№ 1 - 2008 г.
08.00.00 экономические науки УДК 614.2:316.6
О ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Т. А. Аверьянова
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
Сегодня эффективна экономика - это, прежде всего, эффективное управление. Поэтому руководитель здравоохранения должен обладать не только профессиональными знаниями, но и лидерскими качествами, которые позволяли бы ему отстаивать интересы как медицинского персонала, так и пациентов территории. Анализ и систематизаци литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее эффективным направлением развития управления является процессный подход.
Ключевые слова: процессное управление, процессна организаци
Отечественные медицинские организации пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой. Сегодня эффективна экономика - это, прежде всего, эффективное управление. Несовершенство сложившихся за годы реформ рыночных механизмов, отсутствие государственной инновационной политики и эффективной системы управления отечественными медицинскими организациями лишают российскую экономику перспектив стабильного экономического роста и создания необходимого качественного общественного блага - охраны здоровья населения.
В последнее время в России, да и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти, управляющих деятельностью муниципальных предприятий, приобретает особую актуальность. В условиях резко и часто непредсказуемо меняющейся рыночной конъюнктуры и жесткой конкурентной борьбы быстрота и адекватность реакции всех систем организации, точность и эффективность операций экономических субъектов в рамках медико-социального комплекса приобретает особую значимость и актуальность. Поэтому руководитель здравоохранения должен обладать не только профессиональными знаниями, но и лидерскими качествами, которые позволяли бы ему отстаивать интересы как медицинского персонала, так и пациентов территории.
Анализ и систематизаци литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее эффективным направлением развития управления являетс процессный подход. Суть управления в рыночной экономике сводится к регулированию бизнес-процессов на разных уровнях и в разных сферах национального хозяйства. Особую практическую значимость в данной ситуации приобретает формирование новой организационной структуры управления органов муниципального здравоохранения. В процессе своего функционирования система муниципального здравоохранения должна управлять многочисленными видами медико-производственной деятельности, которые можно рассматривать как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих
процессов. При этом должны учитываться основные положения процессного управления:
• любая деятельность или комплекс деятельности, для которой используются ресурсы для преобразования входов-выходы, может рассматриваться как процесс; желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом, и в рамках муниципального управления здравоохранением особенно;
• систематическая диверсификация и управление выполняемыми организацией процессами и, прежде всего, обеспечение их взаимодействи могут считаться процессным подходом.
Переход к процессному управлению означает, что в качестве особых объектов управления выделяются процессы, а не функции как было раньше. С точки зрения процессного управлени бизнес-процесс рассматривается как цепочка задач. Исполнение какой-либо задачи инициирует запуск следующей задачи. Контроль исполнения задач во времени обеспечивает контроль течения процессов любого вида производственно-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности. Любой бизнес-процесс должен иметь свои характеристики:
• вход;
• стоимость;
• выход;
• качество;
• степень удовлетворенности клиента (пациента).
Переходу на процессное управление способствовала смена ориентации предприятия (организации, учреждени) от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на заказчика»). Причем заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Главное то, что результаты выполнения процессов оценивает потребитель, а не начальник, стоящий выше по иерархии, что позволяет резко повысить качество работ.
Обобщенные критерии отличия процессной организации управления от традиционной -функциональной - представлены в таблице.
Таблица
Критерии отличия процессной организации управления от традиционной - функциональной
Традиционная (функциональная) организация (государственна собственность) Процессная организация (государственная, автономная, частная собственность)
Узкая пооперационная специализация работников Основна оргединица - функциональный отдел (подразделение) Авторитарный стиль управления Ответственность - руководитель Позици : «руководитель-исполнитель» -подчиненный Многофункциональные сотрудники, объединенные в процессные команды. Основная оргединица -процессна команда, объединяюща сотрудников функциональных различных подразделений, образованная для выполнения некоторых процессов. Процессные команды могут быть постоянными (процесс выполняется постоянно) и эпизодическими (процесс выполняется эпизодически) Стиль управлени - делегирование полномочий Ответственность - равна степень ответственности руководителя и подчиненных Позиция: «руководитель-лидер» - профессиональные
команды
Разбиение производства на базовые операции, фрагментация процесса на простые задачи. Простые задачи -сложный процесс согласования Реинтеграция операций, переход к межфункциональным бизнес-процессам, многомерные задачи - упрощенный процесс
Ориентация на решение производственных задач, обусловленных многолетним функционированием в условиях массового производства и диктата производителей Ориентация на удовлетворенность клиентов (внешних для основных процессов и внутрифирменных для вспомогательных), «борьба» за каждого конкретного клиента, обусловленная насыщением рынков, жесткой конкуренцией
«Вертикальные» структуры управления, распыление власти и ответственности по громоздкой иерархической системе «Горизонтальные» структуры управления
Главное - деятельность. Труд оценивается по степени эффективности выполнения узкоспециализированной операции Главное - результат. Труд оценивается по результатам процессной работы, по созданию стоимости, качеству товара, работы или услуги
При таком подходе в управлении позиция руководителя авторитарного стиля управления приведет как минимум к дегармоничному состоянию организации, а при усилении конфликта и к полной парализации деятельности коллектива или к открытому саботажу. При процессном управлении руководитель должен делегировать часть полномочий своим подчиненным. Уметь использовать не только административные методы управления, но и экономические, социальнопсихологические. Уметь создавать свои - профессиональные команды и вести их как «капитан». Такой капитан должен уметь включать свои лидерские данные: уметь вести диалог, обладать навыками убеждения, аргументации, владеть техниками обработки информации для принятия решения, уметь брать ответственность на себя.
Следует заметить то, что в случае с медико-производственной организацией в роли заказчика в здравоохранении могут выступать:
• государство посредством государственного заказа - через государственное «подушевое финансирование»;
• ОМС - через медико-экономические стандарты;
• корпоративные клиенты - предприятия через заключения «отраслевых программ охраны здоровья их работников»;
• население - физические лица через приобретение платных медицинских работ и услуг.
При этом расширяются внешние связи медицинской организации, и если руководитель занимает позицию исполнителя, а не лидера, то данная организация может лишиться многих конкурентных преимуществ.
Структура органов управления муниципальным здравоохранением, построенная на принципах выделения бизнес-процессов (хозяйственных процессов), не является вертикальной иерархией, а представляется неким коллегиальным органом, создающим условия хозяйствования для медикопроизводственных организаций. При этом особое внимание уделяется проблемам производства и предоставления качественной медицинской помощи, созданию современной службы по лицензированию и аккредитации медицинских организаций, информационной инфраструктуры муниципального здравоохранения, работе с медицинскими кадрами.
Таким образом, при создании резерва руководителей здравоохранения и их подготовке важно
уделять внимание не только профессиональной составляющей, но и участвовать в формировании лидерских качеств личности.