Научная статья на тему 'Новые услуги в автосервисе'

Новые услуги в автосервисе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
2965
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционная помощь водителям / нештатная ситуация / автокомпьютер / информационные и коммуникационные системы / распознавание речи

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Чубарев Карп Сергеевич

Показаны возможности доукомплектования автомобиля современными программно-техническими средствами, которые позволяют повысить функциональные характеристики автомобиля и его комфортабельность. Рассмотрены некоторые новые виды услуг в области эксплуатации транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые услуги в автосервисе»

УДК 629.11

НОВЫЕ УСЛУГИ В АВТОСЕРВИСЕ

К.С.Чубарев1

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7

Показаны возможности доукомплектования автомобиля современными программно-техническими средствами, которые позволяют повысить функциональные характеристики автомобиля и его комфортабельность. Рассмотрены некоторые новые виды услуг в области эксплуатации транспортных средств.

Ключевые слова: дистанционная помощь водителям; нештатная ситуация; автокомпьютер; информационные и коммуникационные системы; распознавание речи;

Общероссийский классификатор услуг населению включает несколько десятков различных услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. В основном все они направлены на техническое обслуживание и ремонт тех или иных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Стремительное развитие и внедрение современных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе в процесс производства и эксплуатации автотранспортных средств, вызывает необходимость изменения номенклатуры услуг, утвержденной более 15 лет назад.

Наиболее высокими темпами в настоящее время развивается автоэлектроника. Практически ни одна система современного автомобиля не обходится без электронных устройств, улучшающих какие-либо характеристики транспортного средства.

В свою очередь, значительное усложнение конструкции и принципов работы элементов автомобиля требует для их технического обслуживания и ремонта специалистов более высокой квалификации. Сейчас недостаточно быть просто специалистом, например, по двигателям, надо еще хорошо разбираться в соответствующих электронных системах управления, иметь навыки работы с различными компьютерными диагностическими программами. Специалистов такого уровня, как правило, мало особенно на периферии.

В данной ситуации одним из способов своевременного оказания помощи

при эксплуатации автомобиля может быть дистанционная помощь водителям со стороны подготовленных специалистов, в т.ч. по принципу «личный (семейный) автомобильный доктор». Организация работы сервисных центров по оказанию данной услуги требует соответствующих изменений и индивидуального подхода к владельцам личного транспорта. Аналогично, и даже более результативно, может быть организовано участие специалистов-ремонтников автотранспортных предприятий (АТП) в случае возникновения нештатной ситуации в работе транспортного средства, находящегося в рейсе.

Очевидно, что возможная реализация подобного подхода зависит не только от организации работы самих сервисных центров (ремонтных подразделений АТП), но и от оснащенности автомобиля современными средствами вычислительной техники, связи и навигации. При этом далеко не достаточно иметь в машине электронную систему управления (ЭСУ), которая в случае нарушений в работе, например, двигателя (других агрегатов, систем автомобиля), среагирует загоранием лампочки «СНЕК ЕКОМ». Получить квалифицированную консультацию по телефону при неизвестной причине дефекта практически невозможно. Определить конкретную неисправность в такой ситуации можно с помощью стационарной компьютерной диагностики или мотор-тестера, мотор-сканера. Иметь в машине мотор-тестер не практично по многим очевидным причинам. Выполнить компьютерную диагностику в стационарном режиме не всегда есть воз-

можность. Наличие бортового компьютера в некоторых современных автомобилях позволяет лишь определять расход бензина, высвечивать информацию на дисплей с напоминанием водителю, например, о необходимости очередной замены моторного масла, свечей зажигания, тормозных колодок, какой-либо перегоревшей лампы и т.п.

Частично решить проблему можно было бы, оснастив свой автомобиль ноутбуком с соответствующим программным обеспечением и подключив его к диагностическому разъему ЭСУ. Такой компьютер при определенных подключениях и программных настройках мог бы также выполнять роль мультимедийной системы, навигатора, видеорегистратора, средства доступа в глобальную сеть и пр.

Однако, во-первых, результаты компьютерной диагностики не всегда однозначно понятны даже некоторым опытным водителям. Так как необходимо не только понимать саму ошибку, но и причины ее взывающие, что под силу, как правило, квалифицированным специалистам. Во-вторых, целый ряд недостатков, присущих ноутбуку (а также нетбуку, КПК, коммуникатору), не позволяют ему удовлетворить возрастающие запросы автовладельцев. Такие устройства не предназначены для надежной работы в условиях тряски, повышенной влажности, перепадов температур, пыли и т.п., имеют ряд других технических и эргономических недостатков для использования в автомобиле. Менее габаритные КПК и коммуникаторы оснащены маломощными процессорами и ограничены в размере памяти.

Устранить указанные недостатки можно за счет производства универсального полноценного компьютера, интегрированного в автомобиль и позволяющего комплексно реализовать различные передовые технологии. На сегодняшний день такие универсальные компьютеры штатно встраивают в автомобиль лишь отдельные западные автопроизводители, да и то с определенными ограничениями, связанными, в первую очередь, с отсутствием возможности модернизации этих компьютеров в процессе эксплуатации. Или, подобные технические устройства,

производят и устанавливают дополнительно в автомобиль некоторые фирмы не в промышленном масштабе, а в индивидуальном порядке по заказам клиентов (как новый вид услуги автовладельцам).

Основная задача, решаемая специализированным автомобильным компьютером - это объединение всех мультимедийных, навигационных и прочих современных информационных и коммуникационных систем, используемых в автомобиле с целью повышения комфорта и удобства пользования всеми этими системами. Водителю должно быть максимально комфортно, а его внимание не должно рассеиваться.

Как правило, автомобильный компьютер должен состоять из практически такого же набора комплектующих, что и стационарная ПЭВМ. Однако при подборе комплектующих компьютера для транспортного средства необходимо уделять особое внимание таким аспектам, как энергопотребление, тепловыделение, пыле -, влаго -, виброустойчивость и габариты.

Автокомпьютер должен иметь возможность технического и программного совершенствования, позволять подключать различные новые периферийные устройства. В том числе и те, которые на сегодняшний день пока еще не разработаны или уже существуют, но не используются в интересах водителя автотранспортного средства. За период жизненного цикла автомобиля (в среднем 10 лет) при существующих темпах развития компьютерных и телекоммуникационных технологий таких устройств будет не мало.

Например, в автомобиле может быть установлен дисплей, изображение с которого проецируется в сторону лобового стекла, подобно тому, как это делается в кабинах самолетов. Это позволит следить за показаниями некоторых приборов и схемами навигации, не отрывая глаз от дороги.

Для повышения безопасности на дорогах, кроме системы кругового обзора, автомобиль может быть оснащен инфракрасной камерой обнаружения людей с выводом изображения на дисплей в реальном времени. Применение беспроводных датчиков контроля состояния (уста-

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №3(13) 2010

109

лости) водителя (например, при его засыпании) должно вызвать соответствующую реакцию 1Т-системы (включение определенного звукового и/или светового сигнала, музыки и т.п.).

Наличие системы распознавания речи позволит водителю и пассажирам автомобиля голосом запрашивать и прослушивать сообщения электронной почты, заказывать номер в отеле, выяснять, как лучше проехать в пункт назначения, получать комплекс телефонных услуг по громкой связи, не прерывая при этом управление машиной.

В систему могут быть включены противоугонные средства, работающие совместно с подсистемой позиционирования, которые в случае дорожного происшествия автоматически связываются со службой скорой помощи и сообщают точные координаты автомобиля.

Естественно, в автоматическом режиме компьютер должен постоянно сканировать работоспособность оборудования автомобиля и, в случае обнаружения неисправности, незамедлительно об этом сообщить водителю. А при необходимости поможет связаться с сервисным центром для получения технической консультации. Контроль технического состояния Вашего автомобиля может осуществляться также дистанционно со стороны «своего» сервисного центра (как новый вид услуги сервисного центра). Полученные данные анализируются квалифицированным специалистом, и подготовленные подробные рекомендации отправляются водителю или мастеру СТО, на которую прибыл автомобиль. Эти консультации могут быть в режиме реального времени в речевом или видео формате, представлены текстом, схемами, алгоритмами действий и т.п.

Еще одним видом услуги в области автобизнеса может быть организация автотуризма с применением, так называемой, технологии дополненной реаль-

ности. Суть данной технологии заключается в следующем. Пользователь-турист, взявший напрокат специально оборудованный автомобиль, наводит камеру (отдельную видеокамеру или камеру своего мобильного телефона) на какой-либо интересующий объект, а специальная программа (например, Wikitude - www. wiki-tude.org) распознает данный объект и ищет информацию о нем в Интернете. Как только программа находит что-либо подходящее, на мониторе автомобильного компьютера рядом с живой картинкой появляется текст с характеристиками объекта. Если пользователь перемещает камеру на другой объект, данные обновляются в режиме реального времени. Так, например, если интересующее вас здание является таким-то музеем, то вы видите дни и часы его работы, контактный телефон и стоимость входных билетов. Доступна также информация о том, когда и кем он был основан, какие выставки в нем проходят в настоящее время, и многое другое. Информация может быть представлена в виде текста, ссылок на сайты, фотографий, звука, видео и т.п. Применение данной технологии может сделать Ваши поездки и познавательными и увлекательными.

Т.о., доукомплектование автомобиля современными программнотехническими средствами не только позволяет повысить функциональные характеристики автомобиля и его комфортабельность, но и сопровождается появлением новых видов услуг в области эксплуатации транспортных средств.

Литература

1. В.М.Вишневский и др. Широкополосные беспроводные сети передачи информации. М.:ТЕХНОСФЕРА, 2005г.

2. Журналы "CHIP" №03,08,09.2010г.

3. www.compcar-ek.ru

1 Чубарев Карп Сергеевич, кандидат военных наук, профессор кафедры «Автосервис» СПбГУСЭ, тел.: (812) 3624413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.