Научная статья на тему 'О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде'

О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталья Вллдимировна

В статье рассматриваются возможности информационных технологий в реализации общедидактического принципа наглядности, требования к информационной подготовке преподавателя, обсуждается необходимость изменений в организации образовательного процесса в условиях применения информационных технологий, актуализируется проблема разработки теории обучения в информационной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталья Вллдимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде»

РАЗДЕЛ III

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.14

Осипова Светлана Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой высшей математики Сибирского федерального университета, osisi@yandex.rn, Красноярск

Гафурова Наталья Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, gafiirnv@yandex,ru, Красноярск

О РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Osipova Svetlana Ivanovna

Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Higher Mathematics, Siberian Federal Universityosisi@yandex.ru, Krasnoyarsk

Gafurova Natalia Vladimirovna

Doctor of pedagogical sciences, professor of engineering education, Siberian Federal University ga-ftirnv@yandex.ru, Krasnoyarsk

REALIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL AIMS OF TEACHING IN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Обучение как всякая деятельность человека носит целесообразный характер. Современная Концепция российского образования реализуется в соответствии с личностно-ориентированной моделью, методологической основой которой является культурологический подход.

Цель образования проектирует изменения в личности студента как будущего специалиста: в направленности (потребности, интересы, ценностные ориентации, убеждения, мотивы, установки); в образованности (умения, знания, навыки, системность ЗУНов, меж и над предметные знания); воспитанности (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая); социализированности (готовности к активной профессиональной деятельности, к продолжению образования).

Информатизация образования, понимаемая как процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, ориентируясь на принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты, внесла определённые изменения в образовательную практику, поставила новые проблемы перед педагогической наукой.

Использование компьютера, как отмечает П.Б. Беспалов «способствует приобретению и обогащению психической деятельности за счёт её опосредования информационными технологиями, развитию умственных способностей, алгоритмизации мышления, углублению символического опыта и развитию воображения, усилению познавательных интересов, расширению возможностей общения за счёт Интернета и др.» [1].

Информатизация позволяет усилить личностно-развивающий эффект современного образования за счёт представления возможности студенту индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс, сделать его творческим. Электронная форма учебно-методических материалов (учебных планов, программ, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний, рекомендаций и др.) позволяет студенту иметь такую информационную среду, которая способствует организации самостоятельной работы по усвоению учебной информации в индивидуальном темпе в удобное для него время.

Исследователи отмечают преимущества использования НИТовских технологий, мультимедиа систем, основными из которых являются:

■ структурно-логическое представление учебного материала особенно значимое на этапе первичного ознакомления с ним студентов, позволяющее задать содержание раздела в виде системы взаимосвязанных модулей, фактически определяет ориентировочную основу учебной деятельности по освоению этого раздела;

■ гибкость и открытость учебного процесса по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам;

■ укрупненное структурирование содержательной компоненты учебного материала способствует организации самостоятельной учебной деятельности студента;

■ интенсификация учебного процесса за счет частичного сокращения конспектирования текста при возможности его получения в электронном виде и увеличение объема информации;

■ обеспечение мультимедийной формы подачи учебного материала;

■ возможность организации интерактивного обучения (англ. Ыега-йоп-взаимодействие) как обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, позволяет реализовать субъектную позицию учащегося, опыт которого служит основным источником учебного познания в условиях специально создаваемых педагогом условий для проявления инициативы учащихся;

■ возможность демонстрации изучаемых явлений в развитии и динамике.

При этом особое значение приобретает возможность обновленной реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

Традиционная система, реализующая словесно-логический метод обучения, мало опирается на наглядность учебного материала в образователь-

ном процессе. Ориентация на развитие интеллектуальной сферы студентов и возможности новых средств и информационных технологий приводит к необходимости и целесообразности визуализировать содержание дисциплин, сделать его наглядным.

«Визуализация — базовое условие для возникновения понимания. Человек считает, что понимает какой-то процесс, если он может построить зрительную модель этого процесса. Иными словами, правильные действия, процедуры, равно как и варианты «неправильных», т.е. возможных ошибок, должны быть показаны в образной форме - в виде схем, рисунков, видео, анимации, мультимедийных модельных сценариев» [2],

Рассматривая конструирование специальной информационной среды обучения математике, Картежников Д.Л. обосновывает необходимость задействовать резервы визуального мышления, познавательной функции наглядности при относительном равноправии вербального, геометрического и формульного способов представления информации [3]. Значимость визуализации содержания материала в математическом образовании и научных исследованиях отмечает А.П. Колмогоров: «везде, где возможно математики стремятся сделать изучаемые ими проблемы геометрически наглядными (цит. по [2]). Мобилизация основных сенсорных систем человека: визуальной, аудиальной, кинестетической повышает обьем усваиваемой им информации.

Сочетание ауди и визуальной информации активизирует познавательный процесс, делает его эмоционально насыщенным.

Включение нового средства в деятельность человека, как отмечает Л.С. Выготский, перестраивает структуру этой деятельности (поведения) позволяет исключить ряд процессов, «работу которых теперь выполняет новый инструмент, вызывает к жизни ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им» [4].

Использование компьютера освобождает педагога от некоторых дидактических функций, в том числе контролирующих, оставляя за ним творческие; значительно изменяется его роль и расширяются возможности по управлению познавательной деятельностью обучаемых; изменяются качественные характеристики обучающей деятельности, происходит передача компьютеру все новых дидактических функций (предъявление учебной информации, демонстрация процессов и явлений, контроль); повышаются требования к компьютерной подготовке педагога в области информационных технологий (ИТ). По мнению С.И. Архангельского: «изменяется сам характер преподавательского труда, он становится «консультационно-творческим»».

При этом следует отметить, что роль преподавателя в условиях использования ИТ остается не только ведущей, но и более ответственной и сложной. Он подбирает учебный материал для диалога, разрабатывает структуры и алгоритмы взаимодействия обучаемых с ИТ, формирует критерии управления действиями обучаемых и т.д. Содержание его труда меняется — работа все в большей степени приобретает характер наставни-

чества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции.

Параметром эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации образования становится информационная культура. Это значит, что преподаватель, использующий в учебном процессе компьютер, должен: знать его возможности в своей предметной области и обладать навыками работы в условиях использования ИТ, уметь руководить работой обучаемых в компьютером классе, уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал, исходя из целей обучения создавать проблемные ситуации на занятиях, писать собственные или в сотрудничестве с программистами обучающие программы, уметь разумно сочетать использование ИТ с другими видами учебной деятельности.

Осуществление информационной подготовки педагогов результативно только в том случае, если формирование информационной культуры рассматривать как важный составной элемент педагогического мастерства. Она приобретает четко выраженную профессионально окрашенную целевую установку, мотивы становятся общественно значимыми, более устойчивыми.

Непременным условием применения ИТ является заинтересованность педагога в ее использовании. Это означает, что преподаватель должен увидеть, что данная технология помогает ему решать конкретные педагогические задачи обучения и воспитания более эффективно (например, раскрыть значимость изучаемого учебного материала, повысить интенсивность его усвоения, развить и закрепить навыки практической работы, управлять учебной деятельностью, регистрировать результаты усвоения учебного материала, способствовать сформированию у обучаемых рефлексии своей деятельности и т.д.), а также может высвободить время за счет автоматизации рутинных этапов педагогической деятельности нетворческого характера (например сообщение начальных сведений по изучаемому разделу, проверка практических работ и т.д.).

В.П. Беспалько отмечает: «если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая все дидактические возможности компьютера» [5]. К дидактическим возможностям компьютера относят:

• высокую информационную насыщенность;

• рационализацию преподнесения учебной информации;

• показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

• реальность отображения действительности.

Другими словами, использование новых информационных технологий ставит вопросы: как изменится содержание образования в различных его организационных формах в условиях информатизации? Какие организационные изменения необходимо внести в образовательный процесс в условиях применения информационных технологий?

Получение ответов на данные вопросы затрудняется тем, что существующие в настоящее время теории обучения не могут быть непосредственно использованы для организации обучения в современной информационно образовательной среде. Разработка такой теории является актуальной проблемой современного этапа развития педагогики. Несмотря на отсутствие теоретических обоснований внедрения мультимедиа технологии происходит, в ходе которого приобретается опыт частных подходов к решению постановленных задач.

В связи с тем, что мультимедийные информационные ресурсы, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Другими словами, для рационального проектирования электронных средств обучения по всему курсу, преподавателю необходимо выполнить структурно-системное целостное представление материала учебной дисциплины. С нашей точки зрения, первым шагом системного исследования информационных технологий в учебной дисциплине является модуляризация её содержания. В зависимости от содержания конкретного модуля, его целевой организации выделяется базовая информация и определяются возможности её визуального представления с ориентацией на обеспечение максимального облегчения понимания и активного усвоения на основе включения в тот процесс всех сенсорных систем человека. Понятно, что визуальное представление одной и той же информации может быть различным. Среди наглядных мультимедиа средств обучение с учетом их дидактических свойств выделяются:

■ изобразительная наглядность;

■ условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели);

■ мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций).

Выбор эффективных моделей - образов представления выделенного содержания является второй педагогической задачей, обеспечивающей использование информационных технологий (техническая сторона проблемы создания мультимедиа сопровождения учебного курса не входит в наше рассмотрение). Следующей задачей этого процесса является разработка педагогического сценария мультимедиа средства, методики проведения занятия, с включением мультимедиа сопровождения, направленного на достижение определенных целей и результатов.

В зависимости от функций, выполняемых отдельными видами учебных занятий, формируются требования к использованию их мультимедиа сопровождений. Так, при чтении лекций в соответствии со сложностью материала используются иллюстрации видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, средства демонстрации и моделирования сложных явлений и процессов, визуализация текста, графики. При проведении лабораторных занятий могут быть автоматизированы допуск к работе, эксперимент, обработка результатов, средства автоматизации кон-

троля знаний, умений и навыков обучения. Для этого вида занятий используют работу с тренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия и измерительные приборы, необходимые для реального эксперимента, и позволяют подобрать оптимальные параметры эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента, позволяет избежать пустых затрат времени при работе с реальными экспериментальными установками и объектами. При этом значительно увеличивается доля самостоятельной работы студентов с учебнометодическими материалами: с электронными тренажерами, с компьютерным лабораторным практикумом, с экспериментами удаленного доступа.

Мультимедиа сопровождение практических занятий предъявляет необходимый теоретический материал и методику решения задач. Такое сопровождение реализуется с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к. с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Понятно, что становление культуры информационного общества невозможно без информатизации образования. В то же время, нельзя не прислушаться к мнению Билла Гейтса, который отмечает, что «как использовать информационные технологии в образовании неясно». Возможные риски информатизации с разных позиций: философской, методологии образования, позиций развития и воспитания личности, с технической и технологической позиций представлены в [6]. Тревожным является то, что в настоящее время методологически не определены рамки и поле использования информатизации в образовании, возможности, последствия и социально-экономические эффекты. Зенкина С.В. отмечает, что информатизация образования характеризуется рядом противоречий, замедляющих полноценный ход этого процесса:

- между ориентацией педагога на дидактический потенциал средств информационных технологий и недостаточным выявлением потребностей образовательного процесса в его использовании;

- ориентацией средств информационных технологий учебного назначения на повышение эффективности деятельности преподавателя и обучаемых в рамках традиционных целей и содержания обучения и необходимостью перестройки образовательного процесса в содержательном, процессуальном и результативном аспектах [7].

Названные противоречия приводят к тому, что преподаватели используют в основном те возможности информационных средств, которые «лежат на поверхности и наиболее просто реализуются», однако, как справедливо подчеркивает С.В.Зенкина, «информационные технологии

окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если эти технологии будут включены в новую модель обучения, соответствующую их возможностям». Дальнейшее развитие процесса информатизации образования требует обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий с приоритетом в этом процессе реализации психолого-педагогических целей образования.

Библиографически!! список

1. Беспалов, П.В. Акмеологический подход к формированию информационнотехнологической компетентности государственных служащих, http://www.ito.su /2003/11/3/11-3-2414. html.

2. Каплунович, И .Я. Психология закономерности формирования инсайда при обучении математике [Текст] / И.Я, Каплунович// Вестник Моск. ун-та. сер. 20. Педагогическое образование. 2007. №2.

3. Картёжников, Д.Л. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей [Текст] / автореф. диссс, канд. пед наук /Д.Л. Картёжников. Омск, 2007.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.

5. Беспалысо, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] /

B.П. Беспалько. - М., 1995.

6. Гафурова, Н.В. Риски информатизации общества в контексте социализации подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Гафурова. Печат. Материалы 5 всероссийской научной конференции посвященной 75-летию КГПУ им. В.И. Астафьева «Образование и социализация личности в современном обществе», Красноярск: КГПУ, 2007.

7. Зенкина, С.В. Педагогические основы ориентации информационнокоммуникативной среды на новые образовательные результаты [Текст]: автореф. дисс..., д-ра пед. наук (13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)) / С.В. Зенкина. - М., 2007. - 48 с.

8. Смышляева, Л.Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4, - С, 55 - 64.

9. Валеев, A.C. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / A.C. Валеев // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - №4. - С. 41 -55.

10. Рамазанова, Х.Э. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития информационной подготовки студентов технического вуза [Текст] / Х.Э. Рамазанова// Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 4. - С. 99 - 106.

11. Тимербулатова, А.Р. О педагогической технологии XXI века [Текст] / А.Р. Тимербулатова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 77-88.

12. Лурье, Л.И. Информационные технологии должны дополнять реальное течение жизни, а не противостоять ей [Текст] / Л.И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 89-99.

13. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебные пособия для самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы [Текст] / Л. X. Зайнутдинова, O.A. Се-нина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С.256-263

14. Копеин, A.B. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / A.B. Копеин, Е.А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. ■ № 1. •

C. 264-274.

15. Шипулин, Н.И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н.И. Шипулин, С.А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.

16. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] / Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -С. 75 - 85.

17. Быкадорова, К.С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / К.С. Быкадорова,

Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 3. - С. 85 - 95.

18. Цветанова-Чурукова, Л.З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л.З. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N° 2. -

С. 124 - 130.

19. Сафонов, В.И. Системные решения проблемы использования информационных технологий при обучении математике [Текст] / В.И. Сафонов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 121-128.

УДК37.026.5; 378.096

Твердынин Николай Михайлович

Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой машиноведения Московского городского педагогического университета, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, tveniick@mail.ru, Москва

СОЧЕТАНИЕ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДИКАМИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Tverdynin Nikolai Mikhailovich

Cand.Tech.Sc., Professor, is head of the technology of machines department of the Moscow City Pedagogical University, the Honourable worker of higher professional education of the Russian Federation, tvemick@mail.ru, Moscow

COMBINATION IC-TECHNOLGY WITH TRADITIONAL TECHNIQUES OF TRAINING: PROBLEMS AND PROSPECTS

При постоянном развитии современных технологий, используемых в обучении, нельзя не отметить, что в последние десятилетия появление удобной в эксплуатации компьютерной техники сделало информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) доминирующими. Без упоминания о них практически не обходится ни одна публикация, посвящённая совершенствованию процесса образования в любом из его сегментов. Цель настоящей статьи рассмотреть граничные возможности ИКТ с учётом их нынешних и перспективных возможностей при использовании этих технологий, как при подготовке будущих учителей, так и в образовательном пространстве в целом.

ИКТ технологии имеют множество положительных сторон. Одна из них - предоставление в доступном для понимания (наглядном) виде максимума информации при относительно низких затратах. Именно это привлекает к ним многих педагогов в условиях того системного кризиса, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.