, служит лучшим упражнением, приучающим ясно распознавать мысль и ясно выражать ее. Мало-помалу студент или слушатель приучается выражать ее своим слогом, придавая ей освещение своим соображением. Эта самодеятельность придает работе интерес оживляющий и возбуждающий» [2] .

Преподаватели кафедры широко используют активные методы обучения студентов, такие как деловые игры, ролевые игры, «круглый стол», инсценировка судебного процесса, защита рефератов в виде презентаций, решение кейсов, написание эссе, проведение тренингов, «мозговой штурм». Кафедра практикует проведение игр «Брейн-ринг» в рамках семинарских занятий по дисциплине «Правоведение». Важно поддерживать активность студентов на семинарских занятиях и рекомендовать им выступать публично на различных форумах, не бояться высказывать свою точку зрения. Поэтому проводимые преподавателями кафедры тренинги по ораторскому искусству также являются неотъемлемым элементом правой подготовки к практической работе. Экономист, изучающий право, должен хорошо представлять себе практику реализации норм, выявлять недостатки правоприменения, видеть теневые зоны, недоступные правовому регулированию.

Немаловажной является демонстрация отклонений правовой практики от нормативной модели.

Таким образом, студенты могут увидеть живое развитие права. Важно овладеть знаниями результатов и процедур судопроизводства, деятельности различных органов публичной власти. Вот почему на первый план правового обучения выходят практические занятия (семинары, решения казусов, дискуссии, деловые игры и т.д.). Особенно важно при подготовке учебных и методических материалов учитывать необходимость развития профессиональных навыков и умений. При этом надо стремиться формировать у студентов проблемно-ориентированное правовое мышление, т.е. учить решению задач на основе последовательного логического анализа конкретной ситуации с применением соответствующих правовых норм.

Как справедливо отмечает профессор Р.Н. Са-лиева, основными эффективными направлениями совершенствования процесса преподавания, в частности, гражданского и предпринимательского права являются:

- нацеленность на практику и применение методов, направленных на формирование профессиональных навыков и умений;

- максимальное внедрение тренинговых методик;

- интенсификация обучения;

- разработка и внедрение новых спецкурсов, отвечающих потребностям практики;

- повышение качества учебных, учебно-методических пособий;

- использование современных информационных технологий [3];

Все эти направления активно развиваются преподавателями кафедры.

Другим важным элементов системы правовой подготовки является правовое воспитание, которое осуществляется в форме участия студентов в управлении жизнедеятельностью вуза, работы в органах студенческого самоуправления, работы в общественных организациях, встреч студентов с юристами, представителями законодательной и исполнительной властей. Основная цель правового воспитания - обеспечить ориентацию сознания студентов на адекватную оценку происходящих в обществе процессов, научить правильно понимать законы, воспринимать их как защиту своих интересов и умело ориентироваться в острых (проблемных, конфликтных) жизненных ситуациях, вовремя чувствовать опасность преступить грань закона.

Особый интерес вызывают встречи с практическими работниками судов, МВД РТ, Прокуратуры РТ, следователями, адвокатами, сотрудниками государственных федеральных служб в рамках мероприятий, таких как «День правовых знаний», разъяснение студентам основных положений уголовного законодательства и имеющем целевую направленность на формирование у них убежденности в не-

67

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

обходимости правомерного поведения. В частности, в 2009 году прошли встречи студентов факультета менеджмента с представителями МВД РТ, СКП РФ при Прокуратуре РФ и УФНС РФ по РТ. В рамках дисциплины «Бюджетное право» было организовано посещение студентами 5 курса (специализация «Государственные и муниципальные финансы») заседаний, посвященных обсуждению и принятию бюджета РТ, бюджета Казани, Комиссии по бюджету. В 2009 году было подготовлено 2 запроса в адрес депутатов Казанской городской Думы по теме правовых основ бюджетного процесса.

Дважды в месяц преподавателями кафедры организуются заседания студенческого научного кружка «Право и экономика». Цель деятельности кружка заключается в обеспечении координации научноисследовательской работы студентов. Необходимо отметить, что студенты принимают активное участие в заседаниях кружка: готовят доклады на актуальные темы, интересные презентации, примеряют на себя роль заявителя, истца, ответчика. За время работы кафедры было организовано 2 заседания секции в рамках «Недели студенческой науки», студентами подготовлено 12 докладов на актуальные правовые темы. Необходимо отметить, что тематика «Экономика права» имеет не только теоретический, но и прикладной аспекты, а именно - это совершенствование анализа нормативных актов и методик, проверки нормативных актов и проектов на коррупциогенность. В этой работе активно участвуют и магистранты, которым читается одноименный предмет.

Правовое образование и воспитание студентов КГФЭИ осуществляется и в рамках международного сотрудничества института. Так, в сентябре 2008 года на базе института прошла конференция, призванная дать молодым россиянам возможность углубить свои знания российского законодательства и законотворческих процессов в России и США. Организатором этой конференции явились представительство некоммерческой корпорации «Прожект Хармони, Инк» (США) в Российской Федерации. Молодежная законодательная конференция была посвящена темам: «Существующая практика разработки и принятия законопроектов в субъектах Российской Федерации и сравнительный опыт законотворческих процессов в России и США», «Информационное обеспечение прозрачности законотворческого процесса в России и США». 40 студентов старших курсов российских ВУЗов Барнаула, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга приняли участие в работе конференции, выступая в роли региональных законодателей в рамках модели законотворческого процесса.

Эксперты из России и США, представители исполнительной и законодательной власти Республики Татарстан и г. Казани, специалисты Посольства США в г. Москве и выпускники программы «Зако-

нодательные процессы: теория и практика» были приглашены к участию в работе конференции в качестве наблюдателей. В ее рамках состоялась открытая лекция сенатора штата Массачусетс Стэнли Розенберга на тему «Законодательные системы штатов США: основные особенности (на примере законодательной ветви власти в штате Массачусетс)». В адрес руководства института и кафедры права поступило благодарственное письмо из Отдела печати и культуры посольства США.

С целью дальнейшего совершенствования системы правовой подготовки студентов КГФЭИ нами было проведено анкетирование студентов 4 курса всех факультетов с целью выявления интереса студентов к правовым аспектам профессиональной деятельности. Полученные результаты выглядят следующим образом (см. табл. 1).

Анализ данных таблицы позволяет нам сделать следующие выводы:

- во-первых, достаточно высокий процент студентов, желающих продолжить свое обучение, говорит о том, что у них уже есть понимание того, что переход на двухуровневую систему обучения дает возможность студентам в рамках магистратуры более глубоко изучать, в том числе правовые дисциплины, вести научные исследования. Это означает, что система правовой подготовки также имеет двухуровневую структуру;

- во-вторых, у студентов-экономистов нет сомнений в том, что обладание знаниями в области права является жизненно необходимым как в быту, так и в профессиональной деятельности, и грамотно выстроенная система подготовки должна способствовать получению этих знаний в полном объеме;

- в-третьих, результаты опроса (высокий процент положительных ответов на последний вопрос анкеты) свидетельствуют о том, что система правой подготовки нуждается в постоянном развитии и совершенствовании в направлении дальнейшей интеграции с экономическими науками и дисциплинами. Кроме того, это подтверждает и анализ результатов опроса в разрезе сравнения итогов по факультетам вуза, который четко показывает, что наиболее востребованными правовые знания и опыт оказались на финансово-кредитном факультете, где кафедра права имеет наибольшую учебную нагрузку как по объему учебных часов, так и по количеству читаемых дисциплин (12 из 20). Это не случайно, так как соблюдение норм действующего российского законодательства будущими работниками налоговых служб и финансовых органов является очевидным, и пробелы в знаниях выпускников могут привести к негативным социально-экономическим последствиям как для общества, так и для граждан, организаций.

Однако надо подумать о восполнения дефицита правовых знаний у студентов других факультетов,

68

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов 4 курса по факультетам института

Содержание вопроса Процент положительно ответивших на вопросы анкеты студентов на финансово-кредитном факультете Процент положительно ответивших студентов на факультете экономики предприятий Процент положительно ответивших студентов на факультете менеджмента

Имеете ли Вы намерение продолжить обучение и получить степень магистра? 51 % 42,3 % 59 %

Считаете ли Вы необходимым обладание знаниями в области права в вашей обычной жизни? 98 % 91,6 % 96,2 %

Считаете ли Вы необходимым обладание знаниями в области права для выпускника конкурентоспособного уровня? 95 % 91,7 % 92,5 %

Возникают ли у Вас вопросы правового характера при изучении дисциплин по вашей специальности? 90 % 85,1 % 88 %

в рамках совершенствования системы правовой подготовки, о возможном пути более активной реализации положений Болонского процесса. В частности, основные положения Болонской декларации гарантируют право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни» [4]. В институте делается немало в этом направлении, в частности, на общеэкономическом факультете и факультете менеджмента студенты первого курса выбирают те дисциплины, которые они хотели бы изучать на следующий год. В этой связи преподавателями кафедры ежегодно разрабатываются новые курсы, которые студенты могут изучать в рамках «дисциплин по выбору». За время работы кафедры преподавателями были подготовлены, а студентами выбраны для изучения следующие дисциплины: Международное гуманитарное право, Международное частное право, Право интеллектуальной собственности, Преступления в сфере экономической деятельности, Экономический анализ права.

Нам представляется, что необходимо постепенно распространить эту практику и на все факультеты вуза. Реализация этих и других мер по дальнейшему совершенствованию российской системы высшего образования и правовой подготовки в вузе, в том числе сопряжены с комплексом вопросов, на которые Министерство образования и науки РФ пока не дало в полной мере ответов, и, прежде всего, это касается новых федеральных государственных образовательных стандартов. Хочется надеяться, что некоторые проблемы, затронутые в статье, найдут свое решение в самом ближайшем будущем.

Литература:

1. Треушников М.К. Кафедры в решении задач юридического образования // Юридическое образование и наука. - 2007. - № 3. - С. 15-16.

2. Победоносцев К.П. Сочинения. - М.: Изд-во Наука, 1996. - 510 с.

3. Салиева Р.Н.Актуальные проблемы преподавания гражданского и предпринимательского права // Предпринимательское право. - 2008. - № 1. - С. 42-47.

4. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / Трайнев В.А. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 392 с.

69

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1

Право

About system of legal preparation of students in economic high school

S. Valitov, A. Tufetulov

The Kazan State Finance and Economics Institute

Given article is devoted to questions of the maintenance of system of legal preparation of students in economic high school. In the article forms and methods of legal preparation, and also results of educational and educational activity in the system of legal preparation of students by sub department of law of Kazan government financial institute for the last 2 years are considered. The article suits teachers, methodologists, post-graduate students and all persons who are interested in questions of legal preparation of students.

Key words: legal preparation, legal education, legal training, economic high school, legal culture, Bolognian process.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.