Научная статья на тему 'О концепции социально-гуманитарного образования в педагогическом вузе'

О концепции социально-гуманитарного образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концепции социально-гуманитарного образования в педагогическом вузе»

117

УДК 370

Л. Я. Рубина

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Непреходящая актуальность . проблемы

В реализации программы повышения качества образования в педагогическом вузе специальное внимание уделено мнению участников образовательной деятельности и потребителей образовательных услуг об уровне этого качества в соответствии с потребностями современного рынка труда. Речь идет прежде всего о масштабах спроса на специалистов педагогического труда в сфере образования и не только в ней одной.

В решении коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 16.12.05 № 12/2, рассмотревшей вопрос об основных направлениях развития педагогического образования в региональных условиях, обозначены не только успехи, но и «болевые точки» в содержании и структуре подготовки специалистов по программам педагогического образования, определены направления его совершенствования. Среди них в соответствии с программой модернизации образования выделены те, которые связаны с уходом от «предметной центрации и установки», с выполнением заказа на социально и профессионально компетентного, креативного, коммуникативного педагога с выстраиванием такой системы взаимоответственных отношений между субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе, которая обеспечит высокий уровень профессионализма специалистов в любой конкурентной среде. Этот уровень обеспечивается совокупностью всех «блоков» образовательных программ, но социальная компетентность педагога-профессионала закладывается в качестве фундамента

системой социально-гуманитарного знания.

Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования (и соответствующего блока дисциплин в вузовских программах) постоянно обсуждаются, при этом интерес обостряется в периоды, когда формируются образовательные стандарты или осуществляется переход от одного их поколения к другому.

Разработка стратегии гуманитарного образования в России была поручена специально созданному еще в начале 90-х гг. XX в. Общественному совету по гуманитарному образованию при Правительстве РФ. В ходе реализации программы «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования в России» был пересмотрен перечень общих для всех вузовских специальностей социальногуманитарных дисциплин. Ряд старых, «идеологизированных», дисциплин был исключен, введены «Социология», «Политология», «Культурология», «Педагогика», «Психология», «Основы права», «Философия культуры», «Иностранный язык», к ним позже (во втором поколении ГОС ВПО) добавился предмет «Русский язык и культура речи». ГОС ВПО второго поколения, ориентированный на усиление фундаментальности содержания образования, сохранил объем часов (1800 часов — общая трудоемкость), увеличил долю национально-регионального (вузовского) компонента в этом цикле (до 540 часов), уменьшил количество обязательных базовых дисциплин (федеральный компонент) до четырех: «Иностранный язык», «Физическая культура», «Отечественная история»,

«Философия». Остальные (7 из 11) базовые дисциплины могли быть и были реализованы по усмотрению вуза. В педагогических вузах, где «Педагогика» и «Психология» обозначены в общепрофессиональном блоке дисциплин, общая трудоемкость уменьшена до 1500 часов.

Уже в начале 2000-х гг. появились серьезные проблемы состояния гуманитарного и социально-экономического образования в вузах, которые неоднократно обсуждались начиная с 2003 г. на всероссийских и региональных совещаниях заведующих соответствующими кафедрами. Вузовских обществоведов беспокоит:

а) несформированность целевых установок преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин (цикл ГСЭО), нечеткость определения их роли в формировании социальной компетентности выпускника;

б) отсутствие принципов преемственности и непрерывности в содержании ГСЭО, организационных механизмов в их реализации на различных ступенях образования; до сих пор не определена специфика обществоведения в полном среднем, среднем специальном и высшем профессиональном образовании, нет сопряженности программ разного уровня;

в) нарушение логики преподавания этих дисциплин в вузе; в стандартах разных профессионально-образовательных программ первокурсники могут начать цикл с социологии или политологии, не опираясь на общенаучные, общефилософские, культурологические, экономические знания, на владея категориальным аппаратом этих наук;

г) отсутствие современных учебнометодических комплексов по каждой из дисциплин цикла ГСЭО (в том числе на электронных носителях); при общем немалом объеме учебных изданий (пособий, хрестоматий, учебников, словарей) нет должного контроля за их качеством.

Перечень обозначенных проблем можно продолжить. Можно лишь сожа-

леть, что при разработке ГОС ВПО третьего поколения (стандарт-2005) не произошло существенных изменений в содержании, структуре, логике, компонентном распределении дисциплин блока ГСЭО; произведена лишь определенная коррекция задач с учетом современных требований к образованию со стороны общества, рынка труда, потребностей и запросов различных групп молодежи.

В Уральском государственном педагогическом университете цикл дисциплин ГСЭО занимает достойное место в образовательной политике вуза. Он напрямую связывается с задачей формирования нового качества образования в условиях общества, переживающего стадию смены системы ценностей и определения новых жизненных установок личности. В 2003 г. в УрГПУ была разработана концепция преподавания социально-гуманитарных дисциплин, которая реализуется в рамках всех ПРОП, но главной структурной единицей вуза, ответственной за все аспекты ее реализации, является Институт гуманитарного и социальноэкономического образования (ИГСЭО). В его составе три факультета социальногуманитарного профиля (юриспруденции, социологии, экономический), 5 кафедр общеуниверситетского уровня, обеспечивающих преподавание закрепленных за ними около 60 дисциплин основных и более 40 по выбору студентов на всех факультетах, и 4 кафедры факультетского уровня, обеспечивающих предметную часть учебных планов.

Корректировка самой концепции преподавания дисциплин цикла ГСЭО и соответствующие изменения в учебных планах необходимы сегодня в связи с предстоящим введением в действие ГОС ВПО третьего поколения и его соотнесением с новыми госстандартами общего и профессионального среднего образования.

В разработке новой версии концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин мы опирались на ряд исследований, выявляющих мнение обра-

зовательного сообщества о потребностях в гуманитарных компетенциях и возможностях их приобретения в вузе. Связано это с необходимостью «сдвига» от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному. «Вводя понятие компетенции, мы получаем возможность описать интеграцию личности, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к деятельности, и практический опыт, и необходимый уровень развития интеллекта, и личностные качества, а также смысл усвоения культурных и этических норм... Образ специалиста соответствующей квалификации включает такие свойства и качества, как приверженность профессиональной и общечеловеческой этике, определенная культура мышления, способность принимать решения и нести за них ответственность, готовность действовать в мультикультурном пространстве» [3. С. 74—75], быть толерантным.

Научные основания гуманитарного знания определяются в ходе интенсивных процессов и дискуссий по их поводу в сфере социального знания [ 1; 2; 4].

2. Концепция преподавания социально-гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе

2.1. Общие положения

Педагогический вуз (УрГПУ) реализует образовательные программы университетского уровня, что означает тесную связь образования с наукой и широкой общекультурной подготовкой специалиста. Это выражается в ориентации на фундаментальные исследования, на интеграцию обучения и научного поиска с первой до последней ступени вузовской жизни, на подготовку специалистов «продвинутого», лидерского уровня. В решение этих задач существенный вклад вносит блок социально-гуманитарных, общекультурных дисциплин, закладывающих методологическую базу для развития социального, социально-критического мышления и вооружающих системой методов познания общества. В этом цикле (блоке учеб-

ного плана) представлен не просто набор определенных дисциплин, но их необходимый и достаточный комплекс, позволяющий, с разных сторон анализируя общество, выйти на социальную компетентность личности. Этот комплекс выполняет ряд важных функций в высшем педагогическом образовании: научно-

теоретическую, мировоззренческую, культурно-воспитательную, культурно-со-циализирующую, социально-экологическую, ценностно-ориентационную, адаптационную в условиях различных уровней социальной среды, начиная с вузовской, которая позволяет молодому человеку впервые в жизни сформировать собственную среду развития.

В этом комплексе дисциплины взаимодействуют на основе единых принципов и в определенной логике.

2.2. Основные принципы, определяющие сущность функционирования социальногуманитарного знания:

• Фундаментальность, способность решать проблемы науки, общественнополитической жизни, анализировать социальные ситуации, опираясь на теоретико-методологическую, общемировоззренческую базу.

• Инновационность в содержании, формах, технологиях обучения.

• Единство теории и практики, предполагающее внедрение результатов научно-теоретических изысканий и прикладных исследований в образовательную деятельность вуза; это позволяет заложить базу для развития навыков научной работы, понимания ее логики и степени востребованности.

• Единство обучения и воспитания. В содержание каждой из дисциплины заложен основательный нравственно-гуманистический потенциал. В любой из них сочетаются объективное теоретическое объяснение явлений социальной жизни без ценностной интерпретации и «жизнезнание», несводимое к объяснению, основанное на

кумуляции ценностного отношения к жизни, направленное на развитие критического мышления.

• Культуроцентризм как основа профессионализации постиндустриального, посттехнократического типа и как механизм социализации профессионала в современном обществе.

• Непрерывность и преемственность в овладении социальным знанием на различных ступенях образования — среднего и высшего; сопряженность образовательных программ и учебных планов, выстроенных в единый, логически непротиворечивый ряд гуманитарной подготовки: школа — бакалавриат — магистратура — спе-циалитет — аспирантура.

• Междисциплинарный, межпредметный синтез, позволяющий в ходе перестройки содержания гуманитарных дисциплин и смещения центра тяжести гуманитарной подготовки от содержания к ее результатам (компетенциям) объединить их в учебные модули, направленные на формирование определенных социальноличностных компетенций (например, науки о человеке, науки об обществе, науки о мире).

• Гражданственность — направленность на формирование ценностносмыслового ядра гражданской культуры, включающей человека (специалиста) в систему социальных отношений правового государства и гражданского общества или нацеливающей на создание таковых.

2.3. Структура и логика реализации цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Используя федеральный и региональный (вузовский) компоненты ГОС ВПО, следуя логике обучения от общего к конкретному (знания о мире, знания об обществе, знание о человеке, живущем и действующем в конкретном со-

циуме), считаем целесообразным и оптимальным следующий порядок изучения дисциплин цикла ГСЭО.

Отечественная история — курс, продолжающий линию школьных исторических дисциплин, углубляя историческое знание на примере более детального изучения становления Российского государства как части всемирной истории. Акцентируется методология и теория исторической науки, дается событийно-историческое обоснование развития общества и государства на разных этапах его функционирования. Прослеживается исторический генезис различных сфер жизни Российского государства, позволяющий лучше понять проблемы его современного развития.

Философия — формирует общее представление о мире, тип мировоззрения, прививает культуру мышления. Вопросы онтологии, эпистемологии, логики, этики, политической философии закладывают основы рефлексии, направленной не только на осмысление глобального и своего собственного мира, но и на понимание сущности, оснований других дисциплин, не только социальногуманитарных, но и «профильных». Сама философия по возможности опирается на знания, полученные в других науках, а в условиях педагогического вуза — на фундаментальную профессиональную подготовку. В идеале вузовская философия пробуждает и питает чувство причастности к мирозданию, способствует переходу от школьного мироощущения, мировосприятия к миропониманию. Формирование личностной философии не может быть обучением философии, особенно когда речь идет о новом поколении молодежи, становящемся в условиях новой культуры. Философия есть одновременно часть культуры и общества, и личности. Ее человеческое, интеллектуально-мыслительное, нравственнокультурное предназначение может быть реализовано в общекультурном контексте, и преподавание может осуществ-

ляться одновременно, параллельно, в единстве с культурологией.

Культурология в педагогическом вузе имеет особый вес, поскольку нет механизма социализации, более эффективного, чем культура. В реализации стандарта по этой дисциплине важно овладение языком и символами культуры, обогащение личности культурными ценностями и нормами, результатом чего является культурная идентичность в поликультурных обществах.

Особый ресурс изучения общества с точки зрения его экономического базиса, экономических отношений, определяющих все другие уровни социальных отношений, представлен в экономике. На макро- и микроуровне экономических процессов рассматриваются формы экономической деятельности и поведения, в которые предстоит включаться каждому специалисту в любой сфере социальной жизни.

К изучению общества как системы, его структуры в курсе социологии студенты приступают, уже владея знанием общих закономерностей развития общества, определяющей роли экономических отношений, специфики социокультурного взаимодействия, располагая набором общенаучных, общесоциологических понятий. В этом случае есть возможность расширить ту часть представлений об обществе, которая связана с методами, способами его изучения, с навыками применения теории к диагностике реальных социальных ситуаций, с развитием социологического типа мышления.

Политология — курс, логически завершающий теоретическую и прикладную часть обществоведческих дисциплин в вузе, поскольку выводит специалиста, бакалавра, магистра на уровень знаний об интересах отдельных групп, общностей, социальных институтов и о возможностях защиты этих интересов политическими средствами, с использованием механизма власти. Его воспитательный потенциал — в прямой направленности на гражданскую позицию лично-

сти, на реализацию ее жизненных сил, прав и свобод через активную социальную деятельность. Содержательное и смысловое ядро курса связано с задачей формирования способности и умения ориентироваться в политических взаимодействиях на глобальном и локальном уровнях, выработки нравственного иммунитета против манипулятивных воздействий со стороны разных структур и сил.

В таком порядке изучения социальногуманитарных дисциплин осуществляются реальные тенденции их взаимодействия, интеграции, преемственности, углубления «жизнепонимания» и практической направленности. Кроме того, за счет формирования, накопления понятийного аппарата, усиления органичности его применения для анализа реальных проблем и ситуаций актуализируется взаимодействие не только в сфере самих гуманитарных наук, но и в их совокупности с другими блоками учебных дисциплин.

В этой совокупности дисциплин (в перспективе — синтезе гуманитарного знания) реализуются заложенные в них принципы и реализуются функции, главная из которых — научить жить в динамичном мире и в условиях общества, переживающего период мульти-рансформаий.

2.4. Дидактический потенциал ОГСЭ

Завершая разговор о концепции преподавания цикла ОГСЭ дисциплин, обратим внимание на возможность использования их дидактического потенциала для вовлечения студентов не только в процесс получения знаний, но и в научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность.

Философия, социология, экономика и другие дисциплины не только вооружают учащихся специфическими методами познания, изучения общества, но и делают это с помощью интерактивных способов обучения, когда к психологопедагогическим методам добавляются фокус-группы, кейс-стади, метод соци-

альных биографий, философская рефлексия и саморефлексия, учебные прикладные исследования, анализ документов и др. Для педагогов это важно еще и потому, что такие методы могут быть использованы в школьной практике как инновационные.

Чтобы реализовать данную концепцию, необходим ряд практических акций, закрепляющих изложенные принципы и подходы организационными мерами. Предлагается закрепить внутриву-зовскими нормативными актами (или решением Ученого совета) последовательность (логику) изучения дисциплин и формы отчетности, установить инвариантную часть объема учебного времени, отводимого на весь блок и каждую дисциплину в соответствии с ГОС ВПО, дополнить блок дисциплинами (курсами) по выбору студентов, набор которых ежегодно обновляется, осуществлять регулятивный мониторинг результатов и определять уровень соответствующих компетенций.

3. Инновационная деятельность по блоку ГСД

3.1. Общие задачи инноваций

• Реализация завершенной научной концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе для получения нового качественного результата.

• Внедрение новых управленческих технологий и механизмов.

• Осуществление работ аналитического и прогнозного характера в области образования, образовательной деятельности.

• Организация обучения преподавателей и работников кафедр новым технологиям.

• Направленность инноваций на удовлетворение новой потребности (или предложение нового пути удовлетворения старой), основу которой составляет воплощение новых знаний в новые технологии, в ноу-хау.

• Определение проблемных зон в преподавании цикла дисциплин.

• Освоение новых требований к результату образовательной деятельности по блоку ГСД в контексте компе-тентностного подхода.

• Изучение и группировка мнений студентов об удовлетворенности преподаванием ГСД.

3.2. Инновационные направления деятельности кафедр ИГСЭО

• Разработка новых спецкурсов и дисциплин по выбору студентов, основанных на внедрении материалов и результатов НИР преподавателей кафедры в учебный процесс.

• Развитие института профессионального лидерства для установления взаимоотношений между преподавателями, преподавателей со студентами по принципу «влияние — следование».

• Реализация в преподавании социально-гуманитарных дисциплин и в воспитательной деятельности принципов корпоративной (организационной) культуры на основе системы принципов и ценностей, принятых всеми членами команды.

• Разработка программ (траекторий) профессионально-карьерного роста каждого сотрудника кафедры с целью мотивации их участия в инновационной деятельности.

• Создание рабочих команд (team building) как форма вовлечения в совместную деятельность, партнерство участников образовательного процесса.

• Создание системы сбора и накопления данных о качестве обучения по блоку ГСД, включающей сбор информации «на входе» (объем спроса на образовательные услуги кафедр по каждой учебной дисциплине), «в процессе» (непосредственное оказание образовательных, консалтинговых и других ус-

луг), «на выходе» (востребованность результатов деятельности).

• Компьютеризация труда сотрудников, готовящих планы, отчеты и справочные данные.

• Музейная педагогика в вузе.

3.3. Инновации в научном

и организационно-методическом

обеспечении учебного процесса

• Наличие системы менеджмента качества на кафедрах, обеспечивающих блок социально-гуманитарных дисциплин.

• Наличие УМК в электронном варианте (программа, учебники и пособия, словари, хрестоматии, задания для самостоятельной работы, формы текущего, итогового контроля, тесты для мониторингового «среза» знаний и т. п.).

• Обеспечение информационных ресурсов (развитой информационной среды): Интернет-порталов, баз и банков данных, электронных учебных пособий для дистанционного обучения.

• Использование мультимедийных и других современных технических средств для обеспечения эффективного доступа преподавателей и студентов к информации содержательного и методического характера.

• Постоянное реагирование на необходимость введения новшеств, освоения новых идей или моделей обучения, диктуемую внешней и внутренней средой вуза; готовность к изменениям в структуре, целях и задачах образовательной деятельности, в технологии учебного процесса, в организационной культуре.

3.4. Новые технологические приемы

обеспечения

нового качества образования

• Технологическая модель сочетания социальной, культурной и профессиональной функций образовательной деятельности на уровне отдельной учебной дисциплины.

• Освоение методологии и практики планирования рисков, выбора опти-

мального решения на личном и корпоративном уровне.

• Создание цитатных словарей по конкретной дисциплине с учетом профиля подготовки по отдельным образовательным программам (в перспективе — профессиональный словарь специалиста).

• Конвертация ресурсов преподавателей кафедр, сотрудничающих с социологическими, маркетинговыми, образовательными, культурно-досуговыми, гражданскими организациями, с бизнес-структурами и структурами власти с целью позитивного влияния их потенциала на качество подготовки специалистов.

• Разработка балльно-рейтинговой системы оценок за своевременное и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы, за степень и результаты участия в изучении дисциплин цикла ГСО.

• Переход на новую систему исчисления трудоемкости освоения студентом ПРОП и организации учебного процесса с использованием системы «кредитных» единиц.

• Разработка способов развития критического мышления студентов в процессе освоения обществоведческих дисциплин.

• Воспитание личности студента в условиях новой социально-экономической реальности через плюралистическую структуру «сред»: коммуникативно-поведенческое окружение, научная среда, событийное окружение, предметно-эстетическая среда, здоровьесберегающая среда.

3.5. Инновации методического уровня

• Интерактивные методы обучения (доклад, учебная беседа, ролевые игры, работа с партнером в команде, программированный инструктаж, диалог интересов, фокус-группы и др.). Мастер-классы. Методы социального проектирования. Участие

студентов в социальных практиках. Экскурсионно-музейный практикум.

• Использование дидактического потенциала социально-гуманитарных дисциплин для вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность (опросный метод, кейс-стади, контент-анализ текстов источников, метод спровоцированных документов, статистические методы, философствование, рефлексия и саморефлек-сия, дискурс, нарративные методы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГРЕЧКО, П. К. Социальная теория : проблема дисциплинарного статуса / П. К. Гречко // Личность, культура, общество. — 2006. — Вып. 4.

2. КАГАН, М. С. Перспективы развития гуманитарного знания в XXI веке / М. С. Каган // Личность, культура, общество. — 2005. — Вып. 4. (28).

создание артефактов, имитация исторических ситуаций, сократический и герменевтический методы, ценностно-смысловой подход, учебные прикладные исследования).

• Наличие фонда оценочных средств и технологий (АПИМ) по всем учебным дисциплинам для контрольных «срезов» знаний (в электронном виде). Наличие компьютерных обучающих программ и средств для самоподготовки студентов.

3. МЕЛЬКОВ, В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Мельков, Ю. Татур // Высшее образование в России. — 2006. — № 8.

4. ТАТАРОВА, Г. Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания / Г. Г. Татарова // Со-цис. — 2006. — № 9.

Получено 2 4.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.