Научная статья на тему 'О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики'

О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СРЕДСТВА АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ / УПРАЖНЕНИЯ СИЛОВОГО ХАРАКТЕРА / МЫШЕЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Людмила Николаевна, Магомадов Магомед Ризванович

В статье рассматриваются теоретические и организационно-методические подходы в методике развития силовых способностей с использованием средств атлетической гимнастики на уроках физической культуры с учащимися старшего школьного возраста. Уточнены условия ускоренного роста физической подготовленности на основе использования комплексов упражнений силового характера с мышечными напряжениями динамического, статического, статодинамического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Людмила Николаевна, Магомадов Магомед Ризванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики»

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Коваль Л.Н.1, Магомадов М.Р.2

'Коваль Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Магомадов Магомед Ризванович — студент, Филиал в г. Ессентуки Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и организационно-методические подходы в методике развития силовых способностей с использованием средств атлетической гимнастики на уроках физической культуры с учащимися старшего школьного возраста. Уточнены условия ускоренного роста физической подготовленности на основе использования комплексов упражнений силового характера с мышечными напряжениями динамического, статического, статодинамического характера.

Ключевые слова: индивидуальное здоровье, морфофункциональное состояние, средства атлетической гимнастики, упражнения силового характера, мышечные напряжения.

По данным различных исследований около 80% обучающихся юношей и девушек заканчивают общеобразовательные учреждения, обладающие низкой физической подготовленностью [3, 5, 9]. В последние десятилетия уровень здоровья старших школьников снижается, так как увеличился объем умственной нагрузки во время обучения на фоне ограничения физической тренировки и снижения адаптационных потенциалов организма [8, с. 52-54].

Ведущие ученые и исследователи такие, как Л.С. Дворкин, В.Н. Курысь, Ю.И. Люташин и др. отмечают, что одним из главных и основополагающих физических качеств является сила, на которой базируются силовые способности человека, а также могут развиваться другие физические качества [10, 14, 15].

В государственных образовательных программах по физической культуре для общеобразовательных учреждений силовая подготовка с применением отягощений не входит в содержание и не рассматривается педагогами как процесс совершенствования прикладных физических качеств [1, 4, 9]. Но, однако, средства атлетической гимнастики можно использовать во всех разделах программы по физическому воспитанию с целью повышения физической подготовленности обучающихся. Планирование процесса обучения учащихся старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности. Знание основ возрастного развития физических качеств должно способствовать улучшению методики обучения со школьниками.

Среди родителей, педагогов, врачей, ученых существуют разногласия в вопросах о вреде или пользе занятий атлетической гимнастикой. Но многие авторы, такие как Л.С. Дворкин, Ю.И. Люташин, В.В. Ягодин и др. доказывают своими исследованиями, что правильно организованные занятия с использованием отягощений на уроках физической культуры не приводят к отрицательным изменениям в физическом развитии подростков [10, 15, 20].

Атлетическая гимнастика относится к традиционному виду гимнастики на основе силовых тренировок оздоровительно - развивающей направленности [1, 3, 6, 9, 10]. Ее можно распределить к системе физических упражнений с отягощениями и тренажерными устройствами, целью, которых является формирование сильного, гармонично развитого и красивого тела, пропорциональное развитие сильных и красивых его форм и соответственно осанки. Атлетическая гимнастика приобрела большую популярность среди молодежи и по своей целевой направленности близка к гигиенической гимнастике, обеспечивает формирование развитой, рельефной мускулатуры, исправляет недостатки в осанке, развивает силу, гибкость, ловкость и другие физические качества человека. Главные средства -общеразвивающие упражнения с отягощениями: гантели, гири, металлические палки, эспандеры и др. предметы значительно увеличивают интенсивность воздействия упражнений на организм занимающихся, но требует разумного дозирования физической нагрузки [2, с. 19].

Занятия атлетической гимнастикой вызывают морфофункциональные изменения в организме человека, увеличивая физиологический поперечник мышц, развивая силу и силовую выносливость. Трофика мышечной ткани улучшается при многократном повторении упражнений, которые стимулируют кровоток в работающих мышцах. Многими авторами выдвинута гипотеза о том, что динамика показателей физического развития и индивидуального здоровья будет увеличиваться при

адекватном сочетании упражнений анаэробного и силового характера при постепенном увеличении нагрузки [4, 6]. Но среди педагогов и ученых нет единого мнения о применении методов работы и режимов сопротивления в юношеском возрасте [1, 4, 6, 10, 11, 12].

Сдача норм комплекса ГТО старшеклассниками заставила преподавателей физической культуры, родителей и самих учашдхся рассматривать проблему развития силовых способностей при помощи средств атлетической гимнастики более серьезно. Л.С. Дворкин и И.Л. Дворкин отмечают, что упражнения с отягощениями хорошо развивают функцию рук [10, 11]. Применение дозированной нагрузки на занятиях физическими упражнениями с мышечными напряжениями динамического, статического, статодинамического, изокинетического и изотонического характера позволит изменить не только морфофункциональное состояние юношей 16-17 лет, но и повысить уровень развития силовых способностей, общей физической подготовленности, успешно сдать нормы комплекса ГТО [9, 10, 11, 12]. Однако, ряд авторов: А.Н. Воробьев, Л.С. Дворкин, И.Л. Дворкин не рекомендует использовать методику применения околопредельных отягощений, равных 2-3 ПМ от 90% до 95% с начинающими спортсменами и детьми вообще [7, 10, 11].

Период ранней юности - это возраст психической и физической зрелости, формирования волевых качеств, чувства уверенности в себе, что в свою очередь повышает работоспособность организма в целом. Улучшению двигательных способностей будут способствовать систематические и целенаправленные тренировочные занятия с обязательным соблюдением принципов самоконтроля [6, 13].

В основу гипотезы нашего исследования легли предположения о том, что методика развития силовых способностей на уроках физической культуры с обучающимися 16-17 лет будет успешной, повысит их физическую подготовленность и их морфофункциональное состояние при соблюдении условий:

- выполнения составленных комплексов атлетической гимнастики, на основе дозированной нагрузки в сочетании с различными режимами мышечной деятельности;

- применения методов самоконтроля за организмом во время выполнения упражнений и после уроков физической культуры.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 3 С. Гойты им. Р. Арсанукаева Урус-Мартановского района Чеченской Республики. В исследовании приняли участие 13 человек - юноши 10 класса и 11 человек - юноши 11 класса.

Так как физическая подготовленность является одним из составляющих показателей комплексной оценки физического развития человека, нами была предпринята попытка доказать эффективность методики развития силовых способностей, разработанных при помощи комплексов атлетической гимнастики, на практических занятиях по физическому воспитанию, на основе исследований И.В. Сухоцкого [17] Комплексы упражнений атлетической гимнастики для силовой подготовки составлялись несложные по технике исполнения и, воздействующие на большие группы мышц, хорошо были знакомы юношам, просты в выполнении с отягощениями и без них.

Так как у подростков в возрасте 15-17 лет сила мышц развита неравномерно и различна по своему объему. Мы посчитали, что необходимо составить комплексы атлетической гимнастики с использованием упражнений общего воздействия, направленные на развитие силы крупных групп мышц. Поэтому, для развития силовых способностей юношей 10-11 классов мы разделили упражнения по частям тела с обозначением крупных групп мышц. Комплексы упражнений были направлены на выполнение с собственным весом юношей, гантелями, эспандерами. Эти же комплексы выполнялись дома юношами в виде домашних заданий.

Следуя методикам и принципам, разработанным Л.С. Дворкиным, Л.А. Остапенко, В.Г. Фохтиным и других практиков мы начинали выполнять комплексы атлетической гимнастики мышц сверху -плечи и грудь. Затем переходили к мышцам спины, рук и икроножным мышцам. Тренировка мышц груди сменялась тренировкой мышц спины, упражнения для бицепсов сменялись упражнениями для трицепсов [16, 19].

Упражнения атлетической гимнастики на уроках физической культуры юношами 10 и 11 классов выполнялись в основной части занятия с использованием повторного метода 75% - 80% от максимального веса.

Одной из главных задач в каждом проходящем занятии это было раскрыть содержание принципов самоконтроля каждому школьнику и проведение педагогического контроля, что позволило повысить их знания о развитии и индивидуальных особенностях организма.

Таким образом, разработанные комплексы атлетической гимнастики для юношей 16-17 лет мышечными напряжениями различного характера и оценка полученных результатов развития уровня силовых способностей обучающихся позволила судить об эффективности примененной методики, а также своевременно вносить коррективы в ход учебного процесса.

Список литературы

1. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика. Методическое пособие (ФК в школе): Спортивная книга. / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. М.ФИС, 2005. 127 с.

2. Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. Ростов н/Д: Феникс,

2009. 314 с.

3. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / Предис. П.Я. Гальперина. М.: Книжный дом «Либриком», 2014. 230 с.

4. Борейше Т.И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.И. Борейше. СПб., 1997. 17 с.

5. Бурмистров Д.А. Построение тренировочного процесса бодибилдеров 14-16 лет с учетом их возрастных физиологических особенностей: дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Бурмистров. СПб., 2002. 183 с.

6. Василенко А.В. Тренинг, питание, спортивная фармакология в бодибилдинге / А.В. Василенко. М.: Real Rump, 2004. С. 25-35.

7. Воробьёв А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. / А.Н. Воробьев. М.: Физкультура и спорт, 1989. 272 с.

8. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. М.,

2010. 210 с.

9. Гусев А.А. Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04. / А.А. Гусев. Сургут, 2008. 143 с.

10. Дворкин Л.С. Инновационная методика интенсивной силовой подготовки в молодом возрасте: Лекция для студентов вузов физической культуры. / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Краснодар: КГАФК, 2002. 72 с.

11. Дворкин И.Л. Индивидуализация тренировочной нагрузки детей и подростков 10-16 лет в процессе занятий культуризмом: автореф. дис: канд. пед. наук: 13.00.04. /Л.С. Дворкин / Майкоп, 2007. 23 с.

12. Дорохов Н.Р. Развитие силовых качеств школьников 7-11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Н.Р. Дорохов. М., 1997. 26с.

13. Кочнев А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в вузе: дисс. на соиск. степени канд. биол. наук / А.В. Кочнев. Архангельск, 2007. 161 с.

14. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. / В.Н. Курысь. М.: Советский спорт, 2004. 264 с.

15. Люташин Ю.И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики: дис. ... канд. пед. наук. / Ю.И. Люташин // Волгоград, 2010. 169 с.

16. Остапенко Л.А. Школа атлетизма для юношей. / Л.А. Остапенко // Физическая культура в школе. 1996. № 4-6, 1997. С. 1-3, 5.

17. Сухоцкий И.В. Штанга в школьном зале: Наши консультации. / И.В. Сухоцкий / Спорт жизнь России. 1995. №3. С. 16.

18. Фохтин В.Г. Атлетизм - дома (упражнения без снарядов). / В.Г. Фохтин // М: Советский спорт, 1990. 31 с.

19. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика для подростков: учеб. пособие. / В.В. Ягодин // УрГПУ. Екатеринбург, 1995. 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.