Научная статья на тему 'Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан'

Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2687
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БЕЗВЕСТНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ГРАЖДАН / РАЗЫСКНАЯ РАБОТА / УМЫШЛЕННОЕ УБИЙСТВО / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / OPERATIONAL AND SEARCH MEASURES / INTERIOR BODIES / DISAPPEARANCE OF CITIZENS / DETECTIVE WORK / PREMEDITATED MURDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенов А.В.

В статье рассматриваются особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и проверки материалов по заявлениям, сообщениям о безвестном исчезновении граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парфенов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the disclosure of murders connected with missing persons

Some features of the disclosure of murders connected with missing persons and testing of the materials on the applications and reports of the disappearance of citizens are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан»

А.В. ПАРФЕНОВ,

преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

(Академия управления МВД России)

Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан

В статье рассматриваются особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и проверки материалов по заявлениям, сообщениям о безвестном исчезновении граждан.

оперативно-разыскная деятельность, опера -тивно-разыскные мероприятия, органы внутренних дел, безвестное исчезновение граждан, разыскная работа, умышленное убийство.

Установление судьбы лиц, без вести пропавших, имеет большое значение в обеспечении эффективной охраны личности от преступных посягательств и является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод граждан [1]. Следовательно, розыск лиц, пропавших без вести, является одной из важнейших задач оперативно-разыскной деятельности [2], решение которой возложено на подразделения уголовного розыска.

Ежегодно в розыск объявляется более 70 тыс. граждан, пропавших без вести. В 12—15 % случаев в среднем по России обстоятельства исчезновения квалифицируются как криминальные, и по ним возбуждаются уголовные дела. В 2010 г. с возбуждением уголовного дела разыскивались 12 678 лиц [5].

На фоне значительного количества тяжких преступлений число умышленных убийств за пять лет фактически не уменьшается, только за 2010 г. зарегистрировано 15 563 случая убийства и покушений на убийство [5].

Для Министерства внутренних дел Российской Федерации выявление и раскрытие убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, также являются актуальными проблемами. Этим вопросам уделено большое внимание: повышаются требования к разыскной работе, усиливается контроль за ее ходом и конечными результатами. Анализ состояния разыскной деятельности свидетельствует о снижении числа лиц, пропавших без вести, объявленных в розыск, и количества граждан, личность которых установлена по неопознанным трупам.

Следует отметить, что это не отражает реальной картины совершенных противоправных действий, замаскированных под безвестное исчезновение граждан. До настоящего времени судьба более 47 тыс. человек остается невыяс-

ненной. Всего в 2010 г. разыскивались 115 037 человек [6]. Неудовлетворительные результаты розыска лиц, пропавших без вести, обоснованно вызывают негативный общественный резонанс и отрицательные оценки населением деятельности полиции в этой сфере.

Успех борьбы с данным видом преступлений во многом зависит от эффективности и согласованности планируемых оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий, которые должны согласовываться с тактическими целями и задачами, и предусматривать использование научно-технических средств.

Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на заявления, сообщения о безвестном исчезновении граждан существенно отличается от работы по раскрытию умышленных убийств.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении органами внутренних дел допускаются ошибки, нарушения законности. Анализ показывает, что при рассмотрении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан в качестве мотива отказа в возбуждении уголовного дела приводится отсутствие признаков, дающих основание для решения этого вопроса таким образом.

При отказе в возбуждении уголовного дела или при его возбуждении недопустимы произвольные формулировки оснований к принятию процессуального решения.

Следовательно, от сотрудников уголовного розыска требуются навыки, связанные с обнаружением признаков, свидетельствующих о криминальных обстоятельствах исчезновения пропавшего, умение выявлять, собирать, закреплять доказательства с применением научно-технических средств и, основываясь на этом, изобличать подозреваемого в убийстве.

Существовавшая длительное время практика непроцессуального рассмотрения заявлений о безвестно исчезнувших людях сформировала у многих руководителей и сотрудников органов внутренних дел отношение к такого рода материалам как второстепенным, малозначительным.

Первоначально объектом интереса оперативного сотрудника может являться информация общего характера о лице, пропавшем без вести, его связях, об обстоятельствах исчезновения, о возможных причинах. Полученные

75

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

76

данные позволяют организовывать неотложные оперативно-разыскные мероприятия, выявить особенности личности пропавшего и, самое главное, — предполагаемого преступника.

Оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия по делам этой категории начинаются при максимальном дефиците поисковой информации или, более того, — при умышленно фальсифицированной заинтересованными лицами исходной информации.

Вместо обычного начала работы по делу об убийстве — осмотра трупа и места происшествия — здесь необходимо начинать с выполнения совместно со следователем следующих действий:

а) опросов заявителя и лиц, хорошо знавших исчезнувшего, включая членов его семьи, родственников, соседей, сослуживцев и др.;

б) осмотра предполагаемого места совершения преступления, а также последнего места пребывания разыскиваемого.

Важной задачей осмотра является обнаружение не только трупа, но и следов совершения или сокрытия убийства, в первую очередь следов биологического происхождения. Например, к моменту осмотра, следы крови чаще всего оказываются замытыми. Необходимо обращать внимание на подозрительные пятна, признаки свежей побелки стен, заново окрашенных участков пола, свеженаклеенных обоев.

Приведем характерный пример. В ОВД Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия с заявлением обратилась гражданка С. о том, что ее муж, гражданин С., пропал без вести. Из объяснения заявительницы следовало, что последний раз С. видели в квартире у проживающих по соседству его знакомых — супругов В. При осмотре квартиры последних в прихожей комнате на обоях обнаружены пятна бурого цвета, которые были изъяты и в последующем предъявлены гражданам В. в качестве улик. После этого последние дали показания о том, что в ходе совместного распития спиртных напитков они совершили убийство С. а труп перенесли и сбросили в реку.

Объектом тщательного обследования должны стать вещи исчезнувшего (одежда и обувь), постельные принадлежности, обивка мебели и ее внешние и внутренние стенки, плинтус, щели между половицами, плитками паркета, ножки стульев и т. п.

Если в месте осмотра официально отрицается пребывание разыскиваемого, а материалы дела позволяют это предположить, необходимо, кроме прочего, искать следы пальцев и затем идентифицировать с отпечатками разыскиваемого (если они имеются; например, в ситуации, когда пропавший был ранее судим или удалось изъять их с предметов, которыми он пользовался).

Большое значение может иметь обнаружение предметов, которые, судя по обстоятельствам

заявления, должны находиться при лице, пропавшем без вести. Это одежда и обувь в зависимости от сезона, иные мелкие предметы, такие, как очки, часы, кольца, сумочки и др.

Реагирование на заявления о безвестном исчезновении граждан и раскрытие убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, предопределяет необходимость участия в этом процессе следователя Следственного комитета Российской Федерации [4]. Для оперативного сотрудника создается возможность, позволяющая ему, как участвующему при производстве следственного действия, произвести оперативный осмотр, проанализировать эффективность проведения оперативно-разыскных мероприятий, получить образцы для сравнительного исследования и т. д.

Проведение осмотров следователями СК РФ определяет позицию и отношение к исчезновению именно как к возможно совершенному убийству, если оно совершено лицом из близкого окружения пропавшего. Поведение близких в данном случае будет объектом интереса оперативного сотрудника [8, с. 55].

Организационно-документальной основой проведения оперативно-разыскных мероприятий, связанных с розыском без вести пропавших лиц, являются заводимые по таким фактам в соответствии с ведомственными нормативными актами дела оперативного учета.

Работа ведется в рамках разыскного дела, но с возможным расчетом на действия преступников, характерные для совершении убийства. Организуются оперативный контроль за родственниками и связями лица, без вести пропавшего, их тщательная проверка и изучение. Особое внимание уделяется информации, полученной из оперативных источников, о проявляющемся интересе к пропавшему лицу криминальной среды. В отношении лиц, проявляющих такой интерес, осуществляются проверки в рамках указанного дела, и таким путем отрабатывается одна из разыскных версий.

Перечень поводов и оснований к возбуждению уголовного дела указан в ст. 140 УПК РФ [3]:

«1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

При наличии одного из указанных поводов и имеющихся оснований принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела по каждому виду преступлений имеет специфические осо-

бенности. При исчезновении человека уголовное дело может быть возбуждено при наличии признаков, дающих основание полагать, что это исчезновение явилось следствием преступления, в частности убийства.

Возбуждение уголовного дела происходит, как правило, по сообщению граждан. Чаще всего это заявления членов семьи и родственников исчезнувшего, проживающих как вместе с ним, так и отдельно. Иногда заявления подаются и посторонними лицами, например, соседями исчезнувшего. Реже поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение организации, где работал исчезнувший [7, с. 25].

Статья 140 УПК РФ устанавливает, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления [3].

Сообщение в орган расследования подлежит проверке с точки зрения обоснованности. При этом имеется в виду, в первую очередь, наличие признаков преступления. Если в сообщении заявителя содержатся факты, указывающие на признаки преступления, то такое заявление должно быть не только законным поводом, но и достаточным основанием для немедленного возбуждения уголовного дела.

Следственная практика показывает: чем скорее начинается расследование убийства, связанного с безвестным исчезновением лица, тем более эффективные результаты оно дает. Также отметим, что в заявлениях об исчезновении потерпевшего члены семьи, если они причастны к убийству, боясь изобличения, никогда не указывают конкретных причин исчезновения и стремятся ограничиться в своих заявлениях общими сведениями. В этих случаях они предпочитают не уточнять, куда, почему и зачем уехал потерпевший, отговариваясь полным незнанием этого. Когда такое объяснение звучит неправдоподобно, отделываются неопределенными объяснениями: «Ушел куда-то и не вернулся».

Заявления, поданные лицами, не причастными к убийству, обычно содержат в себе указание на возможное убийство исчезнувшего, причем, как правило, в заявлении прямо называется лицо, подозреваемое в убийстве.

Очень часто заявитель вообще не указывает никакой причины исчезновения потерпевшего, а поэтому в распоряжении следователя не оказывается никаких данных, позволяющих с достаточной степенью вероятности судить о том, что исчезновение человека вызвано убийством.

Практика показывает, что исчезновение человека часто не связано с убийством. Например, отъезд в другую местность, внезапная болезнь, несчастный случай, командировка и т. д.

В отношении малолетних детей и психически больных лиц иногда выясняется, что они

заблудились или потерялись. Все это говорит о том, что проверку материалов при возбуждении уголовного дела, связанного с отсутствием потерпевшего, следует проводить особенно тщательно.

Спецификой проверки сообщений об исчезновении людей является то, что событие преступления, т. е. убийство исчезнувшего, доказывается косвенными доказательствами.

Для того чтобы в результате проверки прийти к вероятному выводу о насильственной смерти, необходимо, чтобы все другие, наиболее возможные причины исчезновения, также были проверены и, по возможности, исключены. Большое значение имеет получение данных о личности исчезнувшего, документах, вещах, одежде, пропавших вместе с ним или оставшихся дома.

При установлении признаков преступления должно быть возбуждено уголовное дело и проводиться расследование; оперативно-разыскные мероприятия осуществляются согласно действующим ведомственным нормативно-правовым актам, в рамках дела оперативного учета.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144—ФЗ.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 70/122.

5. Состояние преступности в России за 2010 год: ГИАЦ МВД России. М., 2011.

6. Сведения за 2010 год «О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов»: ГИАЦ МВД России. М., 2011.

7. Мудьюгин Т.Н. Расследование убийств по делам,

возбужденным в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1997.

8. Михайлов Б.П., Варшавец Д.Б. Тактико-психологические основы обеспечения первоначального этапа раскрытия убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан: Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел // Научный журнал. 2008. № 1(5).

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.