Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета'

Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEGAL LITERACY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, обоснована актуальность проблемы подготовки будущих учителей права к профессиональной деятельности. В ней рассмотрены специфические особенности развития правовой компетентности студентов в условиях неюридического вуза. Автор делает вывод о том, что правовая компетентность будущих педагогов одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. От её правильной организации зависит качества преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе, правовое воспитание учащихся, правовое просвещение их родителей и правовое самообразование учителя. Не смотря на качественное обновление содержания образования и воспитания, в том числе и правового, вопрос, связанный с правовой подготовкой будущих педагогов, по-прежнему является одним из наиболее острых и насущных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES IN TEACHING FUTURE TEACHERS OF LAW IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is based on an analysis of psycho-pedagogical literature and available experience, and states the relevance of a problem of training future teachers to the profession of law. The research examines specific features of the legal competence of students in a non-legal institution. One of the tasks of the legal education of a future teacher determine the amount of legal information and selection criteria. The author concludes that the legal competence of the future teachers is one of the most important parts of training teachers. The quality of teaching of legal disciplines in secondary school, students' legal education, law education and legal self-study courses for teachers depends on their proper organization. Despite the qualitative update of the contents of education and upbringing, the question of legal training for future teachers is still one of the most relevant and urgent.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета»

12. Van Der Wende, M. Trends towards Global Excellence in Undergraduate Education: Taking the Liberal Arts Experience into the 21st Century. International Journal of Chinese Education. 2013; V. 2; № 2: 289 - 307.

13. Mainzer K. Interdisciplinarity and innovation dynamics. On convergence of research, technology, economy, and society. Poiesis und Praxis. 2011; V. 7; № 4: 275 - 289.

14. Ejdys, J. Ustinovicius, L.Stankeviciené, J. Innovative application of contemporary management methods in a knowledge-based economy -interdisciplinarity in science. Journal of Business Economics and Management. 2015; V. 16; № 1: 261 - 274.

15. Rozo A.B. Horizontal interdisciplinarity. The economic, social, political and legal ways of constructing realities | [La interdisciplinariedad horizontal Las formas económica, social, política y jurídica de construir realidades]. Co-herencia. 2016; V. 13; № 24: 43 - 58.

Статья поступила в редакцию 22.02.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: krik020304@mail.ru

TOPICAL ISSUES IN TEACHING FUTURE TEACHERS OF LAW IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is based on an analysis of psycho-pedagogical literature and available experience, and states the relevance of a problem of training future teachers to the profession of law. The research examines specific features of the legal competence of students in a non-legal institution. One of the tasks of the legal education of a future teacher determine the amount of legal information and selection criteria. The author concludes that the legal competence of the future teachers is one of the most important parts of training teachers. The quality of teaching of legal disciplines in secondary school, students' legal education, law education and legal self-study courses for teachers depends on their proper organization. Despite the qualitative update of the contents of education and upbringing, the question of legal training for future teachers is still one of the most relevant and urgent.

Key words: legal literacy, professional activities, legal competence.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, Е-mail: krik020304@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, обоснована актуальность проблемы подготовки будущих учителей права к профессиональной деятельности. В ней рассмотрены специфические особенности развития правовой компетентности студентов в условиях неюридического вуза. Автор делает вывод о том, что правовая компетентность будущих педагогов - одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. От её правильной организации зависит качества преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе, правовое воспитание учащихся, правовое просвещение их родителей и правовое самообразование учителя. Не смотря на качественное обновление содержания образования и воспитания, в том числе и правового, вопрос, связанный с правовой подготовкой будущих педагогов, по-прежнему является одним из наиболее острых и насущных.

Ключевые слова: правовая грамотность, профессиональная деятельность, правовая компетентность.

Формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности. Юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства. В связи с этим перед вузами в качестве одной из приоритетных стоит задача подготовки специалистов, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять правовое образование молодежи. Необходимость повышения уровня профессионализма педагога является важнейшей задачей нашего времени. Социально -экономическое развитие современного общества, реформирование системы общего и профессионального образования требует серьезных изменений в подготовке педагогических кадров. Правовая подготовка в педвузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя любой специальности, так как обусловлена спецификой его будущей педагогической деятельности. Реалии сегодняшнего времени предъявляют свои требования к качествам педагога - профессионала, среди которых - осознание прав и свобод человека как главных ценностей, знание правовых норм и принципов, убежденность в социальной полезности правовых предписаний, стремление к творчеству и профессиональному росту, готовность к профессионально-педагогической деятельности, правовая, информационная культура и т.д. [1, с. 12].

Перед современным обществом остро стоит проблема повышения правового, нравственного уровня подрастающего поколения, страдающего правовой безграмотностью и правовым нигилизмом. Значительную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги. Одной из основных проблем, связанных с преподаванием правоведения в учебных заведений разного типа, является недостаточная обеспеченность высококвалифицированным преподавательским составом. Исследование российского фонда правовых реформ показывает, что доля учителей - историков, имеющих опыт преподавания права, составляет около 30% от числа всех учителей этой специальности. Вместе с

тем идет постоянное увеличение количества педагогов, готовых при благоприятных условиях преподавать новые предметы, затрагивающие правовые вопросы. Для решения задач правового воспитания и правового обучения в общеобразовательной школе необходимо наличие подготовленных учителей - специалистов. Задача по их подготовке возлагается на педагогические вузы страны.

Быстрое обновление правовой базы страны повлекло за собой большие изменения в типовых программах курса «Правоведение». Содержательная часть многих из них устарела и не соответствует ни личным, ни профессиональным потребностям будущих педагогов. Нам представляется, что личные и профессиональные потребности учителя в правовом образовании заключаются в следующем:

- правовая подготовка позволит учителю эффективно осуществлять защиту своих личных прав и свобод, а также, независимо от его квалификации, знание основ российского законодательства позволит ему юридически верно осуществлять свою профессиональную деятельность;

- если это будущий учитель истории и права, то он должен владеть методикой преподавания школьных дисциплин, изучающих правовые вопросы;

правовая подготовка педагога необходима для защиты личности и прав учащихся, что в настоящее время очень актуально: психологи отмечают у детей и подростков тенденцию «собственных проблем». Именно такую тенденцию иллюстрируют цифры, приведённые в печати: ежегодно около 50 тысяч детей уходят от родителей, спасаясь от жесткого обращения, 20 тысяч - из детских домов и интернатов, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством [2, с. 34].

- правовые знания необходимы ребёнку в конфликтной ситуации, чтобы он мог себя защитить сам от неправомерных действий со стороны взрослых, родителей и школы. Поэтому педагогу необходимо разъяснять детям их права;

- большинство выпускников педвуза будут не только преподавателями - предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, поэтому должны будут вести внеклассную работу, одним из направлений которой является правовое воспитание учащихся, проводить профилактическую правовую деятельность, охватывающую группы учащихся, отдельных школьников и их родителей. Выпускникам педвуза придется сотрудничать с разным возрастным контингентом, выполнять функции воспитателя, целенаправленно воздействовать на коллектив и на каждого учащегося;

- выпускники педвуза в будущем могут стать директорами школ, завучами, поэтому им необходимо знать юридические документы, составляющие правовую основу труда руководителя и педагогического коллектива, нормативные акты, регулирующие трудовые споры и позволяющие оказывать дополнительные образовательные услуги.

Включение в учебные планы педвузов правовых дисциплин должно быть ориентировано на следующие задачи: формирование полноценной системы правовых знаний, учёт особенностей правовых знаний в педагогическом процессе, интеграция правовых знаний в другие предметные области знаний, личностное восприятие правовых законов и норм права, их соответствие требованиям высшей школы [3; 4].

Наиболее полно перечень изучаемых правовых дисциплин представлен в нашем вузе на правовом факультете, и это правомерно, потому что будущий учитель истории получает вторую специализацию - учитель права. Выпускники факультета права будут проводить уроки по граждановедению, обществознанию, где имеются модули по праву. То есть на будущих учителей права возлагается правовое обучение учащихся, и в этом случае правовая теория становится частью профессионализма. На всех факультетах дисциплина «Правоведение», преподается на старших курсах в течении одного учебного года (максимально) и одного семестра (минимально). Одной из задач правовой подготовки будущего учителя является определение объема правовой информации и выделение е критериев.

Таким образом, с одной стороны, общеобразовательной школе необходим педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную значимость права, понимающий

Библиографический список

важность соблюдения правопорядка в государстве, умеющий организовывать правовое воспитание и обучение; с другой - в научных исследованиях проблема правовой подготовки будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза практически не отражена. Практика подготовка будущих учителей показывает, что выпускники педвузов имеют пробелы в знаниях по теории права, правовому воспитанию учащихся, не обладают навыками практического применения правовых знаний и профессионально - правовых умений, не имеют достаточного уровня правовой грамотности.

Эти проблемы во многом обусловлены тем, что в процессе профессиональной подготовки недостаточно учитывается объем правовых знаний, профессионально - правовых умений, не разработаны требования к оптимальному отбору содержания правовых дисциплин для студентов педвуза, не учитываются особенности правовой подготовки в целом. Следует отметить, что отсутствие специальных программ по отраслям права РФ, утвержденных для студентов педагогических вузов Министерством образования, обуславливает факт возможного использования программ и учебных пособий, составленных для студентов юридических вузов. Однако правовая информация и её объём для будущих учителей права должны отражать специфику и особенности именно педагогического вуза.

Актуальность правовой подготовки студентов педвуза во многом обусловлена тем фактом, что до сих пор отсутствует система такой подготовки, не раскрыт ее содержательный объект, не определена технология реализации, отсутствует методическое обеспечение преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе. Правовая компетентность будущих педагогов - одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. От её правильной организации зависит качества преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе, правовое воспитание учащихся, правовое просвещение их родителей и правовое самообразование учителя. Сегодня, несмотря на качественное обновление содержания образования и воспитания, в том числе и правового, вопрос, связанный с правовой подготовкой будущих педагогов, по - прежнему является одним из наиболее острых и насущных.

1. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся. Инновации в образовании. 2012; 10: 5 - 13.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов Москва, 2013.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2011.

4. Горохова РИ. Проблемы формирование ИКТкомпетентности будущего учителя. Москва, 2010.

References

1. Gadzhieva P.D. Interaktivnoe obuchenie kak sovremennoe napravlenie aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Innovacii v obrazovanii. 2012; 10: 5 - 13.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov Moskva, 2013.

3. Polat E.S., Buharkina M.Yu. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2011.

4. Gorohova R.I. Problemy formirovanie IKTkompetentnostibuduschego uchitelya. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378 : 316.477

Gorokhova G.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Educational Management, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko

State Pedagogical University; practical psychologist, Kropyvnytskyi Engineering College of Central Ukranian National Technical

University (Kropyvnytskyi, Ukraine), E-mail: ggorohova@kspu.kr.ua

THE SPECIFICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CAREER OF A PERSON UNDER MODERN CONDITIONS. The article analyzes a wide range of interdependent issues and actions, interrelated processes, which study the core of the "career" notion. The paper illustrates the objective criteria of career growth and premises of the development of successful career of a modern individual. The theoretical analysis demonstrates that the professional self-actualization has to develop on the basis of the professional "I-image". A future engineer has to possess such qualities as activity, exactingness, mobility, need for self-education, ultimate self-assertion in any kind of business, desire to realize oneself in all respects, to develop one's own creativity. These are the main factors of the development of the career. One of the requirements for the professional self-actualization formation was defined to be the future engineers' realization of a psychological sense for their own professional significant qualities and characteristics. The latter includes mental, psychophysical and social psychological features of an individual. The formation of precise ideas about psychological factors of an engineer's personality as well as his/her professional activity put forward the active professional development of future engineers. In competitive conditions the professional self-actualization becomes an essential part of an individual's professional education. The research helps to show that one of the leading factors should be development of the professional psychological ability to master professional experience successfully as a main premise of the future engineers' professional career.

Key words: self-realization, social professional development, professional career, self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.