Научная статья на тему 'Нравственность как фактор адаптации молодого учителя'

Нравственность как фактор адаптации молодого учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / MORALITY / MORAL DEVELOPMENT / MORAL QUALITY / PROFESSIONAL ADAPTATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / HUMANE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Фируза Абдуллаевна

В данной статье рассматривается влияние уровня нравственного развития личности педагога на учебный процесс, указывается необходимость тесного сотрудничества целей образования и структур личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality as a factor of adaptation of the young teacher

This article examines the influence of the level of moral development of the teacher on the learning process, the need for tight cooperation of the education aims and teacher's personality structure has been indicated.

Текст научной работы на тему «Нравственность как фактор адаптации молодого учителя»

УДК 378

НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Фируза Абдуллаевна Махмудова, старший преподаватель,

Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ),

г. Махачкала

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние уровня нравственного развития личности педагога на учебный процесс, указывается необходимость тесного сотрудничества целей образования и структур личности педагога.

Ключевые слова: нравственность, нравственное развитие, нравственное качество, профессиональная адаптация.

MORALITY AS A FACTOR OF ADAPTATION OF THE YOUNG TEACHER

Firuza Abdullaevna Mahmudova, the senior teacher,

Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

This article examines the influence of the level of moral development of the teacher on the learning process, the need for tight cooperation of the education aims and teacher's personality structure has been indicated.

Keywords: morality, moral development, moral quality, professional adaptation, spiritual and moral education, humane.

Современная педагогика имеет богатый арсенал исследований по отдельным критериям и категориям профессиональной адаптации. Так, интегральным понятием при описании структуры адаптирующейся личности педагога в различных концепциях является понятие сознательного отношения личности к обществу, группе, труду, себе [5,7,8,10].

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы в современных условиях возможно не только на основе гуманистических ценностей содержания образования, но и при наличии духовно-нравственного высокого потенциала учителя. В современной системе образования в России высокий профессионализм педагога созвучен с нравственным поведением, в то время как зарубежные педагоги выделяют другие параметры, характерные для высокоэффективных учителей: увлеченность предметом, уверенность в себе, наличие коммуникационных умений, забота об учениках, стремление к творчеству и другие.

Поведение педагога оценивается с позиций нравственной сферы тем, что им свойственно умение поступать соизмеримо с педагогическим долгом, быть верными профессиональным обязательствам, не писаному "кодексу чести" учителя делать всё во благо ученика. Такие педагоги доброжелательны, толерантны, дисциплинированы, демонстрируют уважение к личности и плюрализм мнений. Нравственность педагога определяется и его профессиональным мастерством, высокой компетентностью и желанием знать больше, креативным и пластичным отбором информации, альтруизмом в выборе поведенческих стратегий. Тема нравственного потенциала учителя давно и серьёзно интересует учёных, которые ищут механизмы её оптимизации.

Вся жизнь человека - от рождения до смерти - регулируется системой норм, которые в свою очередь определяются экономической и социальной структурой общества. Среди этих норм важное место занимают нормы морали.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, педагог учит подрастающее поколение скромности, честности, любви к Родине, умению трудиться, чуткости и

заботливости по отношению к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания:

- воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;

- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;

- воспитание навыков и привычек нравственного поведения;

- воспитание моральных качеств [3].

Цель и задача нравственного воспитания - выработать у каждого человека активную жизненную позицию. Все задачи нравственного воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В работе психолога и школьной администрации одна из главных задач, определить каковы истинные мотивы нравственного поведения учителя. Во имя чего педагоги проявляют нравственную активность? Для того, чтобы принести пользу? Чтобы проявить себя, утвердить свое превосходство? Создать видимость деятельности, ничего особенно не делая (синдром "мнимой активности"?). Этот вопрос волнует всех. Особенная опасность пребывания безнравственных учителей в школе состоит еще и в том, что от них очень трудно избавиться. Юридически нет статьи закона о безнравственном поведении, такой учитель может иметь диплом, почётные грамоты, высокие категории по выслуге лет и прочие привилегии. Часто личность учителя на практике должна определить для себя условия и требования, при которых педагогическая цель и задача может быть решена приемлемым, с точки зрения ее ценностей, образом

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что структурными компонентами феномена нравственности в педагогическом процессе как фактора профессиональной адаптации молодого учителя выступает содержание, способ сбора информации, направленность на социум, наличие обратных связей, что мы попытались выделить в следующей схеме:

Схема 1. Компоненты нравственности в профессиональной адаптации молодого учителя

Для любой личности главным является критерий ценностной приемлемости, по которому она либо вообще отвергает ситуацию нравственного выбора, либо включается в нее, но совершает ее ценностно-смысловые преобразования до тех пор, пока та не становится ценностно-приемлемой и разрешимой. С точки зрения психологии важны и те нравственные усилия, которые совершаются личностью, и ее достижения - построение ценностных отношений. Но эту стратегию можно назвать мудрой политикой жизни и этому, ни в школе, ни в вузе, к сожалению, не учат. Воспитание любого нравственного качества, характеризующего отношения личности к обществу, труду, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение человека. Для этого применяются различные формы и методы нравственного воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленная на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.

Нравственность, хотя является одной из «важнейших отраслей общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе» [3].

Нравственность выступает основным фактором педагогической адаптации молодого учителя, если речь идёт о гармоничной личностно-ориентированной последующей профессионализации в системе «человек - человек». Начинать этот процесс целесообразно в условиях вуза, так как общегуманитарные и общепрофессиональные дисциплины являются основой для формирования нравственности как механизма, стимулирующего процесс профессиональной адаптации учителя.

Нравственность как фактор профессиональной адаптации молодого учителя имеет следующие сущностные характеристики: 1. Многоуровневость содержания (отражением является полисемантичность понятия "нравственность"). Каждый член той или иной цивилизации имеет свои специфические определения нравственности. 2. Диалогичность. Реализация нравственного поведения - диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. 3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и миропонимания) процесс нравственного развития личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием "социального запроса" на самореализацию, принятой "социальной нормой" и адаптивной перспективой). 4. Системность. Нравственность как фактор адаптации имеет системный характер, в силу чего она владеет всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - Т. 2. - С. 44-45.

2. Гурин, В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника : Дисс. ... д-ра пед. наук / Гурин В.Е. - Москва, 1987. - 478 с.

3. Егорова, Т.О. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания : опыт психологического анализа / Т.О. Егорова, И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина. - Новгород : Изд-во Новгородский региональный центр развития образования, 1994. - 75 с.

4. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М. : Знание, 1981. - 96 с.

5. Ковынева, М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию) / М.В. Ковынева. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2005. - 320 с.

6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя : дис. ... д-ра психолог. наук / Митина Л.М. - М., 1995. - 338 с.

7. Мясищев, В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. - М., 1962. - С. 5-14.

8. Платонов, К.К. Психология : ученик для индустриально-пед. техникумов / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М. : Высш. школа, 1973. - 256 с.

9. Педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин, И.Р. Исаев [и др.]. - М. : Школа-пресс, 1997. - 376 с.

10. Шиянов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой / В.П. Шиянов. -

Минск : Амалафея, 2006. - 368 с. - (Искусство менеджера).

Контактная информация: gadjiev82@mail.ru

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Дмитрий Николаевич Машков, старший преподаватель,

Подольский социально-спортивный институт (ПССИ)

Аннотация

Важнейшей задачей профессионального образования в вузах физической культуры и спорта становиться переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения. Одним из путей повышения эффективности является создание образовательной модели формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: профессиональное образование, социокультурная компетентность, компетенция, образовательная модель.

CONTENT AND STRUCTURE OF EDUCATIONAL MODEL FOR FORMATION OF THE SOCIAL CULTURAL COMPETENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

SPECIALISTS

Dmitry Nikolayevich Mashkov, the senior teacher,

Podolsk Social-Sports Institute

Annotation

The most important task of professional education in higher schools of physical culture and sports is the conversion from teaching paradigm (information transmission) to studying paradigm. One of the ways of increasing the effectiveness is the creation of educational model of formation of social cultural competence of future specialists in physical culture and sports.

Keywords: professional education, sociocultural competence, competence, educational model.

Для реализации цели и задач формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе обучения нам необходимо определить, какое содержание должны усвоить студенты, каков необходимый уровень выпускников, соответствующий социальным требованиям, нашедших отражение в образовательных стандартах. В широком смысле слова обучение выполняет одну общую функцию — передачу молодому поколению достигнутого обществом уровня культуры для ее сохранения и дальнейшего развития. Следовательно, выделение структурных элементов культуры позволит определить содержание образовательной модели формирования социокультурной компетентности студентов, наполнения конкретными знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности, поскольку обучение как раз и предполагает превращение достижений культуры и искусства, отраженных в содержании образования, в достоянии личности, «которое должно быть адекватно содержанию культуры» [4, C. 38].

В настоящее время содержание образования в общедидактическом плане не сводится только к сумме знаний, умений и навыков, а рассматривается широко как совокупность деятельности, где для анализа содержания в качестве его единицы избирается отдельный акт целенаправленной деятельности, который предполагает предварительное знание о ее цели, способе и результате деятельности [1,2,5,7]. Моделируя содержание социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, мы учитывали разработанные психологами и педагогами следующие структурные основные элементы: знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся. Это выражается в позна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.