Научная статья на тему 'Личность педагога как условие результативности процесса нравственного воспитания молодежи'

Личность педагога как условие результативности процесса нравственного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / МОЛОДЕЖЬ / МОРАЛЬНіСТЬ / ЕТИЧНі ЦіННОСТі / ВИХОВАННЯ / ПЕДАГОГіКА / МОЛОДЬ / MORALITY / MORAL VALUES / EDUCATION / PEDAGOGICS / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудрян В. Л., Ермоленко А. В.

В статье рассматривается проблема влияния личности педагога на создание условий для нравственного воспитания молодежи. Дано теоретическое обоснование влияния личности педагога на воспитательный процесс. Выделены личностные качества педагога: строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность, любовь к жизни. Педагог посредник между учащимся и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы несут в себе личностные черты преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality of teacher as condition of effectiveness of process of moral education of young people

In the article the problem of influencing of personality of teacher is examined on the conditioning for moral education of young people. The theoretical ground of influencing of personality of teacher is given on an educating process. Personal qualities of the teacher are allocated: severity, restraint, modesty, keenness, sincerity, intelligence, sociability, love to a life. The teacher the intermediary between the pupil and cultural wealth of the last and modern generations. These values, knowledge, moral ethical standards bear in themselves personal features of the teacher.

Текст научной работы на тему «Личность педагога как условие результативности процесса нравственного воспитания молодежи»

Література

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе. / Человек и общество. Вып. 13 - Л.: ЛГУ, 1973. С. 62-69.

2. Ахмадеев А.А., Ширяева А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / Башкирский гос. ун-т. - Уфа, 2001. - 103с.

3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значения для психологии личности //Вопросы психологии, 1989. - №1 - С. 92-100

4. Бенедиктова Л.Ф. Проблемы адаптации студентов в психологической литературе //Психология профессиональной подготовки в вузе. Вып. 2.- Минск, 1982. - С. 24-33

5. Бритвихин А.Н. Социально-педагогические проблемы адаптации молодого учителя. - Л., 1981

6. Левківська Г.П., Сорочинська В.Є., Штифурак В.С. Адаптація першокурсників в умовах вищого закладу освіти: Навч. посібник для вищих навч. закл. / Міністерство освіти і науки України. Науково-методичний центр вищої освіти. - К., 2001. - 128с.

7. Соловей М.І. Виховна робота у вищому навчальному закладі: навч. посіб. для студентів вищ. навч. закл. /М.І. Соловей, В.С. Демчук. - К.: Ленвіт, 2003. - 57 с.

8. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. А.Б-. Георгиевского, В.П. Петленко, А.В. Сахно, ГИ. Царего-родцева. - М., 1975. - 277 с.

Надійшла до редакції 17.11.2007р.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Муцрян В.Л., Ермоленко А. В.

Донбасская государственная машиностроительная академия

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния личности педагога на создание условий для нравственного воспитания молодежи. Дано теоретическое обоснование влияния личности педагога на воспитательный процесс. Выделены личностные качества педагога: строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность, любовь к жизни. Педагог - посредник между учащимся и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы несут в себе личностные черты преподавателя. Ключевые слова: нравственность, нравственные ценности, воспитание, педагогика, молодежь.

Анотація. Мудрян В.Л., Ермоленко О. В. Особа педагога як умова результативності процесу етичного виховання молоді. У статті розглядається проблема впливу особистості педагога на створення умов для етичного виховання молоді. Дано теоретичне обґрунтування впливу особистості педагога на виховний процес. Виділено особистісні якості педагога: строгість, стриманість, скромність, чуйність, щирість, інтелігентність, товариськість, любов до життя. Педагог -посередник між учнем і духовними цінностями минулих і сучасних поколінь. Ці цінності, знання, морально-етичні норми несуть у собі особистісні риси викладача.

Ключові слова: моральність, етичні цінності, виховання, педагогіка, молодь.

Annotation. Mudryan V., Ermolenko A. Personality of teacher as condition of effectiveness of process of moral education of young people. In the article the problem of influencing of personality of teacher is examined on the conditioning for moral education of young people. The theoretical ground of influencing of personality of teacher is given on an educating process. Personal qualities of the teacher are allocated: severity, restraint, modesty, keenness, sincerity, intelligence, sociability, love to a life. The teacher - the intermediary between the pupil and cultural wealth of the last and modern generations. These values, knowledge, moral - ethical standards bear in themselves personal features of the teacher. Keywords: morality, moral values, education, pedagogics, young people.

Введение.

Человек рождается как индивид, как субъект общества со свойственными ему природными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию. Цель воспитания имеет объективный характер и выраженный идеал человека в общественной форме. Она объективно отображает требования конкретного общества, которые определяются уровнем развития продуктивных сил и производственных отношений. Со сменой продуктивных сил и производственных отношений изменяется и цель воспитания. «Я под целями воспитания, - говорил А. С. Макаренко - понимаю программу человеческой личности, проблему человеческого характера, при этом в понятие характера я вкладываю все содержание личности...». Таким образом, общей целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности.

В Украине, как и в других странах мира, исторически сложилась система воспитания, которая базируется на национальных чертах и самобытности украинского народа. В настоящее время, делая упор на древние национально-воспитательные традиции народа, постепенно возрождается национальная система воспитания, которая ориентирована на такие особенности развития государства, как переход Украины к рыночным отношениям, возрождение всех сфер жизнедеятельности украинского общества и процесс развития независимого государства.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Украины, о ее молодежи. В настоящее время отодвигаются на второй план основные направления воспитания, и эта негативная тенденция приобретает угрожающий характер. Из общепринятых направлений воспитания актуальным является проблема нравственного воспитания. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, но происходящие процессы глобализации современного общества показывают нам то, что сегодня смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому, актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с тремя положениями.

Во- - первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во- - вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и поэтому, что они не только информи-

руют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания форм, методов нравственного воспитания.

Решение данной проблемы связано с практической реализацией «Национальной доктрины развития образования» утвержденной указом Президента Украины от 17 апреля 2002 года, № 347/2002.

Формулирование целей работы.

Целью работы является теоретическое обоснование влияния личности педагога на воспитательный процесс. Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:

1) выявить условия нравственного воспитания молодежи;

2) дать анализ состояния проблемы исследования в теоретической литературе;

3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного воспитания.

Результаты исследования.

Нами был проведен ретроспективный анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Мы выяснили, что в структуре личности ученые выделяют группу качеств относящихся непосредственно к педагогу:

- социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);

- профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, пси-холого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических и педагогических умений и способностей);

- индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательно, мышление, память и т.д.);

- эмоциональная отзывчивость, волевые качества, особенности темперамента, состояния здоровья.

Интегральным качеством личности учителя, выражающим его «воспитательную силу», степень его влияния на «молодую душу», можно считать «харизму». И.В. Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь.

Очевидно, что данный вопрос требует специального исследования. Однако в русле поставленных в исследовании задач нами был осуществлен краткий анализ харизматических качеств ряда известных

педагогов на основе уже имеющихся характеристик. Перед нами стояла задача выявить их наиболее общие черты, поскольку для нас, очевидно, что «педагогическая харизма» является предпосылкой гуманистических интенций преподавателя.

Анализ практического опыта выдающихся педагогов: Брюховецкого Ф. Ф., Католикова А. А., Волкова И. П., Сухомлинского В. А., Амонашвили Ш. А., Ильина Е. П., Иванова И. П. и др. позволил выделить определяющие свойства личности педагога: яркая индивидуальность, беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям, внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых, «организационное и эмоциональное» лидерство, подвижничество, бескорыстность, способность генерировать идеи и увлекать ими, широта и глубина интересов, целостное мировоззрение, уверенность в своей миссии, правильность избранного им пути.

Много внимания раскрытию проблемы личности педагога в деле воспитания и образования уделено в трудах В. А. Сухомлинского. Он, в частности, писал: «Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область нашего педагогического труда, область, почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общих разговоров немало».

В своих выступлениях и педагогических трудах В. А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность проявить себя как высоконравственную и высокодуховную личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «я». Одной из этих сфер является нравственное развитие. Здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безграничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым.

Тенденция к вербализации и рационализации образования затронуло не только содержание образования, но и личность педагога. Таким образом, показателями профессионализма современного педагога будут являться: творческое мышление, диалоговое общение «преобразовательные способности», педагогическая рефлексия, положительные этические качества, высокие ценностные установки. В связи с этим возникает задача психологической перестройки кадров, их соответствующей психологопедагогической подготовки, развития профессионально-педагогической направленности,

ценностно-ориентационной сферы и диалогизации педагогического общения.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что личность педагога, предопределяемая его харизмой (степень педагогической одаренности), является основным фактором результативности нравственного воспитания на основе ценностного содержания знаний.

Выводы.

В результате проделанной работы мы можем выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются нам самыми главными: строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность, любовь к жизни. Стремиться таким быть для педагога очень важно. Он - посредник между учащимся и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят к учащемуся в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты преподавателя.

Данная работа не является завершенной, в дальнейших исследованиях планируется изучение влияния гуманизма личности педагога на процесс духовно-нравственного воспитания молодежи.

Литература

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 200с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. - 220с.

3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 240с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1979. - 280с.

5. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. - М.: Про-свещение,1977. - 160с.

6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985. - 200с.

7. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 260с.

8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980. - Т.2. - 300с.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

ФОРМУВАННЯ ДУХОВНОСТІ СТУДЕНТІВ НА ЗАНЯТТЯХ З ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ

Нестеренко Е. Ю.

Донецька філія Європейського університету

Анотація. У статті розглядається аспект духовного виховання студентів засобами фізичного виховання й спорту. Знайти шляхи впровадження духовності засобами спорту можна реалізуючи культурно-історичний підхід, пов’язуючи культуру спорту з національними традиціями філософії та виховання, Олімпійською ідеєю. Одним із шляхів формування духовності може бути формування світогляду на рухову активність. Цільові настановлювання занять спортом повинні включати не тільки педагогічні та психологічні компоненти, але ще й компоненти безперервного особистого самовдосконалення у аспектах духовної, моральної, етичної, естетичної, історичної, екологічної культури.

Ключові слова: духовність, культура, студент, виховання, традиції.

Аннотация. Нестеренко Е.Ю. Формирование духовности студентов на занятиях физического воспитания. В статье рассматривается аспект духовного воспитания студентов средствами физического воспитания и спорта. Найти пути внедрения ду-

ховности средствами спорта можно реализуя культурно-исторический подход, связывая культуру спорта с национальными традициями философии и воспитания, Олимпийской идеей. Одним из путей формирования духовности может быть формирование мировоззрения на двигательную активность. Целевые наставления занятий спортом должны включать не только педагогические и психологические компоненты, но еще и компоненты беспрерывного личного самоусовершенствования в аспектах духовной, моральной, этической, эстетичной, исторической, экологической культуры.

Ключевые слова: духовность, культура, студент, воспитание, традиции.

Annotation. Nesterenko E. Forming of spirituality of students on employments of physical education. In the article the aspect of spiritual education of students is examined by facilities of physical education and sport. To find pathes of a heading of spirituality agents of sports it is possible implementing the cultural - historical approach, binding crop of sports with national traditions of philosophy and education, Olympic idea. One of pathes of forming of spirituality can be sforming of outlook on a motor performance. Target manuals of occupations by sports should power up not only pedagogical and psychologic components, but also components of continuous personal selfimprovement in aspects of spiritual, intellectual, ethical, aesthetic, historical, ecological crop.

Keywords: spirituality, culture, student, education, traditions.

«Мы должны заново объединить узами законного брака давно разведенную пару - Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача — снова соединить их!».

Пьер де Кубертен.

Вступ.

Проблема формування духовності є актуальною, і належить до проблеми соціального характеру, оскільки пов“язана с таким поняттям, як формування особистості. В наш час дуже часто можна почути заклики про підняття національної свідомості людини, та виховання справжнього громадянина. А поштовхом і основою для цього є, в першу чергу, виховання духовної особистості. Адже від ставлення молоді до надбань культури залежить нині духовне оновлення нашого суспільства, зміст її цінних орієнтацій і майбутнє.

Саме тому ця проблема є однією з головних у процесі виховання студентів. Адже суспільство й держава не можуть існувати, нормально виконувати свої функції без певної системи гуманістичних, духовних цінностей. Оволодіння студентами духовними цінностями підносять свідомість особистості на вищий щабель, наповнюють життя й діяльність високими громадськими цілями. Саме ВНЗ продовжує формувати майбутнє покоління, а від цього залежить розвиток і розквіт нашої держави. Основна мета фізичного виховання студентів - сформувати гармонійно розвинену, високодуховну й високоморальну особистість, кваліфікованого фахівця.

У літературі наводилися майже жахливі цифри, що понад 50% студентів мають або відбиті хвороби або хворобливий стан. Сучасні студенти зовсім не живуть за моральними законами, не прагнуть досягти високих цілей. І тому виховання людини, яка б про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.