Научная статья на тему 'О необходимости открытия автошколы на инженерно-техническом факультете ТувГУ'

О необходимости открытия автошколы на инженерно-техническом факультете ТувГУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОШКОЛА / АВТОМОБИЛЬ / ВОДИТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УДОСТОВЕРЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ / АВАРИЙНОСТЬ / DRIVING SCHOOL / CAR / DRIVER / TEACHER / CERTIFICATE / CATEGORY / SPECIALIZED CLASSES / AN ACCIDENT RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тапышпан Андрей Михайлович, Суруноол Ай-Чурек Владимировна

В статье обосновывается необходимость создания современной автошколы, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГИБДД РФ, приведены примеры других автошкол, сделан анализ аварийности. Описаны условия открытия автошколы, предлагается гибкая система обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED OF OPENING A DRIVING SCHOOL AT ENGINEERING AND TECHNICAL FACULTY OF TUVSU

The article substantiates the need to create a modern driving school, in accordance with the requirements of the traffic police of the Russian Federation, examples of other driving schools, the analysis of accidents. Describes the conditions for opening a driving school, we offer a flexible system of learning.

Текст научной работы на тему «О необходимости открытия автошколы на инженерно-техническом факультете ТувГУ»

центральным улицам, запрет хаотичных парковок и контроль данных мероприятий позволит выделить полосу для общественного транспорта.

Библиографический список

1. Попова О. В. Повышение эффективности использования общественного транспорта за счет выделенных полос [текс] /О.В. Попова, А.Э. Горев. А.М. Филимонова - Москва . Автотранспортное предприятие. 2010

2. Антонова А.А., Михайлов А.Ю. Эффективность применения приоритетного пропуска городского пассажирского транспорта через регулируемые перекрестки [Текст]/ Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сборник докладов девятой международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2010г. Bibliograficheskij spisok

1. Popova O. V. Povyshenie ehffektivnosti ispol'zovaniya obshchestvennogo transporta za schet vydelennyh polos [teks] /O.V. Popova, A.EH. Gorev. A.M. Filimonova - Moskva . Avtotransportnoe predpriyatie. 2010

2. Antonova A.A., Mihajlov A.YU. EHffektivnost' primeneniya prioritetnogo propuska gorodskogo passazhirskogo transporta cherez reguliruemye perekrestki [Tekst]/ Organizaciya i bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya v krupnyh gorodah. Sbornik dokladov devyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg. 2010g.

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна - кандидат технических наук, доцент кафедры транспортно-технологических средств Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: Shavyraa@mail.ru

Shavyraa Chechek - Ph.D. associate Professor of the Department of transportation and technological means of Tuvan State University, Kyzyl.

УДК 378.1: 629.07 (571.52)

О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ АВТОШКОЛЫ НА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТУВГУ

Тапышпан А.М., Сурун-оол А.В. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ON THE NEED OF OPENING A DRIVING SCHOOL AT ENGINEERING AND TECHNICAL

FACULTY OF TUVSU

Таpyshpan A.M., Surun-ool, A.V. Tuvan State University, Kyzyl

В статье обосновывается необходимость создания современной автошколы, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГИБДД РФ, приведены примеры других автошкол, сделан анализ аварийности. Описаны условия открытия автошколы, предлагается гибкая система обучения.

Ключевые слова: автошкола, автомобиль, водитель, преподаватель, удостоверение, категория, специализированные классы, аварийность.

The article substantiates the need to create a modern driving school, in accordance with the requirements of the traffic police of the Russian Federation, examples of other driving schools, the analysis of accidents. Describes the conditions for opening a driving school, we offer a flexible system of learning.

Key words: driving school, car, driver, teacher, certificate, category, specialized classes, an accident rate.

Тувинский государственный университет - единственное высшее учебное заведение Республики Тыва, расположенное в городе Кызыле. В настоящее время в ТувГУ функционирует тринадцать факультетов. Один из них ИТФ (инженерно-технический факультет) готовит специалистов АТ (автомобильного транспорта) и СДМ (строительно-дорожных машин). Выпускники ИТФ получают дипломы инженеров-механиков АТ и СДМ, но удостоверений на право управления автомобилем и строительно-дорожной техникой они не получают, и вынуждены обращаться в другие учебные заведения. Только небольшая часть студентов ИТФ имеют удостоверения на право управления автомобилем категории «В». А имеющие более одной категории -большая редкость. В 80-90 годы XX века, Кызылский филиал КПИ, обучал и выдавал свидетельства, а успешно сдавшим экзамен и удостоверение на право управления автомобилем категории «В». В настоящее время на ИТФ тоже ведутся занятия по ПДД, устройству автомобиля и т.д., но без выдачи свидетельства об окончании курсов подготовки водителей.

До 1995 года в филиале Красноярского государственного технического университета выдавали удостоверение, и сотрудники ГИБДД приезжали для приёма экзаменов, но после 1995 года в связи с отсутствием финансирования всё это прекратилось.

В настоящее время по данным «Портала открытых данных Республики Тыва» в городе Кызыле имеется восемь автошкол и одна в городе Чадан. На республику, в которой проживает более 300 000 человек, где основным средством передвижения является автомобиль это очень мало. Например, в 90-х годах в Республике Тыва насчитывалось около 80 автошкол. Но с тех пор их базы, построенные ещё во времена Советского Союза, без достаточного финансирования устарели, и они закрылись, не выдержали требований, которые предъявляются к современным автошколам.

С увеличением количества автомобилей увеличилось и количество ДТП, поэтому к автошколам начали предъявлять повышенные требования, обвиняя их в подготовке «полуфабрикатов». Обязательным условием считается наличие оборудованных специализированных классов по ПДД и Устройству автомобиля, а также Основам безопасности дорожного движения и Первой медицинской помощи, наличие собственного автодрома и не менее трёх автомобилей для обучения одной группы. Классы должны соответствовать требованиям по подготовке водителей категории А, В, С, Д, Е и подкатегорий.

Учебные автомашины должны быть оборудованы сертифицированными опознавательными знаками со светоотражающими надписями, с двойным

управлением, с механической и автоматической коробкой передач и резерв (на случай поломки первых двух автомобилей).

Автодромы должны соответствовать Постановлению Правительства РФ N 1097 от 24.10.2014, при этом строительство необходимо согласовать с местными органами ГИБДД и строго следовать их рекомендациям. Брать в аренду классы и автодром для получения лицензии - запрещено.

С 2017 года к требованиям по автошколам добавилось:

1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).

2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.

3. Наличие свидетельства о праве на обучение вождению у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).

4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99 ), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).

5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.

6. Автошкола на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Кроме этого разрешительные документы на открытие автошколы придется получать от: ГИБДД, Роспотребнадзора (СЭС), Госпожинспекции.

Но самое главное для любой автошколы это профессиональные, грамотные специалисты-преподаватели, болеющие за своё дело.

В наше рыночное время даже автошкола ДОСААФ, которая готовит водителей для армии из-за нехватки финансирования вынуждена сдавать свои помещения в аренду, готовить хозрасчетные группы охранников, маломерных судов и т.д., а она напрямую получает помощь от Министерства обороны в виде денег и автомобилей повышенной проходимости. Другие же автошколы не имеют такой помощи и вынуждены обходится своими силами, а это не соответствующие требованиям классы, автомобили и отсутствие автодромов. Соответственно и уровень подготовки таких водителей оставляет желать лучшего. В последнее время даже появился термин «полуфабрикат» и «чайник», потому что кандидаты в водители экзамен по ПДД сдают кое-как, а навыков по вождению у них нет, и их никто не обучает приёмам безаварийного вождения или как не допустить возникновения аварийной ситуации на дороге. Всему этому водители учатся на собственном опыте, и хорошо, если не слишком поздно!

По статистке в ДТП попадают водители со стажем до 1-го года - 62,50%; со стажем до 2-х лет - 21,59%; со стажем до 3-х лет - 15,91%. Если за 3-и месяца текущего года на территории РФ произошло 133 203 ДТП, то легко посчитать, сколько

ДТП приходится на водителей со стажем до 1-го года. Примерно каждую секунду два мелких ДТП, каждую минуту крупное. Мастера производственного обучения вождению понимают, что количества часов на вождение явно недостаточно, и они напрямую говорят: разобьёшь пару своих машин - научишься ездить.

А ДТП с человеческими жертвами для нас уже стало обычным явлением, которому мы перестали удивляться. Всем известно, что в ДТП погибло больше людей, чем во время войны. Россия занимает одно из первых мест по количеству ДТП, и ДТП никогда не произойдет если кто-то из участников движения не нарушил ПДД. Значит, автошколы плохо готовят водителей и/или действительно готовят «полуфабрикаты». Одно время «знающие люди» говорили, что скоро автошколы в Туве закроются, так как они не соответствуют требованиям и плата за обучение водителей категории <^», дойдет до ста тысяч рублей, а обучать их будут за Саянами. Если мы допустим, что водителей одной категории будут обучать за Саянами, то в скором времени там же будут обучать и на остальные категории. Вспомните, что стало с автобазами города Кызыла, хотя по сравнению с до перестроечным периодом товарооборот увеличился в шесть раз.

Если во времена СССР почти в каждом поселке РТ была своя автошкола при ПТУ, СПТУ и т.д., то сейчас их нет даже в районных центрах, и люди вынуждены учиться в городе Кызыле. Чаще всего эти люди просто записываются в автошколу, платят за обучение и дома самостоятельно, с помощью приложений на телефонах, решают билеты, потом несколько раз приезжают в г. Кызыл для вождения. По окончании обучения они берут документы и по многу раз сдают экзамен в ГАИ, или просто договариваются, а иногда бросают это дело.

По статистике с первого раза сдает всего 10%, потом ещё 10% и т.д., после экзамена по ПДД они едут на полигон и сдают «вождение», где ещё 5% не могут сдать. Сами сотрудники ГАИ говорят: - ПДД сдал - умный да? Вождение сдашь с пятого раза.

Получается, что по городу ездить страшно, ведь до 80% всех ДТП в г. Кызыле приходится на новичков и/или водителей, приезжающих из районов, они у себя привыкают ездить без светофоров, где мало машин и часто на технически неисправных машинах, не соответствующих требованиям безопасности. Если в г. Кызыле водители как-то следят за своими машинами, проводят техническое обслуживание и текущий ремонт, то в районах это редкость, они вынуждены ехать в город на СТО или сами ремонтируют свою машину. А сколько водителей в сельской местности вообще ездят без «прав».

Нормальный человек, имея в кармане «права», никогда не будет без необходимости повторять ПДД, и со временем он забывает основные положения ПДД и ездит чисто механически, самоуверенно предполагая, что он «профессионал» и никогда не попадет в ДТП, однако статистика утверждает обратное, что в ДТП попадает каждый водитель. По закону удостоверение на право управления ТС необходимо менять через каждые 10 лет, потому что с возрастом человек меняется. Одно время при замене удостоверения, человека заставляли сдавать теоретический

экзамен, но тогда было столько возмущений, что это быстро отменили. Сейчас при замене удостоверения достаточно заплатить госпошлину.

Получается, что человек когда-то 10-20 лет назад сдавший на права всю жизнь ездит, хотя он сам понимает, что подзабыл ПДД и необходимо бы подучиться. Для таких людей очень хорошо было бы организовать курсы повышения мастерства и/или контраварийной езды. Спецназ МВД обучают приемам контраварийной езды, почему бы и остальных желающих не обучить, особенно женщин.

В ТувГУ на ИТФ есть все условия для создания и развития автошколы. Это должно быть отдельное здание с учебными классами, автопарком, базой для их ремонта, а самое главное с автодромом, отвечающий современным требованиям.

Будущая автошкола должна быть гибкой и отвечать современным рыночным условиям, для этого необходимо:

1. Готовить водителей разных категорий;

2. Проводить переподготовку с одной категории на другую;

3. Проводить обучение водителей мотоциклов, мопедов, квадрациклов;

4. Обучать приёмам контраварийной езды;

5. Обучать безопасному вождению с умением избегать аварийных ситуаций;

6. Обучать 10-12 летних детей для участия в соревнованиях.

Также можно создавать чисто женские группы, где и преподавателями должны быть женщины. Иначе нас может постигнуть участь автошкол, которые не адаптировались к современным рыночным условиям.

Библиографический список

1. Мамаев В.Ю. Учебник по вождению автомобиля и безопасности дорожного движения. М. 210 с.

2. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. - М. 140 с. Bibliograficheskij spisok

1. Mamaev V. Yu. Uchebnik po vozhdeniyu avtomobilya i bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. m. 210 s.

2. Zelenin S. F. Bezopasnost dorozhnogo dvizheniya. - m. 140 s.

Тапышпан Андрей Михайлович - старший преподаватель кафедры транспортно-технологических средств Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: tam-tuva@yandex.ru

Сурун-оол Ай-Чурек Владимировна - студентка 3 курса 616 группы Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail:vip.surunool@mail.ru

Tapyshpan Andrej Mihajlovich - senior lecturer of the Department of Transporation and technological means, Tuvan State Universuty, Kyzyl, E-mail: tam-tuva@yandex.ru

Surun-ool Ai^hurek Vladimirovna - student of the 3rd course of 616 group, Tuvan State University, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.