Научная статья на тему 'Нравственность как мера социальности поведения'

Нравственность как мера социальности поведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЧЕЛОВЕК / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / STATE / HUMAN / ETHICS / SOCIALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якунин В. И.

Автор считает, что человек социальное существо, мера его социальности нравственность. Принцип солидарности должен прийти на смену принципу конкуренции, а государство должно постепенно настроиться на императив нравственности, чтобы остановить деградацию человечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics as the measure of social behaviour

The author believes that human is a social being, measure of human sociality is ethics. Solidarity principle is to replace the principle of competition, and state should gradually tune to ethics imperative to stop degradation of the mankind

Текст научной работы на тему «Нравственность как мера социальности поведения»

Нравственность как мера социальности поведения

В.И. Якунин

Кто из нас не знает, что такое государство? Всех учили, что это аппарат насилия, что в будущем оно отомрет, что современная глобализация стирает все границы и национальные, и государственные... При чем тут, кажется, нравственность, и вообще, почему человеческие качества переносятся на неодушевленный институт, с которым вроде бы все ясно: законы, чиновники, порядки, механизмы, исполнение, бюрократия. Однако за простотой постановки вопроса кроется значительный интеллектуальный вызов — очень непростые обстоятельства современного процесса эволюции института государства, да и нашего российского формирующегося государства тоже.

Человек — существо социальное. Жизнь его не может быть организована вне сообщества. Даже в природе кооперативное поведение популяций является фактором их жизнеспособности: один — ничто, вместе — сила. Причем достаточно очевидно, что и в будущем, если что-то и исчезнет, то лишь формальная институализация, однако необходимость в иерархической организованности и кооперационности общежития человеческого сообщества не исчезнет никогда. Поменяются формы, но человек никогда не обратится в индивидуальное, ин-дивидуумное существо, он всегда будет оставаться социальным. Именно этот момент создает вектор практического и интеллектуального напряжения в проблеме эволюции государства.

Поэтому когда истины 200-летней давности закладываются в основание, например, современного российского государственного строительства, то как минимум в них стоит повнимательнее разобраться. Так, если когда-то была сформулирована теоретическая модель смитовского «человека экономического» и на этом основании выдвигается модель общественного устройства конкурентного типа (все против всех), то надо понимать, что на практике такое государство в результате начинает обслуживать интересы именно самых конкурентоспособных. И тогда государство превращается в лоббистский, узкокорпоративный фонд. Оно функционирует в интересах меньшинства, а большинство при этом становится отверженным, людьми второго сорта. В этой модели (а это, по сути, современная фундаменталистская неолиберальная модель) конкуренция противопоставлена кооперации. Рынок противопоставлен реорганизации ресурсов. В праве разрешено все, что не запрещено законом.

Но есть абсолютная сущность человека и человеческого сообщества. Ведь законом, например, не запрещено унижать слабых и больных, бить лежачего. Почему же мы этого не делаем? Потому что более естественная и вечная норма

для строительства человеческого сообщества отличается от той, которой руководствуются сильные мира сего.

На наш взгляд, должно быть так: разрешено все, что достойно человеческого звания. И тогда может быть положен предел той коммерческой эксплуатации самых низменных наклонностей и инстинктов человека, которая сегодня навязывается обществу, потому что это конкурентоспособно и приносит прибыль. Вряд ли можно согласиться с такой моделью.

Более того, наряду с идеей успешной финансовой конкуренции, противостояния ресурсов развитию в условиях товарно-денежной конкуренции существует иная парадигма устройства общества — это солидарная культура ресурсопользования и ресурсоприменения в человеческом общежитии. И тут, естественно, невозможно обойтись без государства как социально организующей, координирующей оболочки.

Государство постоянно развивается. Когда-то возник концепт правового государства, которое ограничивало произвол персоны, меньшинства, диктат и насилие над личностью и ее достоинством. И в российской конституции тоже записано: «Россия есть правовое государство». Однако что такое правовое государство в отношении конкретного государственного строительства до конца не ясно. Проекции на практику весьма скованны и ограниченны. Отсюда возникает целый ряд явлений и в российской действительности. Это ставит вполне определенные задачи перед наукой, их необходимо обсуждать.

Затем возник концепт социального государства. Помимо интересов сильного меньшинства оно озабочено еще и интересами большинства населения той или иной страны (заметим, что речь идет в основном об интересах меркантильного, материального содержания, которые касаются главным образом механизмов перераспределения). В российской конституции записано: «Россия — социальное государство». Но почему тогда в стране плоская ставка налогообложения? Почему социальное расслоение продолжает расти? Почему 13% населения живет за гранью бедности? Можно задать еще много подобных вопросов.

Наконец, любое государство — все его институты, механизмы и процедуры — всегда настроено на определенный ценностный императив. Даже если о нем ничего не говорится, он все равно существует по умолчанию. В неолиберальном государстве это свобода, понимаемая в фундаменталистском смысле, как свобода от ответственности перед другими людьми и всем сообществом. Утверждается право сильного в максимизации коммерческой выгоды, в борьбе всех против всех (суть конкуренции). К каким деградационным последствиям, социальным напряжениям и будущим конфликтам это ведет, нетрудно предвидеть.

Но можно выдвинуть иной императив — императив нравственности, который, уверен, рано или поздно воплотится в государстве во всех его проявлениях. То есть в научную дискуссию предлагается новый концепт — концепт нравственного государства. Все, что организует государство, все, на чем оно основано, должно быть нравственным. Это значит, что все механизмы в экономике, перераспределении, образовании, воспитании, здравоохранении, в правовых и санкционных процедурах, в массовой информации должны быть настроены на одухотворение, а не на деградацию человека. Нравственное госу-

96

Выпуск 4 2011

дарство, основанное на принципе человеческой солидарности, должно прийти на смену государству, основанному на принципе человеческой конкуренции, как бы последнее ни воплощалось в виде правовых, социальных, а также разнообразных передовых образцов современности. Более того, истинно правовым и социальным государство станет лишь тогда, когда станет нравственным. Вернее, не государство как институт должно быть нравственным, а результаты его деятельности во всех сферах жизни человека, общества, во всех институтах и системах должны стать нравственными, то есть ориентироваться на нравственность и целеполагаться как нравственные.

Человек на деле, конечно, не является смитовским. Человек создан по образу и подобию божьему и является прежде всего социальным существом. Мера же социальности поведения — это и есть нравственность.

Выдвигаемый концепт кажется простым по сути, но он бесконечно сложен в деталях, поэтому нам есть над чем думать, есть что открывать, есть что предлагать обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.