Научная статья на тему 'Атлетическая гимнастика в контексте прикладной физической культуры студентов вуза'

Атлетическая гимнастика в контексте прикладной физической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1123
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / БУДУЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / APPLIED PHYSICAL TRAINING / UNIVERSITY STUDENTS / FUTURE SOCIAL WORKERS / ATHLETIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшева Татьяна Витальевна

Рассмотрены проблемы совершенствования содержания прикладной физической культуры студентов будущих работников социальной сферы. Выявлена и обоснована необходимость внедрения средств атлетической гимнастики и оптимальных способов их использования в физическом воспитании студентов. На основе проведенного исследования доказана эффективность организации занятий атлетической гимнастикой как системообразующей структуры, отличающейся составом и логической последовательностью компонентов силовой подготовки атлетической гимнастики заявленных в программе прикладной физической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакшева Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETIC GYMNASTICS IN THE CONTEXT OF APPLIED PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

In the article considered the problems of improving the content of applied physical culture of students future social workers. And revealed the necessity of the introduction of means of athletic gymnastics and the best ways to use them in physical education students. On the basis of the research the author proved the effectiveness of the organization of employment by athletic gymnastics as a backbone structure, and composition of the different components of the logical sequence of athletic gymnastics strength training program announced in applied physical culture of students

Текст научной работы на тему «Атлетическая гимнастика в контексте прикладной физической культуры студентов вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.89

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В КОНТЕКСТЕ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Т.В. Бакшева

Рассмотрены проблемы совершенствования содержания прикладной физической культуры студентов - будущих работников социальной сферы. Выявлена и обоснована необходимость внедрения средств атлетической гимнастики и оптимальных способов их использования в физическом воспитании студентов. На основе проведенного исследования доказана эффективность организации занятий атлетической гимнастикой как системообразующей структуры, отличающейся составом и логической последовательностью компонентов силовой подготовки атлетической гимнастики заявленных в программе прикладной физической культуры студентов.

Ключевые слова: прикладная физическая культура, студенты вуза, будущие социальные работники, атлетическая гимнастика.

В реальных социально-экономических условиях развития общества государством нашей страны декларируется необходимость модернизации и реформирование физического воспитания студенческой молодежи как основного источника здорового человеческого потенциала общества.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направлены на организацию такой образовательной среды, которая позволила выпускнику овладеть набором ключевых и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, успешно адаптироваться в социальной жизни и быть полезным обществу и государству. Сохранение и развитие здоровья студента -необходимое условие подготовки к успешной профессиональной деятельности социального работника.

Специфика будущей профессиональной деятельности социального работника предусматривает повышенные требования к состоянию здоровья и физической работоспособности, результативности и продуктивности труда студентов, так как контакт с больными требует не только выполнения профессиональных функций в зависимости от специализации, но и физические нагрузки вне зависимости от времени суток.

Совершенствование уровня физической подготовленности студентов и повышение их здоровья как её производного являются основополагающим целевым ориентиром физического воспитания студентов вуза. Высокую мотивацию к физическому воспитанию возможно достичь при использовании современных, вызывающих наибольший интерес среди молодежи, физкультурно-оздоровительных технологий.

На современном этапе функционирования оздоровительных систем физической культуры популярностью среди студенческой молодежи пользуется атлетическая гимнастика. Данное обстоятельство обусловлено доступностью организации занятий атлетической гимнастики и положительной результативностью влияния на физическую подготовленность и физическое развитие занимающихся.

В основу системы атлетической гимнастики положены силовые тренировки, включающие упражнения с отягощениями, тренажерными устройствами, основное предназначение которых нацелено на формирование физически сильного, всесторонне согласованно развитого тела, пропорционального развития его форм.

В анализируемых исследованиях рассматривается потенциал физического воспитания студентов для развития силовых способностей, организованный на основе статических и динамических упражнений [3, 4]. В других исследованиях раскрывается рекреационная возможность атлетизма [1, 2]. В системе физического воспитания студентов высших заведений опыт системного использования атлетической гимнастики в процессе прикладной физической культуры научно не в полной мере обоснован, не систематизирован.

Фактором решения этой проблемы становится необходимость программно-методического и организационно-содержательного

обеспечения физического воспитания студентов направления подготовки 39.03.02 - Социальная работа на основе универсальных средств атлетической гимнастики.

Таким образом, выделены следующие противоречия между:

- возможностями применения атлетической гимнастики как эффективного средства физического воспитания студентов вуза и отсутствием программно-методического обеспечения академических занятий;

- рациональной целесообразностью интегрирования средств атлетической гимнастики и их теоретической неразработанностью в организации физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Выделенное противоречие определило проблему исследования: выявление эффективных средств атлетической гимнастики и оптимальных способов их использования в физическом воспитании студентов.

Совокупность ключевых проблемных вопросов и необходимости их решения и обусловили актуальность исследования.

Гипотезой в исследовании явилось предположение о том, что использование содержательного потенциала атлетической гимнастики позволит обеспечить эффективное решение задач физического воспитания студентов, если будут:

- научно обоснованы средства атлетической гимнастики для повышения их физической подготовленности с учетом требований будущей профессиональной деятельности социальных работников;

- определены основные педагогические условия применения средств атлетической гимнастикой в процессе прикладной физической культуры студентов.

Объект исследования - система физического воспитания студентов

вуза.

Предмет исследования - система физической подготовки студентов вуза на основе комплексного применения атлетической гимнастики.

Целью исследования явилось обоснование силовой подготовки студентов вуза на основе использования средств атлетической гимнастики.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Изучить специфическое содержание оздоровительного воздействия атлетической гимнастики в условиях занятий по физической культуре студентов.

2. Обосновать целесообразность использования средств атлетической гимнастики для повышения силовой подготовленности студентов вуза.

3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность программы физического воспитания студентов вуза на основе применения средств атлетической гимнастики.

Методологический подход и содержание поставленных в работе задач определили применение группы методов исследования: анализ и обобщение литературных источников, метод анкетирования, педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.

Обосновывая рациональность и целесообразность разработанной программы, основанной на атлетической гимнастике определено, что в начале педагогического эксперимента у занимающихся обеих групп (экспериментальной и контрольной) среднегрупповые показатели уровня силовой подготовленности практически идентичны. По выявленным показателям испытуемые экспериментальной и контрольной групп подобраны однородно (табл. 1).

Таблица 1

Исходные показатели результатов тестирования экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ)

Показатели измерений ЭГ КГ t Р

М1±т1 М2+т2

Жим, кг 37,5+2,21 38,5+2,19 1,10 >0,05

Приседание, кг 42,5+2,53 42,95+2,54 1,69 >0,05

Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз 18,6+0,39 18,82+0,36 2,01 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 12,09+0,24 12,71+0,29 1,32 >0,05

Подтягивание, кол-во раз 4,23+2,13 4,19+2,13 0,67 >0,05

С целью определения ориентиров для разработки педагогического эксперимента нами обнаружено, что уровень физических кондиций исследуемых групп может быть оценен как недостаточный.

На предварительном этапе исследования, учитывая мотивационную составляющую мнений студентов к занятиям физическим упражнениям, был проведен анкетный опрос. В итоге анкетирования выявлено, что занятия атлетической гимнастикой рассматриваются респондентами как реальная возможность к физическому совершенству, укреплению здоровья и повышению физической работоспособности, социальной адаптации и личностному росту, получению положительных эмоций, расширению круга общения.

Оценив результаты анкетирования, были определены основные направления, которые выделяли студенты.

Исходя из общего представления опроса, отмечено, что целевые установки у студентов различаются: 39 % опрошенных на первое место ставят задачи физического совершенствования, коррекции телосложения; 30 % определили для себя основной задачей повышение уровня здоровья и 18 % респондентов приоритетной для себя задачей обозначили развитие физических качеств. Уменьшение массы для 13 % студентов является приоритетным. Это подтверждает наше предположение о необходимости внесения изменений в организацию учебного процесса физического воспитания за счет использования атлетической гимнастики (рисунок).

Для обоснования эффективности применения разработанной программы атлетической гимнастики в систему физического воспитания проведен педагогический эксперимент.

В контрольной группе студенты занимались в тренажерном зале, используя упражнения по признаку анатомической направленности. В экспериментальной группе испытуемые занимались по разработанной программе атлетической гимнастики. Идея экспериментальной программы включает совокупность взаимосвязанных и иерархически соподчиненных компонентов целостной системы физического воспитания студентов на основе атлетической гимнастики.

Мотивы респондентов к целевой результативности занятий атлетической гимнастикой

В разделе атлетической гимнастики экспериментальной группы для развития собственно-силовых способностей внедрялись упражнения изокинетического и статодинамического режимов, динамического характера, а для силовой выносливости применялся комплекс изометрического и изотонического режимов, динамических мышечных напряжений. Объем тренировочной нагрузки в занятиях атлетической гимнастики экспериментальной группы составлял 70-90 %.

Сравнительный анализ эффективности внедрения программы атлетической гимнастики в систему вузовского физического воспитания студентов показал, что в экспериментальной группе превалирует уровень силовой подготовленности по сравнению с контрольной группой.

Сопоставив результаты исследования, можем констатировать, что отмечаются положительные изменения в показателях силовых способностей в экспериментальных и контрольных группах. У студентов экспериментальной группы выявлены статистически достоверные отличия по сравнению с аналогичными показателями у студентов контрольных групп.

Так, в экспериментальной группе студентов в положительную сторону изменились все показатели силовых способностей. Наибольший прирост показан в результатах сгибания и разгибания рук в упоре лежа (прирост составил 49,7 %) и подтягивание на перекладине, где показатели улучшились на 51,7 % (табл. 2).

Поднимание туловища из положения лежа на животе отражает показатели силы брюшного пресса в процессе дозированной нагрузки за счет использования атлетической гимнастики, тест отразил прирост результата на 23,6 %. Полученные данные позволяют утверждать, что разработанный комплекс развития силовых способностей для исследуемой экспериментальной группы студентов в большей мере повлиял на тренированность мышц верхнего плечевого пояса и туловища. В

положительную сторону изменились показатели жима на 22,8% с достоверностью различий при р<0,05.

Таблица 2

Исходные показатели результатов тестирования экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ)

Показатели измерений Группа НЭ КЭ % Р

Жим, кг ЭГ 37,5+2,21 46,05+2,21 22,8 <0,05

КГ 38,5+2,19 41,52+2,19 7,8 >0,05

Приседание, кг ЭГ 42,5+2,53 51,3+2,53 20,7 <0,05

КГ 42,95+2,54 47,2+2,54 9,8 >0,05

Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз ЭГ 18,6+0,39 23+0,39 23,6 <0,05

КГ 18,82+0,36 20,4+0,39 8,3 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз ЭГ 12,09+0,24 18,1+0,24 49,7 <0,05

КГ 12,71+0,29 15,3+0,29 20,3 >0,05

Подтягивание, кол-во раз ЭГ 4,23+2,13 6,42+2,13 51,7 <0,05

КГ 4,19+2,13 5,2+2,13 24,0 >0,05

Примечание: НЭ - начало эксперимента; КЭ - конец эксперимента.

Данный результат позволяет говорить об эффективности подобранных нами упражнений для развития мышц груди, верхнего плечевого пояса и мышц спины, сочетание мышечных сопротивлений. Для развития мышц груди применялись комбинированные упражнения. Для роста результата и силы мышц груди использовался метод максимальных усилий.

Также наблюдается соотношение прироста результата в приседании со штангой на 20,7 %. Можно утверждать, что разработанный комплекс развития силовых способностей для данной группы студентов в большей мере повлиял на тренированность мышц верхнего плечевого пояса и туловища.

Таким образом, доказана эффективность экспериментальной программы прикладной физической культуры, реализованной в учебном процессе и основанной на использовании атлетической гимнастики. Подтверждена правильность выбранного инструментария силовой подготовки, направленной на повышение уровня физической подготовленности студентов, удовлетворения мотивационной сферы студентов в занятиях физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бельский И.В. Особенности методики атлетической гимнастики в режиме свободного времени студентов: автореф. дис ...канд. пед. наук. Минск, 1989. 24 с.

2. Виноградов И.Г. Силовая тренировка для студентов вузов: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005. 48 с.

3. Люташин Ю.И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 169 с.

4. Пирназарова Н.Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток: на примере ритмической гимнастики: дис. ...канд. пед. наук. Новосибирск, 2007. 189 с.

Бакшева Татьяна Витальевна, канд. пед. наук, доц., fksportamail.ru, Россия, Ставрополь, Северо-Кавказский федеральный университет

ATHLETIC GYMNASTICS IN THE CONTEXT OF APPLIED PHYSICAL EDUCATION

STUDENTS

T. V. Baksheva

In the article considered the problems of improving the content of applied physical culture of students - future social workers. And revealed the necessity of the introduction of means of athletic gymnastics and the best ways to use them in physical education students. On the basis of the research the author proved the effectiveness of the organization of employment by athletic gymnastics as a backbone structure, and composition of the different components of the logical sequence of athletic gymnastics strength training program announced in applied physical culture of students

Key words: applied physical training, university students, future social workers, athletic gymnastics.

Baksheva Tatyana Vitalevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, fksportamail. ru, Russia, Stavropol, North-Kavskazsky Federal University

УДК 796.011:373.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Н. Богданова, П.Ф. Шевлякова, Р.Ф. Богданова

Изучено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей. Предложены эффективные средства профилактики нарушений осанки в соответствии с поставленными задачами выделенных периодов организации лечебно-оздоровительных занятий.

Ключевые слова: нарушение осанки, детский возраст, физические упражнения, дошкольные учреждения, занятия в бассейне.

По данным статистики 15-17 % дошкольников имеют нарушения осанки, в 7-9 лет - у каждого третьего ребенка, а среди школьников процент возрастает до 80 %. Значение правильной осанки трудно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.