Научная статья на тему 'О развитии информационных технологий'

О развитии информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костиков Алексей Николаевич

Современное высшее образование нельзя рассматривать в отрыве от глобальных процессов экономического, социального и культурного развития. Уже никто не сомневается в том, что большая часть изменений, происходящих в экономике, тесно связана с широким внедрением новых информационных технологий. По мере формирования нового информационного общества становится ясно, что существенного экономического преимущества смогут добиться лишь те вузы, студенты и преподаватели которых достигнут наивысшего уровня компетентности преобразования информации в знания и навыки с последующим их применением в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии информационных технологий»

А. Н. Костиков,

директор филиала в г. Выборге

О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Современное высшее образование нельзя рассматривать в отрыве от глобальных процессов экономического, социального и культурного развития. Уже никто не сомневается в том, что большая часть изменений, происходящих в экономике, тесно связана с широким внедрением новых информационных технологий. По мере формирования нового информационного общества становится ясно, что существенного экономического преимущества смогут добиться лишь те вузы, студенты и преподаватели которых достигнут наивысшего уровня компетентности преобразования информации в знания и навыки с последующим их применением в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Как и в большинстве других сфер общественной жизни, в области высшего образования ответом на принципиально новые вопросы, возникающие в связи с изменением обстановки во всем мире, может стать использование информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют достичь необходимого в настоящее время уровня организации процессов и систем. Сегодня мы располагаем большим разнообразием доступных и сравнительно дешевых технологических средств, различных сетевых сервисов. Они уже успели получить широчайшее распространение и

применяются как в домашних условиях, так и на профессиональных рабочих местах. С ростом государственной заинтересованности в установлении связи образовательных учреждений с информационными сетями повышается степень информационнотехнологической поддержки учебных курсов и программ, а также уровень подготовленности преподавателей к деятельности с использованием новых информационных источников и технологических инструментов. Среди явных преимуществ, которые дают информационные и коммуникационные технологии системе высшего образования, следует упомянуть новые возможности в расширении зон доступности образовательных услуг, снижении их стоимости и повышении качества, в том числе за счет индивидуализации обучения, упрощения получения информации и применения всевозможных моделирующих технических средств.

Если проанализировать опыт высших учебных заведений, которые на сегодняшний день зарекомендовали себя как вузы, активно использующие информационные и коммуникационные технологии, можно выделить, как минимум, четыре основных этапа, через которые эти вузы прошли, чтобы стать эталоном сначала «де-факто», а затем «де-юре» в области применения и

распространения информационных, коммуникационных, телекоммуникационных, дистанционных, электронных и других технологий.

Первый этап — накопление материальных ресурсов: приобретение передового серверного оборудования, инсталляция мощных телекоммуникационных систем и сетей, закупка современных систем видеоконференцсвязи, программно-аппаратных комплексов.

Хочется сразу отметить, что РГПУ им. А. И. Герцена этот этап успешно прошел в период осуществления «Инновационной образовательной программы 2006—2008 гг.», и к настоящему времени материально-техническая база постоянно обновляется и совершенствуется. Во многих аудиториях установлены мультимедиапроекторы и интерактивные панели. Преподаватели активно используют мультимедийные презентации с помощью этой техники на своих занятиях. В некоторых аудиториях и помещениях установлены системы видеоконференцсвязи, имеются мобильные системы видеоконференцсвязи, что позволяет «на месте» устанавливать аудио- и видеоконтакт с удаленной стороной.

Второй этап — создание кадровых ресурсов: административно-управленческого персонала, инженерных кадров, первых энтузиастов-пользователей накопленной технической базы из числа профессорско-преподавательского состава вуза, а также формирование структуры подразделений, занимающихся процессами информатизации в вузе. Этот этап нашим университетом также был успешно пройден. Создана четкая иерархия подразделений управления информатизации по внедрению информационных технологий в учебные подразделения РГПУ им. А. И. Герцена.

Третий этап — профессиональная подготовка преподавателей нашего университета по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и в про-

цессе обучения студентов. Можно сказать, что РГПУ им. А. И. Герцена сейчас находится на этом этапе. В рамках инновационной образовательной программы проводилась целая серия курсов повышения квалификации сотрудников университета по использованию информационнокоммуникационных технологий, подобные курсы проводятся систематически и сейчас в рамках деятельности института постдипломного образования.

На пути модернизации высшего образования приходится сталкиваться с рядом трудностей. Одним из главных препятствий в распространении обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий является сложившаяся внутренняя культура высшего образования, признающая преимущественно традиционное обучение в виде лекционносеминарских занятий. Именно поэтому сегодня задача состоит в том, чтобы убедить, просветить и информировать преподавателя, что он сам больше не может выступать лишь в роли простого транслятора знаний. На этом этапе важно объяснить, что форма обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий не является антагонистичной по отношению к существующим традиционным формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Она естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, способствует созданию мобильной высокотехнологичной образовательной среды вуза. Всего этого можно добиться, разработав и внедрив комплексную систему профессиональной подготовки преподавателя высшей школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Четвертый этап — разработка и внедрение нормативной и правовой базы использования информационных и коммуникационных технологий, особенно в области дистанционного обучения. Развитие системы дистанционного

обучения позволит повысить качество подготовки специалистов за счет, во-первых, ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных учебно-методических пособий с обязательными тестовыми вопросами, заданиями для самоконтроля; во-вторых, оперативного обновления методического обеспечения учебного процесса, так как содержание учебно-методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.

С начала 2009/10 учебного года у нас в университете заработал сайт Ьир://тоос11с. herzen.spb.ru. На этом сайте установлена автоматизированная система дистанционного обучения на базе МоосИе. В данную оболочку были внедрены разделы всех факультетов, институтов и филиалов Герценовского университета. Лидерами по использованию и количеству созданных курсов стали

факультет информационных технологий — 37 курсов и факультет управления — 30 курсов. Также активно работают факультет иностранных языков, филологический факультет, факультет математики, Выборгский и Волховский филиалы.

Активно используется оборудование систем видеоконференцсвязи. Выборгский филиал в прошлые годы не так активно использовал эту возможность. Хочется отметить, что в течение этого учебного года наш филиал систематически связывается с головным вузом, причем с различными структурными подразделениями посредством систем видеоконференцсвязи. В перспективе мы видим необходимость создания сайта поддержки систем видеоконференцсвязи, на котором можно будет различным структурным подразделениям централизованно подавать заявки on-line для подключения и проведения телемостов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.