Научная статья на тему 'О питании тундряной куропатки lagopus mutus pleskei орешками кедрового стланика Pinus pumila'

О питании тундряной куропатки lagopus mutus pleskei орешками кедрового стланика Pinus pumila Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
66
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Потапов Р. Л.

Второе издание. Первая публикация в 1988 г. Потапов Р.Л. 1988. О питании тундряной куропатки Lagopus mutus pleskei Serebr. орешками кедрового стланика // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 182: 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О питании тундряной куропатки lagopus mutus pleskei орешками кедрового стланика Pinus pumila»

Чаликова Е.С. 2007. О крайних случаях сокращения численности птиц в Таласском Алатау (Западный Тянь-Шань) // Поиск. Серия естест. и тех. наук. Алматы, 1: 91-94.

Чаликова Е.С. 2007. Интенсивность развития сельского хозяйства как регулирующий фактор численности полевого жаворонка, сороки и просянки // Исследования, результаты. (КазНАУ). Алматы, 1: 94-98.

Чаликова Е.С. 2007. Многолетние изменения состава и численности гнездящихся птиц Западного Тянь-Шаня (заповедник Аксу-Джабаглы). Автореф. дис. канд. биол. наук. Алматы: 1-20.

Ю ^

0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 538: 2332-2334

О питании тундряной куропатки Lagopus шиШв pleskei орешками кедрового стланика Ртив ришПа

Р. Л. Потапов

Второе издание. Первая публикация в 1988*

Наблюдения проводились в первой декаде декабря 1987 года в верховьях реки Дукчи, в 25 км от Магадана, где северо-сибирская тундряная куропатка Lagopus шиШБ р1взкв1 Serebrowski 1926 является обычной птицей.

Во время наблюдений эти птицы держались небольшими группами по 3-10 особей у верхней границы леса. Здесь растут последние лиственничники и каменноберезники вперемежку с кустами кедрового стланика, а выше на окружающих склонах — кусты кедрового и ольхового стланика, причём последний занимает в основном прирусловые части у ручьёв в верховьях распадков. Стайки тундряных куропаток кормились здесь обычным образом, передвигаясь всей группой в одном направлении от куста к кусту. Поверхность рыхлого снега была покрыта пересекающимися цепочками следов этих птиц различной степени давности. На кустах ольхи куропатки скусывали серёжки, плотно прикреплённые к кончикам ветвей, а также свежие, данного года побеги на верхних частях крупных веток. Серёжки прикреплены к веткам настолько плотно, что при скусывании птицей основание её остаётся на месте. Куропатки как бы отламывают серёжку у основания. По следам было видно, что птицы внимательно обследуют также

* Потапов Р.Л. 1988. О питании тундряной куропатки Ьадорив шиШврієвкєі ЯегеЪг. орешками кедрового стланика //Тр. Зоол. ин-та АН СССР 182: 137-139.

и кусты кедрового стланика, которые к этому времени уже были прижаты снегом к земле и завалены им почти целиком. Дальнейшее изучение свежих следов и наблюдение за кормящимися птицами показали, что птицы разыскивают шишки кедрового стланика, расположение которых на ветвях удобно для расклёвывания. Найдя такую удобно расположенную шишку, куропатка начинает её расклёвывать, отламывая чешуи начиная с верхушки и доставая орехи, которые проглатывает целиком. Обычно шишка не используется до конца и «разбирается» не более, чем на 2/3. Шишка, упавшая на снег, становится для куропатки недоступной, поскольку сама птица не может жёстко её фиксировать, что необходимо для расклёвывания. Кроме того, куропатки поедали сочные побеги кедрового стланика, скусывая их у основания. Кое-где на местах кормёжки на снегу валялась оброненная птицами с веток хвоя, что создавало впечатление, будто куропатки поедали и её. Однако в экскрементах птиц, которые были собраны здесь же, в отличие от изобиловавших частиц ореховой скорлупы, остатков хвоинок не обнаружено.

До сих пор питание орехами кедровой сосны и кедрового стланика для тундряной куропатки известно не было. Наши наблюдения показывают, что при урожае этих орехов тундряные куропатки с успехом ими питаются. Следует заметить, что в месте наблюдения было большое количество кедровок Nucifraga caryocatactes, поползней Sitta eu-ropaea и белок Sciurus vulgaris, также активно питавшихся орехами кедрового стланика, однако в основном они разыскивали шишки на кустах в пределах лиственничного или берёзового леса, тогда как тундряные куропатки кормились на кустах, расположенных на открытых участках распадков и окружающих склонах.

Вполне возможно, что орехами кедрового стланика может кормиться и белая куропатка Lagopus lagopus, но она во время наших наблюдений уже не встречалась в этом поясе, концентрируясь в кустарниковой пойме Дукчи значительно ниже.

В местах наблюдения в верховьях реки Дукчи общая численность тундряных куропаток в каждом распадке составляла 10-15 птиц, что соответствовало плотности примерно 8 птиц на 100 га. Это были, несомненно, местные птицы, регулярно кормившиеся в верховьях долинок и на окружающих склонах вплоть до перевальных гребней. Одновременно нами были получены сведения о значительной концентрации тундряных куропаток в низовьях Яны, в 80 км к западу от места наших наблюдений. Местные охотники добывали в последних числах ноября до 50 особей в день на человека. Птицы явно спустились в эти низовья с окружающих гор и, по-видимому, двигались вдоль охотского побережья к юго-западу. По словам охотников, такое обилие тундряных куропаток бывает редко, примерно один раз в 10 лет.

В верховьях Дукчи 3-5 декабря при ясной солнечной погоде и небольшом, около -15°С, морозе, по утрам можно было слышать типичный брачный позыв самцов «кыррр...крррррыу-крррррыу...ко-ко-ко-ко», а при подходе к кормящейся стайке, когда птицы уходили от человека, слышны были позывки типа «уть...уть...уть...» и особый пискливый звук, напоминающий мяуканье. Птицы были сравнительно доверчивы и подпускали на 8-10 м.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 538: 2334-2337

Славка-завирушка Sylvia curruca на Западном Алтае

Б. В. Щербаков

Союз охраны птиц Казахстана, проспект Ушанова, д. 64, кв. 221, г. Усть-Каменогорск, 492024, Казахстан. E-mail: biosfera_npk@mail.ru

Поступила в редакцию 6 декабря 2009

Славка-завирушка Sylvia curruca — обычный гнездящийся и многочисленный пролётный вид степной и горно-лесной частей Западного Алтая (Восточно-Казахстанская область). М.Н.Корелов (1972) пришёл к выводу, что отличия между популяциями славок, населяющих север Казахстана и Юго-Западную Сибирь, стушёвываются. Добытые нами на Западном Алтае 13 экземпляров S. curruca мы отнесли к S. с. curruca (Linnaeus, 1758) и S. c. telengitica Sushkin, 1925. В очерке эти две формы не разделяются по причине того, что в полевых условиях они визуально практически не отличимы друг от друга.

На степной окраине Алтая славка-завирушка предпочитает древесно-кустарниковые заросли; в лесном же поясе поселяется в различных таёжных формациях с развитым кустарниковым подлеском, где заходит в горы до 1700 м над уровнем моря, а местами и выше. По мнению М.Н.Корелова (1972), на Алтае S. curruca гнездится в настоящих горных условиях до 1600 м н.у.м.. Такие же переделы в её распространении указывал и П.П.Сушкин (1938). По нашим наблюдениям, на Западном Алтае она поселяется, хотя и редко, много выше. На гнездовании эта славка была найдена у восточной оконечности Ивановского хребта и по прилегающим к нему склонам Линейского хребта, поселяясь в кедрово-лиственничном редколесье (1900 м), где субальпийские луга сочетаются с зарослями хвойных стлаников, карликовой берёзки, а также в зарослях жимолости татарской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.