Научная статья на тему 'Инновационные информационные технологии в автосервисе'

Инновационные информационные технологии в автосервисе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3095
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пестриков Виктор Михайлович, Боровиков Александр Владимирович, Голдобина Любовь Александровна

Рассмотрены инновационные информационные технологии в автосервисе, в частности, электронная коммерция, автоматизированное рабочее место менеджера, информатизация взаимодействия автосервиса с клиентами, первичная диагностика автомобиля, мобильная система охраны автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative information technology in service station

Innovative information technology in car-care centre, in particular, the electronic commerce, the automated workplace of the manager, information of interaction of car-care centre with clients, primary diagnostics of the car, mobile system of protection of the car is considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные информационные технологии в автосервисе»

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

Инновационные

информационные технологии в автосервисе

В. М. Пестриков,

д. т. н., профессор, зав. кафедрой информатики

А. В. Боровиков,

д. т. н., профессор, зав. кафедрой автосервиса

Л. А. Голдобина,

д. т. н., профессор, зав. кафедрой технической механики

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

Рассмотрены инновационные информационные технологии в автосервисе, в частности, электронная коммерция, автоматизированное рабочее место менеджера, информатизация взаимодействия автосервиса с клиентами, первичная диагностика автомобиля, мобильная система охраны автомобиля.

Innovative information technology in car-care centre, in particular, the electronic commerce, the automated workplace of the manager, information of interaction of car-care centre with clients, primary diagnostics of the car, mobile system of protection of the car is considered.

Современный рынок услуг по обслуживанию автотранспортных средств развивается в направлении индивидуализации подхода, типизации действий, интеграции основных процессов и автоматизации операций. Совершенствование программных и аппаратных средств и технологий способствуют возникновению и формированию в системах автосервиса таких направлений как логистика, электронный обмен данными, виртуальное обслуживание и других. В соответствии с потребностями отраслевых предприятий автосервиса в СПбГУСЭ разработан инновационный информационный комплекс, включающий: электронную коммерцию, автоматизированное рабочее место менеджера, информатизацию взаимодействия автосервиса с клиентами, первичную диагностику автомобиля, мобильную систему охраны автомобиля.

Разработанная электронная коммерция, представляет собой программный продукт по созданию Интернет-магазинов для автосервиса, в частности по продаже автомобильных шин и дисков. Главным элементом этого Интернет-магазина, являются каталог шин и каталог дисков.

В качестве технологии для разработки Интернет-магазина использован язык PHP. Важной особенностью PHP является, то он позволяет создавать качественные Web-приложения за очень короткие сроки, получая продукты, легко модифицируемые и поддерживаемые в будущем. Помимо серверного приложе-

ния, для функционирования Интернет-магазина создана база данных с использованием СУБД (система управления базами данных) MySQL. Для размещения Интернет-магазина использован обычный виртуальный хостинг, так как в данный момент нет необходимости в аренде выделенного сервера. Однако в будущем возможно увеличение нагрузки на сайт (как следствие увеличения посещаемости и одновременного наращивания функционала), поэтому не исключено, что возникнет необходимость переезда на отдельный сервер (или несколько серверов). В соответствии со сложившейся практикой разработки Интернет-приложений, сайты, как правило, не делаются полностью с нуля. Современные администрируемые сайты делаются на базе CMS-систем. CMS (Content Management System — система управления контентом) — класс прикладных программных средств, обеспечивающих Web-сервисы. Основой сайта стала система управления Web-CMS версии 1.2, написанная на языке PHP с использованием СУБД MySQL. CMS система Web-CMS является оригинальной разработкой. Все модули, кроме каталога шин и каталога дисков, а также голосования являются простыми страницами с текстовой и графической информацией. В модуле «каталог шин» содержится таблица с позициями каталога с разделением на страницы (одновременно на странице показывается число позиций, указанное в разделе «настройки»). Над таблицей расположена форма поиска информации в

таблице, а также формы, позволяющая отредактировать процент надбавки цены и процент закупочной цены для определенных позиций, определяемых шаблоном. В каталоге можно изменить процент надбавки базовой цены, или изменить результирующую цену на определенный процент для всех позиций, имеющих заданный сезон, производителя, и тип автомобиля (или только по одному из этих параметров, если остальные не заданы). В модуле «каталог дисков» содержится таблица с позициями каталога с разделением на страницы (одновременно на странице показывается число позиций, указанное в разделе «настройки»). В этом каталоге, тоже предусмотрена возможность изменения процента надбавки базовой цены.

Сегодня в автосервис активно внедряются компьютерные технологии для работы с документацией. На данный момент система управления производством в автосервисе характеризуется большим объемом информации, которую необходимо систематизировать и хранить, поэтому возникает острая необходимость в совершенствовании средств автоматизированной обработки информации. Достичь этого без разработки информационных систем практически не возможно. Большую потребность в подобных программных продуктах испытывают многим организации, где данные об управлении производством требуется не только хранить, но и правильно обрабатывать для возможности дальнейшего использования в интересах различных подразделений организации. В связи с этим, в информационных разработках университета уделено внимание автоматизации рабочего места менеджера по продажам в области автосервиса. Такая программа, разработана и внедрена на предприятиях автосервиса. Программа реализована в СУБД Microsoft Access. Программный продукт разрабатывался, исходя из запросов пользователей, что отразилось как в структуре самой базы данных, так и в структуре и содержании входящих в нее таблиц. Разработанные формы и отчеты наглядны и удобны как для ввода информации пользователем, так и для ее просмотра. Основные особенности разработанной информационной системы позволяют: производить прием заказов; осуществлять ввод и корректировать информацию как о запчастях и оборудовании, так и о марках автомашин (добавление, удаление, изменение записей); реализовывать информационный поиск по любым реквизитам с учетом различных условий; анализировать и просматривать дополнительную информацию (служебную) о видах ремонта, запчастях, марках автомашин. Должный учет специфики предприятия позволил существенно упростить такой трудоемкий процесс, как учет поступления заказов и комплектующих. В результате автоматизации была исключена возможность появления ошибок, ведущих к дополнительным затратам. Разработанная информационная система успешно прошла стадию опытной эксплуатации, по результатам которой были внесены необходимые коррективы, после чего последовало ее внедрение в производство. В этой работе было создано клиентское программное обеспечение для работы с базой данных, которое не требует от

пользователя больших навыков и глубоких знаний компьютера. Интерфейс системы простой и доступный в понимании. Для работы программы достаточно наличия на ПЭВМ типа IBM PC операционной системы Window XP.

Потребителями информационных продуктов разрабатываемых в СПбГУСЭ, часто являются малые предприятия. Для этих предприятий создаются программные продукты информатизации взаимодействия автосервиса с клиентами. Например, на отраслевом предприятии (ООО «Пластик»), занимающимся производством пластиковых аксессуаров для автомобилей как отечественных, так и зарубежных марок, были выявлены недостатки в организации работы с клиентами и планирования производства. Все это приводило к снижению прибыли и оттока клиентов. В процессе анализа деятельности предприятия было сформулировано несколько вариантов решения выявленных проблем. После разработки алгоритма взаимодействия компании с клиентами с использованием Internet и анализа вышеперечисленных вариантов был произведен предварительный расчет стоимости реализации и эксплуатации каждого из них. Для проектирования выбран тот вариант, у которого суммарные затраты на протяжении всего предполагаемого срока эксплуатации ниже. Таким вариантом оказалось создание представительства компании в глобальной сети Интернет собственными силами. После выбора вариантов решения выявленных проблем, была произведена постановка комплекса задач и его программная реализация. Разработка программного продукта производилась на основе языка разметки гипертекста (HTML), а также языков программирования Perl и Java Script. Разработаны формы входной и выходной информации [1]. Разработанный проект в начале был доведен до стадии опытной эксплуатации. Полное его внедрение осуществлено в первой половине 2008 года.

Для первичной диагностики автомобиля может быть использован, например, маршрутный компьютер, способный считывать коды неисправностей, либо недорогой сканер, рассчитанный на узкий круг марок или моделей (это наиболее характерно для отечественной техники). В последнее время получили широкое распространение карманные персональные компьютеры (КПК). Специалисты университета занимаются совершенствованием и внедрением программ первичной диагностики автомобиля, с использованием КПК. Программа, прежде всего, позволяет проверить, какие коды неисправностей остались в памяти электронного устройства, и удалить их. Однократные — по датчику детонации и иммобилиза-тору. Во вложенном меню можно найти более полную информацию об ошибке, ее статус. Программу можно установить и в мобильный телефон. Созданная программа самостоятельно формирует SMS-сообщение с необходимой для сервиса информацией. Автовладельцу остается только выбрать номер абонента — и отправить сообщение.

Ученые СПбГУСЭ занимаются разработкой мобильной системы охраны автомобиля в содружестве с ведущими компаниями России в этой области [2].

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

Так, разработанная информационно-охранная система подключается к автосигнализации и различным -исполнительным устройствам, например, мобильному телефону. Она обеспечивает двухстороннюю связь с автомобилем в любой точке покрытия сотовой связи. Система контролирует три зоны охраны автомобиля и состояние четырех дополнительных входов. Информация поступает на мобильный телефон в виде SMS-сообщений с указанием события, вызвавшего его отправку. Кроме того, по желанию владельца система может совершать прямой звонок на первый номер из списка в случае нарушения охраняемого периметра или срабатывания входа. После соединения будет звучать мелодия, соответствующая состоянию автосигнализации. Система может быть подключена и к другим комплексам, это повлияет только на их цену, но и к различным автосигнализациям и сервисным устройствам. При подключении к другим автосигнализациям система контролирует одну зону охраны автомобиля и состояние четырех дополнительных входов. Система будет рассылать SMS-сообщения на заданные телефонные номера в случае нарушения охраняемого периметра или срабатываний по дополнительным входам. Система может совершать прямой телефонный звонок на первый номер из списка в случае нарушения охраняемого периметра или срабатывания входа. В любой момент владелец может позвонить в автомобиль и проверить его сохранность. К системе можно подключить до четырех исполнительных устройств, которыми можно управлять как во время прямого телефонного соединения, так и с помощью SMS. Также предусмот-

рены дополнительные команды, отключающие задействованные устройства или обеспечивающие их непрерывную работу. Еще одной отличительной особенностью системы является возможность подключения внешнего резервного питания, переход на которое происходит автоматически при попытке обесточить систему. Одновременно ОБМ-сигнализатор информирует владельца о переходе на резервное питание БМБ-сообщением. Охранно-противоугонный комплекс работает по принципу «свой-чужой». Интеллектуальная система узнает хозяина машины по электронной метке (миниатюрному бескнопочному брелку). Для управления комплексом никаких действий не требуется. Нужно лишь иметь при себе метку. В систему записаны три метки, благодаря чему машиной могут пользоваться три человека. Для каждого пользователя могут применяться индивидуальные настройки. А они, благодаря богатым сервисным возможностям комплекса, могут быть самыми разнообразными. В комплексе применяются надежные алгоритмы защиты от захвата автомобиля, не требующие каких-либо действий от водителя.

Рассмотренными инновационными информационными технологиями не исчерпывается практика автосервиса. Сегодня трудно представить автосервис без компьютерных технологий.

Литература

A. В. Михедов, С. А. Казанцев. Автоматизированные информационные системы. М.: Издательство ПРИОР, 2001.

B. М. Пестриков. Выжми все из мобильного телефона. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.