Научная статья на тему 'Экономическое образование и естественнонаучная культура'

Экономическое образование и естественнонаучная культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC EDUCATION / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / NATURAL SCIENCES / SYSTEMIC ORGANIZATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / FUNDAMENTALIZATION / СИСТЕМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Б.И., Кожин А.В., Стожко Н.Ю.

В работе рассмотрены проблемы организации учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в экономическом вузе в условиях радикальных перемен, связанных с образовательной реформой в высшей школе и реализацией новых образовательных стандартов. Обобщён опыт преподавания на магистерской ступени в Уральском государственном экономическом университете авторского междисциплинарного курса «Методы системного исследования экономических процессов», описано содержание и методологические особенности курса, обсуждаются проблемные аспекты, влияющие на эффективность реализации естественнонаучной подготовки в рамках непрофильных направлений обучения, рассмотрена роль курса в формировании естественнонаучной культуры и профессиональной компетентности экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортник Б.И., Кожин А.В., Стожко Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION AND CULTURE OF NATURAL SCIENCE

ECONOMIC EDUCATION AND CULTURE OF NATURAL SCIENCE. The paper discusses problems of organization of the educational process on the natural science in the economic high school in conditions of radical changes related to educational reform in higher education and the implementation of new educational standards. The paper generalizes the experience of teaching an interdisciplanary course for master students “Methods of systematic study of economic processes” in the Ural State University of Economics. The authors explain the contents and methodological features of the course, discuss problematic aspects that affect the effectiveness of the implementation of natural science training in the framework of non-core areas of education. The work also considers policy role in shaping culture of natural science and professional competence of economists.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование и естественнонаучная культура»

4. Багдуева К.Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения. ИзвестияДГПУ. 2008; 10 - 16.

5. Багдуева К.Г. Нравственно-психологическая готовность к семейной жизни учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII-го вида. Известия ДГПУ. 2007; 1: 45 - 48.

6. Гребённикова В.М. Развитие инклюзивного образования в российской Федерации: проблемы и перспективы. Фундаментальные исследования. 2015; 2-19: 4292 - 4297.

7. Матасов Ю.Т., Богданова A.A. Тьюторское сопровождение в структуре инклюзивного образования. Специальное образование. 2012; 3: 64 - 72.

8. Малофеев Н.Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? Специальное образование. 2015; 11: 9 - 15.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406. Доступ из СПС «Гарант».

10. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Доступ из СПС «Гарант».

11. Абрамова И.В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования. Специальное образование. 2014; 4: 81 - 87.

References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273. SZ RF ot 31.12.2012, N 53, Ch. 1, st. 7598 (red. ot 03.07.2016, s izm. ot 19.12.2016).

2. Bagdueva K.G., Amirova S.K., Gasanova S.S. Specifika professional'noj deyatel'nosti uchitelya-defektologa v inklyuzivnom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1: 109 - 111.

3. Bagdueva K.G., Gadzhiev I.A., Gadzhieva F.G. Inklyuzivnaya kul'tura obrazovatel'noj organizacii: teoretiko-metodologicheskie aspekty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1: 111 - 113.

4. Bagdueva K.G. Nekotorye aspekty podgotovki k shkole detej s narusheniyami zreniya. Izvestiya DGPU. 2008; 10 - 16.

5. Bagdueva K.G. Nravstvenno-psihologicheskaya gotovnost' k semejnoj zhizni uchaschihsya korrekcionno-obrazovatel'nyh uchrezhdenij VIII-go vida. Izvestiya DGPU. 2007; 1: 45 - 48.

6. Grebennikova V.M. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-19: 4292 - 4297.

7. Matasov Yu.T., Bogdanova A.A. T'yutorskoe soprovozhdenie v strukture inklyuzivnogo obrazovaniya. Special'noe obrazovanie. 2012; 3: 64 - 72.

8. Malofeev N.N. Korrekciya, integraciya, inklyuziya, chto dal'she? Special'noe obrazovanie. 2015; 11: 9 - 15.

9. Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta «Specialist voblasti vospitaniya». Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n. Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.01.2017 N 45406. Dostup iz SPS «Garant».

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.06.2016 N 584. Ob osobennostyah primeneniya professional'nyh standartov v chasti trebovanij, obyazatel'nyh dlya primeneniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami Rossijskoj Federacii, gosudarstvennymi ili municipal'nymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili municipal'nymi unitarnymi predpriyatiyami, a takzhe gosudarstvennymi korporaciyami, gosudarstvennymi kompaniyami i hozyajstvennymi obschestvami, bolee pyatidesyati procentov akcij (dolej) v ustavnom kapitale kotoryh nahoditsya v gosudarstvennoj sobstvennosti ili municipal'noj sobstvennosti. Dostup iz SPS «Garant».

11. Abramova I.V. Nauchno-teoreticheskie osnovy podgotovki t'yutora inklyuzivnogo obrazovaniya. Special'noe obrazovanie. 2014; 4: 81 - 87.

Статья поступила в редакцию 05.03.17

УДК 378

Bortnik B.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Ural State University of Economics (Ekaterinburg,

Russia), E-mail: bortbor@mail.ru

Kozhin A.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: brag@mail.ru

Stozhko N.Yu., Doctor of Sciences (Chemistry), Professor, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: sny@usue.ru

ECONOMIC EDUCATION AND CULTURE OF NATURAL SCIENCE. The paper discusses problems of organization of the educational process on the natural science in the economic high school in conditions of radical changes related to educational reform in higher education and the implementation of new educational standards. The paper generalizes the experience of teaching an interdisciplanary course for master students "Methods of systematic study of economic processes" in the Ural State University of Economics. The authors explain the contents and methodological features of the course, discuss problematic aspects that affect the effectiveness of the implementation of natural science training in the framework of non-core areas of education. The work also considers policy role in shaping culture of natural science and professional competence of economists.

Key words: economic education, natural sciences, systemic organization, interdisciplinary, competence approach, fun-damentalization.

Б.И. Бортник, канд. физ.-мат. наук, доц., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,

Е-mail: bortbor@mail.ru

А.В. Кожин, канд. физ.-мат. наук, проф., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,

Е-mail: brag@mail.ru

Н.Ю. Стожко, д-р. хим. наук, проф., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,

Е-mail: sny@usue.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА

В работе рассмотрены проблемы организации учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в экономическом вузе в условиях радикальных перемен, связанных с образовательной реформой в высшей школе и реализацией новых образовательных стандартов. Обобщён опыт преподавания на магистерской ступени в Уральском государственном экономическом университете авторского междисциплинарного курса «Методы системного исследования экономических процессов», описано содержание и методологические особенности курса, обсуждаются проблемные аспекты, влияющие на эффектив-

ность реализации естественнонаучной подготовки в рамках непрофильных направлений обучения, рассмотрена роль курса в формировании естественнонаучной культуры и профессиональной компетентности экономистов.

Ключевые слова: экономическое образование, естественнонаучные дисциплины, системность, междисциплинар-ность, компетентностный подход, фундаментализация.

В ряду многочисленных проблем, связанных с образовательной реформой в высшей школе, существенной, хотя и нечасто обсуждаемой, является проблема соответствия общепринятого компетентностного подхода идеям фундаментализации образования. Эти идеи предусматривают формирование у современных специалистов системы фундаментальных знаний и на их основе - научного мировоззрения и креативного мышления, интегрирующего содержание и методологию фундаментальных наук, прежде всего, естественных. Акцент на фундаментальный аспект был всегда присущ отечественной образовательной системе, во всяком случае, на протяжении не менее чем двух предшествующих веков. Он обеспечивал развитие различных отраслей экономики в советский период, благодаря ему наши специалисты успешно адаптировались к зарубежным рынкам труда в перестроечные годы. Именно в эти годы в образовательные программы всех специальностей экономического профиля был включен фундаментальный междисциплинарный курс «Концепции современного естествознания», игравший существенную роль в формировании естественнонаучной и, в целом, профессиональной культуры [1]. Целесообразность изучения этого курса обусловлена многими глобальными по своим масштабам вызовами современности. К сожалению, с переходом к двухуровневой модели образования и с введением соответствующих, постоянно меняющихся образовательных стандартов, реализующих компетентностный подход (во многих случаях трактуемый слишком узко), эта фундаментальная дисциплина, буквально не соответствовавшая формулировкам компетенций, была исключена из учебных программ экономического направления бакалавриата. Вызывает, по меньшей мере, недоумение тот факт, что в ряду общекультурных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом данного направления, имеют место чёткие указания на необходимость знаний во всех сферах (философской, исторической, экономической, правовой), кроме естественнонаучной. Тем более нет упоминания об этих знаниях в наборе профессиональных компетенций. В ряде программ эту и другие естественнонаучные дисциплины связывают с распространенной формулировкой общекультурной компетенции, включающей «способность к самоорганизации и самообразованию» (развитию которой, несомненно, способствуют фундаментальные естественнонаучные дисциплины), а также с формулировками компетенций, касающихся научно-исследовательской деятельности, хотя слово «естественнонаучный» по непонятным причинам не употребляется. Не углубляясь в лингвистический аспект этой проблемы, следует подчеркнуть, что необходимость изучения экономистами междисциплинарных фундаментальных естественнонаучных и математических курсов в современных условиях не только не ослабевает, но и усиливается [2; 3]. И это должно находить отражение в компетентностном подходе, ориентированном не столько на получение непосредственного эффекта от вложения в образование, сколько (в большей мере) на достижение позитивного кумулятивного эффекта. Именно этому способствует фундаментализация образования, как наиболее эффективная и прагматичная стратегия, развивающая методологию инновационной профессиональной деятельности.

В качестве одного из вариантов реализации данной стратегии в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) в течение ряда лет на уровне магистратуры по направлению «Экономика» преподается авторский междисциплинарный курс «Методы системного исследования экономических процессов» («МСИЭП»). Системность - основополагающее свойство Вселенной, самоорганизующее начало на всех уровнях организации эволюционирующей материи (роль которого все значимее с повышением этого уровня и с достижением социально-экономической организации), важнейшая характеристика современного знания в любой сфере и определяющий методологический принцип современной науки. Сложнейшие проблемы современности (в т.ч. проблемы экономики) требуют владения этим принципом для их решения. На изучение системности направлен ряд наук, в котором наиболее универсальными и всеобъемлющими представляются общая теория систем, системный анализ [4], синергетика [5], причем в последние годы наблюдается все усиливающееся сближение этих наук. С заметным эффектом развивается

эконофизика[6; 7], использующая концептуальные подходы классической и современной физики для решения сложных задач в сфере экономики, в частности, в изучении финансовых рынков. На стыке физики, биологии (генетики) и экономической теории возникла эволюционная экономика, трактующая экономические процессы с учетом их спонтанности и необратимости, обусловленных воздействием внутренних и внешних факторов на поведение различных экономических агентов, интерпретирующая развитие экономики с позиций универсального эволюционизма, и, тем самым, преодолевающая устоявшиеся в экономической науке подходы, обеспечившие ее статичный и ортодоксальный (в заметной мере) характер [8; 9]. Целесообразными в науке информационного общества и плодотворными для развития экономики являются подходы, базирующиеся на информационной теории стоимости [10], раскрывающие эту категорию как информационную меру ценности благ. Идеи методы этих фундаментальный направлений современной науки, основы их математического аппарата, а также обзор других концепций, исследующих различные аспекты системности в экономике, являются содержанием курса «МСИЭП». Основные задачи курса - сформировать у обучающихся системное мировидение, понимание закономерностей развития систем, умение выбирать методы, разрабатывать методики и пользоваться инструментарием наук о системах при исследовании экономических процессов, развитие системного нелинейного стиля мышления. Эти задачи непосредственно связаны с формированием естественнонаучной культуры современных специалистов в сфере экономики. Эта культура включает следующие компоненты: владение рациональным стилем мышления, понимание различий рационального и иррационального подходов к интерпретации процессов и явлений в природе и обществе, возможностей и границ их использования; владение научной методологией, понимание рациональной системной ее основы; ориентация в системе современных наук о природе и обществе, дифференциация процессов и явлений по отраслям наук, их изучающим; понимание системной иерархической организации природы, ее единства, трактовка социально-экономических объектов и процессов в них как уровня организации природы, сформировавшегося в ходе её эволюции; понимание возможностей трактовок явлений природы в рамках различных картин мира и парадигм, сущности различных научных парадигм, в т.ч. современной эволюционно-синергетической парадигмы; постоянно расширяющийся научный кругозор, критическое отношение к информации, получаемой из различных источников. Естественнонаучная культура (экономистов), как и культура в целом, - системная категория, базирующаяся на взаимодействии и интегративном пересечении трёх сфер: фундаментальной науки, образования и экономики (рис. 1).

V \

/ \

/ Фундаментальная ^ наука *

Рис.1.Формированиеестественнонаучнойкулыуры экономистов

Курс «МСИЭП» имеет выраженную практическую направленность, существенное внимание в нем уделено примерам системного исследования экономических процессов различными методами. В результате изучения курса студенты получают представления о принципах, моделях и методах целого ряда современных теорий: самоорганизации, устойчивости, бифуркаций, катастроф, множеств, графов, математического программирования, математической логики, математической лингвистики и др.; о закономерностях построения, функционирования, развития систем, выработки коллективных решений, организации сложных экспертиз, морфологических методах; осваивают методики и инструментарий системного исследования экономических процессов. Выполняя практические задания, магистранты получают опыт их применения в своей профессиональной деятельности, в реальных условиях управления экономическими и информационными процессами.

Опыт преподавания курса в УрГЭУ выявил ряд проблем. Наиболее существенная - психологический барьер, обусловленный узкодисциплинарным эгоцентризмом как обучающихся, так и «заказчиков» учебного процесса, в т.ч., работодателей. Меж-дисциплинарность курса, широкий спектр его задач и возможностей не достаточно адекватно осознается и воспринимается частью аудитории слушателей. Возможное преобладание отложенного эффекта над актуальным, обеспечиваемое междисци-плинарностью подобных фундаментальных курсов, не всегда не в полной мере удовлетворяет обучающихся и «заказчиков». Тем не менее, именно междисциплинарность, интегративность образовательного процесса, использование арсенала знаний и методов различных дисциплин, даже, на первый взгляд, слабо связанных между собой, с точки зрения системного подхода может обеспечить высокую эффективность обучения [11]. Междис-

Библиографический список

циплинарные естественнонаучные знания (как и знания вообще) являются важнейшим компонентом интеллектуального капитала общества. Этот капитал не менее (а, может быть, и более) значим для развития национальной экономики, чем другие ресурсы - природные, трудовые, финансовые. Устойчивый рост этого капитала требует ощутимых затрат, но они оправдываются нарастанием темпов экономического развития, что демонстрирует целый ряд стран Запада и Востока, успешно реализующих различные аспекты междисциплинарности в системе экономического образования [12 - 15].

Вторая немаловажная проблема - недостаточная математическая и естественнонаучная подготовленность учащихся, уровень которой ощутимо снизился в последние годы, очевидно, из-за слабой работы в этом направлении на образовательных ступенях средней школы и бакалавриата. Радикальные изменения отношения к естественнонаучным предметам в школьных общеобразовательных программах и порядок проведения выпускных аттестационных процедур по ним отрицательно повлияли на математическую и естественнонаучную грамотность молодежи. Причины возникновения указанных проблем, по-видимому, носят именно системный характер, и, как ни парадоксально, от части, обусловлены интенсивным техническим прогрессом, бурным развитием и повсеместным распространением информационных технологий, обеспечившим человеку возможность делегирования широкого спектра интеллектуальных опций компьютерам, и тем самым снизив потребность овладения ими, удовлетворение которой требует серьезных трудозатрат. Представляется, что путь решения этих проблем связан с дальнейшим развитием и совершенствованием компетеностного подхода, позитивные стороны которого только начинают проявляться.

1. Гордеева И.В. Статус науки в техногенной цивилизации Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014; Т. 41; № 11-1: 57 - 60.

2. Подшивалов В.Н., Стожко Д.К. Развитие культуры социальной ответственности личности в экономике информационного общества. Креативная экономика. Екатеринбург, 2016: 69 - 90.

3. Стожко Д.К., Целищев Н.Н. Культура социальной ответственности бизнеса как проблема креативной онтологии. Мировоззренческие основания культуры современной России. Сборник материалов VI Международной научной конференции, 30-31 мая, Магнитогорск: МГТУ, 2015: 211 - 221.

4. Круглов И.В. Использование системного подхода и системного анализа в экономических исследованиях. Экономика, социология и право. 2016; 2: 43 - 46.

5. Лисичкина Н.В., Голоктионова Ю.Г. Синергетика как способ решения проблемы прогнозирования динамики развития сложных социально-экономических систем. Фундаментальные исследования. 2015; № 7; Ч. 2; 413 - 417.

6. Мудрик Д.Г. Экономическая физика. Пущино: Типография «FixPrint», 2016.

7. Bouchaud J.-Ph. Economics need a scientific revolution. Nature. 2008; V. 455: 1181 - 1882.

8. Стрелец И.А. Тенденции и прогнозы современных экономических исследований. Креативная экономика. 2016; 3: 94 - 101.

9. Nelson R.R. Behavior and cognition of economic actors in evolutionary economics. Journal of Evolutionary Economics. 2016; V. 26; № 4: 701 - 736.

10. Гужвин П.А. Концептуальные основы информационной теории стоимости. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009; Т. 25; № 1: 8 - 11.

11. Литвиненко И.Ю. Интеграционные мотивы в образовательном процессе. Успехи современной науки и образования. 2016; 2: 62 - 63.

12. Van Der Wende, M. Trends towards Global Excellence in Undergraduate Education: Taking the Liberal Arts Experience into the 21st Century. International Journal of Chinese Education. 2013; V. 2; № 2: 289 - 307.

13. Mainzer K. Interdisciplinarity and innovation dynamics. On convergence of research, technology, economy, and society. Poiesis und Praxis. 2011; V. 7; № 4: 275 - 289.

14. Ejdys, J. Ustinovicius, L.Stankeviciené, J. Innovative application of contemporary management methods in a knowledge-based economy -interdisciplinarity in science. Journal of Business Economics and Management. 2015; V. 16; № 1: 261 - 274.

15. Rozo A.B. Horizontal interdisciplinarity. The economic, social, political and legal ways of constructing realities | [La interdisciplinariedad horizontal Las formas económica, social, política y jurídica de construir realidades]. Co-herencia. 2016; V. 13; № 24: 43 - 58.

References

1. Gordeeva I.V. Status nauki v tehnogennoj civilizacii Istoricheskie, filosofskie, politicheskieiyuridicheskienauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014; T. 41; № 11-1: 57 - 60.

2. Podshivalov V.N., Stozhko D.K. Razvitie kul'tury social'noj otvetstvennosti lichnosti v 'ekonomike informacionnogo obschestva. Kreativnaya 'ekonomika. Ekaterinburg, 2016: 69 - 90.

3. Stozhko D.K., Celischev N.N. Kul'tura social'noj otvetstvennosti biznesa kak problema kreativnoj ontologii. Mirovozzrencheskie osnovaniya kul'tury sovremennoj Rossii. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 30-31 maya, Magnitogorsk: MGTU, 2015: 211 - 221.

4. Kruglov I.V. Icpol'zovanie sistemnogo podhoda i sistemnogo analiza v 'ekonomicheskih issledovaniyah. 'Ekonomika, sociologiya i pravo. 2016; 2: 43 - 46.

5. Lisichkina N.V., Goloktionova Yu.G. Sinergetika kak sposob resheniya problemy prognozirovaniya dinamiki razvitiya slozhnyh social'no-'ekonomicheskih sistem. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 7; Ch. 2; 413 - 417.

6. Mudrik D.G. 'Ekonomicheskaya fizika. Puschino: Tipografiya «FixPrint», 2016.

7. Bouchaud J.-Ph. Economics need a scientific revolution. Nature. 2008; V. 455: 1181 - 1882.

8. Strelec I.A. Tendencii i prognozy sovremennyh 'ekonomicheskih issledovanij. Kreativnaya 'ekonomika. 2016; 3: 94 - 101.

9. Nelson R.R. Behavior and cognition of economic actors in evolutionary economics. Journal of Evolutionary Economics. 2016; V. 26; № 4: 701 - 736.

10. Guzhvin P.A. Konceptual'nye osnovy informacionnoj teorii stoimosti. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-'ekonomicheskogo universiteta. 2009; T. 25; № 1: 8 - 11.

11. Litvinenko I.Yu. Integracionnye motivy v obrazovatel'nom processe. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016; 2: 62 - 63.

12. Van Der Wende, M. Trends towards Global Excellence in Undergraduate Education: Taking the Liberal Arts Experience into the 21st Century. International Journal of Chinese Education. 2013; V. 2; № 2: 289 - 307.

13. Mainzer K. Interdisciplinarity and innovation dynamics. On convergence of research, technology, economy, and society. Poiesis und Praxis. 2011; V. 7; № 4: 275 - 289.

14. Ejdys, J. Ustinovicius, L.Stankeviciené, J. Innovative application of contemporary management methods in a knowledge-based economy -interdisciplinarity in science. Journal of Business Economics and Management. 2015; V. 16; № 1: 261 - 274.

15. Rozo A.B. Horizontal interdisciplinarity. The economic, social, political and legal ways of constructing realities | [La interdisciplinariedad horizontal Las formas económica, social, política y jurídica de construir realidades]. Co-herencia. 2016; V. 13; № 24: 43 - 58.

Статья поступила в редакцию 22.02.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: krik020304@mail.ru

TOPICAL ISSUES IN TEACHING FUTURE TEACHERS OF LAW IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is based on an analysis of psycho-pedagogical literature and available experience, and states the relevance of a problem of training future teachers to the profession of law. The research examines specific features of the legal competence of students in a non-legal institution. One of the tasks of the legal education of a future teacher determine the amount of legal information and selection criteria. The author concludes that the legal competence of the future teachers is one of the most important parts of training teachers. The quality of teaching of legal disciplines in secondary school, students' legal education, law education and legal self-study courses for teachers depends on their proper organization. Despite the qualitative update of the contents of education and upbringing, the question of legal training for future teachers is still one of the most relevant and urgent.

Key words: legal literacy, professional activities, legal competence.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, Е-mail: krik020304@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, обоснована актуальность проблемы подготовки будущих учителей права к профессиональной деятельности. В ней рассмотрены специфические особенности развития правовой компетентности студентов в условиях неюридического вуза. Автор делает вывод о том, что правовая компетентность будущих педагогов - одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. От её правильной организации зависит качества преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе, правовое воспитание учащихся, правовое просвещение их родителей и правовое самообразование учителя. Не смотря на качественное обновление содержания образования и воспитания, в том числе и правового, вопрос, связанный с правовой подготовкой будущих педагогов, по-прежнему является одним из наиболее острых и насущных.

Ключевые слова: правовая грамотность, профессиональная деятельность, правовая компетентность.

Формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности. Юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства. В связи с этим перед вузами в качестве одной из приоритетных стоит задача подготовки специалистов, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять правовое образование молодежи. Необходимость повышения уровня профессионализма педагога является важнейшей задачей нашего времени. Социально -экономическое развитие современного общества, реформирование системы общего и профессионального образования требует серьезных изменений в подготовке педагогических кадров. Правовая подготовка в педвузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя любой специальности, так как обусловлена спецификой его будущей педагогической деятельности. Реалии сегодняшнего времени предъявляют свои требования к качествам педагога - профессионала, среди которых - осознание прав и свобод человека как главных ценностей, знание правовых норм и принципов, убежденность в социальной полезности правовых предписаний, стремление к творчеству и профессиональному росту, готовность к профессионально-педагогической деятельности, правовая, информационная культура и т.д. [1, с. 12].

Перед современным обществом остро стоит проблема повышения правового, нравственного уровня подрастающего поколения, страдающего правовой безграмотностью и правовым нигилизмом. Значительную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги. Одной из основных проблем, связанных с преподаванием правоведения в учебных заведений разного типа, является недостаточная обеспеченность высококвалифицированным преподавательским составом. Исследование российского фонда правовых реформ показывает, что доля учителей - историков, имеющих опыт преподавания права, составляет около 30% от числа всех учителей этой специальности. Вместе с

тем идет постоянное увеличение количества педагогов, готовых при благоприятных условиях преподавать новые предметы, затрагивающие правовые вопросы. Для решения задач правового воспитания и правового обучения в общеобразовательной школе необходимо наличие подготовленных учителей - специалистов. Задача по их подготовке возлагается на педагогические вузы страны.

Быстрое обновление правовой базы страны повлекло за собой большие изменения в типовых программах курса «Правоведение». Содержательная часть многих из них устарела и не соответствует ни личным, ни профессиональным потребностям будущих педагогов. Нам представляется, что личные и профессиональные потребности учителя в правовом образовании заключаются в следующем:

- правовая подготовка позволит учителю эффективно осуществлять защиту своих личных прав и свобод, а также, независимо от его квалификации, знание основ российского законодательства позволит ему юридически верно осуществлять свою профессиональную деятельность;

- если это будущий учитель истории и права, то он должен владеть методикой преподавания школьных дисциплин, изучающих правовые вопросы;

правовая подготовка педагога необходима для защиты личности и прав учащихся, что в настоящее время очень актуально: психологи отмечают у детей и подростков тенденцию «собственных проблем». Именно такую тенденцию иллюстрируют цифры, приведённые в печати: ежегодно около 50 тысяч детей уходят от родителей, спасаясь от жесткого обращения, 20 тысяч - из детских домов и интернатов, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством [2, с. 34].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правовые знания необходимы ребёнку в конфликтной ситуации, чтобы он мог себя защитить сам от неправомерных действий со стороны взрослых, родителей и школы. Поэтому педагогу необходимо разъяснять детям их права;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.