Научная статья на тему 'О методических путях изучения страхов у взрослых'

О методических путях изучения страхов у взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6427
874
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ КАК ПЕРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВИДЫ СТРАХА / ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ СТРАХОВ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Екатерина Юрьевна

В статье изложены основные результаты адаптации методики «С-тест» предназначенной для изучения страха взрослых, выполненной на основе сопоставления с результатами опроса и интервью взрослых испытуемых. Представленные данные математической статистики позволяют использовать данную методику в диагностических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методических путях изучения страхов у взрослых»

УДК 159.923 Е.Ю. НИКИТИНА

О МЕТОДИЧЕСКИХ ПУТЯХ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ У ВЗРОСЛЫХ

В статье изложены основные результаты адаптации методики «С-тест» предназначенной для изучения страха взрослых, выполненной на основе сопоставления с результатами опроса и интервью взрослых испытуемых. Представленные данные математической статистики позволяют использовать данную методику в диагностических целях.

Ключевые слова: страх как передмет исследования, виды страха, операционализация и измерение страхов, факторный анализ.

Психологические аспекты феномена страха широко представлены во многих научных исследованиях. Проблема психологии страха имеет свою историю развития и получила освещение в различных психологических направлениях. Но наиболее часто в прикладном плане страхи изучаются в детском и подростковом возрасте.

Одно их определений страха принадлежит Захарову А.И. «Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности» [1].

В работах отечественных ученых, отмечен рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спива-ковская и др.) [4]. Вместе с тем можно говорить об увеличении количества разнообразных страхов, повышении их интенсивности и среди взрослой выборки.

В интернете количество ссылок на слова: «я боюсь» (людей, драться, рожать, смерти, разбиться) и «мне страшно», насчитывает более 10 миллионов, что тоже указывает на практическую востребованность изучения страхов.

Сложность и неоднозначность такого психологического феномена как страх наиболее ярко отражается в том, что нет сформированной методической базы для изучения страхов. Основные методики в этой области можно разделить на группы: первая - и она самая многочисленная -изучение детских страхов («Опасения и страхи у

детей» А.И. Захарова, «Незаконченные предложения» А.И.Захарова, «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой, методика «Кактус» М.А-. Панфиловой, тест тревожности Р. Тэммл, М. -Дорки, В. Амен., Тест школьной тревожности Филипса, рисуночные методики «Нарисуй свой страх» и др.). Что касается исследования в других возрастных периодах то они представлены в основном тестами, измеряющими тревожность (Методика измерения уровня тревожности Тейлор, тест тревожности Спилбергера-Ханина). Тесты, исследующие именно страх, в отечественной психологии представлены такими авторами как Щербатых Ю.В. «ОАС» (опросник актуальных страхов) [7] и Леви В.Л. «С-Тест» [3].

Исследования страхов в более зрелой возрастной категории осложняется недостаточной методической базой.

Перед нами стояла задача исследовать страх взрослого человека. Одна из методик, которая первоначально создавалась для детской выборки, но как нам казалось, могла бы использоваться и на более взрослой категории испытуемых - это проективная методика «Нарисуй свой страх». Рисунок страха используется в рамках терапии и устранении страхов, но некоторые исследователи применяют его и в диагностических целях [1].

Опыт исследования данной методики показал, что большинство респондентов неохотно откликаются на предложение изобразить свой страх, ссылаясь на неумение рисовать, или сложность изображения страха (страх перед будущим, страх ответственности, страх потери работы). В таком случае значимые страхи заменялись на те, которые легче изобразить или рисовались те объек-

© Е.Ю. Никитина, 2009

189

ты, которых принято «бояться» (рис. 1).

Кроме того многие испытуемые буквально следовали инструкции задания «Нарисовать свой страх», и это приводило к тому, что на рисунках изображался лишь какой то один объект страха. По этой причине не возможно было судить о целостной картине страхов, присущей данному человеку (рис.2). У многих испытуемых в ходе последующих интервью выяснялось наличие не одного, а нескольких страхов, и если их просили

выделить основной, самый сильный страх, то не редко этот страх не всегда совпадал с изображаемым. Часть респондентов изобразила страхи схематично, что усложняло задачу исследования интенсивности страхов (рис.3). Перечисленные обстоятельства привели к тому, что в дальнейшем исследовании мы решили отказаться от использования проективной методики «Нарисуй свой страх».

Рис. 1 «Кладбище»

Дальнейшее исследование страхов проводилось с использованием авторского опросника (в соавторстве с Полянской Т.И.). Цель проведения опроса: получить максимально подробный перечень страхов современного человека, что бы сопоставить его с тем набором страхов, который предлагается в имеющихся тестах. Поскольку понятие страха многомерно, и включает в себя различные проявления по силе и форме, в опроснике были отражены различные особенности страха (такие как беспокойство, тревожность, испуг,

страх). Большую часть опросника составляли открытые вопросы, которые предполагали развернутые ответы. Например: «Назовите ситуации из Вашей жизни, породившие тревогу и страх»; «Что именно Вы боитесь потерять?»; «Есть ли ожидаемые ситуации, которые вас пугают?». Заполнение бланка опросника составляло примерно 40 минут (Опросник состоит из 14 вопросов). В опросе участвовало 430 человек, мужчин и женщин в возрасте от 16 до 60 лет - студенты КГУ им. Н.-А. Некрасова, работники промышленных пред-

приятий города Костромы, сотрудники учебных учреждений, предприниматели, пенсионеры, люди творческих профессий.

В ходе проведения опроса все испытуемые проявили активность и заинтересованность. При этом многие испытуемые не ограничивались заполнением бланка, а с готовностью принимали участие в интервью, результаты которого фиксировались. Все страхи, исходя из данных полученных в ходе интервью, можно разделить на две большие группы: рациональные и иррациональные.

Рациональные или ситуативные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки (те страхи, которые реально переживались человеком, или косвенно могут угрожать его жизни). Иррациональные или личностно обусловленные страхи предопреде-ленны характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способные проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми (страхи, не поддающиеся логическому объяснению).

В ходе проведения опроса и интервью проявилась следующая закономерность: чем старше человек, тем менее охотно он перечислял страхи в опроснике, но более охотно вступал в диалог, как правило, сам начиная разговор, пытаясь объяснить тот или иной страх. Кроме того, у большинства респондентов старше 45 лет в ответах опросника содержалось небольшое количество перечисленных страхов, эта особенность комментировались такими словами «В моем возрасте уже больше нечего бояться», «Я столько всего повидал (а), что ничего уже не боюсь». Однако в последующих интервью выяснялось, что респонденты все таки испытывают страх, правда не за себя, а за своих близких, но декларировать эти страхи не стали по суеверным причинам: «Нет, я и думать об этом не хочу», «Мне даже страшно представить».

В результате проведения опросника было получено большое количество различных вариантов страхов. По частоте встречаемости они были поделены на три группы.

1. Максимальная частота встречаемости (размах значений от 40% до 85%): страх потери близких и родных; автомобильных аварий, происшествий на дороге; болезнь близких и родных, проблемы со здоровьем; высоты или глубины; ново-

го коллектива, незнакомых людей; общественной оценки (положительной и отрицательной); потери друзей; потери работы (учебы); потери ценной вещи, денег; проблем во взаимоотношениях с родными и близкими; экзаменов, оценка знаний; смерти близких, родных и друзей; трудностей финансового характера.

2. Средняя частота встречаемости (размах значений от 5% до 40%): страх агрессии из вне; беспокойство о собственной жизни, будущего; важного события, значимой встречи; важного решения; кражи; нападения; недостатка информации и знаний; неуспеха в значимой деятельности; общении с важными (авторитетными) людьми; одиночества; опоздания, невозможности выполнить намеченное; посещения врача; прогулки поздним вечером по улице в одиночестве; стихийного бедствия; темноты; злой собаки.

3. Минимальная частота встречаемости (размах значений от 1% до 5%): страх начальника; поражения электрическим током; покойника; потери доверия и уважения окружающих к себе; посещения чиновников; онкозаболевания и посещения онкодиспансера; провалиться под лед; фильмов ужасов; быть плохой матерью (отцом); каруселей, аттракционов; выплаты по кредитам; нового дела, новой ситуации; старости.

Все многообразие (217 вариантов) полученных страхов по содержательному критерию мы разделили на следующие группы:

• «медицинские» (страх боли, врачей и болезней);

• «экстремальных ситуаций» (страх аварий, нападения, пожара, войны);

• «экзистенциальные, страхи потери» (страхи смерти собственной, смерти близких и родных людей);

• «биологические» (боязнь животных и насекомых);

• «социальные» (боязнь людей, общественной оценки, общения с важными людьми, опоздания, одиночества);

• «пространственные» (боязнь высоты, глубины, темноты, воды замкнутого и открытого пространства);

• «финансовые» (страх потерять работу, снижения заработка, невозможность выплат по кредитам);

• «субъектные» (страх потери контроля над ситуацией).

Если в проективной методике «Нарисуй свой

страх» респонденты чаще указывали всего один -два страха, то в ходе опроса каждый из участников называл гораздо большее число страхов. С помощью кластерного анализа было выявлено три группы испытуемых:

Первая группа - (20% от всего числа респондентов) количество объектов страха от 3 до 5.

Вторая группа - (60% от всего числа респондентов) количество объектов страха от 5 до 15.

Третья группа - (20% от всего числа респондентов) количество объектов страха более 15.

С помощью опросника можно определить актуальные страхи, выяснить частоту встречаемости каких то отдельного страха путем повторения значимого варианта, но для большей информативности не хватало определения интенсивности каждого встречающегося страха. Выяснить интенсивность отдельного страха, можно с помощью «С-теста»где автор предлагает оценить значимость каждого варианта по 10-и бальной шкале. Однако автор не приводит никаких данных о психометрической проверке, поэтому в мае -июле совместно с Полянской Т.И. была проведена модификация методики. В «С-тесте» предлагается определить интенсивность 60-и страхов, наиболее часто встречаемых по мнению В.Л. -Леви [3]. Для уточнения конструкта теста мы сравнили данные полученные в ходе проведения опросника с данными по «С- тесту».

Результат сопоставлений позволил выявить несколько видом актуальные страхи, не упоминавшихся в «С-тест»:

«Я очень волнуюсь по поводу выплат кредитов или долгов»

«Боюсь потери или кражи ценной вещи, документов»

«Меня тревожит недостаток информации» «Боюсь неожиданности»

«Боюсь опоздать, не успеть закончить намеченное»

«Я боюсь божьей кары»

Поскольку размах значений встречаемости этих страхов высок и составил от 25% до 70%, мы сочли возможным дополнить ими перечень страхов в С-тесте.

Вопросы N° 24 «Когда иду с девушкой, стараюсь обходить места, где на нас могут напасть» и

№ 25 «При нахождении на улице у меня часто возникает боязнь попасть в драку, подвергнуться нападению, ограблению или насилию» мы объединили в один, чтобы устранить влияние на ответ гендерной специфики: «Если возвращаюсь домой вечером, всегда прошу меня встретить или стараюсь обходить места, где на меня могут напасть».

Таким образом, окончательный вариант теста стал состоять из 67 вопросов вместо 60 в авторской версии.

Обработка всех 60 пунктов опросника с помощью коэффициента, Альфа Кронбаха, показала высокую однородность теста (0,917 > 0,7). Также с помощью критерия Альфа Кронбаха определили внутреннюю надежности отдельных пунктов теста (добавленных вопросов) и измененного опросника в целом (0,889 > 0,7).

При анализе «С-теста» было выявлено что, конструкция данной методики позволяет измерить только наличие определённого уровня страха, но, поскольку шкалы не стандартизированы, трудно судить о том, какой страх преобладает у тестируемого. Утверждения, относящиеся к панфобиям, эзофобиям при факторном анализе смешиваются с социальными и зависимыми страхами.

Поэтому по результатам факторном анализа, были сформулированные 8 группы страхов:

• Финансовые страхи (страхи зависимости);

• Медицинские страхи;

• Тревожность;

• Страхи социальной оценки;

• Страх агрессии;

• Страхи потери контроля над ситуацией;

• Экзистенциальные страхи;

• Экстремальных ситуаций, мистика, повышенно стрессовые ситуации.

Теперь с помощью этой методики можно определить картину актуальных страхов, выявить группу наиболее тревожащих факторов, определить интенсивность каждого отельного страха и ранг каждой из 8 групп. При исследовании картины страхов взрослой выборки анализ теста дает самые информативные результаты, что позволяет считать тестирование одной из наиболее адекватной методик при изучении данного феномена.

Таблица1

Соотнесения групп страхов, выявленных при анализе результатов опросника с «С-тестом»

Классификация страхов на основе опроскика и С-теста

Класси страхов нове ника Медицинск ие Экзистенц иальные страхи Субъектны е ст рах и (потеря контроля над ситуацией) Экстремал ьных ситуаций Биологичес кие (природные страхи) Социальные страхи Простра нственн ые страхи Фин а н со вые стра хи

Класси по «С- іу» Танат офобии Страхи зависимости Агрессофобии Танат офоб и) Социофобии Страхи о т кр ыт ых простра нств

Вариан рахов болезнь близких и родных, проблемы со здоровьем смерт ь безвыходно сть авт оавария происшест в и е на дороге темнота экзамен, о це нк а знаний большие помещен ия бедн о ст ь фина нсов ые т ру д ност и, криз ис

болезнь собственна я смерт ь близких, родных и друзей беспомощн о ст ь агрессия и зв не движения р езкие и неожиданн ые общественна я оценка (положитель ная или отрицат ел ьн ая) водоем долг

потеря здоровья благополуч ие близких и ро дн ых важное решение пожар звук громкий, неожиданн ый новый коллектив, незнакомые люди высот а игро вые авто мат ы

посещение врача будущее вы бор покойник змеи потеря д р у зей глубина отсу т ст вие сига рет

бездетност ь беспокойст во о собственно й жизни забывчивос ть бытовая поражение электричес ким током крыса и мышь пот еря близких и родных замкнут ое простра нство поте рл жил ья

беременнос ть потеря будущего молчание в телефоне, когда отвечаешь на вызов посещение парикмахер а кувыркатьс я пот еря л ю би мо го человека карусель поте ря рабо ты (уч еб ы)

боль потеря времени напрасные усил ия в достижени и цели потоп лягушки п у бл и ч но е выступление л ет ат ь в самолет е поте ря ценн ой вещи денег

кровь потеря жизни начало дело, новое дело, новая ситуация преследова ние на улице насекомые потеря доверия и уважения окружающих к себе лифт выпл аты по кред ита м

алкоголизм потеря цели в жизни не выполнить обещанное дело преступни к страшный со н проблемы во вза и моот но шениях с ро дны м и и бл изкими метро

наркотики потерять все, что им ею не закончить дело, не успеть сделать прогулка поздним вечером по улице в одиночеств е страшная маска потеря себя многоэт ажные дома

обморок смерть неизвестно сть пьяный человек крик конфликт машина

операция смерть близких, родных и друзей необходимо сть, неизбежнос ть сосульки фильм ужасов неуспех в значимой деятельност и Москва

посещение врача (гинеколог, стомаполо г, хирург) смерть собст венна я опоздание собаа злая шорохов проблемы во взаимоотно шениях с любимым человеком мост

потеря зрения старость ответстве нность стихийные бедствия, землятрясе ния расставание с близкими, с любимым человеком падения с высоты

потеря здоровья перемены экстрим ошибка в знаниях переезд

потеря памяти потеря конпроля над ситуацией насилие общение с важными (авторитет ными) людьми плавать

потеря разума страх незапланир ованная беременнос ть одиночество поездка

потеря части тела плохие новости неожиданн ое появление человека из-за угла важное событие провали ться под лед

преждевре менные роды неожиданн ые гости несчастны й случай неприятный человек лес

онкозаболев ание и посещение онкодиспан сера потеря права на ношение огнестрель ного оружия побои и драка, физическое насилие учебная аудитор ия (класс)

травма пожар

Библиографический список

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000.

2. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 1999.

3. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2002. - 192 с.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и

подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж, 2000.

6. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьного возраста / О.А. Матвеева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М: ЭКСМО, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.