Научная статья на тему 'О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан'

О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ / РАСКРЫТИЕ УБИЙСТВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ / MISSING / CRIME SOLVING / TERRITORIAL AGENCIES OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA / INTEGRAL USE OF MATERIAL AND HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов А.В., Парфёнов А.В.

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в территориальных органах МВД России при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов А.В., Парфёнов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerns related with Integrated Use of Material and Human Resources of Territorial Agencies of the Ministry of the Interior of Russia concerning Investigation of Murder Cases related with Missing of Individuals

The paper considers the concerns of the territorial agencies of the Ministry of Interior of Russia emerging from the investigation of murder cases related with missing of individuals. The solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан»

I_

теория и практика

правоохранительной деятельности

А.В. ВОРОНЦОВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,

кандидат юридических наук

А.В. ПАРФЁНОВ,

старший преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности (Академия управления МВД России)

A.V. VORONTSOV,

Associate Professor, Department of Organization of Police Intelligence Activity,

Candidate of Law

A.V. PARFENOV,

Senior Lecturer, Department of Organization of Police Intelligence Activity (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.6

о проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов мВд россии в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан

concerns related with integrated use of Material and Human Resources of Territorial Agencies of the ministry of the interior of russia concerning investigation of murder cases related with missing of individuals

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в территориальных органах МВД России при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Предлагаются пути их решения.

Без вести пропавший, раскрытие убийств, территориальные органы МВД России, комплексное использование сил и средств.

The paper considers the concerns of the territorial agencies of the Ministry of Interior of Russia emerging from the investigation of murder cases related with missing of individuals. The solutions are proposed.

Missing, crime solving, territorial agencies of the Ministry of Interior of Russia, integral use of material and human resources.

Розыск без вести пропавших лиц — актуальная государственная задача, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина. В России ежегодно находится в розыске более 100 тыс. без вести пропавших лиц, что примерно

соответствует населению крупного районного центра одного из субъектов Российской Федерации (далее — РФ). Многие из лиц, пропавших без вести, становятся жертвами преступлений. В 2015 г. в России в розыске с возбуждением уго-

ловного дела по основаниям, предусмотренным ст. 105 Уголовного кодекса РФ [1], находились 14 тыс. человек. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [4], называет преступные посягательства, направленные против личности, в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

Своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки и качественное раскрытие такого сложного преступления, как убийство, связанное с безвестным исчезновением человека, требует от руководителя территориального органа МВД России комплексного использования сил и средств, своевременной организации правового, технического и методического обеспечения, материального стимулирования задействованных сотрудников. Однако в настоящее время в территориальных органах МВД России раскрытие преступлений данного вида обеспечивается, как правило, силами небольшого подразделения уголовного розыска.

В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) разыскная работа упоминается при перечислении задач оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) и оснований проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) [2]. В то же время данный Закон не содержит понятия и порядка организации разыскной работы. Хотя в организации розыска без вести пропавших лиц за-действуются все правоохранительные органы России, данное направление ОРД регламентируется исключительно нормативными правовыми актами МВД России, носящими, как правило, закрытый характер и возлагающими основную нагрузку на подразделения уголовного розыска. На этом основании не только иные правоохранительные органы, но и другие службы территориальных органов МВД России оказываются в стороне от разыскной работы. Поэтому, на наш взгляд, следует инициировать внесение в Закон об ОРД соответствующих изменений, раскрывающих содержание и особенности разыскной и идентификационной деятельности, либо подготовить отдельный законодательный акт по этому вопросу.

Еще в 1991 г. руководство МВД РСФСР отмечало, что хотя раскрытие преступлений является основной функцией всех служб, реально в ее решении участвует лишь один из 12 сотрудников органов внутренних дел [6]. Однако по прошествии четверти века продолжается стереотипное реагирование руководителей территориальных органов МВД России на подобные изменения оперативной обстановки. До сих пор среди

ряда названных руководителей бытует мнение, что работа по раскрытию убийств, а также разыскная и идентификационная деятельность являются задачами и входят в компетенцию лишь подразделений уголовного розыска, что противоречит действующему законодательству [2, 3] и не соответствует требованиям нормативных правовых актов МВД России.

Тенденции развития преступности, изменения в законодательстве требуют от руководителей территориальных органов МВД России совершенствования старых и поиска новых форм комплексного использования сил и средств как в целом для раскрытия преступлений, так и для раскрытия отдельных их видов, в том числе убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. В 2015 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее — Инструкция) [5], которая предусматривает персональную ответственность руководителей подразделений органов внутренних дел за надлежащую организацию розыска без вести пропавших. Согласно данной Инструкции о признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица свидетельствуют следующие обстоятельства:

— отсутствие у без вести пропавшего лица заболеваний, которые могли бы обусловить его скоропостижную смерть или потерю памяти;

— наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей и денежных средств, без которых оно не может обойтись в случае длительного отсутствия;

— важные события, участие в которых запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка и т. п.);

— наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

— безвестное исчезновение лица с автотранспортом;

— длительное неполучение заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин;

— поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица или иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом);

— безвестное исчезновение несовершеннолетнего и т. д. [5].

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

к S а О ы е-

17

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

К S а О ы е-

18

Эффективность розыска без вести пропавшего человека во многом зависит от организации правильной последовательности действий всех сотрудников территориального органа МВД России, в который поступило заявление (сообщение) о данном факте. После регистрации этого заявления (сообщения) в установленном порядке, как правило, составляется протокол заявления о без вести пропавшем, подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, во что был одет, какие вещи имел при себе и др.), сведения, характеризующие его личность и эмоциональное состояние (страдал ли психическими расстройствами, наркоманией, токсикоманией, состоял ли на учете в наркологическом или психиатрическом диспансерах), данные всех родственников (близких и дальних), сведения о круге связей пропавшего.

После этого дежурной следственно-оперативной группой (далее — СОГ) территориального органа МВД России производятся осмотры последнего места пребывания и места жительства пропавшего, автомашин родственников (с составлением протоколов), осуществляется поиск следов возможного преступления (грубых нарушений обстановки, бурых пятен на предметах мебели, стенах и полу). Протоколом осмотра должны изыматься: фото (фотофайлы) пропавшего лица (для организации розыска, проведения портретно-идентификационной экспертизы), его записные книжки, личные и служебные документы, образцы почерка (для проведения почерко-ведческой экспертизы), его одежда и обувь (для проведения одорологической и биологической экспертиз), по возможности — следы рук, волосы без вести пропавшего, следы биологического происхождения (для проведения дактилоскопической и генетической экспертиз). При наличии у пропавшего компьютера копируется жесткий диск. Параллельно проводятся опросы лиц, которым может что-либо быть известно об обстоятельствах исчезновения человека.

По собранным данным даются ориентировки на проведение розыска в другие территориальные органы МВД России, обязательно уведомляются руководители подразделений уголовного розыска территориального органа МВД России по субъекту РФ по линиям раскрытия преступлений против личности и по розыскной работе. При наличии достаточных данных о совершении в отношении без вести пропавшего человека преступления все собранные материалы незамедлительно передаются в территориальный орган Следственного комитета РФ по месту его пропажи или по месту последнего известного его местонахождения. В таком случае уголовное дело, как правило, возбуждается по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ [1].

Во всех случаях безвестного исчезновения несовершеннолетнего, пожилого или больного человека необходимо организовать проведение поисково-спасательных мероприятий в населенном пункте (и окрестностях) его исчезновения. В этих целях на базе территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого произошло происшествие, как правило, создается оперативный штаб и его рабочая группа. Руководителем оперативного штаба назначается начальник данного территориального органа МВД России или его заместитель — начальник полиции, рабочую группу возглавляет заместитель начальника полиции по оперативной работе или начальник подразделения уголовного розыска.

В поисково-спасательных мероприятиях, по мере возможности, задействуется максимальное количество сил и средств: сотрудники территориального органа МВД России, приданные силы иных органов внутренних дел, учреждений и частей национальной гвардии РФ, воинских частей Министерства обороны РФ, спасательных подразделений МЧС России, представители народных дружин, волонтерских организаций и иные лица (в лесном массиве — лесники, егеря, на водоеме — водолазы). Все задействованные лица должны быть строго учтены по паспортным данным, контактному номеру телефона. Территория поиска по топографической карте делится на квадраты с четко определенными границами (населенный пункт — по проезжим частям, автотрасса — по километровым отметкам, лесной массив или водоем — по установленным сигнальным флажкам или ленточкам), для каждого из которых выделяется отдельный поисковый отряд, состоящий из необходимого количества групп. В каждый поисковый отряд, по возможности, выделяются кинологи со служебно-разыскны-ми собаками.

Несмотря на то что в розыскной работе и раскрытии преступлений, согласно требованиям ведомственных нормативных правовых актов, обязательно участие всех служб органов внутренних дел, в ряде территориальных органов МВД России методические рекомендации по организации розыскной работы и идентификационной деятельности разрабатываются, как правило, только для сотрудников уголовного розыска. По нашему мнению, во всех территориальных органах МВД России должны быть разработаны методические рекомендации по розыску без вести пропавших лиц для различных служб, а также краткие памятки по данной тематике для сотрудников, входящих в дежурную СОГ, группу немедленного реагирования, для патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб.

Например, сотрудники наружных служб (патрульно-постовая и дорожно-патрульная службы) при выезде на место обнаружения в водоеме трупа неустановленного лица должны знать, что труп утопленника, как правило, находится в воде лицом вниз, и в этом положении необходимо его зафиксировать до прибытия судебного медика или медика-криминалиста. Ни в коем случае нельзя менять положение трупа, переворачивая его лицом вверх. Под воздействием прямых солнечных лучей, на открытом воздушном пространстве мягкие ткани тела за несколько минут покрываются трупными пятнами, увеличиваются в объеме (разбухают) и т. д., что в дальнейшем негативно влияет на качество опозновательной фотосъемки трупа и пр.

Функции различных подразделений территориальных органов МВД России по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, по нашему мнению, должны устанавливаться нормативным правовым актом МВД России и носить комплексный характер.

1. Сотрудники дежурных частей:

— незамедлительно информируют руководство территориальных органов МВД России и подразделений уголовного розыска, дежурного руководителя территориального подразделения Следственного комитета РФ, а при необходимости — иные правоохранительные органы о получении данных, касающихся убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, розыска без вести пропавших лиц или обнаружения неопознанных трупов;

— управляют силами и средствами территориальных органов МВД России в случаях возникновения ситуаций, требующих проведения неотложных действий, направленных на раскрытие преступлений данного вида, обнаружения разыскиваемых лиц или неопознанных трупов.

2. Сотрудники подразделений уголовного розыска выполняют следующие основные функции:

— рассматривают в порядке своей компетенции заявления о розыске без вести пропавших лиц и заводят по данным фактам дела оперативного учета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществляют ориентирование, анализ и планирование в сфере розыска без вести пропавших лиц, идентификации неопознанных трупов;

— непосредственно проводят разыскные мероприятия;

— исполняют разыскные поручения, задания и ориентировки других территориальных органов МВД России;

— проводят комплекс ОРМ по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

3. Сотрудники экспертно-криминалистиче-ских подразделений:

— участвуют в качестве специалистов при осмотре неопознанных трупов и мест их обнаружения, а также при осмотре мест последнего и возможного проживания (пребывания) без вести пропавших лиц;

— проводят исследования и экспертизы с целью получения сведений о разыскиваемых лицах и неопознанных трупах;

— осуществляют в установленном порядке идентификацию по экспертно-криминалистиче-ским учетам;

— принимают участие в исследовании следов, предметов (веществ) и документов в целях выявления признаков преступлений, в том числе убийств, а также в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

— содействуют установлению личности неопознанных трупов, отбору образцов для сравнительного исследования;

— изготавливают субъективные портреты, разыскные таблицы.

4. Сотрудники подразделений по противодействию экстремизму, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции:

— выявляют пропавших без вести лиц в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности по своим направлениям;

— оказывают всестороннее содействие уголовному розыску в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

5. Сотрудники информационных центров и подразделений оперативно-разыскной информации:

— осуществляют сбор, обработку, регистрацию, учет и хранение информации, связанной с осуществлением разыскной деятельности;

— выдают по запросам и инициативно указанную информацию в подразделения уголовного розыска.

6. Участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних:

— выявляют на обслуживаемой территории без вести пропавших лиц, принимают участие в обследовании участков местности при их поиске;

— принимают меры к получению информации о местонахождении без вести пропавших лиц, совершении в отношении них преступлений и ее реализации совместно с сотрудниками подразделений уголовного розыска;

— участвуют в деятельности по идентификации неопознанных трупов.

7. Сотрудники подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения и патрульно-постовой службы:

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

к S а О ы е-

19

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

К S а О ы е-

20

— выявляют без вести пропавших лиц в ходе повседневной деятельности;

— получают инициативно информацию о местонахождении без вести пропавших лиц, совершении в отношении них преступлений и передают ее в подразделения уголовного розыска;

— участвуют в оцеплении, обследовании участков местности при поиске пропавших без вести лиц.

Учитывая, что Академией управления, другими образовательными организациями системы МВД России проводятся глубокие научные исследования в сфере организации розыска без вести пропавших лиц, по нашему мнению, целесообразно было бы закрепить в нормативном правовом акте МВД России возможность привлечения специалистов из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений МВД России к работе СОГ территориальных органов МВД России по раскрытию преступлений, имеющих высокий об-

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 01.05.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СПС Кон-сультантПлюс.

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС Гарант.

щественный резонанс. Данное решение могло бы стать новой формой рабочего взаимодействия высших учебных заведений МВД России с территориальными органами.

Таким образом, гарантией достижения оптимального результата по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, является согласованная работа всех служб территориальных органов МВД России, а также тесное взаимодействие со следователями территориального подразделения Следственного комитета РФ. Для качественного выполнения стоящей перед территориальными органами МВД России задачи по раскрытию преступлений данного вида, на наш взгляд, требуется подготовка методических рекомендаций, содержащих алгоритмы действий сотрудников различных подразделений (службы участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы и пр.) по заявлению (сообщению) о безвестном исчезновении человека или обнаружении неопознанного трупа.

5. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц: приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5 // СПС Гарант.

6. О мерах по дальнейшему совершенствованию организации работы органов внутренних дел по раскрытию преступлений: приказ МВД РСФСР от 17 декабря 1991 г. № 231.

Тел.: 8 (499) 745-95-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.