Научная статья на тему 'О формировании лидерских качеств при подготовке руководителей здравоохранения'

О формировании лидерских качеств при подготовке руководителей здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕССНА ОРГАНИЗАЦИ / PROCESS MANAGEMENT / PROCESS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова Татьяна Анатольевна

Сегодня эффективна экономика это, прежде всего, эффективное управление. Поэтому руководитель здравоохранения должен обладать не только профессиональными знаниями, но и лидерскими качествами, которые позволяли бы ему отстаивать интересы как медицинского персонала, так и пациентов территории. Анализ и систематизаци литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее эффективным направлением развития управления является процессный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP PRACTICES FORMATION DURING THE TRAINING OF MANAGERS IN PUBLIC HEALTH SERVICE

Nowadays the effective economics is the effective management first of all. That's why the manager in public health must have not only professional skills, but also leadership practices, which will help him to protect the interests of medical staff, patients. Analysis and systematization of the literature shows that the most effective is a process approach.

Текст научной работы на тему «О формировании лидерских качеств при подготовке руководителей здравоохранения»

№ 1 - 2008 г.

08.00.00 экономические науки УДК 614.2:316.6

О ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Т. А. Аверьянова

ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

Сегодня эффективна экономика - это, прежде всего, эффективное управление. Поэтому руководитель здравоохранения должен обладать не только профессиональными знаниями, но и лидерскими качествами, которые позволяли бы ему отстаивать интересы как медицинского персонала, так и пациентов территории. Анализ и систематизаци литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее эффективным направлением развития управления является процессный подход.

Ключевые слова: процессное управление, процессна организаци

Отечественные медицинские организации пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой. Сегодня эффективна экономика - это, прежде всего, эффективное управление. Несовершенство сложившихся за годы реформ рыночных механизмов, отсутствие государственной инновационной политики и эффективной системы управления отечественными медицинскими организациями лишают российскую экономику перспектив стабильного экономического роста и создания необходимого качественного общественного блага - охраны здоровья населения.

В последнее время в России, да и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти, управляющих деятельностью муниципальных предприятий, приобретает особую актуальность. В условиях резко и часто непредсказуемо меняющейся рыночной конъюнктуры и жесткой конкурентной борьбы быстрота и адекватность реакции всех систем организации, точность и эффективность операций экономических субъектов в рамках медико-социального комплекса приобретает особую значимость и актуальность. Поэтому руководитель здравоохранения должен обладать не только профессиональными знаниями, но и лидерскими качествами, которые позволяли бы ему отстаивать интересы как медицинского персонала, так и пациентов территории.

Анализ и систематизаци литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее эффективным направлением развития управления являетс процессный подход. Суть управления в рыночной экономике сводится к регулированию бизнес-процессов на разных уровнях и в разных сферах национального хозяйства. Особую практическую значимость в данной ситуации приобретает формирование новой организационной структуры управления органов муниципального здравоохранения. В процессе своего функционирования система муниципального здравоохранения должна управлять многочисленными видами медико-производственной деятельности, которые можно рассматривать как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих

процессов. При этом должны учитываться основные положения процессного управления:

• любая деятельность или комплекс деятельности, для которой используются ресурсы для преобразования входов-выходы, может рассматриваться как процесс; желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом, и в рамках муниципального управления здравоохранением особенно;

• систематическая диверсификация и управление выполняемыми организацией процессами и, прежде всего, обеспечение их взаимодействи могут считаться процессным подходом.

Переход к процессному управлению означает, что в качестве особых объектов управления выделяются процессы, а не функции как было раньше. С точки зрения процессного управлени бизнес-процесс рассматривается как цепочка задач. Исполнение какой-либо задачи инициирует запуск следующей задачи. Контроль исполнения задач во времени обеспечивает контроль течения процессов любого вида производственно-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности. Любой бизнес-процесс должен иметь свои характеристики:

• вход;

• стоимость;

• выход;

• качество;

• степень удовлетворенности клиента (пациента).

Переходу на процессное управление способствовала смена ориентации предприятия (организации, учреждени) от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на заказчика»). Причем заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Главное то, что результаты выполнения процессов оценивает потребитель, а не начальник, стоящий выше по иерархии, что позволяет резко повысить качество работ.

Обобщенные критерии отличия процессной организации управления от традиционной -функциональной - представлены в таблице.

Таблица

Критерии отличия процессной организации управления от традиционной - функциональной

Традиционная (функциональная) организация (государственна собственность) Процессная организация (государственная, автономная, частная собственность)

Узкая пооперационная специализация работников Основна оргединица - функциональный отдел (подразделение) Авторитарный стиль управления Ответственность - руководитель Позици : «руководитель-исполнитель» -подчиненный Многофункциональные сотрудники, объединенные в процессные команды. Основная оргединица -процессна команда, объединяюща сотрудников функциональных различных подразделений, образованная для выполнения некоторых процессов. Процессные команды могут быть постоянными (процесс выполняется постоянно) и эпизодическими (процесс выполняется эпизодически) Стиль управлени - делегирование полномочий Ответственность - равна степень ответственности руководителя и подчиненных Позиция: «руководитель-лидер» - профессиональные

команды

Разбиение производства на базовые операции, фрагментация процесса на простые задачи. Простые задачи -сложный процесс согласования Реинтеграция операций, переход к межфункциональным бизнес-процессам, многомерные задачи - упрощенный процесс

Ориентация на решение производственных задач, обусловленных многолетним функционированием в условиях массового производства и диктата производителей Ориентация на удовлетворенность клиентов (внешних для основных процессов и внутрифирменных для вспомогательных), «борьба» за каждого конкретного клиента, обусловленная насыщением рынков, жесткой конкуренцией

«Вертикальные» структуры управления, распыление власти и ответственности по громоздкой иерархической системе «Горизонтальные» структуры управления

Главное - деятельность. Труд оценивается по степени эффективности выполнения узкоспециализированной операции Главное - результат. Труд оценивается по результатам процессной работы, по созданию стоимости, качеству товара, работы или услуги

При таком подходе в управлении позиция руководителя авторитарного стиля управления приведет как минимум к дегармоничному состоянию организации, а при усилении конфликта и к полной парализации деятельности коллектива или к открытому саботажу. При процессном управлении руководитель должен делегировать часть полномочий своим подчиненным. Уметь использовать не только административные методы управления, но и экономические, социальнопсихологические. Уметь создавать свои - профессиональные команды и вести их как «капитан». Такой капитан должен уметь включать свои лидерские данные: уметь вести диалог, обладать навыками убеждения, аргументации, владеть техниками обработки информации для принятия решения, уметь брать ответственность на себя.

Следует заметить то, что в случае с медико-производственной организацией в роли заказчика в здравоохранении могут выступать:

• государство посредством государственного заказа - через государственное «подушевое финансирование»;

• ОМС - через медико-экономические стандарты;

• корпоративные клиенты - предприятия через заключения «отраслевых программ охраны здоровья их работников»;

• население - физические лица через приобретение платных медицинских работ и услуг.

При этом расширяются внешние связи медицинской организации, и если руководитель занимает позицию исполнителя, а не лидера, то данная организация может лишиться многих конкурентных преимуществ.

Структура органов управления муниципальным здравоохранением, построенная на принципах выделения бизнес-процессов (хозяйственных процессов), не является вертикальной иерархией, а представляется неким коллегиальным органом, создающим условия хозяйствования для медикопроизводственных организаций. При этом особое внимание уделяется проблемам производства и предоставления качественной медицинской помощи, созданию современной службы по лицензированию и аккредитации медицинских организаций, информационной инфраструктуры муниципального здравоохранения, работе с медицинскими кадрами.

Таким образом, при создании резерва руководителей здравоохранения и их подготовке важно

уделять внимание не только профессиональной составляющей, но и участвовать в формировании лидерских качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.