Научная статья на тему 'О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2008 г'

О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2008 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2008 г»

ференции, является весьма значимой и требует дальнейшего осмысления и реализации в практической деятельности.

Е. А. Ходырева, доктор педагогических наук, доцент по кафедре педагогики ВятГГУ

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.041.01 в 2008 г.

Диссертационный совет Д 212.041.01 создан при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Высшей аттестационной комиссии от 02 марта 2001 г. № 664-в. Деятельность совета продлена приказом ВАК РФ от 24 января 2003 г № 3003-в, от 18 марта 2005 г. № 487-в, от 18 марта 2005 г., № 487-в, от 12 января 2007 г. № 19-226 и приказом Рособрнадзо-ра от 25 января 2008 г., № 1-135.

В 2008 г. было проведено 31 заседание. К защите принято 15 диссертаций. Все диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Из них 7 по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 8 - по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.

Кандидатские диссертации были защищены по следующим темам.

Абдрахманова Рамиля Ябировна. «Формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. С. Александрова. В диссертации уточнены научные подходы к трактовке сущности и содержания понятия «культура общения», определен термин «культура межличностного общения»; установлена зависимость формирования культуры межличностного общения старшеклассников от возможностей использования различных технологий, прежде всего технологии социального партнерства; определены резервы формирования культуры межличностного общения старшеклассников на основе условий, при которых процесс осуществляется наиболее эффективно. Результаты исследования могут применяться в практической работе образовательных учреждений, а также других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания, образования и социализации детей; в процессе подготовки социальных педагогов, социальных работников, учителей в образовательных учреждениях. Отдельные материалы могут быть

использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Белорыбкина Елена Анатольевна. «Подготовка учителя к формированию ключевых компетент-ностей школьников в системе повышения квалификации». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов. В исследовании уточнена сущность понятия «компетентность» школьника; определены структура профессиональной готовности педагога и содержательные характеристики ее когнитивного, деятельностного и личностного компонентов с учетом специфики компетентностного подхода; определены методологические подходы и принципы организации процесса подготовки учителей к формированию ключевых компетентностей школьников. В диссертации разработана технология, а на ее основе - программа подготовки учителя к формированию ключевых компетентностей школьников, которая апробирована и внедрена в образовательный процесс Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, общеобразовательных учреждений Кировской области и может использоваться в практике подготовки учителей в высших, средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации. Результаты исследования могут применяться в средних и высших педагогических образовательных учреждениях.

Ивутина Елена Петровна. «Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. В. Машарова. В диссертации обоснована диагностическая компетентность как один из видов профессионально-педагогической компетентности, формирование которой основывается на актуализации внутренних и внешних ресурсов студента как субъекта образовательного процесса; определены и охарактеризованы уровни сфор-мированности диагностической компетентности применительно к каждому ее компоненту: моти-вационному, когнитивному, деятельностному; обоснована совокупность дидактических средств, адекватных этапам процесса формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей, которые необходимо использовать в рамках аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентов педагогических специальностей

в вузе; апробирована модель и методика формирования диагностической компетентности у будущих учителей. Результаты исследования могут применяться для формирования диагностической компетентности будущих педагогов в практике подготовки студентов педагогических специальностей вузов, а также в процессе повышения квалификации педагогов.

Измайлова Елена Васильевна. «Повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе личностно-ориентированного обучения». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. В. Машарова. В диссертации обоснована и разработана технология личност-но-ориентированного обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе повышения их квалификации; предложена система психолого-педагогических критериев, учитывающих специфику личностных особенностей сотрудников при использовании личностно-ориентиро-ванного обучения в процессе овладения содержанием конкретных учебных дисциплин на курсах повышения квалификации; установлено, что использование личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяет повысить эффективность обучения, что подтверждается улучшением показателей успеваемости и личностного роста обучающихся; отслежены и проанализированы изменения эмоционального состояния сотрудников, выражающиеся в снижении уровня агрессивности и тревожности обучающихся на курсах повышения квалификации. Результаты исследования могут применяться при обучении слушателей курсов повышения квалификации, при разработке учебных планов и программ для других категорий слушателей, в практике среднего и высшего профессионального образования.

Коцарев Виталий Вячеславович. «Формирование коммуникативной культуры военнослужащих в процессе адаптации к первому периоду службы». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. С. Александрова. В исследовании рассмотрены особенности адаптации военнослужащих первого периода службы; определены и охарактеризованы уровни сформированности коммуникативной культуры военнослужащих первого периода службы применительно к каждому компоненту коммуникативной культуры; дана харак-

теристика содержания компонентов структуры коммуникативной культуры военнослужащих; определены педагогические принципы формирования коммуникативной культуры военнослужащих, обеспечивающей их успешную адаптацию к первому периоду службы; апробирована модель и методика формирования коммуникативной культуры военнослужащих первого периода службы. Результаты исследования могут применяться в практике работы частей Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, а также в учебно-боевой деятельности различных частей Вооруженных сил Российской Федерации.

Крошихин Алексей Геннадьевич. «Управление развитием профессиональной самодостаточности педагогов в условиях образовательного учреждения». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научные руководители - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО В. С. Данюшенков и доктор педагогических наук, доцент Л. Б. Филатова. В диссертации обоснована сущность понятия «профессиональная самодостаточность педагога»; выявлены теоретические положения, которые позволяют обеспечить эффективное управление развитием профессиональной самодостаточности; определены показатели эффективности управления развитием профессиональной самодостаточности педагогов на основе использования внешней экспертизы и рейтинга; выявлены направления развития профессиональной самодостаточности педагогов; определены и охарактеризованы субъекты управления развитием профессиональной самодостаточности педагогов. Результаты исследования могут применяться как для решения теоретических вопросов общей педагогики, так и в практике управления образовательными учреждениями различного типа; в процессе повышения квалификации работников системы образования.

Кузьмина Галина Юрьевна. «Мультимедийные средства индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Саратовском государственном социально-экономическом университете на кафедре педагогики и психологии. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Н. Рыблова. В диссертации обоснована технология индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога; охарактеризованы возможности комплекса мультимедийных средств, обеспечивающих индивидуализацию репродуктивной и продуктивной деятельности студентов в процессе их

профессиональной подготовки в вузе; обоснована совокупность организационно-педагогических условий и информационно-методического обеспечения индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе. Результаты исследования могут применяться в практике работы учреждений высшего профессионального образования. Теоретические положения, сформулированные автором диссертации, предлагаемое информационно-методическое обеспечение могут стать основой комплекса мультимедийных средств индивидуализации профессиональной подготовки студентов.

Митичева Татьяна Ивановна. «Социально-педагогическая деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в вузе». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. О. Галицких. В диссертации выявлены педагогические условия профессиональной готовности будущих социальных педагогов к социально-педагогической деятельности; разработаны критерии и показатели эффективности подготовки студентов к осуществлению профессиональной социально-педагогической деятельности; проведена комплексная диагностика профессионального становления студентов на основе выделенных критериев и показателей, доказывающих эффективность и динамику их подготовки к социально-педагогической деятельности. Результаты исследования могут применяться в высших учебных заведениях в практике подготовки студентов специальности «Социальная педагогика»; в процессе повышения квалификации специалистов - социальных педагогов.

Монастырева Татьяна Альбертовна. «Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики». Специальность -13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. С. Александрова. В исследовании расширены представления об использовании педагогического потенциала народной педагогики для воспитания моральных качеств младших школьников; обоснован этнопедагогичес-кий подход к воспитанию моральных качеств младших школьников; доказана возможность применения модели воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики; теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая значимость средств народной педагогики; разработана и апробирова-

на авторская программа «Народная школа» для начальной школы с учетом содержания государственных стандартов; созданы учебно-методические рекомендации по практическому применению средств народной педагогики для воспитания моральных качеств личности; разработана модель технологии воспитания моральных качеств младших школьников. Результаты исследования могут применяться в практике общеобразовательных учреждений; в процессе повышения квалификации учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования детей; в практике педагогического просвещения родителей.

Наговицын Роман Сергеевич. «Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX в.». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Захарищева. В диссертации обобщен процесс развития теории и практики физической культуры в школе во второй половине XIX - начале XX в.; уточнено содержание основных понятий: физическая культура, физическое воспитание; представлен в целостном виде исторический процесс развития теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в школе во второй половине XIX - начале XX в. Результаты исследования могут применяться в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, в курсе истории педагогики и физической культуры.

Окунева Светлана Александровна. «Нравственное развитие старшеклассников в процессе диалогового взаимодействия». Специальность -13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Сахаров. В исследовании дано теоретическое обоснование понятия «диалоговое взаимодействие» старшеклассников, педагогов, родителей; расширено имеющееся представление о диалоговом взаимодействии как средстве, стимулирующем нравственное развитие старших школьников за счет обращения к нравственной проблематике русской и мировой литературы; уточнены критерии уровней нравственного развития старших школьников общеобразовательной школы и их готовности к диалогу; составлена и апробирована программа нравственного развития старшеклассников, в которой диалоговое взаимодействие направлено на создание ценностной среды общения учащихся, педа-

гогов, родителей; разработана и реализована программа и содержание элективного курса по литературе «Нравственность как основа жизни», ориентированного на использование воспитательного потенциала искусства слова.

Скурихина Ольга Витальевна. «Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор В. 3. Юсупов. В диссертации разработана и обоснована модель создания организационно-педагогических условий овладения студентами способами проектной деятельности; разработаны модели совместной деятельности субъектов проектирования; расширены представления о принципах организации проектной работы студентов вуза; обоснованы классификационные признаки, определены сущностные характеристики и рассмотрены особенности информационных, ролевых, курсовых, дипломных, организационных, социальных и профессиональных проектов, выполняемых студентами; выявлены и охарактеризованы уровни и показатели овладения способами проектной деятельности. Результаты исследования могут применяться в практике работы вуза, использоваться для внут-ривузовского проектирования и привлечения студентов к участию в конкурсах проектов различного уровня.

Слесарева Галина Дмитриевна. «Выпускная квалификационная работа как результат организации самостоятельной работы студентов в условиях реформирования высшей школы». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. О. Галицких. В диссертации обоснована системность, профессиональная направленность и единство образовательной деятельности и самостоятельной работы студентов, позволяющей на основе системно-синергетического и дея-тельностного подходов выполнить строго определенную процедуру итоговой государственной аттестации - подготовить и защитить выпускную квалификационную работу; определена взаимосвязь между формами самостоятельной работы и формированием соответствующих умений, необходимых для подготовки аттестационной работы; разработано и методически обосновано научно-педагогическое сопровождение подготовки специалиста на заключительном этапе обучения; определено содержание и особенности взаимодействия научного руководителя и студента

на различных этапах подготовки работы; разработана педагогическая модель подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, программа спецкурса «Технология подготовки выпускной квалификационной работы», учебно-методическое пособие «Как подготовить и защитить выпускную квалификационную работу», методические рекомендации по применению активных форм познавательной деятельности для студентов и преподавателей. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях разных типов.

Сурнина Татьяна Юрьевна. «Подготовка преподавателей к реализации тьюторских технологий в профессиональной деятельности». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Новосибирском государственном техническом университете на кафедре оценки качества образования. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Г. Б. Скок. В исследовании определена сущность и особенности подготовки преподавателей к реализации тьюторских технологий; отобраны и охарактеризованы психолого-педагогические компетенции, ориентация на которые позволяет проектировать программы подготовки преподавателей к реализации тьюторских технологий; теоретически обоснована совокупность принципов реализации тьюторских технологий; выявлены условия подготовки преподавателей к реализации тьюторских технологий. Результаты исследования могут применяться при организации обучения тьюторов - кураторов инновационных образовательных программ, реализуемых в соответствии с принципами Болонского соглашения.

Шилова Наталия Геннадьевна. «Проектирование образовательной программы интегрированного учебного курса в современной гимназии». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. О. Галицких. В диссертации определены теоретико-методологические основания проектирования образовательной программы интегрированного учебного курса в условиях современной гимназии; разработана педагогическая модель проектирования образовательной программы интегрированного учебного курса; разработаны критерии диагностики проектирования образовательной программы учебного курса; реализована модель проектирования образовательной программы интегрированного учебного курса в условиях современной гимназии; разработана и реализована программа интегрированного учебного курса «Естествознание» для старшей школы; внедрен разрабо-

танный автором учебно-методический комплект материалов по курсу «Естествознание: 1011-е классы», которые используются в учреждениях общего образования.

Е. Е. Рудницкая, Ученый секретарь диссертационного совета при ВятГГУ Д 212.041.01

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ДМ 212.041.03 в 2008 г.

Диссертационный совет ДМ 212.041.03 утвержден при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Рособрнадзора № 2249-1443 от 02.11.2007.

В составе совета 21 человек.

Диссертационный совет принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика, физика, технология и общетехнические дисциплины). Уникальность совета заключается в том, что в Волго-Вятском регионе и центральной части России (кроме г. Москвы) он является единственным методическим советом указанного профиля.

В мае 2008 г. состоялась защита Крысовой Викторией Анатольевной кандидатской диссертации по теме «Дифференцированное обучение в условиях информатизации технологической подготовки учащихся сельских школ», которая выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. Соискателем определена роль информационных технологий при дифференцированном обучении и доказано, что при выполнении школьниками предметных учебных заданий с использованием современных информационных технологий осуществляется пропедевтика информационной подготовки, кроме того, осуществляется специализированная информационная подготовка при выполнении профессионально-ориентированных заданий.

В работе теоретически обоснована разработанная автором методика информатизации технологической подготовки учащихся в сельской школе. В ее основу положены следующие дидактические условия: учет исходного уровня технологических знаний и умений школьников; дифференциация учебного материала на основе выявления содержания практического задания и сложности разрабатываемого технологического объекта; вариативность способов выполнения учебных заданий на основе интеграции материальных и информационных технологий; учет имеющейся материально-технической базы и особенностей программно-методического обеспечения.

В рамках проведенного исследования соискателем выявлены особенности реализации принципа дифференциации обучения на уроках технологии в сельской школе при использовании современных информационных технологий.

Практическим результатом диссертационного исследования является разработанная на основе дифференцированного подхода система разноуровневых вариативных заданий. Ее реализация в образовательном процессе обеспечивает возможность выбора учащимися способа выполнения практического задания традиционными способами или с использованием информационных технологий, а также предусматривает возможность выбора уровня его сложности. В. А. Крысовой разработаны критерии технологической и информационной подготовки учащихся 5-7-х классов по четырем видам заданий (информационный поиск, разработка модели технического объекта и его изготовление, презентация результата работы) и методика оценки уровня их сформированности (выполнение работ по образцу, частично-поисковые и творческие работы).

В. А. Крысовой впервые дано научно-методическое обоснование педагогической целесообразности использования в сельских школах средств информационных технологий для организации дифференцированного обучения на уроках технологии; доказано, что в условиях модернизации образования сочетание предметной и информационной подготовки учащихся позволяет значительно расширить содержание школьного образования, а на уроках технологии осуществить комплексную информационную и технологическую подготовку учащихся посредством интеграции методов ручной и машинной обработки материалов с компьютерным анализом информации.

Г. Н. Некрасова, председатель диссертационного совета при ВятГГУ ДМ 212.041.03

IV ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ И ШКОЛАХ РОССИИ»

В дни празднования 95-летнего юбилея ВятГГУ 14-16 мая 2009 г. в университете состоялась IV Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам российского математического образования, посвящённая 100-летию со дня рождения известного методиста-математика, профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976). На конференции, организованной кафедрой высшей математики ВятГГУ, были затронуты актуальные воп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.