Научная статья на тему 'О некоторых подходах к формированию информационной компетентности'

О некоторых подходах к формированию информационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / WEB-САЙТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / СИСТЕМНЫЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / METHOD OF PROJECTS / WEBSITE / INFORMATIONAL COMPETENCE / SELF-DEVELOPMENT / EDUCATION / PERSONALLY-FOCUSED SYSTEM COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурум Разиет Юнусовна, Хурум Нафисет Схатбиевна

Рассматриваются основные идеи обновления вузовского образования. Акцент сделан на использование метода проектов как одного из важных способов самостоятельной работы студентов, способствующего формированию информационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хурум Разиет Юнусовна, Хурум Нафисет Схатбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some approaches to formation of informational competence

The main ideas of updating higher school education are considered. The emphasis is placed on use of a method of projects as one of important ways of independent work of students promoting formation of informational competence.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к формированию информационной компетентности»

УДК 378.046 ББК 74.484.4 Х 98

Хурум Р.Ю.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, Майкоп, (8772) 593904, e-mail: raziet@mail.ru Хурум Н.С.

Аспирант кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, Майкоп, e-mail: hurum80t@mail.ru

О некоторых подходах к формированию информационной компетентности

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются основные идеи обновления вузовского образования. Акцент сделан на использование метода проектов как одного из важных способов самостоятельной работы студентов, способствующего формированию информационной компетентности.

Ключевые слова: метод проектов, Web-сайт, информационная компетентность, саморазвитие, образование, личностно-ориентированный, системный, компетентностный подход.

Khurum R.Yu.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics, Information Technologies and Information Security of the Mathematics and Computer Science Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593904, e-mail: raziet@mail.ru Khurum N.S.

Post-graduate student of General History Department, Adyghe State University, Maikop, e-mail: hu-rum80t@mail.ru

On some approaches to formation of informational competence

Abstract. The main ideas of updating higher school education are considered. The emphasis is placed on use of a method of projects as one of important ways of independent work of students promoting formation of informational competence.

Keywords: the method of projects, the Website, informational competence, self-development, education, personally-focused system competence-based approach.

Современная идея обновления вузовского образования связана, в первую очередь, с более индивидуализированным, функциональным и эффективным содержанием и организацией образовательного процесса, которое более полно учитывает интересы, склонности и способности обучающихся в соответствии с требованиями будущей профессии. Наряду с такими, давно известными подходами, как традиционный-знаниецентрический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, в современный инструментарий внесены ситуационный, контекстный, информационный и компетентностный подходы. Отметим, что образование, основанное на компетентностном подходе, позволяет быстрее реагировать образовательной системе на требования рынка труда. Рынок труда предъявляет к подготовке специалистов новые требования. Эти требования нельзя отнести к какой-либо профессиональной дисциплине. Они являются так называемыми базовыми. Внедрение и распространение информационных технологий в образовательный процесс способствует развитию личности, влияет на становление будущего профессионала, а также способствует формированию исследовательских навыков и умений, умений самостоятельно принимать решения. При построении методологической базы образовательного процесса следует исходить из того, что различные методологические подходы могут полноценно взаимодействовать, не только не противореча, но и дополняя друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны рассматриваемого феномена [1].

С внедрением информационных технологий в образовательный процесс происходит переориентация на личностно-развивающий, личностно-ориентированный, гуманистический

подход, упор делается на формирование «компетентности», а не на «усвоение знаний». Этим обусловлено введение в содержание образовательного процесса методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся. В основе метода проектов лежит формирование познавательных навыков студентов, умений в совершенстве ориентироваться в информационном пространстве, умений самостоятельно конструировать свои знания, а также развитие критического и творческого мышления, то есть способности к самоорганизации. Студенты должны уметь самостоятельно находить учебную информацию, обрабатывать ее, делать выводы, анализировать полученные результаты. Преподаватель вуза в этом случае не просто обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующим специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, дея-тельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- формирование способностей и компетентностей, необходимых в соответствующей сфере профессионального образования.

Результатом работы преподавателя должна быть активная, творческая деятельность студента. Перед преподавателем появляется необходимость выбрать формы и методы обучения, а именно - решить данную проблему поможет использование метода проектов.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных процессов, исследовательских, поисковых, графических, расчетных и других видов работ, разрешающих педагогические проблемы в результате совместной деятельности педагогов и студентов с непременным достижением конечного результата и их последующую защиту и презентацию.

Учебные проекты выполняются студентами самостоятельно с целью практического и теоретического решения поставленной проблемы.

По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий, и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути». [2, с. 3-9]. Для всех педагогических технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности преподавателя и обучающегося, эффективность, мобильность, целостность, открытость, проектируемость, индивидуализация, самостоятельная деятельность студента в учебном процессе.

Е.С. Полат предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим признакам:

• доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т.п.;

• предметно-содержательная область: монопроект и межпредметный проект;

• характер координации проекта: непосредственный - с открытой (явной) координацией и скрытый - с неявной координацией;

• характер контактов: внутренний, региональный, международный;

• количество участников проекта: личностные, парные, групповые;

• продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный [3, с. 71-76].

Дидактические характеристики метода проектов:

1. Наличие значимой, актуальной задачи, требующей самостоятельной деятельности для ее решения.

2. Практическое, теоретическое, познавательное решения для достижения планируемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.

4. Умение приложить полученные знания и приобрести новые.

5 Применение современных технологий, средств, методов, разных компьютерных программ.

Проект - можно сказать, что - это «пять П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Любой проект содержит в себе следующие этапы:

1 этап: организационный. Включает в себя представление темы и создание группы обучающихся для работы над проектом.

2 этап: выбор и обсуждение содержания проекта. Он включает определение целей и задач.

3 этап: структурирование проекта. На этом этапе план становится развернутым, выделяются этапы с выделением подзадач, а также определяются задачи каждого обучающегося.

4 этап: работа над проектом. Поиск, обработка и хранение нужной, полезной информации.

5 этап: подведение итогов. Подготовка презентации и публичная защита творческого проекта.

В образовательном процессе итогом проектной деятельности являются:

• план исследования;

• анализ исследования;

• выявление и формулирование проблемы;

• поиск нужной информации;

• работа над полученной информацией;

• умение использовать полученную информацию для решения поставленных задач;

• проведения и наблюдения эксперимента;

• обработка результатов;

• формулировка выводов;

• оформление отчета о полученных данных результатов исследования;

• защита творческого проекта (презентация проекта).

В учебном процессе можно использовать следующие организационные формы, методы и образовательные технологии, ориентированные на формирование познавательных умений студента: обучение в сотрудничестве; организация дискуссий; ролевые и деловые игры; лабораторные и практические работы; метод проектов; «портфель студента». Перед студентами ставится задача - приобрести пользовательские умения и навыки при работе с программами OpenOffice Writer, OpenOffice Calc, OpenOffice Impress для оформления отчета о полученных данных результатов исследования проектирования.

Проектная деятельность используется на разных блоках преподавания информационных технологий. При изучении текстового процессора Writer студенты создают книжки и буклеты по разным темам. При изучении табличного процессора Calc студенты оформляют отчеты полученных результатов и строят диаграммы по этим данным. При изучении программы Impress студенты создают презентации по специальным дисциплинам, связанные с выбранной профессией.

На завершающей стадии происходит выполнение индивидуальных и групповых проектов по изученным темам и защита творческого проекта. Подготовленная и оформленная работа проходит процедуру рецензирования, после чего студенты защищают свою работу. Студенты интересуются работами других и стараются их оценивать.

В процессе выполнения проектов у студентов формируются следующие умения и навыки:

• навыки сбора, систематизации, информации;

• навыки анализа информации;

• навыки публичного выступления;

• умения представить информацию в доступном виде;

• умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

• умение работать в группе, в команде;

• умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать оптимальные решения;

• углубляются знания в различных предметных областях;

• формируется уровень информационной культуры, компетенции;

• студенты имеют возможность воплотить свои творческие замыслы;

• повышается самооценка студентов.

Критериями оценки проектной деятельности мы считаем: осознанность определений проблемы в выборе темы проекта, значимости выполняемой работы; умение аргументировать предлагаемые решения, подходы и выводы; выполнение принятых этапов проектирования; самостоятельность, законченность; уровень творчества, оригинальность воплощения и представления проекта; качество работы и его полнота, оригинальность. Оценивание защиты проектов проводится по следующим принципам: качество доклада (полнота представленной работы, аргументированность); объем и глубина знаний по выбранной теме; ответы на вопросы по проекту; деловые качества (ответственное отношение, контактность, эрудиция, доброжелательность).

Формирование информационной компетентности студентов реализовывалось как в процессе преподавания информационных технологий и информатики, так и элективных курсов, усиливающих, расширяющих и углубляющих содержание базовых дисциплин.

Усвоение учебных знаний из цели должно превращаться в средство саморазвитие студента с учетом его индивидуальных возможностей и жизненных позиций.

В данном случае под содержанием образования нужно понимать систему знаний, умений, навыков, творческих и поведенческих качеств личности, мировоззренческих взглядов, которая формируется, исходя из социального заказа информационного общества. С целью систематизации теоретических знаний и более эффективного совершенствования информационных умений, нами разработана программа элективного курса «Конструирование Web-сайтов», имеющего интегрированный характер.

Элективный курс «Конструирование Web-сайтов» ориентирован на студентов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и, следовательно, базируется на серьезном отношении к гуманитарному образованию - важном компоненте общественного бытия и сознания. При получении гуманитарного образования курс должен способствовать проблемам выработки понятий и навыков в систематизации информации, системного мышления. При проектировании и создании спецкурса учитывался модульный принцип построения, позволяющий добавлять и обновлять разделы курса.

Они представлены в трех, логически связанных, предметных курсах (модулях):

• эффективная работа в глобальной сети Internet;

• введение в Web-конструирование;

• графика для Web. Создание Web-анимации в программе Macromedia Flash.

Каждый предметный модуль включает в себя обязательную теоретическую и практическую части, другие материалы, необходимые для организации учебной работы.

Курс служит средством специализации в поле деятельности новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Знания, умения и способы конструирования Web-сайтов формируют информационную компетентность - одну из ключевых компетенций студентов. Для успешного освоения курса необходимо предварительное изучение дисциплины «информатика». Это позволяет продолжить начатое базовым курсом информатики изучение студентами основных содержательных линий предмета и углубить знания по следующим образовательным линиям.

Цели курса:

• сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности обучаемого по применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе;

• научиться ориентироваться и плодотворно работать в информационном Интернет-пространстве;

• научиться использовать Интернет-ресурсы для достижения своих целей;

• научиться способам представления информации в сети Интернет;

• реализовывать творческие способности в ходе проектирования и конструирования Web-сайтов.

• овладеть элементами информационной и коммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям конструирования Web-сайтов.

Задачи курса:

• раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

• сформировать у студентов компетентности в области использования возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

• обучить студентов использованию и применению средств информационных и коммуникационных технологий для дальнейшего использования в своей будущей профессиональной деятельности;

• ознакомить студентов с современными приемами и методами использования средств информационных и коммуникационных технологий при проведении различных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности;

• познакомиться с видами Web-сайтов, их функциональными, структурными особенностями;

• изучить способы проектирования, конструирования, размещения Web-сайтов;

• овладеть первичными навыками программирования на языках HTML, Dynamic HTML, CSS, а также основам работы с программами Dreamweaver и Flash;

• познакомиться с основами Web-дизайна;

• научиться создавать и размещать собственный Web-сайт по выбранной тематике в сети Интернет.

Курс предусматривает проведение лекционных занятий с применением презентаций по темам, а также использование деятельностных технологий в форме семинаров и практикумов, но доминирующим типом занятий является практическая работа. Семинары организуются как с целью повторения и обобщения знаний по теме, так и для изучения нового материала. Регулярное повторение тем способствует закреплению изученного материала. Форма семинара при этом - интерактивный информационный режим в виде беседы, дискуссии. К семинарским занятиям ученикам предлагается ряд вопросов и заданий для самостоятельной работы. Практические работы ориентированы на формирование умений и навыков информационной деятельности. Основной методической целью курса является - обучение студентов навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов. На определенных этапах обучения учеников объединяют в группы, то есть используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается защитой результатов. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной компетентности у студентов. Ответ данной задачи обеспечен наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

• социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать и размещать сайты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личностная значимость компетенции (зачем студенту необходимо быть компетентным в области построения сайтов);

• перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (Web-страница, сайт, Интернет, компьютер, компьютерная программа);

• способы деятельности по отношению к данным объектам;

• минимально необходимый опыт деятельности студента в области данной компетенции;

• контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности студента.

Курс предполагает использование рейтинговой системы оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности студента. В первую очередь оцениванию подлежит уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса, а во вторую очередь оцениванию подлежат те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе преподавателя и в индивидуальных образовательных программах студентов. Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты (сайты) студентов и личностные качества, освоенные способы деятельности, знания.

Качество студенческой продукции оценивается следующими способами:

- по количеству творческих элементов в Web-сайте;

- по степени его оригинальности и относительной новизне для студента;

- по емкости и лаконичности и его интерактивности;

- по практической пользе и удобству использования этого Web-сайта.

В начале и конце курса с помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции студентов, преподаватель оценивает уровень развития личностных качеств на основе сравнивания результатов их диагностики. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета по освоенным знаниям и умениям, а также форму защиты творческой работы.

Изучив курс, студент должны знать:

- принципы и структуру устройства «Всемирной паутины», формы представления и управления информацией в сети Интернет;

- понятие гипертекст, Web-сайт, Web-страница;

- назначение языка HTML, структура HTML-документа;

- основные теги;

- основные Web-технологии, их назначение;

- основные элементы Web-страницы, назначение наиболее часто используемых тегов языка HTML и их параметров;

- основные принципы Web-дизайна.

Студент должен уметь:

- найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий;

- владеть браузерами IE, NN, Opera;

- оформлять текстовую часть Web-страницы;

- встраивать графические изображения, создавать гиперссылки;

- создавать простые HTML-документы и небольшие Web-сайты объемом 5-10 страниц на заданную тему;

- разрабатывать Web-страницы с фреймами;

- создавать формы и карт-изображения;

- встраивать различные объекты на Web-страницу;

- работать с программами Dreamweaver и Flash;

- регистрироваться и размещать сайты на бесплатном Web-сервере.

На наш взгляд, курс «Конструирование Web-сайтов» является необходимым условием содержательного обеспечения процесса формирования информационной компетентности студентов.

Примечания:

1. Бордовская Н.В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. 2005. № 5. С. 21-29.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003. 272 с.

References:

1. Bordovskaya N.V. System methodology of modern pedagogical research // Pedagogy. 2005. No. 5. P. 21-29.

2. Polat E.S. Method of projects at foreign language lessons // Foreign Languages at School. 2000. No. 3. P. 3-9.

3. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the system of education. M.: Academia, 2003. 272 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.