Научная статья на тему 'О некоторых аспектах технического знания'

О некоторых аспектах технического знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дегтярев Евгений Владимирович

В статье исследуются такие важнейшие аспекты технического знания, как предметный и операциональный аспекты. В результате проделанного анализа автор приходит к выводу о самостоятельном, качественно-определенном статусе технического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах технического знания»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 100-102.

Е. В. Дегтярев

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В статье исследуются такие важнейшие аспекты технического знания, как предметный и операциональный аспекты. В результате проделанного анализа автор приходит к выводу о самостоятельном, качественно-определенном статусе технического знания.

Ключевые слова: операциональный аспект, предметный аспект, техническое знание.

Как правило, в работах, посвященных проблемам техники и техникознания, понятия «техническое знание», «техническое мышление», «технические науки» обычно употребляются как слова-синонимы. Это обусловлено, с одной стороны, определенным несовершенством существующего понятийного аппарата, а с другой - известной содержательной неопределенностью самих феноменов «техническое знание», «техническое мышление». «технические науки», а в особенности, их соотношением друг с другом и с областями знания, мышления и науки как таковых. Поэтому техническое знание и мышление, а также технические науки представляются обычно, либо как подсистемы систем естествознания и естественных наук, либо как особые системы, имеющие собственный, несводимый к естествознанию и обществознанию фундаментальный и прикладной, теоретический и эмпирический уровни. Однако, что же собой представляют техническое знание и техническое мышление? Какова их специфика (кроме несводимости к другим областям знания и мышления)? Что собой представляет область действительности, отражаемая ими? Это на самом деле особые системы знания, мышления? Если это действительно так, то какие факторы обеспечивают их целостность, их единство?

На первый взгляд, правомочность употребления самих терминов «техническое знание» и «техническое мышление» кажется очевидной: понятия «знание» и «мышление» постоянно встречаются в философском дискурсе а предикат «техническое» лишь накладывает определенные, вполне конкретные, ограничения на их содержание. В данном случае имеется ввиду их фактическая тождественность, соответственно, «знанию о технике» и «мышлению о технических объектах». Иначе говоря, имеется в виду знание и мышление «вообще» в приложении к определенной

(технической) области, а не иной, не особый тип знания или мышления. Подобное сужение сферы содержания этих понятий, на наш взгляд, является ошибочным. Действительно, почему нельзя признать существование особого - «технического» типа мышления и его результатов - технического знания?

Техническое мышление возникает, как минимум, с возникновением самой техники, поскольку исследование технического объекта на предмет его ремонта, усовершенствования, «эксплуатации» для создания артефактов или операций, удовлетворяющих потребности человека, предполагает и выработку соответствующих, специфических методов (или способов) его познания и преобразования. Мы полагаем, что сам факт столь долгого (сотни или даже тысячи лет) существования технического мышления предполагает и наличие специфического, «технического знания» как необходимого аспекта создания новых, а также эксплуатации и ремонта уже имеющихся технических устройств. Однако, что же представляют собой техническое знание и техническое мышление, какова их специфика, как они соотносятся друг с другом и с миром техники? На наш взгляд, техническое знание - это знание о технических объектах, о способах их функционирования, а также создания, модификации, ремонта, наладки, проверки и управления этими объектами, а кроме того, это знание о последовательности и типах мыслительных, мускульно-двигательных и предметных операций с материальными и идеальными техническими объектами и способах получения новых технических знаний.

Как нам представляется, техническое мышление объемлет собой манипуляции с техническим знанием, его элементами и операциями (такими, например, как кручение, сверление долбление и т. д). Оно включает в себя способы получения новых технических знаний, а также технику осуществления раз-

личных операций, прежде всего - выполнение действий алгоритмического характера. Следовательно, техническое мышление, помимо манипуляций с образами технических объектов, включает в себя манипуляции с образами некоторых других (нетехнических) объектов, совокупность которых мы определяем как «технику выполнения», то есть последовательность выполнения операций, выполнение их в соответствии с тем или иным алгоритмом, а также сами эти алгоритмы.

На наш взгляд, понятие «техническое знание» обладает двумя аспектами: предметным и операциональным. Мы полагаем, что предметный аспект технического знания определяется, прежде всего, объект-субъектным взаимодействием, а также самим техническим объектом, т. е. совокупностью существующих технических объектов, известных тому или иному субъекту технического знания, либо познаваемых им. Нам представляется, что в предельном случае объектом технического знания (в рамках данного аспекта) выступает все многообразие существовавших, существующих, а также создаваемых технических систем, то есть это «мир техники» или техносфера, и соответствующая информация в ее существующих носителях. Мы имеем в виду «техническую картину мира» во всей возможной ее полноте и многообразии, а субъектом технического знания - человечество в целом.

По всей видимости, операциональный аспект технического знания не столь монолитен в своих основаниях. Предельный объект в данном случае много богаче. Помимо перечисленных элементов последний включает в себя определенную (хотя и не всю) совокупность существовавших, а также существующих операций - умственных, предметных, мускульно-двигательных (таких как техника обработки, техника росписи, техника исполнения на музыкальном инструменте, техника решения математических задач, техника перевода, техника управления процессом и т. д.).

Коль скоро предметный аспект технического знания определяется как самим техническим объектом, так и объект-субъектным взаимодействием, то его операциональный аспект мы полагаем, определяется тремя видами взаимодействий: субъект-объектным, субъект-субъектным и объект-объектным. Именно этим объясняется и многообразие видов техники операций (управленческие, математические, измерительные, хирургиче-

ские, обрабатывающие и т. д.). Что касается определенности операционального аспекта технического знания субъект-объектным взаимодействием то, на наш взгляд, она связана с воздействием субъекта технического знания на технические объекты - материальные технические системы (станки, конвеерные линии, оборудование, действующие модели и схемы и т. д.); на мыслительные операции - уже имеющиеся и вновь создаваемые (например, логические, математические и прочие); на двигательно-моторные операции (идеоматические, манипуляции с предметами и орудиями труда, управление транспортом, управление движениями собственным телом и т. д.). Подобное воздействие очевидно, ведь процесс мышления, а следовательно и продуцирования новых знаний невозможен без использования операций, без определенного воздействия субъекта на окружающий мир и, естественно, осознания этого воздействия.

Другим определяющим фактором операционального аспекта технического знания (как, впрочем, и технического мышления) является субъект-субъектное взаимодействие. Данное взаимодействие интересно нам прежде всего с его коммуникативной стороны, так как именно в процессе общения между разными субъектами осуществляется копирование двигательных, мыслительных и прочих операций, а также обучение всевозможным новым операциям, а зачастую и создание и осознание новых операций. Нам представляется, что сами процессы копирования и обучения представляют собой одну из специфических сторон техники человеческого общения. Это тоже «техника» (достаточно вспомнить греческое «технэ»), это тоже умение, искусство, «ремесло» общения корреспондента и воспитателя, педагога и психолога, родителей и ребенка, политика и артиста и т. д. Отображение этого взаимодействия в общественном сознании и формирует данную сторону операционного аспекта технического знания. Подобное знание пополняется, прежде всего, через осмысление операциональной стороны техники человеческого (субъект-субъектного) общения.

Наконец, что касается объект-объектного взаимодействия, то очевидно, что одним из оснований операционального аспекта технического знания оно может быть лишь при условии наличия субъекта технического знания. Не менее очевидно и другое: сами

102

Е. В. Дегтярев

субъекты могут выступать или как объекты определенных отношений, или как объекты для других субъектов. Однако, для нас представляет интерес, прежде всего, осознание различными субъектами объект-объектного взаимодействия, возникающего между материальными неодушевленными объектами, а также осознание особенностей операций, которые возникают между ними (сжатие, сцепление, сверление, долбление и т. д.), а кроме того, последовательности их сочетания. Более того, на наш взгляд, осмысление объект-объектного взаимодействия тем или другим субъектом технического знания осуществляется, прежде всего, через взаимодействие самого субъекта с каждым из взаимодействующих объектов и, что еще более важно, с операциональной стороной этого взаимодействия.

В структуре технической картины мира особое место занимает научно-техническое знание, основной объем которого дают, прежде всего, технические науки. Именно совокупность научно-технического знания человечества образует научно-техническую картину мира во всей ее возможной (актуальной) полноте. Это, в свою очередь, предполагает наличие у подобного рода знаний признаков научности, таких, как истинность, постулатив-ность, непротиворечивость, доказательность, проверяемость, подтверждаемость данными практики и т. д. Подавляющая часть подобного рода технических знаний - результат деятельности ученых-теоретиков, прикладников и инженерно-технических работников.

В ходе своего функционирования научнотехническое знание способно трансформироваться в обыденное техническое знание за счет упрощения его структуры, сокращений в причинно-следственных связях промежуточных звеньев, использования лишь частных случаев и прочее. Однако, это вовсе не означает обязательного снижения качества подобных знаний, ибо позволяет субъектам-носителям такого «трансформированного» техническо-

го знания достаточно успешно осуществлять ту или иную общественнозначимую деятельность. Причем, временами, даже успешнее, чем соответствующие субъекты-носители собственно научно-технического знания. Так, например, технику-наладчику автоматических прядильных станков нет надобности до тонкостей знать теорию автоматики, слесарю-наладчику ЭВМ - теорию вычислительной техники и информатику, а сантехнику - гидродинамику. Весьма часто знания «мастера - золотые руки» в области деятельности, которой он занят, могут вообще не опираться на соответствующие научно-технические знания, а быть результатом обучения (либо самообучения) техническим знаниям, полученным чисто эмпирическим путем. Таковыми, например, являются технические знания знаменитых ювелиров, технические знания изготовителей уникальных музыкальных инструментов и проч. Подобные технические знания не менее истинны и ценны для общества, чем «традиционные» научно-технические знания. Они попросту «другие» по методам их получения, по их характеру, структуре, полноте, степени общности, широте применения и т. п.

Возможен и обратный процесс, при котором обыденное техническое знание трансформируется в научно-техническое. Подобное возможно как в случае раскрытия утраченных технических «секретов» прошлого, так и в случае создания теорий уже существующих машин и механизмов.

Все вышеозначенное, на наш взгляд, свидетельствует об особом, самостоятельном статусе технического знания, его несводимо-сти к естествознанию. То есть, хотя техническое знание связано с естествознанием, в том числе с научным естествознанием, тем не менее, оно обладает собственной качественной определенностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.