Научная статья на тему 'Нравственное воспитание младших школьников на материале олонхо'

Нравственное воспитание младших школьников на материале олонхо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ САХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева В.В.

В статье рассматриваются воспитательные возможности олонхо, национального эпоса народа саха. Автор предлагает формы и приемы организации работы учителя начальных классов по развитию нравственной воспитанности младших школьников на материале олонхо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание младших школьников на материале олонхо»

Теория и методика обучения и воспитания

137

трудничают друг с другом, выполняя общие задания. Проектная и исследовательская деятельность уже давно апробирована учителями технологии в своей педагогической деятельности и позволяет учащимся успешно овладевать познавательными исследовательскими умениями: выявлять проблемы, формулировать гипотезы, анализировать литературу, экспериментировать, делать выводы и т.д.

В заключении следует отметить, что предлагаемые нами подходы к проектированию урока технологии успешно используются в курсе «Методика обучения и воспитания» при подготовке бакалавров педагогического образования в ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» и на курсах переподготовки учителей технологии Вологодской области по переходу на ФГОС.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 119 с.

2. Николаев В.В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: учебное пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. -454 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ОЛОНХО

© Николаева В.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 27, г. Якутск

В статье рассматриваются воспитательные возможности олонхо, национального эпоса народа саха. Автор предлагает формы и приемы организации работы учителя начальных классов по развитию нравственной воспитанности младших школьников на материале олонхо.

Ключевые слова: нравственное воспитание учащихся, национальные и этнопедагогические ценности, социальный опыт, национальная культура народов саха.

Учитель начальных классов.

138

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно, в первую очередь, в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому.

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Якутский эпос олонхо - это явление национальное и общечеловеческое: источник духовности, этнопедагогических ценностей. Дети младшего школьного возраста, усваивая ценности народа, отраженные в эпосе олонхо, обеспечивают соединение в своем социальном опыте прошлого, настоящего и будущего и в интегрированном виде воспроизводят его в рисунках, поделках, творческих играх, в общении друг с другом, приобретая тем самым способы жизни в сообществе.

Поставив перед собой целью разработать эффективные формы и приемы организации работы учителя начальных классов по развитию нравственной воспитанности младших школьников на материале олонхо, мы предположили, что если в процессе воспитания использовать материал олонхо, то повысится уровень нравственной воспитанности детей.

В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи: 1) изучить и проанализировать методическую, научно-педагогическую литературу по теме исследования; 2) рассмотреть содержание работы по развитию нравственной воспитанности младших школьников на материале олонхо.

Мы определили, что одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. Именно в деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей личностью. Деятельность человека выступает как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей, и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьно-

Теория и методика обучения и воспитания

139

го воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, мы учитываем их возрастные и психологические особенности:

1. склонность к игре (в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение);

2. невозможность долго заниматься монотонной деятельностью;

3. недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;

4. может существовать противоречие между знанием (как нужно) и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения);

5. неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обращаясь к опыту великого педагога, мы помним, что В.А. Сухомлин-ский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Этические правила, сформулированные педагогом, мы стараемся привычкой наших воспитанников:

- ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо;

- ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром;

- все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить;

- будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они

140

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой;

- будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Мощным источников нравственного развития учащихся является культурное наследие народа. Якутский героический эпос олонхо - величайшее достояние народа саха, пронесшего его сквозь многие столетия, занимает достойное место среди шедевров мирового народного творчества.

В олонхо ярко проявляются дух и душа народа, его мировоззренческие устои. Исследователи якутского эпоса отмечают большое воспитательное значение олонхо. «Основной идеей всех якутских олонхо является защита людей от злых сил. Олонхо призывает верить в светлое будущее, учит не покоряться судьбе, упорно добиваться победы. Народ саха воспевает миролюбие, свободу, всеобщее счастье и готовность героически защищать свои идеалы. В олоцхо содержится идея о важности развития в человеке не только физической силы и выносливости, но и силы духовной, интеллектуальной, высших человеческих качеств - доброты, терпимости и уважения к другим людям», -пишет В.В. Илларионов. По мнению ученого этнопедагога И.С. Портнягина, олоцхо - сокровищница якутов, носит ярко выраженный педагогический характер.

Нравственные ценности олонхо выражены через представления о том, что такое добро, зло, любовь к Родине, дружба, патриотизм, гуманизм и т.д. Именно герои олонхо аккумулируют в себе главные идеи народных традиций, а их поступки часто служат эталоном поведения. Герои помогают ребенку сформировать определенное отношение к нравственным ценностям, приобрести первоначальный опыт. Это особенно важно, так как в героях олонхо зримо представлен внешний облик человека, его сознание, внутренний мир. В олонхо победа добра над злом обусловлена не внешними обстоятельствами, а наличием у героев олонхо положительных нравственных качеств, которые диктуют их действия и поступки.

Рассматривая героический эпос олонхо как вид фольклора, обладающий особым стилем, формой творения, основными поэтическими приемами, отражающими духовно-нравственные ценности народа саха, мы приходим к утверждению о том, что ни один жанр якутского фольклора не обладает такой сильной поэтической энергетикой, глубиной социальной характеристики.

Таким образом, изучив и проанализировав проблему нравственного воспитания младших школьников, приходим к следующим выводам:

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Теория и методика обучения и воспитания

141

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми.

Героический эпос олонхо, являясь формой социально-культурного наследия, формирует общественные идеи, ценности и нормы поведения, поэтому приобщение младших школьников к олонхо может рассматриваться как средство нравственного и эстетического воспитания.

Дети младшего школьного возраста, усваивая ценности народа, отраженные в эпосе олонхо, обеспечивают соединение в своем социальном опыте прошлого, настоящего и будущего и в интегрированном виде воспроизводят его в рисунках, поделках, творческих играх, в общении друг с другом, приобретая тем самым способы жизни в сообществе.

Олонхо является мощным источником развития нравственной воспитанности младших школьников.

Список литературы:

1. Аммосова В.В., Федорова М.Р., Старкова В.И., Яковлева О.А. Вступление в мир олонхо. - Якутск: ФГНУ Институт национальных школ РС (Я), 2011. - 24 с.

2. Избекова Л.К. Кружок родного языка и народного фольклора. - Якутск: Редакционный издательский отдел Госкомиздата ЯАССР, 1990. - 46 с.

3. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2007. - С. 25.

4. Николаева А.В., Неустроева П.В. Я в мире олонхо. - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2006. - 31 с.

5. Героический эпос олонхо как феномен духовности народа саха / Н.Г. Никитина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13. -С. 257-261.

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Платонова Н.С.*

Профессиональное училище № 4, г. Чебоксары

В данной статье обобщается опыт по внедрению инновационной технологии «Я-концепция» в практику работы профессионального уч-

Мастер производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.