Научная статья на тему 'О необходимости становления ядерного права как самостоятельной учебной дисциплины и создания академической кафедры ядерного права'

О необходимости становления ядерного права как самостоятельной учебной дисциплины и создания академической кафедры ядерного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСАТОМ" / STATE CORPORATION "ROSATOM" / ЯДЕРНОЕ ПРАВО / NUCLEAR LAW / КАФЕДРА ЯДЕРНОГО ПРАВА / ЮРИСТЫ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ПРАВА / LAWYERS IN THE FIELD OF THE NUCLEAR LAW / THE CHAIR OF THE NUCLEAR LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корниенко Валерий Тарасович, Брагина Елена Александровна

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью создания академической кафедры ядерного права в высших учебных заведениях ядерной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the nuclear law as independent academic discipline and the academic chair of the nuclear law

This article considers the problems, concerning the necessity of formation the academic chair of the nuclear law in universities which train nuclear engineers.

Текст научной работы на тему «О необходимости становления ядерного права как самостоятельной учебной дисциплины и создания академической кафедры ядерного права»

УДК 378.016

О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЯДЕРНОГО ПРАВА, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, И СОЗДАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ ЯДЕРНОГО ПРАВА

В.Т. Корниенко, Е.А. Брагина

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонский филиал Ростовской областной коллегии адвокатов, _г. Волгодонск, Россия_

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear

University «MEPhI», Volgodonsk branch of Rostov regional Bar, Volgodonsk, Russia

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью создания академической кафедры ядерного права в высших учебных заведениях ядерной направленности.

Ключевые слова:Госкорпорация «Росатом», ядерное право, кафедра ядерного права, юристы в области ядерного права.

This article considers the problems, concerning the necessity of formation the academic chair of the nuclear law in universities which train nuclear engineers.

Keywords: State corporation «Rosatom», nuclear law, the chair of the nuclear law, lawyers in the field of the nuclear law.

Думай. Проявляй инициативу. Стань лидером инновационного прорыва сегодня...

принцип № 3 Кодекса этики Госкорпорации «Росатом»

«Кадры решают всё» - бессмертное изречение И.В. Сталина, с актуальностью которого даже в наше время очень сложно поспорить. Именно высококвалифицированный кадровый состав является основой успеха любого предприятия, в связи с чем сохранение российских научных традиций и рост высококвалифицированного кадрового потенциала является важнейшей задачей руководителя любой организации.

На сегодняшний день вопрос кадрового состава, а точнее, отсутствия достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики, является одним из самых болезненных для любого работодателя. Современная Россия переживает кадровый кризис. С учётом этого далеко не случайно один из векторов внутренней социальной политики Государственной корпорации по атомной энергии направлен именно на высококвалифицированные кадры и его состав.

Подобная ситуация является вполне закономерной, так как на сегодняшний день перед Госкорпорацией «Росатом» (далее - Госкорпорация, корпорация, Росатом) стоят весьма долгосрочные стратегические задачи. Например, в ушедшем 2011 году были

заключены соглашения о строительстве 21 нового энергоблока за рубежом, что практически вдвое превышает количество контрактов на строительство атомных станций в 2010 году, очередной раз подчеркивая уровень мирового доверия российским специалистам и технологиям. Весьма существенным является объём заказов Росатома и для предприятий отечественного машиностроения, который в 2011 году превысил 250 млрд. рублей.

Тем не менее, анализ проводимой Росатомом внутренней и внешней политики позволяет говорить о том, что общее стремление корпорации нацелено не только на занятие лидирующих позиций в области атомной энергетики мира, но и на формирование прочной положительной деловой репутации Российской Федерации; развитие многих социальных программ мирового масштаба, среди которых можно выделить сглаживание конфликта Евросоюза с Ираном, борьбу с паническими настроениями мирового сообщества после событий марта 2011 года на японской АЭС «Фукусима-1», реализацию старых и инициирование новых проектов по повышению норм безопасности при получении и использовании ядерной энергии, и многое другое.

Должное выполнение поставленных Росатомом задач отвечает приоритетам нашей страны, имеет первостепенное значение и возможно только при наличии в штате Госкорпорации мотивированных и высококвалифицированных сотрудников, являющихся скрытым ресурсом развития любой компании. Неслучайно пункт 3.6 главы 3 Кодекса корпоративной этики корпорации подчеркивает, что главное достояние Росатома - не атомные реакторы и не запасы урана, а квалифицированные, ответственные и сплоченные люди, профессиональная и человеческая солидарность.

17-18 декабря 2011 года в Москве проходила конференция «Люди Росатома», особое внимание участниками которой было уделено одноименной кадровой программе, анализу кадровой политики, потенциала и деятельности Госкорпорации в целом.

С докладом выступил Генеральный директор Росатома С.В. Кириенко, сделав основной акцент на то, что человеческий капитал - это основа всего, а главный ресурс корпорации - кадры.

Кроме того, в ходе конференции С.В. Кириенко были проанализированы объявленные 4 ноября 2011 года результаты рейтинга «50 работодателей - мечты для молодых специалистов», составляемого уже шестой год подряд газетой «Акция» и приложением «Акция. Карьера». По итогам проведенного опроса Росатом занял лишь 18 место в данной иерархии, в связи чем С.В. Кириенко была поставлена приоритетнейшая задача: «Стать самым привлекательным работодателем России к 2015 году».

Вцелом же активная и весьма успешная внутрикорпоративная социальная политика Росатома, направленная на формирование элиты специалистов-атомщиков, планомерно ведется уже несколько лет.

Начиная с июля 2009 года Росатомом реализуется программа «Золотой резерв», основное внимание которой уделено вопросам формирования кадрового состава высокого уровня управления и необходимости повышения его компетенции. «За два года программы в резерв вошли 50 человек, через несколько лет их должно стать несколько тысяч» - заявил С.В. Кириенко.

Положения принятого несколькими месяцами позже Кодекса корпоративной этики Росатома также акцентировали своё внимание на вопросах кадрового состава, указав в пункте 1.1 что Кодекс призван способствовать формированию единых позитивных установок и общей идентичности сотрудников - представителей разных профессий и разных поколений, укреплению единства всех организаций атомной

отрасли.

Весьма распространенным в рамках Росатома направлением развития персонала является создание системы корпоративного образования различных уровней.

С 2010 года на основании Соглашения между Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии (далее - МАГАТЭ) о подготовке младших профессиональных кадров Российская Федерация направляет в МАГАТЭ младшие профессиональные кадры (младших сотрудников категории специалистов) для работы, осуществляемой МАГАТЭ, или для реализации проектов по которым МАГАТЭ назначено исполнительной организацией.

Также в рамках воспитания высококвалифицированных специалистов Росатом тесно сотрудничает с Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центральный институт повышения квалификации» (далее -ЦИПК) г. Обнинска, филиалы которого действуют в Москве и Санкт-Петербурге, согласовывая программы, ежегодно вносимые в каталог повышения квалификации.

Очень тесно Росатом сотрудничает со многими профильными учебными заведениями. Так, например, с января 2012 года Росатомом формируется обобщенная заявка на целевой приём в 2012 году в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в рамках государственного плана подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011 - 2015 годы[1]. Неслучайно в рамках конференции «Люди Росатома» С.В. Кириенко назвал задачу работы с профильными вузами и студентами приоритетом стратегии Росатома, который собирается стать серьезным заказчиком для высших учебных заведений.

Стремясь обеспечить максимально высокий уровень подготовки будущих инженеров-ядерщиков, заострив их внимание на таких профильных предметах как физика (в особенности ядерная) и математика,в конце 2011 года Росатом запустил один из своих самых масштабных образовательных проектов, открыв так называемые «атомклассы» сразу в нескольких городах страны. Будущее такой инициативе пророчат серьезное, поскольку финансовую поддержку атомклассам оказывает Топливная компания «ТВЭЛ», а научно-методическую поддержку - национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.

Плюсы подобной корпоративной политики очевидны. Однако, очевиден и весьма существенный минус - в выше упомянутых кадровых программах речь сейчас идёт лишь о специалистах руководящего звена атомной отрасли. Но ведь Росатом - это не тольковысококвалифицированные инженеры... Сотни специалистов по всей стране с высшим техническим, экономическим, юридическим и военным образованием обеспечивают высокий профессиональный уровень работы Росатома в целом. Всё это позволяет говорить о том, что корпорации и входящим в неё предприятиям требуются специалисты и из других сфер деятельности.

Так, например, в связи с внедрением системы комплексного противодействия коррупционным угрозам на предприятиях корпорации с 2001 года создан и действует Совет по повышению прозрачности деятельности Росатома, в полномочия которого входит проверка заключаемых договоров на прозрачность и соответствие действующему и международному законодательству, а также выполнение мероприятий по предотвращению экономических преступлений и др.

Принятие Кодекса корпоративной этики Росатома 26 октября 2009 года повлекло за собой необходимость создания в структуре корпорации Совета по этике, уполномоченных по этике и ответственных за внедрение Кодекса в организациях и

структурных подразделениях корпорации, а также инструкторов по этике.

Учитывая важность и острую потребность Росатома в высококвалифицированных специалистах подобного рода на кафедре «Корпоративное управление» ЦИПК по согласованию с Департаментами Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», Ростехнадзором и ОАО «ТВЭЛ» были разработаны программы повышения квалификации: «Кодекс этики Госкорпорации «Росатом». Подготовка инструкторов по этике» (код КУ07); «Технология внедрений кодекса этики на предприятиях Госкорпорации «Росатом» (код КУ04); «Кодекс корпоративной этики Госкорпорации «Росатом»: подготовка специалистов в области этической практики. Базовый (код КУ05) и углубленный (код КУ06) курсы», вошедшие в каталог программ повышения квалификации 2012 года.

В 2009 году с целью обеспечения законности и досудебного урегулирования споров в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд корпорации был создан специализированный экспертный орган -Центральный арбитражный комитет.

В 2010 году в рамках политики Росатома по обеспечению безопасного использования атомной энергии и функционирования объектов атомной энергетики и промышленности было создано Управление защиты активов, основными задачами которого являются: реализация в Госкорпорации и её организациях государственной политики Российской Федерации в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, разработка проектов нормативных документов корпорации по приоритетным направлениям предупреждения угроз экономической безопасности и активам Госкорпорации; подготовка и сопровождение мероприятий, направленных на предупреждение в корпорации и её организациях коррупции и коррупционных проявлений и мн. др.

С учетом специфики поставленных перед Управлением задач руководство им возложено на генерал-лейтенанта милиции в отставке, а с 2012 года в каталог программ повышения квалификации ЦИПК были включены такие программы как: «Обеспечение экономической безопасности, защиты активов и противодействие коррупции» (код ЗА01 и ЗА02).

В 2011 году Росатом приступил к созданию своих представительств при посольствах РФ в зарубежных странах, с которыми Россия развивает сотрудничество в атомной сфере.

Учитывая специфику работы всех вышеуказанных организаций, а также острую необходимость в безупречном знании содержания правовых норм, регулирующих различного рода правоотношения в сфере атомной энергетики ЦИПК по согласованию с Департаментами Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», Ростехнадзором и ОАО «ТВЭЛ» были разработаны программы повышения квалификации на 2012 год по направлениям: на кафедре «Ядерные технологии, безопасность и экология» - «Законодательная и нормативная база обеспечения радиационной безопасности (НРБ - 99/2009, ОСП ОРБ - 99/2010)» (код 0819); «Радиационная безопасность: концепции, нормы и правила, контроль» (код 0820); «Нормативно-правовое регулирование использования атомной энергии» (код 0823) и мн. др.

Осуществление конструктивного взаимодействия Госкорпорации с такими международными организациями как: МАГАТЭ, Всемирной ядерной ассоциацией, Всемирной ассоциацией операторов ядерных станций, выступление Росатома в качестве исполнительного органа РФ по вопросам сотрудничества в области мирного использования атомной энергии при реализации многих межгосударственных и

межправительственных соглашений, а также факт, в соответствии с которым 70% своей деятельности корпорация строит на международном сотрудничестве, также требует от её сотрудников специальных знаний в области юриспруденции. В связи с этим ЦИПК на кафедре «Корпоративное управление» разработаны новые программы повышения квалификации на 2012 год по направлениям: «Международные механизмы ядерной безопасности. Политика нераспространения, изложенная в требованиях и рекомендациях МАГАТЭ. Управление безопасностью на ядерных объектах» (код КУ091); «Обзор документов МАГАТЭ в области системы управления (managementsystem)» (код КУ092); «Интегрированный подход к управлению персоналом атомной отрасли за рубежом» (код КУ093).

Всё вышесказанное, а так же существующие сложности и потенциальная опасность объекта правового регулирования, специфика самих правовых отношений в сфере исследования, разработки, добычи радиоактивных материалов, получения и безопасного использования ядерной энергии данных элементов, утилизации результатов её использования, а также существующие пробелы законодательства в виде дублирования многих положений и разрозненных формулировок в нормативно-правовых актах позволяют говорить об острой необходимости формирования среди «Золотого кадрового резерва» высококвалифицированных юристов, специализирующихся именно на регулировании правоотношений в сфере получения и использования атомной энергии. Естественно, подобная специализация требует наличия должных знаний у работника не только в сфере юриспруденции, но и в сфере ядерной физики и ядерных технологий.

Такая необходимость вызвана, прежде всего, тем, что юристы, работающие в данной сфере должны безупречно разбираться не только в самом предмете правового регулирования, но и понимать специфику его объекта. Кроме того, предприятия корпорации Росатом - это объекты, заключающие в себе определенную потенциальную опасность. Учиться и вникать в специфику правового регулирования возникающих в данной сфере правоотношений на месте - просто недопустимо.

По нашему мнению должности юристов Росатома и входящих в неё предприятий должны занимать только полностью подготовленные сотрудники, знающие специфику деятельности данных хозяйствующих субъектов и владеющие знаниями норм Lexspecialis, составляющих отрасль ядерного права, под которой необходимо понимать определенную общность внутригосударственных норм российского права, регламентирующих специфические виды обособленных публичных общественно-правовых отношений, складывающихся между их участниками в процессе исследования, разработки, добычи радиоактивных материалов, получения и безопасного использования внутренней энергии атомных ядер данных элементов, а также утилизации результатов её использования.

Комплексный подход к регулированию возникающих правоотношений, входящих в предмет правового регулирования ядерного права, позволяет характеризовать её как одну из самых больших и сложных отраслей российского права. Вызвано это, прежде всего, тем, что нормы, формирующие источники ядерного права, тесно связаны не только с отраслями российского права (экологического, трудового, уголовного, гражданского, административного и т.д.), но и со многими отраслям международного права.

Так, например, такая подотрасль международного публичного права, как международное гуманитарное право или право вооруженных конфликтов, содержит ряд норм и принципов, уделяющих особое внимание защите установок и сооружений, содержащих опасные силы, к которым, прежде всего, отнесены АЭС.

Право международной безопасности регламентирует меры по предотвращению ядерной войны [2], вопросы обеспечения мира и сохранения безопасности путем сдерживания и сокращения ядерного вооружения [3], а также установления запрета на любое испытание ядерного оружия [4].

В рамках международного уголовного права устанавливается ответственность за транснациональные преступления, к числу которых относится захват и (или) использование ядерного материала в противозаконных целях. При этом ввиду столь высокой общественной опасности противоправного деяния, в отношении преступлений подобного рода устанавливается принцип универсальной юрисдикции.

Очевидно, что уровень и качество образования юристов подобного класса должен быть на порядок выше уровня рядового выпускника юридического факультета, в полученных знаниях которого акцент сделан только лишь на цивилистические или криминалистические науки. Следовательно, правомочия по выпуску юристов атомной отрасли будет нецелесообразно возлагать на обычные кафедры права гуманитарных высших ученых заведений, эти полномочия должны взять на себя специально созданные с этой целью кафедры - кафедры ядерного права, действующие на базе технических высших учебных заведений ядерной направленности.

Это вызвано, прежде всего, тем, что юристы данного уровня, в процессе своего обучения, должны освоить не только юридические, но и необходимые технические дисциплины, позволяющие должным образом ориентироваться в возникающих, изменяющихся и прекращающихся правоотношениях в сфере исследования, разработки, добычи радиоактивных материалов, получения и безопасного использования ядерной энергии данных элементов, а также утилизации результатов её использования.

Решать кадровые проблемы необходимо, хорошо понимая, сколько и каких специалистов не хватает в конкретных областях и регионах. Выпуск специалистов подобного уровня не должен быть бесконтрольным. В противном случае, такие юристы, переполнив со временем рынок труда с учётом особенностей своей специализации, останутся никем невостребованными и просто не нужными. Набор учащихся кафедрами ядерного права должен выполняться только в соответствии с государственным заказом на выпуск соответствующего числа высококвалифицированных специалистов в данной области.

Таким образом, кафедрой ядерного права профильного высшего учебного заведения будет выпускаться строго определенное число специалистов в данной области, не превышающее спрос и позволяющее удовлетворить потребность в них Госкорпорации «Росатом» и входящих в неё предприятий.

Понимая необходимость владения сотрудниками корпорации нормами ядерного права ЦИПК уже сейчас разработаны программы повышения квалификации на 2012 год по направлениям: на кафедре «Ядерные технологии, безопасность и экология» -«Радиационная экология» (код 0830); на кафедре «Менеджмент качества и оценка соответствия» в рамках Учебно-методического центра по охране труда и промышленной безопасности - «Нормы и правила работы в электроустановках» (код 2602); на кафедре «Безопасность в ядерном оружейном комплексе» - «Промышленная, пожарная безопасность, охрана труда и охрана окружающей среды на ядерно и радиационно опасных объектах Госкорпорации «Росатом». Основные требования и система внутреннего контроля» (код 2006) и др. Однако, данные курсы являются весьма «беглыми» и в среднем занимают от 4 до 16 дней, что явно недостаточно для должного восприятия предлагаемого материала.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что помимо академической нагрузки,

связанной с выпуском высококвалифицированных юристов-атомщиков, на кафедру ядерного права будет целесообразно возложить и обеспечивающие функции в виде преподавания ядерного права и правоведения на технических факультетах, а также проведения курсов повышения квалификации работников атомной отрасли, количество аудиторных часов которых будет значительно выше.

Таким образом, создать кафедру ядерного права и включить высококвалифицированных юристов-атомщиков в «Золотой резерв» Росатома можно и даже нужно. Это поможет сформировать единый отраслевой кадровый резерв корпорации и довести в ближайшем будущем процент заполнения вакансий из кадрового резерва до 50, а, следовательно, выполнить задачи, которые стали тезисами Меморандума, принятого по итогам проведения конференции «Люди Росатома 2011».

Литература

1. Приказ Минобрнауки РФ от 16.05.2011 N 1621 «Об утверждении Порядка реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011 -2015 годы» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2011 г. N 21202.

2. См., например, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10.12.1976 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. - М., 1980. С. 437 - 440; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11.02.1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.Вып. XXVIII. - М., 1974. С. 43 - 46.

3. См., например, Договор о нераспространении ядерного оружия от 12.06.1968 г.// Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] / официальный сайт ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml; Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 08.04.2010 г. // СЗ РФ. - 2011. - N 9. - Ст. 1209.

4. См., например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 05.08.1963 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. - М.,1970. - С. 44 - 46; Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия от 24.09.1996 г. // Дипломатический вестник. - 1996. - №11. - С. 46 - 62.

Корниенко Валерий Тарасович - кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Волгодонского инженерно-технического института -филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». E-mail: kvt@bk.ru

Брагина Елена Александровна - соискатель ученой степени кандидата юридических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). E-mail: bragina.elena.aleksandrovna@mail.ru

Kornienko Valerie T. - candidate of Sciences (Law), associate professor, deputy director of Volgodonsk Engineering Technical Institute - the branch of National Research Nuclear University «MEPhI». E-mail: kvt@bk.ru

Bragina Elena A. - graduate student (Law) of Southern Federal University (Rostov-on-Don), intern of Volgodonsk branch of Rostov regional Bar. E-mail: bragina.elena.aleksadrovna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.