Научная статья на тему 'Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей'

Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERNIZATION OF EDUCATION / FUTURE TEACHER / COMMON CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Анатольевна

В статье анализируются проблемы модернизации современного образования, сопряженные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Акцентируется внимание на формировании профессиональных компетенций будущего учителя на основе применения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in formation of future teachers professional competence

In the article the problems of modernization of the modern education, connected with the use of information technologies in educational process are analyzed. The attention is focused on the formation of professional competences of the future teacher on the basis of application of information technologies.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей»

УДК 378.1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Наталья Анатольевна Минаева, ассистент кафедры педагогики Тел.: 8-903-289-25-28, e-mail: nataliminaea@rambler.ru

Московский государственный областной гуманитарный институт МГОГИ

http://mgogi.ru

В статье анализируются проблемы модернизации современного образования, сопряженные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Акцентируется внимание на формировании профессиональных компетенций будущего учителя на основе применения информационных технологий.

Ключевые слова: модернизация образования, будущий учитель, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, информационные технологии

Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки будущих учителей, к методическим и организационным аспектам использования в их обучении средств информационных и коммуникационных технологий. Информатизация образовательного пространства может существенно повлиять на результативность педагогического процесса при соблюдении педагогических требований, технологий, направленных на развитие личности, творческого мышления.

Термин «информационные технологии» употребляется в связи с выполнением процессов хранения, передачи и обработки информации. В обучении информационные технологии представляют собой совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определенных знаний, умений, навыков, компетенций. В условиях компьютеризации образования в учебном процессе появляется еще один участник - компьютер, который снабжен необходимым программным обеспечением, а также средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Уровень информационной культуры выпускника вуза -это умение работать с информацией на компьютере, используя современные методы и средства.

Необходимость формирования специалистов требуемого уровня подготовки вызвала смещение акцентов в отношении содержания и технологий обучения специалистов на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В настоящее время компетентностный подход провозглашается в качестве одного из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию и развитие индивидуальности. Компетентности, в отличие от знаний, имеют действенный, практико-ориентированный характер, т.е. компетентности - это совокупность знаний в действии [1].

И. А. Зимняя трактует компетентность как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [2].

Будущий педагог должен быть подготовлен к широкому применению современных информационных технологий в процессе воспитания школьников. При подготовке в вузе он должен овладеть соответствующими компетенциями:

а) общекультурными:

Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: 2013'1(2) 95

Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии ^ ''

—способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

—готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

—готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

— способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

б) профессиональными:

— способность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

— готовность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

— способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Согласно Программе модернизации высшего педагогического образования приоритетным направлением является внедрение новой методологии педагогического образования, ориентированной на широкое использование мультимедиа-технологий в подготовке будущих учителей. Перспективность использования мультимедиа определяется тем, что данная компьютерная информационная технология позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, поскольку она объединяет в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.

Переход школы к профильному обучению требует подготовки грамотного, компетентного учителя. Если в процессе подготовки будущего учителя не используются новые информационные технологии, бессмысленно ожидать от молодого специалиста активной работы с ними.

В практике учителя можно выделить три аспекта использования мультимедиа-технологий в воспитательном процессе: подготовка и использование электронно-дидактических материалов; использование российских электронных пособий; использование Интернет-ресурсов. Соответственно, будущие учителя должны владеть методикой использования вышеперечисленных информационных технологий.

В недалеком прошлом в педагогическом процессе школы учителем использовались таблицы, рисунки на доске цветным мелом, самодельные схемы, графики, рисунки несмываемыми маркерами на лавсановой пленке, которые проецируют на экран при помощи кодоскопа. Очень часто на уроках показывали слайды, диафильмы, видеофильмы. Каждое из этих наглядных средств имеет свои недостатки. Так, содержание таблиц часто не соответствует программе, а по некоторым темам их вовсе нет. То же можно сказать и о стандартных наборах учебных слайдов и диафильмов. Содержание учебных видеофильмов редко соответствует программе, они перегружены лишней информацией, в них мало того конкретного материала, который необходим для проработки на уроке. Оставляют желать лучшего и самодельные средства наглядности, так как созданы они учителем в меру его скромных художественных способностей.

Для преодоления этих трудностей и недостатков, а также для оперативной перестройки средств наглядности в соответствии с требованиями новых учебных программ большие возможности предоставляют компьютерные программы (MicrosoftPowerPoint и MicrosoftPublisher), с помощью которых студент, как будущий учитель, готовит на

96 •2013'1(2)' Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3:

^ '' Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии

практике электронно-дидактические материалы в виде презентаций к каждому уроку, буклетов, объявлений, рекламных проспектов, листовок, предполагающих создание необходимой информационной среды на уроке; web-сайта.

Большое значение имеет самостоятельная разработка студентами презентационного материала при проведении на школьной практике с учащимися воспитательных мероприятий, таких как игры, беседы, КВН, концерты, викторины и т.д. (информация может быть представлена в виде слайдов в яркой и наглядной форме).

Целесообразность применения презентаций выражается в следующем:

- возможность демонстрации богатого иллюстративного материала;

- наличие цветовой схемы, общего дизайна, эффектов мультимедиа, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся и тем самым способствуют усилению непроизвольного внимания, активизации учебно-познавательной деятельности;

- наличие возможности одновременного сопровождения рассказа учителя изобразительным материалом, обеспечивающим достоверность предъявляемых фактов и позволяющим сконцентрировать внимание учащихся на особо значимых моментах;

- значительная экономия времени и энергии учителя при проведении воспитательного мероприятия.

Существенным недостатком электронно-дидактических материалов является необходимость больших затрат времени для их создания, особенно у молодых учителей, которые еще не имеют банка фотографий, анимации, цветных рисунков, видеофрагментов. Поэтому одним из направлений подготовки студентов к использованию мультимедиа-технологий в воспитательной работе со школьниками является накопление ими собственных банков мультимедиа-материалов, необходимых в разработке конкретных воспитательных мероприятий, и создание к ним электронно-дидактических материалов.

Кроме создания собственных методических разработок с помощью компьютерных программ, учитель должен уметь использовать в образовательном процессе готовые электронные пособия. В связи с этим необходимо организовать работу студентов по ознакомлению с различными электронными учебниками, учебно-методическими пособиями, атласами, тренажерами, репетиторами и т. д.

Еще одним аспектом применения информационных технологий в школьном образовательном процессе является использование интернет-ресурсов. Возможность выхода в Интернет создает настоящий поисковый информационный ресурс. Телекоммуникационные средства сети Интернет способны не только расширять возможности, но и менять привычный смысл образования как передачи знаний. Развитие дистанционных форм обучения невозможно без формирования таких качеств личности, как ответственность, организованность, стремление к саморазвитию, самостоятельность и повышение своего профессионального уровня [3].

Таким образом, использование новых средств ИКТ повышает эффективность воспитательного процесса. Информационные технологии можно рассматривать как комплекс средств обучения и воспитания, технологически заключенный в компьютере, но возможности этой технологии превышают возможности всех известных средств обучения и воспитания. Внедрение информационных технологий в процесс подготовки будущих учителей рассматривается не как цель, а как один из способов постижения мира обучающимися; как источник дополнительной информации по предметам; как способ самообразования студентов. Важным результатом использования информационных технологий является повышение мотивации у студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, готовность к целенаправленной деятельности по организации воспитательной работы на педагогической практике в школе.

Литература

1. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: 2013'1(2) 97

Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006.

3. Кузнецова В.И., Никитин А.Ю. Роль и возможности использования информационных технологий в духовно-нравственном воспитании студентов / В.И. Кузнецова, А.Ю. Никитин // Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Калуга. 2007. С. 125-127.

Information technologies in formation of future teachers professional competence

Natalia Anatolyevna Minaeva, assistant to department of pedagogics Moscow State Regional Humanitarian Institute (MGOGI)

In the article the problems of modernization of the modern education, connected with the use of information technologies in educational process are analyzed. The attention is focused on the formation ofprofessional competences of the future teacher on the basis of application of information technologies.

Keywords: modernization of education, future teacher, common cultural competences, professional competences, information technologies.

98 •2013'1(2): Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3:

Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.