Научная статья на тему 'Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 в 2006 году'

Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 в 2006 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 в 2006 году»

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ, РАССМОТРЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д 212.084.03 В 2006 ГОДУ

Диссертационный совет Д 212.084.03 утвержден при Калининградском государственном университете (сейчас РГУ им. И. Канта, г. Калининград) приказом ВАК Минобразования РФ от 16 апреля 2004 г. № 136-в.

Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям:

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам);

13.00.08 — теория и методика профессионального образования (по педагогическим наукам).

В течение 2006 г. были рассмотрены 22 кандидатские диссертации, в том числе 12 аспирантских работ.

Диссертационное исследование соискателя РГУ им. И. Канта Натальи Валентиновны Балавиной «Повышение эффективности блочномодульного обучения в развитии интеллектуальных качеств специалиста в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) направлено на решение проблемы выявления психолого-педагогических условий повышения эффективности развития интеллектуальных качеств обучающихся в вузе. Актуальность исследования вызвана противоречиями, сложившимися в системе профессионального образования между известными в теории и практике возможностями блочно-модульного обучения в повышении качества знаний и умений и отсутствием данных о влиянии этого вида обучения на развитие интеллектуальных свойств и качеств обучающихся; противоречием, обусловленным необходимостью повысить эффективность развития интеллектуальной сферы выпускника вуза и нереализованно-стью современных подходов к разработке блочно-модульного обучения, способствующих более эффективному развитию интеллекта; противоречием, обусловленным отсутствием знаний о влиянии положений андрагогики, акмеологии, педагогики индивидуальности на повыпше-ние эффективности развития интеллектуальной сферы обучающихся в вузе. В диссертации определено состояние проблемы блочно-модульного обучения в теории и практике высшей школы; выявлены факторы повышения эффективности блочно-модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств в вузе; научно обоснована необходимость использованная основных положений акмеологии, андрагогики и педагогики индивидуальности при блочно-модульном обучении в вузе.

105

106

Диссертация аспирантки РГУ им. И. Канта Надежды Александровны Бегешевой «Педагогическая среда как фактор развития самосознания старших дошкольников» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А.Б. Серых) посвящено решению проблемы выявления педагогических условий организации педагогической среды для реализации ее возможностей по развитию самосознания старших дошкольников. Актуальность исследования обусловлена противоречием между существованием тенденции к учету и использованию возможностей педагогической среды и неумением педагогов реализовывать эти возможности и в целом неготовностью работать в инновационных и экспериментальных условиях. В диссертации уточнена и расширена сущностная характеристика понятия «педагогическая среда» дошкольного учреждения на основе определения ее структурных компонентов, признаков, функций; уточнены признаки, характеристики и специфика самосознания старших дошкольников; выявлены возможности и механизмы влияния педагогической среды на развитие самосознания старших дошкольников; определены и обоснованы условия организации педагогической среды как фактора развития самосознания старших дошкольников; разработаны требования к содержанию необходимых знаний педагогов, воспитателей и родителей о самосознании старших дошкольников, психологических и возрастных особенностях их развития, функциях, компонентах, возрастных показателях развития этих компонентов; разработана система целенаправленной работы воспитателей дошкольных учреждений по развитию самосознания дошкольников, включающая целевой, диагностический, содержательный и процессуальный компоненты.

Диссертация аспирантки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Елены Викторовны Боднарчук «Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе» (специальность

13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор С.Н. Силина) направлена на решение проблемы определения возможностей учебной дисциплины «Философия» на формирование мировоззрения личности будущего специалиста в техническом вузе. Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий: необходимостью осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию высшего технического образования при недостаточной проработанности концепций и технологий, обеспечивающих их реализацию; важностью формирования мировоззрения личности будущего специалиста, соответствующего реалиям развития современного общества и слабой разработанностью вопроса структурных компонентов мировоззрения личности специалиста; недостаточностью научных и практических знаний о процессе формирования мировоззрения личности специалиста средствами философии как учебной дисциплины при условии востребованности данных технологий в системе современного высшего образования. В диссертации определены педагогические возможности философии как учебной дисциплины в развитии мировоззрения личности специалиста в техническом вузе и разработана модель формирования мировоззрения в процессе преподавания философии, базирующаяся на реализации

следующих требований: диалектический подход к решению философских вопросов; новизна информации; опора на жизненный опыт и практическую значимость знаний; ориентация на современные научные достижения.

Диссертационное исследование соискателя РГУ им. И. Канта Ольги Петровны Боженко «Аттестация образовательных учреждений как средство управления качеством образования» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — др пед. наук, доцент Е.И. Мыпчко) посвящено решению проблемы разработки региональной технологии аттестации образовательных учреждений, являющейся средством управления качеством образования. Актуальность исследования определяется неразработанностью модели и технологии аттестации образовательных учреждений, при этом сам аттестационный процесс не рассматривается как субъект-субъектные отношения, не разработан механизм реализации влияния содержания и процесса аттестации как мотивирующее воздействие на коллектив и руководителей образовательных учреждений. В диссертации обоснована необходимость управления качеством образования через аттестацию как систему воздействия на деятельность образовательного учреждения с целью обеспечения удовлетворенности качеством образования всех участников образовательного процесса при оптимальном ресурсообеспечении и качественном вытол-нении государственного образовательного стандарта; описаны показатели, критерии и индикаторы качества образования как объекты аттестации; построена и реализована региональная модель аттестационного процесса, выпделены его этапы, определены цели, компоненты, принципы, критерии, показатели и индикаторы.

Диссертационное исследование аспирантки РГУ им. И. Канта Ольги Станиславовны Бочаровой «Подготовка будущих специалистов по теннису на факультете физической культуры и спорта» (специальности: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования;

13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Е.В. Конеева) направлено на решение проблемы разработки методики подготовки специалистов по теннису в условиях факультетского образования. Актуальность проблемы обусловлена противоречием между возможностями, заложенными в дисциплине спортивной специализации «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения подготовки специалистов по теннису на факультете физической культуры и спорта. В диссертации изучена теория и практика подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту; разработаны программа дисциплины «Теория и методика тенниса» для подготовки будущих специалистов по теннису и ее методическое обеспечение.

Диссертация соискателя КГТУ Галины Вадимовны Буговой «Психо-лого-педагогические условия формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-

107

108

р пед. наук, профессор А.А. Зайцев) посвящена решению проблемы теоретического и экспериментального обоснования психолого-пе-дагогических условий формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников группы академического риска. Актуальность исследования определяется противоречиями, сложившимися между требованиями начальной школы к высокой обучаемости учащихся и недостаточной психофизиологической зрелостью; между необходимостью индивидуального подхода к младшим школьникам и отсутствием объективных критериев для учета общих способностей; между потребностью общества в эффективно обученных, интеллектуально и личностно полноценных людях и неразработанностью педагогических технологий по раннему выявлению, коррекции, развитию детей группы риска. В диссертации дана характеристика интеллектуальной продуктивности младшего школьника как интегрального показателя уровня развития функциональных систем, обеспечивающих успешность обучения ребенка и качественную особенность умственной деятельности; выявлены значительные корреляции успеваемости с показателями интеллектуальной продуктивности; определены уровни интеллектуальной продуктивности и уточнены возрастные нормы ее показателей; выгавлено влияние на сформированность интеллектуальной продуктивности следующих педагогических условий: психологизация процесса обучения, ранняя диагностика и мониторинг, проведение курса занятий по программе, разработанной с учетом психофизиологии и нейропсихологии.

Диссертационное исследование аспиранта РГУ им. И. Канта Евгения Александровича Бударина «Формирование профессионального опыта специалиста связи у курсантов военно-учебных заведений» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Н.В. Самсонова) направлено на решение проблемы выявления педагогических условий и средств формирования профессионального опыта специалистов связи. Актуальность исследования определяется противоречием, сложившимся в теории и методике профессионального образования связистов: с одной стороны, существует потребность в специалистах, обладающих сформированным профессиональным опытом, развитыми способностями и профессионально значимыми умениями, с другой стороны, экспериментальная практика преподавателей-новаторов, пытающихся решить обозначенную проблемы, свидетельствует о недостаточной практической, а также теоретической разработке средств, путей и методов формирования профессионального опыта в педагогическом процессе военно-учебного заведения. В диссертации выявлена сущность профессионального опыта связистов у курсантов военно-учебных заведений как компонента профессиональной компетентности; определены педагогические условия формирования профессионального опыта у связистов; обоснована типология трудных ситуаций профессиональной деятельности как критерий отбора содержания профессионального опыта; разработана система конкретных ситуационных профессиональных задач как реализация метода решения конкретных ситуационных производственных задач; определены критерии структурирования содержания учебного материала специальных дисциплин.

Диссертация соискателя РГУ им. И. Канта Ольги Серафимовны Бытковой «Формирование профессиональной готовности будущего психолога к взаимодействию с дисфункциональной семьей» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А.Б. Серытх) посвящена решению проблемы выявления педагогических условий, обеспечивающих формирование данного вида профессиональной готовности психологов. Актуальность исследования обусловлена отсутствием научно обоснованного дидактического обеспечения подготовки психологов к взаимодействию с дисфункциональной семьей. В диссертации выявлены содержание и структура профессиональной готовности к взаимодействию с семейной системой, обоснованы в качестве педагогических условий формирования данного вида готовности приоритет субъектных отношений в межличностных коммуникациях процесса обучения, развитие самостоятельной деятельности, использование форм работы со студентами, способствующих приобретению ими перцептивных навыжов и развитию навыжов восприятия и исполнения.

Диссертация соискателя КГТУ Анжелики Александровны Бояркиной «Педагогические условия прикладной подготовки студентов технического вуза к длительной работе на компьютере» (специальность

13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А. А. Зайцев) направлена на решение проблемы вышвления педагогических условий повыпшения прикладной подготовки студентов технического вуза к длительной работе на компьютере. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки в высшем техническом учебном заведении квалифицированных специалистов с навыжами работы на компьютере и отсутствием программного и методического обеспечения прикладной подготовки к длительной работе на компьютере. В диссертации уточнена сущность прикладной подготовки студентов технического вуза к длительной работе на компьютере; выгавлена динамика показателей прикладных физических и психофизиологических качеств пользователя в процессе длительной работы на компьютере.

Диссертационное исследование аспирантки РГУ им. И. Канта Натальи Юрьевны Вороновой «Конфликтная комиссия как средство нормативного регулирования конфликтов в образовательных учреждениях» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Н.В. Самсонова) направлено на решение проблемы обоснования научнометодического обеспечения деятельности конфликтной комиссии в образовательном учреждении. Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью введения в школьный менеджмент институциональной формы регулирования конфликтов между субъектами учебно-воспитательного процесса и отсутствием научно-методического обеспечения деятельности конфликтной комиссии как постоянно существующего нормативного института разрешения конфликтов. В диссертации выгавлена сущность нормативного регулирования конфликтов в образовательном учреждении; нормативно обоснована возможность функционирования конфликтной комиссии в

109

110

образовательном учреждении; выгавлены типичные реалистические конфликты в образовательном учреждении как объекты нормативного регулирования; разработаны арбитражная и посредническая модели деятельности конфликтной комиссии.

Диссертация аспирантки РГУ им. И. Канта Марии Евгеньевны Ви-говской «Формирования профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения» (специальность

13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) направлена на решение проблемы выгавления педагогических условий процесса профессиональной подготовки учителей музыжи, обеспечивающих эффективное развитие у педагогов профессиональных коммуникативных умений. Актуальность исследования обусловлена слабой изученностью вопросов формирования профессиональных коммуникативных умений у будущего учителя музыки в специальных научно-педагогических исследованиях. В диссертации определен состав профессиональных коммуникативных умений будущего учителя музыки и научно обоснованы критерии их оценки, разработана модель и соответствующая технология формирования профессиональных коммуникативных умений.

Диссертационное исследования аспирантки РГУ им. И. Канта Ларисы Александровны Глинчиковой «Развитие физической культуры в системе образования в Восточной Пруссии и Калининградской области» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор В.К. Пельменев) направлено на решение проблемы выгавления значимого для настоящего состояния развития физической культуры исторического педагогического опыта. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между потребностями в знаниях о развитии физической культуры в системе образования в Восточной Пруссии и Калининградской области и недостаточной изученностью этой проблемы и между накопленным опытом формирования физической культуры в региональной системе образования и качеством его обобщения в целях определения приоритетных задач развития физической культуры Калининградской области. В диссертации систематизированы архивные документы, обобщен опыт развития физической культуры в системе образования в Восточной Пруссии и Калининградской области, сформулированы приоритеты в региональном развитии системы физической культуры и спорта.

Диссертация соискателя РГУ им. И Канта Жанны Владимировны Глотовой «Формирование профессиональной иноязычной компетентности у студентов-юристов в процессе обучения» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) направлена на решение проблемы определения условий формирования профессиональной иноязычной компетентности у студентов-юристов в процессе обучения в высшей школе. Актуальность исследования определяется противоречиями между требованиями к овладению будущим специалистом иностранным языком и неразработанностью профессиональных компетенций; между актуаль-

ностью проблемы формирования профессиональной иноязычной компетентности и неразработанностью педагогического обеспечения в плане внедрения в практику обучения иностранному языжу. В диссертации проанализировано состояние проблемы формирования профессиональной иноязычной компетентности у студентов-юристов в отечественном и зарубежном опыте и выгавлены основные тенденции ее решения; уточнена сущность профессиональной иноязычной компетентности, определена структура компетенций для специальности юридического профиля; выт-явлены факторы и условия формирования профессиональной иноязычной компетентности у студентов-юристов; разработана технология формирования иноязычной компетентности у студентов-юристов в условиях высшей школы.

Диссертационное исследование аспиранта РГУ им. И. Канта Дмитрия Владимировича Голубина «Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) направлено на решение проблемы выявления педагогических условий формирования информационной компетентности у школьных педагогов в системе повышения квалификации. Актуальность исследования обусловлена противоречивой ситуацией: с одной стороны, постепенное наращивание оснащенности школ компьютерами вызывает у педагогов желание использовать их в своей профессиональной деятельности, с другой стороны, отсутствие умений по применению информационных технологий не позволяет в полной мере использовать имеющиеся информационные ресурсы. В диссертации уточнена сущность информационной компетентности педагога; определены факторы развития информационной компетентности; разработана и научно обоснована модель процесса формирования информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации.

Диссертация аспирантки РГУ им. И. Канта Елены Валерьевны Журавской «Формирование экзистенциальной сферы старшеклассников в процессе обучения» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) посвящена решению проблемы формирования экзистенциальной сферы старшеклассников в процессе обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования экзистенциальной сферы старшеклассников и неготовностью педагогической науки и практики к реализации данной задачи; отсутствием знаний о педагогических условиях и средствах, неразработанностью соответствующего научно-методического обеспечения. В диссертации охарактеризована экзистенциальная сфера старшеклассников; разработана модель ее формирования на уроках литературы:; выгавлены возможности учебного предмета «Литература» в формировании экзистенциальной сферы учащихся; обоснованы педагогические условия развития экзистенциальной сферы учащихся на уроках литературы (направленносты на развитие сензитив-ных компонентов, развитие способностей во всех сферах индивидуальности, которые обеспечивают становление субъектности старшеклассников в процессе обучения; применение комплекса специальных средств форми-

111

112

рования экзистенциальной сферы старшеклассника (ситуации морального выбора, оценки себя и других; целеполагание; дилеммы Кольберга и др.); единство формирования и саморазвития экзистенциальной сферы старшеклассника; реализация возможностей учебных дисциплин в развитии экзистенциальной сферы.

Диссертация соискателя Калининградского государственного технического университета Юрия Александровича Клокова «Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А.А. Зайцев) направлена на решение проблемы выгавления сущности управленческой культуры менеджера и педагогических условий ее формирования. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между признанием культурологического подхода в качестве ведущего в образовании менеджера и неразработанностью сущности управленческой культуры менеджера как цели профессионального образования и педагогических условий ее формирования. В диссертации уточнена сущность и содержание управленческой культуры менеджера; выгявлены и обоснованы педагогические технологии ее формирования; определены признаки сформированности управленческой культуры у будущего менеджера.

Диссертация соискателя РГУ им. И. Канта Татьяны Федоровны Ку-зенной «Формирование профессионального мышления у студентов-филологов» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Н.В. Самсонова) направлена на решение проблемы формирования профессионального мышления студентов-филологов с применением учебнофилологических задач. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессионального филологического образования, важнейшим показателем которого является профессиональное мышление специалиста, определяющее способность самостоятельной постановки и решения задач профессиональной деятельности; тенденцией интеграции филологических знаний в конкретной языковой ситуации, обусловленной, с одной стороны, единым для филолога-лингвиста (языковеда) и филолога-литературоведа исходным объектом профессиональной деятельности — текстом как произведением словесности; с другой стороны, необходимостью всестороннего познания духовной культуры общества на основе сформированной у филолога целостной картины мира; несоответствие традиционной трактовки мышления филолога в двух различных видах — лингвистического или литературоведческого — интеграционным тенденциям в филологических знаниях. В диссертации уточнено профессиональное мышление в структурно-содержательном аспекте как методологическая основа характеристики профессионального мышления филологов; выявлена сущность профессионального мышления как цель профессиональной подготовки в вузе студентов-филологов; разработана система учебно-филологических задач как педагогическое средство формирования профессионального мышления у студентов, способствующая развитию детерминантной, содержательной и операциональ-

ной сторон мышления; определены педагогические условия формирования профессионального мышления с использованием учебно-филологических задач, адекватных современным интеграционным процессам филологического образования: внедрение филологического компонента в профессиональную подготовку; использование герменевтических методов обучения.

Диссертация аспирантки РГУ им. И. Канта Елены Леонидовны Поднебесных «Формирование духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды колледжа» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Е.И. Мычко) посвящена решению проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды колледжа. Актуальность исследования обусловлена противоречием между возможностями инновационной среды колледжа как фактора развития профессиональной культуры и недостаточностью научных представлений об условиях применения ее воспитывающего потенциала с целью формирования духовно-нравственных ценностей студентов. В диссертации охарактеризованы духовно-нравственные ценности студентов средних специальных учебных заведений как элемент аксиологического компонента профессиональной культуры специалиста, ценностный регулятор технологического, мотивационного, личностно-творческого, мотивационного компонентов профессиональной культуры; раскрыты воспитывающие возможности инновационной среды колледжа как средства формирования духовно-нравственных ценностей студентов; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать духовно-нравственные ценности студентов в условиях инновационной среды колледжа; разработана программа формирования духовнонравственных ценностей студентов колледжа, позволяющая педагогическому коллективу реализовать возможности воспитывающего потенциала инновационной среды колледжа целенаправленно, последовательно и комплексно в различных видах социально значимой деятельности; разработаны диагностический материал (анкеты, тесты, опросники, карты самооценки, схемы наблюдений), специальные задания по нравственно-личностноориентированным ситуациям, нацеленным на успех, стандартизированная характеристика студента.

Диссертация соискателя РГУ им. И. Канта Валентины Викторовны Поникаровской «Учебный модуль как средство формирования профессиональной лексики у будущих учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языгка» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Мыгако Е.И.) посвящена решению проблемы поиска оптимальных путей организации работы над профессиональным языгком в традиционных методах обучения и с использованием компьютерных разработок. Актуальность исследования обусловлена противоречием, связанным с необходимостью модернизировать имеющиеся в практике преподавания иностранного языка традиционные методы обучения, с недостаточной разработкой учебных комплексов для изучения профессиональной лексики, с одной стороны, и потребностью разработки дополнитель-

113

114

ных учебных модулей для успешного формирования профессиональной лексики — с другой. В диссертации выявлены структурнофункциональные характеристики профессиональной лексики; раскрыты особенности ее формирования у студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе; обоснована роль учебного модуля в формировании профессиональной лексики и принципы его конструирования.

Диссертационное исследование соискателя ГРУ им. И. Канта Ларисы Николаевны Слипенко «Подготовка учителей иностранного языка в Германии к межкультурной коммуникации (на материале подготовки учителей немецкого языка)» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Н.В. Самсонова) посвящено решению проблемы целостной характеристики теории и практики подготовки в Германии учителей немецкого языка как иностранного к межкультурной коммуникации. Актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью использовать в процессе подготовки учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации опыта немецкой профессионально-педагогической высшей школы и отсутствием научного анализа теории и практики подготовки учителей иностранного (немецкого) языка в Германии в этой области. В диссертации охарактеризован генезис становления межкультурного образования в Германии как педагогической предпосылки подготовки учителей к межкультурной коммуникации, доказавший, что становление и развитие межкультурного образования в этой стране стало ответом на последовательные исторические «вызовы» расизма, неконтролируемой миграции, интеграционных процессов в Европе; систематизировано понятийное поле процесса подготовки в Германии учителей иностранного (немецкого) языка к межкультурной коммуникации как его смысловые границы; выявлены теоретические основы этой подготовки как иерархия методологических подходов, соответствующих закономерностям межкультурной коммуникации; названная подготовка проанализирована в логике целостного педагогического процесса, в результате чего установлено, что система подготовки учителей немецкого языка как иностранного или второго языка к межкультурной коммуникации представляет собой иерархические организованные направления: общекультурное — как подготовка к жизни в другой (неродной) культуре с целью формирования межкультурно ориентированной личности; дидактическое — изучение немецкого языка с целью формирования межкультурной языковой компетенции; профессиональнопедагогическое — обучение немецкому языку как иностранному с целью формирования межкультурной компетенции обучающихся. Проведен анализ представлений немецких и российских студентов-будущих учителей иностранного (немецкого) языка о межкультурной коммуникации, позволивший выявить пробелы в отечественной подготовке учителей к межкультурной коммуникации в области межкультурной дидактики, межкультурного общения в гетерогенных учебных группах.

Диссертация соискателя РГУ им. И. Канта Елены Александровны Слюсарь «Формирование культуры взаимопонимания у студентов (на материале процесса обучения иностранному языку)» (специальность

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — канд. пед. наук, доцент А.О. Бударина) посвящена решению проблемы выгавления педагогических условий формирования культуры взаимопонимания у студентов в учебно-воспитательном процессе. Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования культуры взаимопонимания у студентов и неразработанностью педагогических условий, способствующих ее формированию. В диссертации уточнена сущность культуры взаимопонимания как компонента совместной деятельности субъектов взаимодействия; выгявлены особенности культуры взаимопонимания студентов как субъектов учебного взаимодействия; разработаны педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимопонимания в процессе обучения иностранному языгку (групповые формы обучения и проблемно-конфликтные способы обучения).

Диссертация аспирантки РГУ им. И. Канта Елены Николаевны Шаган «Формирование конфликтоустойчивости у подростков на занятиях тренинга» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Н.В. Самсонова) направлена на решение проблемы обоснования дидактического содержания тренинга конфликтоустойчивости для подростков. Актуальность исследования определяется противоречиями между необходимостью формирования конфликтоустойчивости у подростков и недостаточным теоретическим исследованием ее особенностей; между возможностями тренинга как средства интенсивного обучения конструктивному поведению в конфликте и недостаточностью научных представлений об условиях его применения с целью формирования конфликтоустойчивости у подростков. В диссертации уточнена сущность кон-фликтоустойчивости как цели конфликтологического обучения школьников, отражающей регуляторную основу конструктивного поведения в конфликте на основе комплексной психологической устойчивости и личностного смысла; разработана функционально-содержательная модель конфликтоустойчивости как целевой ориентир конфликтологического обучения, включающая когнитивно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты; выгявлены с психологической и конфликтологической позиций особенности конфликтоустойчивости современных подростков, выражающиеся в преобладании импульсивных способов саморегуляции, аффективной логике, повышенной конфликтности и определяющие сензитивность цели конфликтологического обучения — развитие конфликтоустойчивости; разработана, теоретически и экспериментально обоснована модель формирования конфликтоустойчивости у подростков на занятиях тренинга и условия ее применения в конфликтологическом обучении школьников.

В.К. Пельменев,

председатель диссертационного совета

115

Н.В. Самсонова,

ученый секретарь диссертационного совета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.