Научная статья на тему 'О роли внеурочной деятельности в воспитании социально- культурных норм у младших подростков'

О роли внеурочной деятельности в воспитании социально- культурных норм у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАЦИЯ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / THEATER ACTIVITIES / COMMUNICATION / YOUNGER TEENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова В.Р.

На примере театральной деятельности раскрывается значение внеурочной работы в воспитании значимых социальных качеств личности младших подростков. Статья опирается на практический опыт автора в реализации задач, поставленных в федеральных государственных образовательных стандартах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN EDUCATION SOCIO- CULTURAL NORMS AMONG YOUNGER TEENS

The theatrical activity reveals the importance of extracurricular work in the education of important social qualities of the personality of younger adolescents. The article draws on practical experience of the author in the implementation of the tasks set to the Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «О роли внеурочной деятельности в воспитании социально- культурных норм у младших подростков»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371 В. Р. Керимова

г. Екатеринбург, Россия

О РОЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

АННОТАЦИЯ. На примере театральной деятельности раскрывается значение внеурочной работы в воспитании значимых социальных качеств личности младших подростков. Статья опирается на практический опыт автора в реализации задач, поставленных в федеральных государственных образовательных стандартах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельности, театральная деятельности, коммуникация, младшие подростки

V. R. Kerimova

Yekaterinburg, Russia

ON THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN EDUCATION SOCIO-CULTURAL NORMS AMONG YOUNGER TEENS

ABSTRACT. The theatrical activity reveals the importance of extracurricular work in the education of important social qualities of the personality of younger adolescents. The article draws on practical experience of the author in the implementation of the tasks set to the Federal state educational standards.

KEYWORDS: Federal state educational standards, extracurricular activities, theater activities, communication, younger Teens

Основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с миром происходят в пространстве культуры. Человек развивается на основе общения с культурой и вносит в нее что-то свое, новое. Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность.

Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах

разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ОО), внеурочная деятельность приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Внеурочная деятельность организуется в таких

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

формах, как «...кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.» [5]. По сути, это всё то, чем традиционно хорошая школа занималась и продолжает заниматься сегодня. Внеурочная деятельность может быть организована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, педагогами-организаторами, вожатыми, учителями-предметниками и другими специалистами.

Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в ОУ [2; 4].

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Ответом на вопросы стала разработка и апробация программы внеурочной деятельности «Театр - глазами детей» для обучающихся младшего школьного возраста.

Детское театральное творчество тесно связано с образованием через передачу культурных традиций, приобщением к социокультурным ценностям. Деятельность театрального кружка в школе располагает широкими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся, формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, само-

организованности и ответственности и др., обеспечивая развитие коммуникативных способностей. Занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом. Благодаря общению младшие подростки осваивают разнообразные социальные роли, учатся управлять своими чувствами, понимать чувства и переживания других [3].

Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и событиям.

Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному - научиться координировать свои действия, сострадать и любить. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, театральная игра выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, обогащает внутренний мир и интеллект, а самое главное - воспитывает социально-культурную личность. Театральная игра дает возможность раскрыться школьнику духовно, нравственно: вводит в мир прекрасного, пробуждает чувства сострадания и сопереживания, активизирует мышление и познавательный интерес.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. - (Игровые методы обучения).

2. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008. - 381 с.

3. Безымянная О. Школьный театр. - М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001. - 270 с.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения 10.07.2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.