Научная статья на тему 'О монографии Александровой Татьяны Евгеньевны «Морская инфраструктура России: теория, основные этапы развития, проблемы»'

О монографии Александровой Татьяны Евгеньевны «Морская инфраструктура России: теория, основные этапы развития, проблемы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О монографии Александровой Татьяны Евгеньевны «Морская инфраструктура России: теория, основные этапы развития, проблемы»»

УДК 629.12+656.614+551.46 ББК 39.42:39.486(2Рос)

П. И. Бухарицин

О МОНОГРАФИИ АЛЕКСАНДРОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ «МОРСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ»

P. I. Bukharitsin

ON A MONOGRAPH BY ALEKSANDROVA TATIYANA EVGENIEVNA "RUSSIAN MARINE INFRASTRUCTURE: THEORY, MAIN STAGES OF DEVELOPMENT, PROBLEMS"

Россия, правопреемница СССР, - великая морская держава.

Согласно разработанной «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена 27 июля 2001 г. Президентом РФ В. В. Путиным): ...«Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути». Исторически Россия - ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Она заслужила этот статус благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.

В конце 2010 г. Правительство России утвердило «Стратегию развития морской деятельности до 2030 года». Соответствующее распоряжение от 8 декабря 2010 года N 2205-р подписано премьером В. В. Путиным.

Согласно тексту этого документа, Стратегией определены основные проблемы и риски развития морской деятельности. В их числе - недостаточное участие морских судов под российским флагом в обслуживании российской грузовой базы, а также слабое участие российского торгового флота в мировых перевозках, отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа России и т. д. В связи с проблемами, обозначенными Стратегией, определены основные цели и задачи, которые необходимо решить в ходе их достижения, а также показатели, по которым будет оцениваться работа.

Для реализации стратегии необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Реализация Стратегии, следует из документа, будет осуществляться в рамках государственных программ, которые включают в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

Согласно новой стратегии, для формирования конкурентной на международном уровне инфраструктуры морских портов сформулированы 5 основных задач:

1. Обеспечение достаточных мощностей для перевалки грузов.

2. Достижение экономической эффективности развития портовой инфраструктуры.

3. Достижение международной конкурентоспособности услуг российских портов.

4. Обеспечение безопасного функционирования и развития морской портовой инфраструктуры и морского транспорта.

5. Решение общественных и социальных задач развития морской портовой инфраструктуры, обеспечение защиты окружающей среды.

Особенностью «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» является ее согласованность с основными стратегическими документами, разработанными или разрабатываемыми государственными структурами и крупным бизнесом.

В связи с этим весьма своевременным и актуальным является выход в свет монографии «Морская инфраструктура России: теория, основные этапы развития, проблемы» кандидата географических наук, доцента Самарского государственного экономического университета, действительного члена Русского географического общества Татьяны Евгеньевны Александровой, автора многочисленных работ по проблемам пространственной организации морской инфраструктуры России.

Т. Е. Александрова поставила перед собой цель разработать методологию и практические рекомендации по формированию жизнеспособных и эффективных комплексных направлений структурной перестройки морской инфраструктуры морехозяйственной деятельности России. Реализация указанной цели базируется на рассмотрении существующих проблем, из которых к основным можно отнести следующие:

- определение общепризнанного понятия «морская инфраструктура»;

- анализ современного состояния морской инфраструктуры и ее роль в морехозяйственной деятельности страны;

- разработка основных принципов выделения зон тяготения и их влияния на формирование и развитие морской инфраструктуры;

- определение структурно-функциональных подсистем морской инфраструктуры;

- анализ современного формирования управленческой системы морской инфраструктуры;

- определение основных возможных направлений формирования управленческой системы морской инфраструктуры России в рыночных условиях экономики страны;

- теоретическая и научно-методическая база формирования и развития объектов структурно-функциональных подсистем морской инфраструктуры.

В монографии представлены следующие результаты исследований автора:

- впервые в качестве самостоятельного объекта изучения представлена морская инфраструктура;

- выделены состав, основные функции, свойства формирования и развития морской инфраструктуры;

- выделены основные условия и факторы, влияющие на развитие морской инфраструктуры;

— определены основные принципы выделения зон тяготения морских бассейнов и показано их влияние на развитие морской инфраструктуры в рыночных условиях экономики России;

— дан анализ основных этапов формирования и развития специализированных объектов и структурных подразделений общего назначения морской инфраструктуры России;

— предложены возможные направления перспективного развития морской инфраструктуры России.

Автором выполнена колоссальная по объёму работа, охватившая в наибольшей степени все аспекты морской деятельности России в Новейшее время. Определено развитие морской инфраструктуры страны на перспективу. Подробно рассмотрена инфраструктура портов, вопросы гидрографии, гидрологии, лоцманской службы, гидрометеобеспечения, навигационного обеспечения.

На наш взгляд, в монографию следовало бы внести некоторые поправки. Так, в главе «Морские порты» на стр. 142 из фразы «Остались за пределами России крупные рыбопромысловые порты, которые были специально оборудованы для обслуживания рыболовных судов и плавучих рыбоконсервных заводов (в г. Севастополе, Одессе, Керчи, Поти, Владивостоке, Риге и др.)» название «Владивосток» следует исключить. В области морского образования (гл. 4.1.3 «Морское образование и наука») названы неточно или по-старому образовательные учреждения: Астраханское мореходное училище вновь образовано решением Совета Министров СССР от 5 марта 1944 г.; Астраханский морской колледж с 2007 г. называется «Каспийский филиал Морской государственной академии (МГА) им. адмирала Ф. Ф. Ушакова»; Ростовский морской колледж имени В. Я. Седова с 2007 г. является структурным подразделением МГА им. адмирала Ф. Ф. Ушакова; Сахалинское мореходное училище с 2003 г. стало структурным подразделением Дальневосточного государственного морского университета им. адмирала Г. И. Невельского и т. д.

Однако замеченные отдельные недостатки, конечно, не умаляют огромных достоинств монографии в целом.

На наш взгляд, монография Т. Е. Александровой является законченным научнопрактическим трудом по исследованию морской деятельности России в Новейшее время, выполненным на высоком научном и профессиональном уровне, является пионерным трудом в этой области и, безусловно, будет по достоинству оценена и востребована морскими специалистами.

Материал поступил в редакцию 27.01.2012

РЕЦЕНЗЕНТ

Бухарицин Пётр Иванович - Астраханский государственный технический университет; доктор географических наук, профессор; профессор кафедры «Инженерная экология и природообустройство»; профессор, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, председатель Астраханского отделения Русского географического общества; astrgo@mail.ru

Bukharitsin Petr Ivanovich - Astrakhan State Technical University; Doctor of Geographical Science, Professor; Professor of the Department "Engineering Ecology and Nature Facilities Development"; Professor,

Chief Research worker of Water Problem Institute of Russian Academy of Science, Head of Astrakhan Department of Russian Geographical Society; astrgo@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.