Научная статья на тему 'О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания'

О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Дамир Канганович

Ключевой проблемой физического воспитания студенческой молодежи является совершенствование интегральной подготовленности на основе применения спортивных игр, особенно спортивной игры в мини-футбол и участия в соревнованиях любительской лиги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилов Дамир Канганович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About methods of optimization of physical fitness improvement of students on the basis of sports focused physical training

Key problem of physical training of student's youth is improvement of integrated readiness on the basis of application of sport games, especially sports game in five-a-side and participation in competitions in the amateur league.

Текст научной работы на тему «О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания»

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведённого исследования можно заключить, что большинство студентов относятся положительно к комплексу ГТО и выполнению его нормативов, однако существуют проблемы в понимании ими целей этого мероприятия. Полученные данные свидетельствуют о том, что мотивы, направленные на пропаганду комплекса ГТО среди сверстников оказались слабо выраженные, но 56,5% студентов среднего образования и 41,2% студентов высшего образования будущих нефтяников готовы сдать нормативы комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н.Н. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (134). - С. 59-63.

2. Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой / О.Н. Кизаев, Н.Н. Герега, Н.И. Синявский, Н.Н. Безноско // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 102-106.

3. Лубышева, Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурно-спортивной деятельности вуза / Л.И. Лубышева // Сб. трудов науч. практ. конференции «Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение». 15-16 мая 2014 г. -Пермь : [б.и.], 2014. - С. 184-189.

4. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://fizvosp.ru/. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 20.04.2016.

REFERENCES

1. Gerega, N.N., Kizaev, O.N., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2016), "Study of the attitude of students to the introduction of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 5, pp. 59-63.

2. Kizaev, O.N. Gerega, N.N., Sinyavskiy, N.I. and Beznosko, N.N. (2016), "Research of attitude of female students' attitude to the physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 102-106.

3. Lubysheva, L.I. (2014), "Ready for labor and defense All-Russian complex as factor of development of sports activity of higher education institution", Collection works of scientific and practice conferences "Physical culture, sport, tourism: scientific and methodical maintenance", May 15-16, Perm, pp. 184-189.

4. The decree of the all-Russian sports complex, available at: http://fizvosp.ru/.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2017

УДК 796.332.6

О МЕТОДАХ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Дамир Канганович Исмагилов, преподаватель, Ташкентский государственный юридический университет (ТГЮУ), Ташкент,

Республика Узбекистан

Аннотация

Ключевой проблемой физического воспитания студенческой молодежи является совершенствование интегральной подготовленности на основе применения спортивных игр, особенно спортивной игры в мини-футбол и участия в соревнованиях любительской лиги.

Ключевые слова: студенты, спортивные игры, методы.

ABOUT METHODS OF OPTIMIZATION OF PHYSICAL FITNESS IMPROVEMENT OF STUDENTS ON THE BASIS OF SPORTS FOCUSED PHYSICAL TRAINING

Damir Kanganovich Ismagilov, the teacher, Tashkent State Legal University, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Annotation

Key problem of physical training of student's youth is improvement of integrated readiness on the basis of application of sport games, especially sports game in five-a-side and participation in competitions in the amateur league.

Keywords: students, sports, methods.

Цель исследования: обосновать и внедрить технологию применения мини-футбола с использованием средств мультимедиа и участия в любительской лиге с учетом типологических свойств личности и способствующая повышению мотивации к самостоятельным занятиям спортом в предстоящей трудовой деятельности.

Исследование проводилось в Ташкентском университете информационных технологий (ТУИТ).

Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, антропометрия, педагогические наблюдения, инструментальный метод, педагогические эксперименты, методы статистической обработки, определение типологических свойств личности, методы мультимедиа.

В Постановлении Кабинета Министров РУз от 19.06.2011 № 1466 «О дополнительных мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы и развитию футбола в республике на 2011-2013 годы» указывается необходимость внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях Республики Узбекистан футбола и мини-футбола [2]. В 2009-2010 учебном году нами проведено исследование связи интегральной подготовленности студентов по 15 параметрам и соревновательной деятельности по мини-футболу.

В результате интерпретации данных выявлены недостатки, как в силовых параметрах, так и в соревновательной деятельности. Проведена парная корреляция между 15 тестами и соревновательной деятельностью. Установлена высокая степень связи (r=0,8^0,9) между параметрами игровой деятельности, а именно объемом двигательной активности и количеством передач мяча, что требует использования специальных упражнений на практических занятиях.

Обоснована и внедрена в практику физического совершенствования технология применения мини-футбола, которая состоит:

- из цели (повысить эффективность учебного процесса);

- задач (улучшить, сохранить здоровье обучающихся занятиями мини-футболом);

- программы занятий, содержащей общеразвивающие и специализированные упражнения, направленные на обучение и совершенствование индивидуальных, групповых, командных тактических действий;

- стретчинг, участие в официальных соревнованиях (чемпионат г. Ташкента среди 20 любительских команд);

- мониторинга параметров физического развития, двигательной подготовленности, соревновательной деятельности (с применением педагогических наблюдений);

- физического состояния (с помощью монитора сердечного ритма).

Приводим поэтапное распределение средств мини-футбола в учебном году:

• На теоретический раздел во втягивающем микроцикле отводится 4 часа, и всего 11 часов, которые направлены в основном на ОФП (8 часов, 27%).

• В предсоревновательном микроцикле время распределено на учебные и товарищеские игры - 15%, специальные упражнения - 15%, совершенствование индивиду-

альных, групповых, командных тактических действий - 11,5%, а всего 41,5%, общераз-вивающие упражнения занимают 11,5%, теория - 7,6%, ОФП - 10,8%.

• Соревновательный макроцикл содержит изучение типологических свойств личности на основе тестов Г. Айзенка-Русаловой и Я. Стреляу, официальные соревнования в любительской лиге среди 20 команд, (19 часов). Следует отметить, что в соревновательном макроцикле в воскресный день проводится один официальный матч и одно занятие в неделю [1, 3].

• В восстановительном микроцикле (май) 4 занятия, состоящие из общеразвива-ющих и специальных упражнений (всего 7 часов), спортивные игры на уменьшенных площадках.

Приводим результаты сравнительного педагогического эксперимента.

На первом этапе обследования в рамках сравнительного педагогического эксперимента показатели студентов контрольной и экспериментальной групп не отличались достоверным различием (p>0,05). В контрольной группе разница результатов между данными в начале и по окончании эксперимента достоверно улучшилась в данных: сила правой кисти (p<0,05); прыжка в длину с места, пятикратном прыжке, подтягивании (p<0,01), а в остальных тестах они не улучшились (p>0,05).

В экспериментальной группе позитивные сдвиги достоверно возросли при (p<0,0H0,05) в десяти тестах. Особенно важно отметить положительную динамику в параметрах соревновательной деятельности по мини-футболу; (двигательной активности, общем количестве ТТД и эффективности их выполнения (p<0,01^0,05)).

На основе полученных результатов педагогических экспериментов установлены (определены) методы оптимизации физического совершенствования студентов средствами мини-футбола:

- ситуационный (использование специальных упражнений);

- индивидуально-коммуникационный (применение средств мультимедиа);

- соревновательный (участие в любительской лиге);

- индивидуальный (на основе опросников Айзенка-Русаловой и Я. Стреляу, определяющих темперамент и характер).

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов / сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - Москва : КСП+, 1995. - 400 с.

2. О дополнительных мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы и развитию футбола в республике на 2011-2013 годы [Электронный ресурс] : постановление Президента Республики Узбекистан от 19.01.2011 г. № 1466 // URL : http://www.norma.uz/zdravoohranenie_fizicheskaya_kultura_i_sport_turizm/o_dopolnitelnyh_merah_po_ dalneyshemu_ukrepleniyu_materialno-_tehnicheskoy_bazy_i_razvitiyu_futbola_v_respublike_na_2011-2013_gody. - Дата обращения 01.02.2017.

3. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Я. Стреляу. - М. : Прогресс, 1982. - 231 с.

REFERENCES

1. Rimsky, S. and Rimskaya, R.R. (1995), Almanac of psychological tests, PCB +, Moscow.

2. The resolution of the Cabinet of the Republic of Uzbekistan from 1/19/2011 No. 1466 "About additional measures for further strengthening of material and technical resources and development of soccer in the republic for 2011-2013", available at: http://www.norma.uz/zdravoohranenie_fizicheskaya_kultura_i_sport_turizm/o_dopolnitelnyh_merah_po_ dalneyshemu_ukrepleniyu_materialno-_tehnicheskoy_bazy_i_razvitiyu_futbola_v_respublike_na_2011-2013_gody.

3. Strelyau, Ya. (1982), Temperament Role in psychological development, Progress, Moscow.

Контактная информация: doni-joni@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 796.332.6

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СПОРТИВНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МИНИ-

ФУТБОЛА

Дамир Канганович Исмагилов, преподаватель, Ташкентский государственный юридический университет (ТГЮУ), Ташкент,

Республика Узбекистан

Аннотация

В статье приводятся эффективные научно-обоснованные методы физического воспитания студентов спортивной направленности с использованием средств мини-футбола.

Ключевые слова: мини-футбол, спортивно-ориентированное физическое воспитание, студенты.

EFFECTIVE METHODS OF SPORTS AND ORGANIZED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS BY MEANS OF FIVE-A-SIDE Damir Kanganovich Ismagilov, the teacher, Tashkent State Legal University, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Annotation

Effective scientifically based methods of physical training of students of the sports orientation with application of means of five-a-side are given in article.

Keywords: five-a-side, sports oriented physical training, students.

В результате внедрения в процесс спортивно-организованного физического воспитания студентов Ташкентского университета информационных технологий выявлены эффективные методы: ситуационный, информационно-коммуникационный, соревновательный, личностно-индивидуальный.

Известным специалистом М.А. Годиком [1] рекомендуется тренировочные упражнения проводить на пульсе, как и в соревновательной деятельности, (специальные упражнения).

Нами в ходе анализа корреляционных связей по 15 тестам определено, что между параметрами соревновательной деятельности студенты по мини-футболу выявлена тесная зависимость (r=0,83^0,96). Отсюда эффективными средствами также будут выполнение технико-тактических действий в ходе использования специальных упражнений (рисунок 1 и 2). Выполнение специальных упражнений мы назвали ситуационным методом, так как они взяты из самой игровой деятельности.

Информационно-коммуникационный метод основывается на педагогических наблюдениях (фиксация двигательной активности студента и выполнение технико-тактических действий в ходе соревновательной деятельности). Затем высчитывались коэффициенты значимости и эффективности применения технико-тактических действий (по значимости на первом месте передачи мяча, как средство групповых и командных тактических действий, на втором месте отбор мяча).

Среди инструментальных методов применяется монитор сердечного ритма, регистрирующий частоту сердечных сокращений в ходе игры (в среднем игра проходит на пульсе 144 уд/мин), наибольший показатель 195 уд/мин, наименьший 105 уд/мин. Всего за матч 11441 ударов.

Значимость определяется - количеством выполненного тактического действия, например отбор мяча на общее количество ТТД. На первом месте по значимости переда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.