Научная статья на тему 'Анализ методов и методик обучения управлению автомобилем в зарубежных странах'

Анализ методов и методик обучения управлению автомобилем в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1975
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ / МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОБИЛЕМ / TEACHING DRIVING / METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING DRIVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Н.С., Аксентьева Л.Н.

В статье проанализированы методы и методики обучения вождению в зарубежных странах. Выявлены особенности управления автомобилем в таких странах, как Италия, Германия, США, Швеция, Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Норвегия, Финляндия и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of methods and techniques of teaching driving in foreign countries

The article deals with methods and techniques of teaching driving. The features of driving in such countries as Italy, Germany, USA, Sweden, Great Britain, France, China, Israel, Norway, Finland, etc. are identified.

Текст научной работы на тему «Анализ методов и методик обучения управлению автомобилем в зарубежных странах»

establishment "State Archive of Shadrinsk]. F. 473. Op. 1. D. 1811. L. 596, 620.

УДК 629.1

Н.С. Стерхова,

канд. пед. наук, профессор кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Л.Н. Аксентьева,

студентка 368 группы факультет технологии и предпринимательства ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Анализ методов и методик обучения управлению автомобилем в

зарубежных странах

В статье проанализированы методы и методики обучения вождению в зарубежных странах. Выявлены особенности управления автомобилем в таких странах, как Италия, Германия, США, Швеция, Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Норвегия, Финляндия и др.

Обучение вождению, методы и методики обучения управлению автомобилем.

N.S.Sterkhova,

Candidate of pedagogical sciences, professor the chair of professional technological

education Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia L.N. Aksenteva,

student of 368 group faculty of technology and business Shadrinsk state pedagogical

university Shadrinsk, Russia

Analysis of methods and techniques of teaching driving in foreign countries

The article deals with methods and techniques of teaching driving. The features of driving in such countries as Italy, Germany, USA, Sweden, Great Britain, France, China, Israel, Norway, Finland, etc. are identified.

Keywords: teaching driving, methods and techniques of teaching driving.

Обучение управлению автомобилем в зарубежных странах имеет свои особенности, для выявления которых мы обратились к анализу методов и методик обучения управлению автомобилем в таких странах, как Италия, Германия, США, Швеция, Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Норвегия, Финляндия и др.

Так, в Италии обучение может осуществляться как в автошколе, так и самостоятельное изучение теории с практическими занятиями по вождению, в сопровождении профессионального инструктора или лица, имеющего водительские права не менее 10 лет. Минимальное время практического вождения 10 часов, из которых необходимо наводить не менее 4 часов по автомагистралям и дорогам 2 часа в темное время суток. Но как показывает практика для того чтобы научиться водить машину в Италии,

необходимо 20 часов у инструктора автошколы и дополнительно водить автомобиль с сопровождающим [4].

Записавшись на курсы в автошколу, теоретические занятия посещаются по свободному графику, так как это удобно ученику. Классы автошколы оборудованы большими телевизорами и компьютерам с тестовой программой симуляции экзамена. К телевизору подключен компьютер преподавателя, который выводит на его экран тестовые вопросы по выбранной теме, а также различные дорожные ситуации в виде анимированных рисунков. Прием экзаменов и выдача водительских прав осуществляется территориальными отделами гражданских транспортных средств (Uffici provinciali della Motorizzazione Civile, далее Uffici Motorizzazione), которые подчинены Министерству инфраструктуры и транспорта.

Теоретический экзамен на получение водительских прав состоит из 40 вопросов и двух вариантов ответа (верно или неверно). Из этих вопросов тридцать посвящены важными моментами дорожной безопасности, остальные десять - другим второстепенным темам. Допустимы 4 ошибки, при большем их количестве экзамен считается не сданным.

После сдачи теоретического экзамена можно заказывать экзамен по вождению. Экзамен проводится на улицах города и на автодороге. Автомобиль для сдачи предоставляет сам экзаменуемый. Автомобиль должен быть с автоинструктором и оборудован двойным управлением.

Представитель Uffici Motorizzazione находится на заднем сидении и дает задания кандидату на выполнение маневров. Как правило, это проезд нескольких перекрестков (в Италии оно в основном круговые), разворот, парковка и трогание в горку. При этом особое внимание обращается на соблюдение приоритетов - остановок, перед пешеходными переходами, правильное перестроение из ряда в ряд на траекторию поворотов, использование сигналов поворота, тормозов, пользование зеркалами заднего вида и на контроль «мертвых зон». В случае успешной сдачи экзамена по вождению водительские права выдаются в тот же день [4].

В Германии обучение может осуществляться как в автошколе по единой программе, одобренной государством, так и самостоятельное изучение теории и занятия с частным инструктором.

Практический курс - обязательный минимум: 12 практических занятий. Уроки вождения для тех, кто получает права впервые, должны в сумме составлять минимум 25 часов. Из них 4 часа должны быть наезжены ночью, 4 часа по автобанам, остальные - как угодно. Учащийся сам договаривается с преподавателем о графике занятий. Максимальная продолжительность урока - 2 часа. Инструктор старается, чтобы будущий обладатель водительских прав чаще оказывался в нестандартных ситуациях. Преподаватель «водит» ученика по тем маршрутам, на которых ему предстоит сдавать экзамен. Главные элементы вождения отрабатываются особо, многократными повторениями. К ним относится пропускание пешеходов на пешеходном переходе.

Преимуществами обучения в Германии можно считать то, что помимо качественной подготовки инструкторов по вождению, практические занятия проводятся в условиях города, без автодрома. Обязательно в программу обучения входит целый курс теории и практики использования зеркал заднего и бокового обзора, умения держать дистанцию - за этим ведется наблюдение техническими средствами, и в случае нарушения выписываются штрафы. По желанию можно пройти курс обучения технической составляющей автомобиля, где можно научиться перебирать двигатель, самостоятельно менять летние

шины на зимние, определять причины, по которым автомобиль не заводится, и устранять некоторые из них. Помимо этого, обучение вождению в Германии проводится с применением компьютерных программ новейших образцов и современной техники. Трехмерные симуляторы настоящей трассы помогают выработать определенную реакцию на указатели и знаки, улучшить запоминаемость их обозначений. Теоретические занятия с моделированием дорожных ситуаций также возможны как на компьютерном мониторе, так и на специальных широкоформатных проекторах [7].

Теоретический экзамен, представляет собой заполнение теста путём выбора правильных ответов, в котором содержатся вопросы о правилах дорожного движения, различные ситуационные вопросы, а также вопросы об устройстве автомобиля. В общей сложности 30 вопросов.

Практический экзамен, принимают специальные независимые экзаменаторы, лицензируемые местными органами. Их обычно два-три на регион. Они принимают экзамены во всех автошколах региона. Их невозможно подкупить или разжалобить. Сдают вождение на городских улицах, и за малейший просчет неуд. Экзаменатор сидит на заднем сидении автомобиля и зорко следит за действиями экзаменуемого. На экзамене любой серьезный проступок карается немедленным его прекращением с отрицательным результатом. Такое наказание следует: за проезд на красный цвет светофора, не пропускание пешеходов на пешеходном переходе, неполную остановку у знака «стоп» или у «стоп-линии», создание любой опасности для участников движения или поздняя реакция на опасность. Последнее контролируется очень просто. Экзамен проходит на той машине, на которой ученик проходил практические занятия. Его преподаватель сидит на переднем пассажирском сидении. Если в ходе экзамена преподаватель тронет педаль тормоза раньше, чем ученик, то экзамен считается проваленным. Практический экзамен длится максимум 45 минут. В конце экзамена обычно следует ещё один теоретический вопрос на понимание устройства автомобиля. Независимый экзаменатор выносит вердикт исходя из количества и тяжести ошибок, которые допустил кандидат на права.

Выдается водительское удостоверение после успешной сдачи экзамена впервые на временный срок действия - два года. Если в течение 2 лет им не было совершено серьезных нарушений ПДД, временное удостоверение будет заменено на постоянное.

В США нет обязательных норм времени, которое необходимо провести за рулем, как только курсант почувствует себя уверенно за рулем, он для получения настоящих прав может попытаться пройти дорожный тест в Department Of Transportation (DOT).

Теорию все учат самостоятельно, а освоить практическое вождение автомобиля помогают друзья или родственники. Для получения водительского удостоверения начинающие автомобилисты, сдают два экзамена: сначала теоретический тест на знание правил дорожного движения, а потом практическое вождение. Теоретический экзамен в США, сдается на компьютере и представляет собой вопросы с несколькими вариантами ответов, из которых надо выбрать правильный. После сдачи теоретического экзамена -выдаются временное водительское удостоверение, которое дает право подготовиться к практическому экзамену, но запрещает перевозку пассажиров, вождение без присмотра лица имеющего «полноценные» права, вождение в ночное время и т.п. Затем по истечении определенного времени, кандидат получает право сдать практический экзамен. К назначенному часу приезжают в офис DMV на своей машине. Экзамен по вождению можно сдавать на своей машине. Инструктор садится в автомобиль и просит прокатить его по окрестным улицам. Экзамен длится 10-15 минут. Водительское удостоверение выдают

непосредственно после успешной сдачи экзамена [6].

В Швеции допускается как самостоятельная подготовка, так и обучение в автошколах. В случае обучения вождению в порядке самоподготовки к обучающему предъявляются особые требования. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь водительское удостоверение и стаж не менее 5 лет. Независимо от формы обучения в Швеции предусматривается обязательные практические занятия продолжительностью два - три часа, проводимые на специально оборудованных автодромах. Для этого обучающимся предлагается выполнить несколько несложных упражнений в условиях гололеда (в весенне-летний сезон для этого используется бетонное покрытие, смоченное специальным составом). Далее отправляется запрос в дорожную службу. Оттуда присылают бланк, который необходимо заполнить и отправить обратно. Через пару недель приходит разрешение на сдачу экзамена. Затем кандидаты в водители идут в любую аптеку, которая специализируется на продаже очков, где им бесплатно проверяют зрение и выдают соответствующее заключение. После этого выбирается время лекции на 3 часа о вреде алкоголя усталости и наркотиков за рулем [8].

Теоретический экзамен состоит из 70 вопросов, на которые нужно дать не менее 52-х правильных ответов. При практической сдаче на права необходимо пройти обязательный тест на скользкой дороге. Практический экзамен длится по желанию инструктора от 10 минут до 1,5 часов. После чего по почте в течение месяца получается водительское удостоверение, ездить в это время нельзя.

В Великобритании автошколы не обязательны. Это объясняется наличием в указанной стране конкретного документа, регламентирующего содержание готовности кандидата в водители к управлению автомобилем - Стандарта вождения [10].

Учить управлять автомобилем имеет право не только инструктор, а вообще любой человек с водительским стажем не менее 5 лет. Теорию будущий водитель изучает, как правило, самостоятельно. В любом книжном или автомобильном магазине можно купить самые разнообразные учебники и пособия, в том числе и для занятий на компьютере. Теоретическая часть подготовки здесь очень объемная. Она включает в себя и нормы этики для водителей, и советы по оказанию первой помощи пострадавшим, и очень широко трактует вопросы безопасности движения. Когда теория выучена, можно через Интернет выбрать любое подразделение DVLA (совершенно никак не связанное с местом проживания), свободную дату и время тестирования. Теоретический экзамен состоит из двух частей: ответы на 50 вопросов (зачет ставится, если за 57 минут дано 43 правильных ответа) и так называемый «hazard perception» - тест на внимательность и реакцию. На экране компьютера демонстрируются одиннадцать видеороликов с реальными дорожными ситуациями. При появлении опасности (пешехода, автомобиля и т.д.) надо успеть вовремя, среагировать «мышкой». Практический экзамен продолжительностью 45 минут сдается на дорогах общего пользования (как правило, часть экзамена - на городских улицах, и часть -на загородном шоссе). На каком автомобиле сдавать практику, значения не имеет (важен только вид коробки передач). Инструктор DVLA, принимающий тест, дает определенный маршрут и внимательно следит за всеми действиями, начиная от того, в каком порядке смотрят в боковые и задние зеркала при трогании с места. Все ошибки делятся на мелкие (например, не включил указатель поворота при маневре или не посмотрел в зеркало) и крупные: не пропустил пешехода, проехал на красный свет, выехал на встречную полосу и т.д. Чтобы сдать экзамен, можно допустить не более 12 мелких ошибок и ни одной крупной.

Во Франции автошколы в большинстве не лицензированы, нет обязательного

минимума часов на практику. Ученику достаточно посетить одно практическое занятие, чтобы автоинструктор сделал заключение о готовности или неготовности того к экзамену. Более того, количество и продолжительность уроков зависит от выбора учащегося. Распространен метод обучения вождению по возрасту. В 16 лет можно записаться в автошколу, пройти курс ПДД сдать по ним экзамен, отъездить с инструктором 20 часов и перейти на conduite accompagnée (вождение в сопровождении). То есть инструктором отныне станет кто-то из родственников, друзей, знакомых. Требования к ним - иметь водительский стаж не менее 5 лет и не иметь штрафов и наказаний в последние два (кажется) года. За это время надо накатать определенное количество километров, которые аккомпаниатор фиксирует в специальной книжечке. В 18 лет сдается экзамен. Второй - то же самое, но для взрослых, conduite supervisée. Единственное отличие - не надо ждать 18 лет, чтобы сдать экзамен [ 1].

Экзамен принимают специалисты из дорожной полиции, состоит из двух частей: теоретической (так называемый «дорожный код») и практической. «Код» - это 40 вопросов по девяти темам, таким как проезд перекрестков, остановка и парковка, уличное движение, знаки и прочее. За один час надо правильно ответить на 35 вопросов. Тест по управлению машиной проходит в присутствии инспектора полиции и специального государственного служащего и длится 35 минут. «Права», которые получает новичок не являются, полноценными. У них есть свое название - «испытательные права», которые действуют три года. И имеют накопительную систему балов [11].

В Китае автошколы предлагают своим кандидатам в водители пройти курс обучения, который включает в себя три недели изучения теории и обучение практическому вождению. Необходимый минимум - это 58 часов занятий. Основную часть учебного курса составляют практические занятия в течение 54 часов на специально оборудованном полигоне со светофором. Однако экстремальные ситуации, с которыми учащиеся могут встретиться на реальной дороге, не отрабатываются на полигоне. В автошколе инструктор несет ответственность за учащегося, обучая самым элементарным навыкам, необходимым для вождения, таким как правильно припарковать у обочины, обгон и так далее.

В Китайских автошколах инструкторы подают дурной пример своим подопечным учащимся, когда возникает конфликтная ситуация на дороге, они вступают в спор, чтобы дать отпор противной стороне. Водители практически не пользуются зеркалами, предпочитая не включать сигналы поворота. Фарами пользуются то же редко, а вот сигналить водители в Китае любят и делают это при каждом удобном случае. Потому, до сих пор, не все инструктора в автошколах могут правильно проводить обучение, и соответственно, уроки вождения. Бывают такие случаи, когда автоинструктор настаивает на том, чтобы начало движения происходило не с первой передачи (как положено), а со второй. Некоторые инструкторы зеркало заднего вида для водителя настраивают для своего удобства, а не для удобства ученика. Уроки вождения автомобиля проводятся на автомобилях с автоматической и механической коробками передач [6].

Прежде чем сдавать экзамены, необходимо зарегистрироваться. Для этого кандидаты в водители обращаются в местное отделение дорожной полиции. После прохождения регистрации получают карточку с указанием времени и даты экзамена, а также буклет с вариантами экзаменационных вопросов. Сдача экзаменов проходит в три этапа: сначала сдается экзамен по теории, потом сдается экзамен по вождению на закрытой площадке, и, в последнюю очередь сдается экзамен по практическому вождению в реальных городских условиях. Сдача теоретического экзамена представляет собой тест с

множественными вариантами ответов. Нужно ответить правильно на 90 вопросов из 100. Вопросы охватывают разные области, правила дорожного движения, безопасность дорожного движения, медицина. Сдача практического экзамена представляет зачет езды на автомобиле на площадке и зачет езды по дороге.

В Израиле все автошколы частные. Обучение ведется исключительно вождению автомобиля (теория изучается самостоятельно). Обучение начинается сразу в городе. Имеет непосредственно практический характер (28 часов практика на вождение). Начало обучения вождению в городских условиях имеет свои преимущества: ученик не тратит время на бесполезное, прокатывание часов на площадке-автодроме. При этом новичок сразу оказывается в психологически непростой обстановке, с массой звуковых и световых раздражителей, на фоне которых он вынужден осваивать правильное вождение транспортного средства и одновременно реагировать на внешние изменения. Опасности для окружающих данный вид учебной езды не представляет, так как практически за рулем находится опытный автоинструктор, а транспортное средство оснащено дублирующими органами управления. Остальные участники дорожного движения относятся к учебным автомобилям с пониманием, даже в случаях медленного или неуверенного вождения [3].

Примерно с пятого занятия (для среднестатистического будущего водителя) проводится обучение парковке в условиях города, с реальными транспортными средствами и дорожной разметкой - там вам и «змейка», и езда задним ходом и много чего еще, чему не учат инструкторы на автодроме. Курсантам долго рассказывают о том, как устроены органы управления автомобиля (зачастую, неоправданно долго), система сигнализации и пр. Затем, большое количество учебных часов посвящают плавному началу движения и остановке. Теоретический экзамен сдается в специально оборудованном компьютерном классе. Экзамен длится 40 минут, включает 30 вопросов по ПДД, знанию дорожных знаков и разметки, правилам, связанным с техническими аспектами безопасного управления транспортным средством (ТС), эксплуатации ТС, а также элементам конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения. Медицинские познания по оказанию первой помощи пострадавшим от ДТП на дорогах вообще не проверяются. На каждый теоретический вопрос предлагается четыре варианта ответов (правильным является только один из них). Данный тест считается пройденным, если допущено не более четырех ошибок.

Время начала экзаменационного испытания очень строго оговаривается документально и опоздание практически невозможно. В названный срок кандидат в водители вместе с личным инструктором (инструктор безоговорочно предоставляет свой автомобиль, на котором проводилось обучение) подходит к месту начала экзаменационного теста. В автомобиле во время экзамена находятся два экзаменуемых, инспектор и автоинструктор (если выражает собственное желание). Первый претендент в водители начинает испытание и заканчивает его по просьбе экзаменатора, второй претендент продолжает и заканчивает испытание в исходной точке. Таким образом, и автомобиль, и ученики возвращаются к месту начала экзамена, в отличие от подобного теста в ГИБДД. Продолжительность самого теста строго не регламентируется и составляет обычно от 20 до 40 минут. Узнать о результате практического испытания можно в тот же день, а на следующий день получить заветное удостоверение в любом из офисов министерства транспорта. Водительское удостоверение новый водитель получает по почте в течении 30 дней (в это время используется временное удостоверение).

В Норвегии обучение может осуществляться как в автошколе, так и самостоятельно,

под руководством водителя в возрасте не менее 25 лет, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории в течение 5 лет. Все обучение укладывается в 43 часа и разделяется на несколько уровней:

Trafikalt grunkurs Основной, вводный курс. Освобождаются от него те, у кого уже есть водительское удостоверение другой страны или исполнилось 25 лет [2].

1. Teorikurs (Теоретический курс)

2. Обязательные курсы: F0rstehjelp (Курс первой помощи). 3,5 часа теории. M0rkekj0ring (Ночное вождение).

3. Sikkerhetskurs pa bane Курс безопасной езды. Его еще часто называют «Скользкая езда». Теория и практика. На автомобиле отключают все вспомогающие системы или используют старый автомобиль и нарезают круги по треку, покрытому чем-то вроде мазута. Для получения большего эффекта на дорогу льется вода, выскакивают «пешеходы» и «лоси» (специальная подвесная система) а инструктор неожиданно дергает ручник, чтобы сымитировать занос.

4. Заключительный этап. Trinn 4 (Четвертая ступень) - это 13 часов теории и вождения. Включает в себя дальнюю поездку [2].

Теоретический экзамен сдается в автошколе за компьютером 45 вопросов, из которых 5 лимит ошибок. Практический экзамен принимает другой преподаватель из этой автошколы. Полиция не принимает никакого участия в этой процедуре. Вытягивают одну из карточек по техническому осмотру автомобиля, и рассказывают теорию. Как правило, это о знаниях, где и что находиться под капотом, какие жидкости менять. Практическое вождение по управлению автомобиля длится ровно 60 минут. Маршрут включает в себя поездку в центр города, поиск парковки в указанном месте, развороты, повороты, согласно указаниям инструктора. Когда поездка подходит к концу, инструктор интересуется, какие ошибки были допущены и выносит вердикт. В этот же день выдают временное водительское удостоверение, которые через три дня заменяют на пластиковую карточку.

В Финляндии обучение вождению производится как в автошколе, так и с инструктором, имеющим лицензию на обучение вождению автомобилем (при этом инструктор является кто- либо из членов своей семьи). На теорию отводится 20 часов, на практическое вождение 20 часов и 20 на самоподготовку. Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы [5].

Второй этап - практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения - его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.

Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды. Венец учебы-обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Экзамены сдают в специальных организациях, которые также проводят техосмотр автомобилей. Все экзаменаторы - из числа преподавателей автошкол. Сначала сдают теорию на компьютере: 10 вопросов, 30 секунд на 1 ответ.

Допускаются 3 ошибки. Потом на бумажном носителе курсанты решают 50 вопросов-ситуаций с вопросами о правилах приоритета, проезде перекрестков и т.д. Разрешено сделать 8 ошибок. Если эта часть экзамена успешно пройдена, курсанты садятся за руль. Вождение проходит только в городе: курсанту предоставляют машину той модели, на которой он учился в школе или похожий автомобиль. Во время экзамена курсанта чаще всего просто просят проехать до его дома либо экзаменатор называет точку в городе, куда должен он доехать. Маршрут в голове прокладывает сам курсант. Доехав до указанной экзаменатором точки в городе, он должен вернуться назад, но уже по другому маршруту. Экзаменов на площадке нет вообще, также не проверяют навыки экстренного управления автомобилем. После успешной сдачи экзамена выдается временное водительское удостоверение, которое действует полтора года. Если за это время водитель нарушает ПДД более трех раз - основной документ не выдается.

Таким образом, процесс обучения управлению автомобилем в каждой зарубежной стране имеет свои особенности:

1. В Великобритании автошколы не обязательны. Учить управлять автомобилем имеет право не только инструктор, а вообще любой человек с водительским стажем не менее 5 лет. Теорию будущий водитель изучает, как правило, самостоятельно.

2. В Германии к обучению управлению автомобилем подходят с особой серьезностью. В курс обучения в Германии обязательно входят практические часы вождения в темное время суток, езда по автобанам. Помимо этого, в Германии проводится с применением компьютерных программ новейших образцов и современной техники.

3. Все автошколы Израиля частные. Обучение ведется исключительно вождению автомобиля (теория изучается самостоятельно).

4. Обучение управлению автомобилем в Италии осуществляется двумя способами: 1) непосредственно в автошколе; 2) самостоятельно. Причем в обоих случаях может осваиваться как теория, так и практика.

5. В Китайских автошколах инструктор несет ответственность за учащегося, обучая самым элементарным навыкам, необходимым для вождения, таким как правильно припарковать у обочины, обгон и так далее. При этом не отрабатываются экстремальные ситуации, с которыми учащиеся могут встретиться на реальной дороге.

6. Для Норвегии характерен тот факт, что все обучение разделяется на несколько уровней: основной курс; теоретический курс; курс первой помощи; ночное вождение; курс безопасной езды.

7. В США отсутствуют автошколы, и организованный процесс обучения управлению автомобилем. Многих кандидатов в водители учат родители или знакомые.

8. Обучение управлению автомобилем в Финляндии состоит из трех этапов: первый (основной) курс; второй этап - практика; третий этап обучение экстремальным приемам вождения.

9. Во Франции обучение управлению автомобилем разрешается с 16 лет: можно записаться в автошколу, пройти курс ПДД, сдать по ним экзамен, отъездить с инструктором 20 часов и перейти на conduite accompagnée (вождение в сопровождении). Если кандидат в водителе старше 18 лет, ему предоставляется возможность обучения conduite supervisée. Отличие данной формы обучения от предыдущей - не надо ждать 18 лет, чтобы сдать экзамен.

10. В Швеции допускается как самостоятельная подготовка, так и обучение в специализированных организациях (автошколах). Будущие водители выбирают

комбинированную форму подготовки, посещая в автошколе занятия лишь по отдельным дисциплинам и т.д. [9].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асеев, О. А. Обучение водителей категории «В» во Франции [Электронный ресурс] / О. А. Асеев // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5, № 4. - С. 1304-1308. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_355.pdf. - 05.06.2017.

2. Все о получении водительских прав в Норвегии [Электронный ресурс] // Livejournal : [web-сайт]. -Режим доступа: http://pora-valit.livejournal.com/2498165.html. - 05.06.2017.

3. Гайд парк. Особенности обучения вождению в Израиле [Электронный ресурс] / А. Шор // Ассоциация автомобильных автошкол : [web-сайт]. - Москва, 2012-2017. - Режим доступа: http://www.asavto.ru/56-gayd-park-osobennosti-obucheniya-vozhdeniyu-v-izraile.html. - 05.06.2017.

4. Дубинин, В. Подготовка водителей легковых автомобилей (категория «В») в Италии [Текст] / В. Дубинин // Военные знания. - 2012. - № 5. - С. 36-38.

5. Как готовят водителей в Германии и Финляндии [Электронный ресурс] / И. Моржаретто // За рулем.рф : интернет изд. - Москва, 1998-2017. - Режим доступа: https://www.zr.ru/content/articles/707636-avtoshkoly-mozhno-po-russki. - 06.06.2017.

6. Как получить водительские удостоверение в разных странах мира [Электронный ресурс] // Автошкола «ФАВОРИТ» : [web-сайт]. - Кинешма, 2014. - Режим доступа: http://favorit37.ru/eto-interesto/articles1.html. -06.06.2017.

7. Как получить права в Германии [Текст] // Автошкола Профи : журн. для рук., преподавателей и специалистов. - 2011. - № 3. - С. 26-28.

8. Обучение вождению в России, Европе и США: есть разница [Электронный ресурс] // За рулем.рф : интернет изд. - Москва, 1998-2017. - Режим доступа: https://www.zr.ru/content/articles/269076-obuchenije_vozhdeniju_v_rossii_jevrope_i_ssha_jest_raznica. -06.06.2017.

9. Пять отличий европейских автошкол от российских [Электронный ресурс] // Спокойно.ру : [web -сайт]. - Москва, 2009-2017. - Режим доступа: http://spokoino.ru/articles/autoshools/5-otlichij-jevropjejskikh-avtoshkol-ot-rossijskikh/. - 06.06.2017.

10. Стандарт вождения в Великобритании [Текст] // Автошкола Профи : журн. для рук., преподавателей и специалистов. - 2012. - № 4,5,6.

11. Франция, тонкости водительского экзамена [Электронный ресурс] // CAR defence.ru: безопасный автомобиль : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.cardefence.ru/bezopasnoe-vozhdenie/francija-tonkosti-voditelskogo-jekzamena. - 06.06.2017.

REFERENCES

1. Aseev O.A. Obuchenie voditelej kategorii «В» vo Francii [Elektronnyj resurs] [The teaching of the drivers B-cathegory in France]. Uchenye zametki TOGU [Scientific notes TOGU]. 2014, t. 5, no. 4, pp. 1304-1308. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_355.pdf (Accessed 05.06.2017).

2. Vse o poluchenii voditel'skih prav v Norvegii [Elektronnyj resurs] [Everything about getting the driving licence in Norway]. Zhivoi zhurnal [Livejournal]. URL: http://pora-valit.livejournal.com/2498165.html (Accessed 05.06.2017).

3. Gajd park. Osobennosti obuchenija vozhdeniju v Izraile [Elektronnyj resurs] [Hide Park. Peculiarities of teaching drivers in Israel]. In A. Shor (ed.). Associacija avtomobil'nyh avtoshkol [The web-site of the association of autoschools]. Moscow, 2012-2017. URL: http://www.asavto.ru/56-gayd-park-osobennosti-obucheniya-vozhdeniyu-v-izraile.html (Accessed 05.06.2017).

4. Dubinin V. Podgotovka voditelej legkovyh avtomobilej (kategorija «В») v Italii [The teaching of the drivers

B-cathegory in Italy]. Voennye znanija [Military knowledge], 2012, no. 5, pp. 36-38.

5. Kak gotovjat voditelej v Germanii i Finljandii [Elektronnyj resurs] [How to teach drivers in Germany and Finnland]. Za rulem.rf: internet izdanie [Behind the wheel]. Moscow, 1998-2017. URL: https://www.zr.ru/content/articles/707636-avtoshkoly-mozhno-po-russki (Accessed 06.06.2017).

6. Kak poluchit' voditel'skie udostoverenie v raznyh stranah mira [Elektronnyj resurs] [How to get driving licence in different countries]. Avtoshkola «FAVORIT» [Autoschool "FAVOURITE"]. Kineshma, 2014. URL: http://favorit37.ru/eto-interesto/articles1.html (Accessed 06.06.2017).

7. Kak poluchit' prava v Germanii [How to get driving licence in Germany]. Avtoshkola Profi: zhurn. dlja ruk., prepodavatelej i specialistov [Autoschool "Profi"], 2011, no 3, pp. 26-28.

8. Obuchenie vozhdeniju v Rossii, Evrope i SShA: est' raznica [Elektronnyj resurs] [Teaching of driving in Russia, Europe and the USA : there is the difference]. Za rulem.rf: internet izdanie [Behind the wheel]. Moscow, 1998-2017. URL: https://www. zr. ru/content/articles/269076-obuchenij e_vozhdeniju_v_rossii_j evrope_i_ssha_j est_raznica (Accessed 06.06.2017).

9. Pjat' otlichij evropejskih avtoshkol ot rossijskih [Elektronnyj resurs] [Five differences European and Russian schools]. Spokojno.ru [Calmly]. Moscow, 2009-2017. URL: http://spokoino.ru/articles/autoshools/5-otlichij-jevropjejskikh-avtoshkol-ot-rossijskikh (Accessed 06.06.2017).

10. Standart vozhdenija v Velikobritanii [The standard of driving in Great Britain]. Avtoshkola Profi: zhurn. dlja ruk., prepodavatelej i specialistov [Autoschool "Profi"], 2012, no. 4,5,6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Francija, tonkosti voditel'skogo jekzamena [Elektronnyj resurs] [France, peculiarities of drivibg exam]. CAR defence.ru: bezopasnyj avtomobil' [CAR defence.ru: safe car]. URL: http://www.cardefence.ru/bezopasnoe-vozhdenie/ francija-tonkosti-voditelskogo-jekzamena (Accessed 06.06.2017).

УДК 371.8

Н.С. Стерхова,

канд. пед. наук, профессор кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Досуговая деятельность младших подростков в общеобразовательной школе: понятие и формы организации

В статье рассмотрено понятие досуговой деятельности. Проанализированы психологические особенности младших подростков, которые необходимо учитывать педагогу при организации досуговой деятельности. Представлена краткая характеристика форм организации досуговой деятельности младших подростков.

Досуговая деятельность, младший подросток, отдых, развлечения, творчество, праздники.

N.S. Sterkhova,

candidate of pedagogical sciences, professor the chair of professional technological

education Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.