Научная статья на тему 'О некоторых проблемах формирования представительных органов муниципальных образований на уровне муниципального района в современных условиях'

О некоторых проблемах формирования представительных органов муниципальных образований на уровне муниципального района в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
713
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емешов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах формирования представительных органов муниципальных образований на уровне муниципального района в современных условиях»

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Следовательно, эти нормы Конвенций прямо устанавливает универсальную юрисдикцию над пиратами* 1.

С другой стороны, решение практических вопросов, связанных с привлечением к суду и проведением судебного преследования лиц, обвиняемых в пиратских действиях, сопряжено с многочисленными трудностями юридического и организационного характера, а также весьма значительными финансовыми издержками. При организации судебного заседания возникнут проблемы, связанные с обеспечением перевода, вызова свидетелей (доставкой их к месту проведения судебного заседания) и т.п.

Оптимальным представляется предложение, с которым выступил президент Российской Федерации Д.А. Медведев, - создать для рассмотрения дел с участием лиц, подозреваемых в совершении пиратских действий, международный или региональный уголовный трибунал2. Так как в настоящее время не разработана единая оптимальная модель противодействия морскому пиратству, целесообразным видится создание собственного внутреннего механизма привлечения к уголовной ответственности пиратов российскими властями по особой процессуальной процедуре.

В.И. Емешов*

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два возможных способа формирования представительных органов муниципальных образований на районном уровне. Согласно ч. 4 ст. 35 вышеуказанного закона представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства.

По одноименному Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ формирование представительных органов муниципальных районов осуществ-

Соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Halberstam M. Terrorisn on the High Seas: The Achille Lauro, Piracy and the IMO Convention on Maritime Safety // American Journal of International Law. April 1988. P. 289.

2 URL: http://www.baltinfo.ru/news/Kremr-predlagaet-sozdat'-mezhdunarodnyi'-tribunal-dlya-piratov.

154

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

лялось только на основе муниципальных выборов, а Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ и этот вариант формирования оставил и ввел дополнительно новый способ - путем делегирования глав и депутатов от сельских поселений.

Близкий к рассматриваемому вариант был предусмотрен Положением об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 17601. Однако такая модель не получила поддержки на практике и была отвергнута законодателем при принятии Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.

Итак, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, т.е. допускается, чтобы в муниципальном образовании районного уровня представительный орган формировался из представителей поселений, причем не на основе равного представительства жителей района, а в соответствии с равной нормой представительства от каждого поселения. Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 36 и ч. 2. ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, если районный представительный орган формируется таким способом, то глава районной администрации должен назначаться представительным органом по контракту и не может избираться напрямую жителями района.

Учитывая требования, предъявляемые к формированию органов местного самоуправления Конституцией РФ 1993 г., следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 130 местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, Конституция РФ признает обязательными использование механизма свободных выборов при осуществлении местного самоуправления и наличие выборного органа в структуре органов местного самоуправления. Этим обеспечивается роль свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу, рассмотренному в связи с жалобой гр. М.М. Салямова, образуемые путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться исключительно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании2. Таким образом, механизм формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений не является свободными выборами. При таком варианте формирования представительного органа в муниципальном районе будет отсутствовать выборный орган местного самоуправления и не будет использоваться механизм свободных выборов при осуществлении местного самоуправления. Это не согласуется с положениями ч. 3 ст. 3, ч. 2. ст. 32 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ.

1 САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.

2 Постановление от 22 января 2002 г. № 2П // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 627.

155

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Прямое избирательное право1 означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списков кандидатов) непосредственно. Непрямые выборы имеют два подвида. Во-первых, это многостепенные выборы, при которых избиратели непосредственно формируют низовое звено представительной системы, а затем формирование каждого последующего вышестоящего звена представительных органов происходит путем делегирования в них членов нижестоящих органов. Во-вторых, это косвенные выборы, когда избиратели непосредственно формируют коллегию (коллегии) выборщиков, а те уже непосредственно избирают депутатов и должностных лиц.

Не согласуется с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом, и неравное представительство населения в представительном органе муниципального района в случае его формирования из представителей поселений. Члены представительного органа муниципального района будут представлять разное число граждан, в зависимости от численности жителей поселения, тем самым не будет обеспечено справедливое народное представительство. В указанном выше Постановлении Конституционного Суда РФ особо отмечалась недопустимость неравного, с точки зрения конституционного содержания, представительства граждан в представительном органе.

Также необходимо отметить, что в соответствии со ст. 130 Конституции РФ роль местного самоуправления заключается в решении вопросов местного значения. Эти вопросы решаются посредством форм прямого волеизъявления граждан, в том числе выборов, а также через выборные и другие органы муниципального образования. По смыслу конституционных норм, отнесение какого-либо вопроса к числу вопросов местного значения влечет необходимость обеспечения населению право решать его через формы непосредственной демократии, в том числе путем выборов, а также через выборный орган муниципального образования. Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. разграничивает вопросы поселенческого и районного уровня. Статья 2 вводит понятие «вопросы местного значения поселенческого характера» - это предметы ведения муниципального района. Таким образом, если представительный орган муниципального района формируется путем делегирования депутатов от поселений, то население получает возможность решать путем выборов и через выборный орган муниципального образования вопросы местного значения поселенческого уровня и лишается возможности решать путем выборов и через выборный орган муниципального образования вопросы местного значения районного уровня. Это является нарушением требований Конституции РФ.

Специфика положений Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. состоит в том, что муниципальному району может быть навязан способ формирования его представительного органа без проведения прямых выборов. По смыслу ч. 5 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона, если инициатива о таком способе формирования поддержана двумя третями представительных органов поселений, то районный представительный орган будет формироваться именно так, даже если уставом муниципального образования района преду- * 156

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 24.

156

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

смотрено избрание депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В указанном случае выборы не будут назначены в соответствии с уставом муниципального района, представительный орган района будет сформирован из представителей поселений и будет обязан в течение одного месяца со дня начала своей работы исключить из устава муниципального образования района нормы о прямых выборах депутатов.

Также, если на основании уставов всех поселений, входящих в муниципальный район, главы этих поселений являются выборными лицами (а при ином варианте более половины состава представительного органа муниципального района может состоять из лиц, которые не избирались непосредственно населением), сформированный на основе представительства от поселений, а не путем прямых выборов представительный орган нельзя считать выборным. При этом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ1 устанавливает, что местное самоуправление осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления. При указанном варианте формирования представительного органа муниципального образования может получиться, что не выборные, а только «другие» органы муниципального образования будут решать наиболее важные вопросы местного значения, отнесенные законодательством для решения их на районном уровне. Тем более, что глава поселения в соответствии с уставом может быть избранным не населением, а представительным органом из своего состава.

Казалось бы, поскольку все депутаты представительного органа на уровне муниципального района избирались населением (в качестве главы поселения или депутата представительного органа поселения), принцип народного представительства не нарушается, и из этого, видимо, исходил законодатель, устанавливая возможность отступления от идеи обязательности избрания представительных органов муниципального района и глав поселений путем прямых выборов. Но невозможно игнорировать и такой момент: население, избирая депутата представительного органа поселения, делегировало ему именно полномочия депутата, а не главы поселения, чьи функции значительно отличаются от депутатских. И, конечно, избирая депутатов поселенческого уровня или даже (там, где это установлено уставом) главу поселения, население не делегировало им напрямую полномочия решать вопросы, отнесенные к исключительному ведению представительного органа муниципального района. Поэтому в порядке формирования представительного органа муниципального 24 * *

1 Конституция Российской Федерации. Принята на общероссийском референдуме всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. № 197; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152; № 7. Ст. 676; 2001. № 24. Ст. 2421; 2003. № 30. Ст. 3051; 2004. № 62. Ст. 532; с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // СПС «Гарант»; Законодательство; Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. (с изм. и доп.) // СПС «Гарант»; Законодательство; Конституция Чувашской Республики от 30 ноября 2000 г. (с изм. и доп.) // СПС «Гарант»; Законодательство; Конституция Республики Марий Эл от

24 июня 1995 г. (с изм. и доп.) / Администрация Президента Республики Марий Эл. Йошкар-Ола,

2004.

157

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

образования района, установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, видится искажение сути народного представительства.

К существенным и необходимым признакам народного представительства цивилисты относят следующие : избрание народом на периодических выборах, коллегиальность, наличие механизма влияния на их деятельность со стороны граждан. Только в совокупности все названные свойства дают качество, позволяющие характеризовать рассматриваемые органы как представительные. Наличие отдельных из перечисленных свойств привносит лишь определенные элементы отношений представительства в социально-правовую природу того или иного органа. Как видим, наиболее существенный из указанных признаков - избрание народом на периодических выборах - может быть упущен при реализации одного из установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ вариантов формирования представительного органа муниципального образования района.

Поэтому в современных условиях нельзя не учитывать роль населения при формировании представительных органов муниципальных образований района, хотя, следует заметить, что в настоящее время происходит кризис и в основе кризиса современного местного самоуправления в РФ лежит углубляющееся противоречие между населением как субъектом муниципального права, муниципальной публичной (местной) власти (согласно фундаментальным конституционным установлениям, содержащимся в статьях 3, 12, 130 Конституции РФ) и местной властвующей элитой в лице органов и должностных лиц местного самоуправления.

Опыт организации местного самоуправления в нашей стране свидетельствует о том, что муниципальные органы достаточно быстро выработали способность при осуществлении местного самоуправления сводить конституционно установленную учредительную власть населения лишь к возможности один раз в четыре-пять лет избирать представительные органы муниципальных образований и выборных должностных лиц, превратив этот выбор чуть ли не в единственное измерение муниципальной демократии. При этом техника организации избирательного процесса усовершенствована до такой степени, что население в своей массе голосует так, как того хотят организаторы муниципальных выборов.

Статьи Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, закрепляющие разнообразные формы прямого народовластия в местном самоуправлении, в большинстве своем фактически оказались либо невостребованными, либо трудно применимыми из-за сложных правовых механизмов, что, несомненно, сужает сферу демократической организации местного самоуправления при решении вопросов местного значения и делает учредительную власть населения при решении вопросов местного значения, по сути все менее обеспеченной. Не случайно, по мнению некоторых авторов, в России «вместо гражданского общества возникло общество, каждый из членов которого озабочен лишь собственным выживанием любым путем»1. * 158

1 Костюк К. Политическая мораль и политическая этика в России // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 34.

158

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

На наш взгляд, права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Нельзя также не принимать во внимание то, что Европейской хартией местного самоуправления установлено, что право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (ст. 3). Вряд ли можно считать порядок формирования представительного органа муниципального образования на уровне района соответствующим этим критериям. Хартия четко указывает на прямое избрание членов данных советов или собраний, и формирование их иным способом можно считать нарушением норм хартии1. В связи с этим можно усмотреть и нарушение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Указанную норму хартии можно отнести к общепризнанным нормам международного права, поскольку она ратифицирована всеми европейскими странами, в частности РФ.

Также ратифицированная РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях реализации этого права устанавливает обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе власти (ст. 3 Протокола № 1).

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 25).

Названные нормы, как следует из ч. 4 ст. 15 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, являются также составной частью правовой системы РФ, а закрепленные в них принципы избирательного права признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод2. Поэтому также способ формирования представительного органа муниципального района из представителей глав и депутатов сельских поселений противоречит требованиям ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апр. № 68 (4892).

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г. № 2-П // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 627; Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. № 4-П // Российская газета. 2008. 19 мар. № 58; Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 г. № 194-О-П // Российская газета. 2008. 19 апр. № 86.

159

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Кроме того, в Конституции РФ провозглашается, что выборы являются свободными (ч. 3 ст. 3), при этом применительно к выборам Президента РФ прямо закрепляется, что они проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81). В этой специальной норме о порядке выборов Президента РФ в то же время - по смыслу статей 1-3, 17, 19, 60 и 81 Конституции РФ - выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах. Соответственно, и образуемые в РФ путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании1.

В современных условиях, по данным субъектов РФ, согласно уставам муниципальных образований в 1630 муниципальных районах (91,5 % от общего количества муниципальных районов) представительный орган формируется на муниципальных выборах и в 153 районах - путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов данных поселений. При этом в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Ленинградской, Ивановской областях и в Республике Татарстан подобным образом формируются представительные органы во всех муниципальных районах. На эти регионы приходятся 117 из 153 муниципальных районов, в которых представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов данных поселений2.

Представительные органы муниципальных образований на уровне района в Республике Марий Эл, в Республике Мордовия и в Чувашской Республике3 формируются путем муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а, например4, пред-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г. № 2-П // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 627.

2 Информация о ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2007 году. - Доклад Министерства регионального развития РФ // Муниципальная власть. 2008. Март-апр. С. 48.

3 Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 г. № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» // СПС «Гарант»; Законодательство; Закон Республики Мордовия от 19 февраля 2007 г. № 16-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия» (в ред. Законов РМ от 21 марта 2007 г. № 19-З, от 8 июня 2007 г. № 52-З) // СПС «Гарант»; Законодательство; Устав Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2005 г. № 98 // СПС «Гарант»; Законодательство; Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. (в ред. Законов ЧР от 20 июля 2005 г. № 23, от 10 октября 2005 г. № 35, от 29 декабря 2005 г. № 66, от 2 июня 2006 г. № 12, от 30 ноября 2006 г. № 65, от 4 июня 2007 г. № 9, 5 октября 2007 г. № 59) // СПС «Гарант»; Законодательство.

4 Решение муниципального Совета сельского поселения Поречье - Рыбное Ярославской области от 1 февраля 2008 г. № 64 «О поддержке инициативы муниципального Совета городского поселения Ростов «О порядке формирования представительного органа Ростовского муниципального района - Думы Ростовского муниципального района Ярославской области» // Архив муниципального Совета сельского поселения Поречье - Рыбное Ярославской области.

160

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ставительный орган - дума Ростовского муниципального района Ярославской области состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Необходимо отметить, что в думе Ростовского муниципального района Ярославской области на формирование представительного органа муниципального образования на уровне района очевидно повлиял предыдущий опыт непрямых выборов в губернские земские учреждения, которые избирались земскими собраниями из числа гласных согласно «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. (ст. 51) и их формирование, как нами упоминалось выше, производилось путем многоступенчатых выборов и непрямого представительства, а уездные земские собрания состояли из гласных, избираемых избирательными собраниями и волостными сходами от сельских местных обществ (ст. 14, 16)1. Кроме избранных населением гласных в состав земских собраний входили по Законам 1864 и 1890 гг. и некоторые лица по должности - прежде всего от ведомств, по предложению руководства. Таких лиц могло быть одно, два или три - в уездном, до четырех - в губернском земском собраниях. Они имели право голоса по всем предметам (ст. 40, 41). В земских собраниях председателем распорядительного органа являлся по должности выборный предводитель дворянства, но никогда председателем такого собрания не было лицо назначаемое. В 1917 году Временное правительство убрало их из составов земских собраний.

По нашему мнению, интересно отметить, что партийное непрямое представительство и выборы при системе Советов, по-видимому, также восприняли существовавший опыт непрямых выборов в земские учреждения. Значительно было увеличено и число депутатов, избираемых в местные Советы. Это соответствовало установке о привлечении наибольшего числа трудящихся к управлению делами государства.

Следует подчеркнуть, что Ярославская область, используя новый способ формирования представительного органа муниципального района из глав и депутатов сельских поселений, может иметь как положительный опыт работы, так и управляемые представительные учреждения. Вместе с тем, несмотря на наличие двух способов, новый вариант формирования представительного органа муниципального образования на уровне района из глав и депутатов сельских поселений нарушает принцип свободных выборов, и образуемые путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться исключительно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. * 161

1 Полное собрание законов Российской Империи: собрание 2. Т. XXXIX. Отделение первое. 1864. От № 40457-41318. СПб., 1867. С. 1-14; Мыш М.И. Положение о земских учреждениях со всеми относящимися к нему узаконениями. СПб., 1875; Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864. М.: Изд-во МГУ, 1957. С. 242-253.

161

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Таким образом, в виду того, что при формировании представительного органа не используется механизм свободных выборов и в связи с чем в юридическом понимании отсутствует и выборный орган муниципального образования и положение противоречит ч. 3 ст. 3, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, общепризнанным нормам международного права - ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.) - следует сформулировать вывод о недостаточной легитимности способа формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений.

И.В. Капустин*

ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление* 1.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Поэтому очень важно, чтобы уставы муниципальных образований, акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований соответствовали федеральному и региональному законодательству. Для решения этой задачи Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»3 установлена обязательная государственная регистрация устава муниципального образования, акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Определено, что устав муниципального образования, акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государ-

Аспирант кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Конституция РФ: принята 12 дек. 1993 г. М.: Юристъ, 2003. С. 8.

2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3 О государственной регистрации уставов муниципальных образований: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3180.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.